ГРАММАТИКА КРЫЛАТЫХ ВЫРАЖЕНИЙ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 03 апреля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Н. К. ОНИПЕНКО, Е. Н. НИКИТИНА

Мы продолжаем публиковать материалы готовящегося учебника для 11 класса гуманитарной специализации, который является продолжением учебника Г. А. Золотовой, Г. П. Дручининой, Н. К. Онипенко "Русский язык. От системы к тексту. 10 класс" (М., 2002). Предлагаемый вашему вниманию учебно-научный текст развивает идеи, изложенные в учебнике для 10 класса в параграфе, посвященном обобщающему регистру (типу речи). Если в 10 классе обсуждались категории времени и лица в предложениях обобщающего регистра, то в учебнике для 11 класса авторы подробно рассматривают новые для учащихся грамматические признаки обобщающего регистра на примере крылатых выражений.

В Х классе вы узнали, что такое обобщающий регистр речи, анализировали тексты, в составе которых встречались обобщающие высказывания. Обобщающий регистр может быть частью синтаксической композиции, т.е. соединяться с другими коммуникативными регистрами в составе текста, но может и сам организовывать текст. Особенность обобщающего регистра в том, что его средствами создаются небольшие по объему, но очень емкие по содержанию тексты - пословицы (фольклорный жанр) и авторские сентенции (афоризмы), которые принято называть крылатыми выражениями. Крылатые выражения (1) формулируют законы человеческой жизни, общечеловеческие истины, (2) могут существовать как самостоятельные тексты.

Во Франции XVII века сформировался особый жанр - максима1, краткое изречение, формулирующее "высший принцип", общечеловеческое правило. Самыми знаменитыми, пожалуй, являются "Максимы" Франсуа де Ларошфуко. Вот некоторые из них: Ясный ум дает душе то, что здоровье - телу; Говорить всегда труднее как раз тогда, когда стыдно молчать; Легче познать людей, чем человека в частности. В русской литературе известны афоризмы Козьмы Пруткова.

* Приведите примеры афоризмов Козьмы Пруткова. Обратясь к энциклопедическому словарю, выясните, кто написал афоризмы Козьмы Пруткова.

Фонд крылатых выражений может пополняться из произведений художественной литературы. Так, комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума" - источник афоризмов, которые мы до сих пор используем в своей речи. Вспомним некоторые из этих высказываний.

Счастливые часов не наблюдают. Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь. Блажен, кто верует, тепло ему на свете. Дома новы, но предрассудки стары. Злые языки страшнее пистолета. Чины людьми даются, а люди могут обмануться.

* В чем особенность этих высказываний (грамматическое время, тип субъекта) и почему они живут вне своего контекста? Для ответа на этот вопрос обратитесь к учебнику 10 класса, в котором крылатые слова обсуждались в связи с всевременным значением предиката и обобщенно-личным значением субъекта (с. 95).

* Как называется коммуникативный регистр речи, который представлен пословицами и афоризмами?

Упр. 1. Докажите, что в приведенных примерах из А. С. Грибоедова время обобщенное (всегда), а субъект обобщенно-личный (все, и я в том числе). Чем выражается обобщенно-личный субъект?

Рассмотрим подробнее одно из предложений, например: Счастливые часов не наблюдают. Вот что мы можем сказать об этом предложении: 1) подлежащее выражено субстантивированным прилагательным2; 2) множественное число легко заменяется единственным без потери смысла (ср.: Счастливый часовне

стр. 56


--------------------------------------------------------------------------------

наблюдает); 3) сказуемое представлено формой настоящего времени, и изменить эту форму мы не можем (ср.: Счастливые часов не наблюдали - прош. вр. - так можно сказать только о конкретных людях, например, о Софье и Молчалине: Счастливые, они не наблюдали часов). Поговорим подробнее о каждой из трех особенностей.

