УРОК-ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ "МЕСТОИМЕНИЕ"

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 03 апреля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© И. В. СОРОКИНА

Цели для учителя

1. Закрепление знаний, умений и навыков по теме "Местоимения". Активизация внимания к синтаксической роли местоимений в предложении и их функциям в тексте.

2. Продолжение работы по развитию монологической речи учащихся, умению анализировать поэтический текст.

3. Эстетическое воспитание учащихся на основе поэтических текстов А. С. Пушкина

Цели для учащихся

В конце темы учащиеся должны знать:

* разряды местоимений;

* правила правописания неопределенных и отрицательных местоимений;

* особенности синтаксической роли местоимений;

* роль местоимений как средства связи предложений в тексте;

* особенности употребления в речи местоимений различных разрядов.

В конце темы учащиеся должны уметь:

* определять разряды местоимений;

* правильно писать неопределенные и отрицательные местоимения;

* определять вид связи предложений в тексте (цепная или параллельная);

* анализировать поэтический текст и определять функции местоимений различных разрядов в тексте;

* правильно употреблять местоимения в речи.

Ход урока

Цели и задачи урока (1 - 2 мин.)

1. Лингвистическая разминка (10 - 12 мин.)

Работа в группах по вариантам (выполняется на кодопленке).

Проверка через графопроектор. Контроль учителя

стр. 52


--------------------------------------------------------------------