1) Субстантивация. Известно, что прилагательное может употребляться в предложении без определяемого слова и занимать позицию существительного. Вспомним стихотворение А. Блока "На железной дороге":



Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.





* Найдите прилагательные, которые выполняют функцию существительных. Подумайте, почему это возможно.

Нередко в предложении прилагательные без существительного употребляются тогда, когда они обозначают человека. Читатель восстанавливает из предшествующего контекста существительные человек, мужчина, женщина и другие слова, называющие человека. Например: И тут... соткался из этого воздуха прозрачный гражданин... На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджачок... Марево растворилось, клетчатый исчез (М. А. Булгаков).

* Какое из выделенных прилагательных субстантивированное и какое существительное мы при нем восстанавливаем?

В примере Плясали неизвестной профессии молодые люди... Плясал какой-то очень пожилой с бородой... (М. А. Булгаков) определяемое слово для прилагательного пожилой восстанавливается не только из контекста, но и из человеческого опыта (пожилой относится только к человеку). В словаре такие слова фиксируются как прилагательные (в отличие от столовая, мороженое, гостиная).

Следующий уровень обобщения - прилагательное, которое обозначает всех представителей данного класса (людей). Вспомним толстых и тонких из города N ("Мертвые души"): Увы! толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие. Фрагмент начинается словами Мужчины здесь, как и везде, были двух родов. Но речь идет о мужчинах не только города N и восстанавливается не только слово мужчина, но и слово человек.

* Как вы думаете, почему? К какому регистру принадлежит высказывание о толстых и тонких?

* Почему название рассказа А. П. Чехова "Толстый и тонкий" не требует употребления существительного?

* Почему рассказ назван "Толстый и тонкий"? Для ответа на этот вопрос сравните названия рассказов "Толстый и тонкий", "Попрыгунья", с одной стороны, и "Ионыч", "Человек в футляре" - с другой. Подумайте, какие из них отсылают читателя к другим произведениям русской литературы?

Пословицы имеют в виду всех людей, объединенных по какому-то признаку (умные, добрые, сытые, жадные), в пословицах восстанавливаться может только слово человек в значении все или каждый, поскольку в данных высказываниях выражается обобщенно-личное значение. Это можно доказать, перефразировав пословицы с помощью местоимений любой, всякий, каждый, все, никакой.

Упр. 2. Перепишите пословицы и подчеркните субстантивированные прилагательные. Докажите, что предложения выражают обобщенно-личное значение.

Умный в гору не пойдет. Смелого пуля боится, смелого штык не берет. У сильного всегда бессильный виноват. Пьяному море по колено. Не шепчи глухому, не мигай слепому. Глупому не страшно и с ума сойти. С милым рай и в шалаше. К милому и семь верст не крюк.

* Замените единственное число субстантивированных прилагательных множественным. Изменился ли смысл?

2) Категория числа в предложениях обобщающего регистра не обозначает конкретного количества субъектов, поскольку речь идет о классе людей цели-

стр. 57


--------------------------------------------------------------------------------

ком. Вследствие этого мы, как правило, можем множественное число заменить единственным, и наоборот.

Упр. 3. Перепишите текстовый фрагмент. Подчеркните субстантивированные прилагательные, определите их число. Как вы думаете, почему возможна замена форм числа?

Тоненькие служат больше по особенным поручениям или только числятся и виляют туда и сюда... Толстые же никогда не занимают косвенных мест, а все прямые... наружного блеска они не любят; на них фрак не так ловко скроен, как у тоненьких. У тоненького в три года не останется ни одной души, не заложенной в ломбард; у толстого спокойно, глядь - и явился где-нибудь в конце города дом, купленный на имя жены... Наконец, толстый, послуживши Богу и государю,... перебирается и делается помещиком, славным русским барином... А после него опять тоненькие наследники спускают, по русскому обычаю, на курьерских все отцовское добро (Н. В. Гоголь).

Еще одним способом выражения обобщенно-личного значения являются отвлеченные существительные, выражающие признак: смелость, гордость, красота и т.д. Особенность этих слов в обобщающих высказываниях состоит в том, что они, обозначая свойство, относятся к множеству лиц и каждому человеку из этого множества в отдельности.

* Можно ли изменять существительные со значением качества по числу? Если да, то как меняется при этом их значение? Приведите примеры.

Упр. 4. Прочитайте пословицы и афоризмы. Найдите производные существительные, сделайте их словообразовательный разбор. Какие из них имеют обобщенно-личное значение? Докажите это, перестроив предложения и заменив в них существительные в именительном падеже прилагательными.

Смелость города берет (поел.). Безумство ищет, глупость судит (Тютчев). Если бы молодость знала, если бы старость могла (поел.). Юность меняет свои вкусы из-за пылкости чувств, а старость сохраняет их неизменными по привычке (Ларошфуко). Добродетель не достигала бы таких высот, если бы ей в пути не помогало тщеславие (Ларошфуко).

* В последней максиме слова добродетель и тщеславие заменить прилагательными непросто. Какие функции в предложении выполняют эти прилагательные? В какой позиции прилагательное субстантивируется?

Кроме субстантивированных прилагательных и отвлеченных существительных, в обобщенных суждениях употребляются и конкретные существительные, и имена собственные, но и те и другие в рамках пословиц приобретают добавочное (переносное) значение, например: В Тулу со своим самоваром не ездят. Это высказывание читается как пословица только потому, что Тула перестает быть конкретным городом, а самовар - только прибором для кипячения воды; Тула обозначает место, где что-то есть в достатке, в большом количестве, самовар становится атрибутом этого места (как и тульские пряники или тульские ружья).

В пословицах переосмысливаются и названия животных: кошки уже не кошки, рыбы не рыбы, а точнее, не столько кошки или рыбы, сколько люди и вещи. Например: С волками жить - по-волчьи выть; Старого воробья на мякине не проведешь; Бодливой корове бог рог не дает; Пуганая ворона и куста боится; Дареному коню в зубы не смотрят; На безрыбье и рак рыба. Эти пословицы гораздо труднее перевести на иностранный язык, чем авторские сентенции с абстрактными существительными. Попытайтесь объяснить почему.

* Как вы понимаете эти пословицы? В каких пословицах названия животных соответствуют людям, в каких - людям и вещам? В каких жизненных ситуациях вы можете применить эти пословицы?

3) Время в высказываниях обобщающего регистра не делится на настоящее, прошедшее и будущее, т.е. глагольную временную форму в высказывании нельзя изменить.

Упр. 5. Прочитайте афоризм. Мы ничего не раздаем с такой щедростью, как советы (Ларошфуко).

стр. 58


--------------------------------------------------------------------------------

* Объясните, как вы понимаете его. К кому относится местоимение мы? Попробуйте изменить глагольную форму (настоящее время заменить прошедшим). К кому теперь относится высказывание? Как изменился регистр? Какое из двух высказываний - исходное или производное - принадлежит обобщающему регистру?

Упр. 6. Прочитайте фрагмент из "Евгения Онегина". Подчеркните предикаты и определите время. Можно ли изменить временные формы глагольных предикатов?



О люди! все похожи вы
На прародительницу Эву:
Что вам дано, то не влечет,
Вас непрестанно змий зовет
К себе, к таинственному древу:
Запретный плод вам подавай,
А без него вам рай не рай.





Вернемся к анализу обобщенных высказываний на примере грибоедовского Счастливые часов не наблюдают. Когда эти высказывания мы произносим медленно, не скороговоркой, то ставим в них не одно логическое ударение, как в обычных простых предложениях, а два: Счастливые / часов не наблюдают, ср., например, с пословицей: На ловца/ и зверь бежит. Это явление можно назвать двухвершинной интонационной структурой высказывания.

Чтобы понять, почему мы так произносим, сравним интонацию в крылатых выражениях с интонацией в предложении, например, изобразительного регистра. Обычно при прямом порядке слов ударение падает на правую часть высказывания, на рему: Пришедший/ откинул капюшон (Булгаков). В крылатых выражениях, напротив, ударным является не только сказуемое, но и подлежащее. Так происходит потому, что это не обычное подлежащее: оно развертывается в целое предложение, а все высказывание превращается в сложноподчиненное предложение: Если человек счастлив, то он не замечает времени; Когда люди счастливы, они не замечают времени. Разворачивая исходную конструкцию в сложное предложение, мы с вами построили сложноподчиненное с придаточным условия, которое является одним из вариантов представления причинно-следственной связи между двумя событиями. Почему в обобщающем регистре предложения соединяются союзами со значением условия (если, когда), а не причины? Потому что причина всегда связана с конкретным событием, а в обобщающем регистре конкретных событий нет; условие же - это обнаруженная закономерность, многократно повторяющиеся причинно-следственные отношения между двумя событиями. Ср. с высказыванием в информативном регистре: Эти люди не обращают (не обращали) внимания на время, потому что они (были) счастливы - предложение сложноподчиненное, придаточное причины, присоединяемое союзом потому что.

Если в рамках информативного регистра возможно выразить и причину, и условие, то в обобщающем регистре условие трудно отличить от причины. Условие - это возможная причина, повторяющаяся причина. То, что повторяется, что может происходить всегда, не ограничено рамками конкретного времени, и это как раз соответствует всевременному значению обобщающего регистра.

Неизосемическое3 (признаковое) слово в составе предложения разворачивается в предикативную единицу, а само предложение превращается в сложное. Например: К беде неопытность ведет. → Если человек неопытен, то он может попасть в беду. Предложения с неизосемическими компонентами называются полипредикативными. Двухвершинная интонационная структура указывает на полипредикативность.

В сущности, в пословице будет столько логических ударений (вершин), сколько в ней предикативностей, т.е. сколько членов предложения могут быть развернуты в предикативные единицы. Например: Сытый/ голодного/ не разумеет. → Если один человек сыт, а другой - голоден, то они не поймут друг друга.

* Как связана двухвершинная (многовершинная) интонация с полипредикативностью?

стр. 59


--------------------------------------------------------------------------------

Обобщающий регистр, представленный одним предложением, может существовать как самостоятельный текст. Это возможно потому, что две предикативные единицы соединены особыми отношениями взаимообусловленности. Примером таких текстов-минимумов являются, например, пословицы, а также авторские афоризмы, которые живут вне большого текста, в рамках которого они возникли.

Вспомним жанр басни. Ее композиция включает мораль, которая содержит высказывание обобщающего регистра, и иносказание - конкретную историю, при помощи которой автор объясняет истину.

Из научных книг

М. Л. Гаспаров. Античная басня - жанр-перекресток//Античная басня. М.; Л., 1991.

Что такое басня, каждый знает с детства: короткий рассказ, часто стихотворный, обычно про животных, говорящих и действующих по-человечески, и при нем короткая мораль, прямо формулирующая идею рассказа: "басня учит тому-то". Основное повествование роднит басню с животной сказкой, мораль - с пословицей: иные пословицы, вроде "Знает кошка, чье мясо съела", выглядят готовыми неразвернутыми баснями. Всякое художественное произведение соединяет в себе занимательность и поучительность, но в басне они делят между собою территорию произведения так четко, как нигде. И как они тянут басню в разные стороны - это тоже видно здесь так наглядно, как нигде.

Упр. 7. Выпишите примеры моралей из басен И. А. Крылова. Найдите в них высказывания обобщающего регистра, которые и иллюстрируются иносказаниями. Какие из этих высказываний стали крылатыми?

Образец. В басне "Кот и Повар" читаем мораль, которая следует за иносказанием:



А я бы повару иному
Велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей не тратить по-пустому.
Где нужно власть употребить.





В составе морали находим рамочную конструкцию (прямо заявляющую позицию автора по отношению к сообщаемому) а я бы повару иному... и высказывание обобщающего регистра речей не тратить по-пустому, где нужно власть употребить.

Особое место обобщающий регистр занимает в философских рассуждениях. Рассмотрим примеры таких рассуждений в поэтических текстах, которые и принято называть философской лирикой.

Найдите и прочитайте стихотворение Ф. И. Тютчева "Цицерон" и объясните, что такое гражданские бури и тревоги, ночь Рима, кровавая звезда.

Во второй строфе этого стихотворения Ф. И. Тютчев, споря с римским оратором, который считал, что не вовремя родился, пишет:



Счастлив, кто посетил сей мир
В его минуты роковые -
Его призвали всеблагие,
Как собеседника на пир;
Он их высоких зрелищ зритель,
Он в их совет допущен был
И заживо, как небожитель,
Из чаши их бессмертье пил!





Строфа открывается парадоксальным высказыванием: человек, родившийся в суровое историческое время (войны, революции, террор), должен сознавать счастье. Чтобы понять эту сентенцию, надо дочитать строфу до конца. Тютчев-философ объясняет свой парадокс: счастливый жребий выпадает тому политическому деятелю, который оказывается современником больших исторических событий, на их волне он становится участником истории, остается в памяти людей как великая личность. Хотя весь фрагмент принадлежит обобщающему регистру, крылатыми стали только первые две строки. У Тютчева они являются аргументом в полемике с Цицероном, мы же можем прочесть их не только в связи с фигурой политического деятеля. Например, так: живущему в суровые времена человеку представляется возможность осмыслить судьбы мира, так как он становится очевидцем великих событий, поворотных пунктов истории. Те-

стр. 60


--------------------------------------------------------------------------------

ряя частное человеческое счастье - мир, покой, - человек обретает способность философски осмысливать мир, и в этом его счастливый жребий.

* Как вы понимаете выражение его (мира) минуты роковые! Для ответа на этот вопрос обратитесь к толковому словарю и выясните значения прилагательного роковой. В каком значении употреблено это слово в стихотворении Тютчева? Подберите синонимы и составьте синонимические ряды для двух значений существительного рок. При необходимости обращайтесь к толковому и синонимическому словарям.

* Объясните смысл названия повести М. А. Булгакова "Роковые яйца". Вспомните, что инициатором биологического эксперимента в совхозе был Александр Семенович Рокк.

Вернемся к примеру из Тютчева. Крылатое выражение из стихотворения "Цицерон" известно в двух вариантах; Счастлив, кто... и Блажен, кто... Одним из условий его самостоятельного существования в виде афоризма является то, что оно построено по типовой синтаксической структуре, закрепившейся в литературе XIX века, ср.: Блажен, кто верует, тепло ему на свете; Блажен, кто смолоду был молод..., Блажен, кто праздник жизни рано оставил, не допив до дна бокала полного вина, кто не дочел ее романа.

* Из каких произведений взяты эти строки?

Итак, мы показали, что в обобщающем регистре лексика (значения слов), грамматика (значения грамматических категорий и форм) и синтаксис (структура и значение предложений) взаимодействуют особым образом. В синтаксической конструкции упакованы две (или несколько) предикативных единиц, между которыми обнаруживаются причинно-следственные отношения условия/причины; субъект прочитывается обобщенно-лично - т.е. применительно ко всем людям вообще, и к говорящему в том числе. Лексика и морфология подчинены синтаксису, т.е. и лексические, и грамматические значения прочитываются через синтаксическую конструкцию. Поэтому конкретная лексика, к примеру, не имеет своего прямого предметного значения: вороны не вороны, а кусты - не кусты (Пуганая ворона и куста боится - Пуганая галка и куста боится. - Пуганая ворона и травы боится), а средства обозначения людей вообще и вещей в мире людей. Грамматические категории числа и времени живут здесь по своим законам: форма числа безразлична при обозначении класса людей, поэтому ее можно менять, не нарушая смысл высказывания (Дареным коням в зубы не смотрят); грамматическое время в крылатом выражении обозначает "все времена", "всегда", поэтому мы не можем изменить форму времени: это нарушило бы всевременность истины, отодвинуло бы истину в план прошлого или будущего, превратило бы закономерность мира в частный факт (Дареному коню в зубы не смотрели/ не будут смотреть). Это означает, что категории времени и числа в обобщающем регистре не работают4. Единственная работающая (меняющаяся) категория - вид, и это объяснимо: если закономерность выражается последовательностью двух событий во времени (сначала одно, потом другое), то она будет выражаться совершенным видом: Назвался груздем, полезай в кузов.

Таким образом, мы обнаружили грамматический механизм образования крылатых выражений. Это пять признаков обобщающего регистра:

1) полипредикативность;

2) внутренние причинно-следственные связи;

3) обобщенно-личность субъекта в обеих частях полипредикативной конструкции;

4) обобщенность времени;

5) двухвершинная (многовершинная) интонационная структура.

Закрепление и самопроверка

1. Какими языковыми средствами выражается обобщенно-личный субъект (субъект класса)? Приведите примеры.

2. В чем состоит особенность обобщенных высказываний (назовите 5 признаков)?

3. Как можно доказать полипредикативность обобщенных высказываний?

стр. 61


--------------------------------------------------------------------------------

4. Как вы думаете, какие обобщенные высказывания будут представлять наибольшую трудность при переводе на иностранный язык - с субстантивированными прилагательными, с абстрактными существительными или с конкретными существительными, например, названиями животных? Обоснуйте свое мнение.

Упр. 8. Перепишите приведенные ниже примеры обобщенных высказываний и охарактеризуйте каждый из них по пяти признакам.

Образец. Безумство ищет, глупость судит (Тютчев).

В этом предложении два обобщенных высказывания. Рассмотрим первое из них.

1 - 2) Предложение полипредикативно, синонимично сложноподчиненному предложению со значением причины/ условия; Если человек безумен, то он будет искать (чего-то в жизни, чего-то хотеть).

3) Субъект - обобщенно-личный, т.е. любой безумный (не умудренный опытом). Способ выражения обобщенно-личного субъекта - неизосемическое (со значением качества) существительное.

4) Время - всегда, во все времена. Форму глагольного предиката изменить невозможно: Безумство искало.

5) Двухвершинная интонационная структура: Безумство/ ищет.

Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь. И дым Отечества нам сладок и приятен. Тот скажи любви конец, кто на три года вдаль уедет. Хоть честный человек, хоть нет, для нас равнехонько про всех готов обед. Злые языки страшнее пистолета. Чины людьми даются, а люди могут обмануться (Грибоедов).

Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей. Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать. Гений и злодейство - две вещи несовместные (Пушкин).

Упр. 9. Прочитайте пословицы, выделяя голосом ударения. Сколько логических ударений вы ставите в каждом из предложений? Почему?

Дуракам закон не писан. Дурная голова ногам покоя не дает. За битого двух небитых дают. Лежачего не бьют. Паршивая овца все стадо портит. Первая брань лучше последней. Пугливая ворона и куста боится.

Упр. 10. Прочитайте стихотворение в прозе И. С. Тургенева "Дурак". Сравните значение слова дурак в первом и последнем предложениях. Какое из этих предложений принадлежит к обобщающему регистру? Докажите, что обобщенность создается не лексическими средствами и не морфологией, а синтаксической конструкцией. Для этого сделайте разбор обобщенного высказывания и проанализируйте его по пяти признакам.

Упр. 11. Объясните смысл сентенций из басен Крылова.

Где пастух дурак, там и собаки дуры; Кто посмирней, так тот и виноват; В природе и чинах высокость хороша; но что в ней прибыли, когда низка душа; Когда почтен быть хочешь у людей, с разбором заводи знакомства и друзей; Как счастье многие находят лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят; Когда не хочешь быть смешон, держися звания, в котором ты рожден.

* Какая из сентенций подходит к господину Журдену из комедии Мольера "Мещанин во дворянстве"? Приведите пословицы и поговорки на ту же тему.

* Какого литературного героя можно охарактеризовать с помощью высказывания Как счастье многие находят лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!

Упр. 12. Прочитайте афоризмы. Как вы их понимаете?

Красивые выражения украшают красивую мысль и сохраняют ее (В. Гюго); Самое редкое мужество - это мужество мысли (А. Франс); Хорошо говорить - значит просто хорошо думать вслух (Э. Ренан); Талант великих душ есть узнавать великое в других людях (Н. Карамзин); Любознательность создает ученых и поэтов (А. Франс); Чистая совесть - превосходное снотворное (А. Конан Дойл); Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности (А. Пушкин); Умные среди дураков всегда странны (В. Белинский); Праздная жизнь не может быть чистою (А. П. Чехов).

стр. 62


--------------------------------------------------------------------------------

* Перепишите афоризмы. Подчеркните подлежащие и сказуемые.

* Какими средствами выражается в этих афоризмах всевременное значение предиката?

* Найдите в афоризмах неизосемические производные существительные и сделайте их словообразовательный разбор.

* Какой стилистический прием используется в первых четырех высказываниях?

Упр. 13. Прочитайте стихотворение А. К. Толстого.



Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!

Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!





А. К. Толстой

1) К какому типу сложноподчиненных предложений относятся предложения в этом тексте? В чем особенность вторых частей в каждом из сложноподчиненных предложений? Чем выражена обобщенно-личность?

2) Попробуйте перестроить сложные предложения так, чтобы получились простые со словосочетаниями Настоящая любовь - это..., Настоящий гнев - это... и т.д.

Упр. 14. Дайте регистровую характеристику предложениям с глаголами, имеющими в своем составе приставку пере-. Как вы думаете, являются эти предложения простыми или сложными? Какие синтаксические отношения выражаются в этих предложениях? Чем выражена обобщенно-личность?



Да соразмерит князь
Милость свою и гнев.
Переовечил - хлев,
Перемонаршил - бунт...

В меру! Сочти и взвесь!
Переобедал - резь,
(Лысина - перескреб),
Перепостился - гроб,
Перелечил - чума!

В меру и мочь, и сметь.
Перезлословил - плеть...





М. И. Цветаева

В этом параграфе...

Были рассмотрены языковые средства обобщающего регистра. Показано, что обобщающие высказывания создаются подчинением лексики и морфологии синтаксической конструкции.

-----

1 От лат. maxima sententia - "высший принцип".

2 Субстантивированные прилагательные выполняют в предложении функции существительного.

3 В данном случае речь идет о прилагательном, категориальное значение которого - признак предмета, в позиции подлежащего: Счастливые часов не наблюдают = Те, кто счастливы.

4 В лингвистике принято говорить о том, что грамматическая категория не работает, если слово не изменяется по этой категории, т.е. не имеет форм. Например, в существительном ворота категория числа не работает: существительное имеет форму множественного числа, но эта форма неизменяема и не может передавать реального количества предметов, ср.: бревно - бревна.

стр. 63


Похожие публикации:



Цитирование документа:

Н. К. ОНИПЕНКО, Е. Н. НИКИТИНА, ГРАММАТИКА КРЫЛАТЫХ ВЫРАЖЕНИЙ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 03 апреля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207222896&archive=1207225877 (дата обращения: 25.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии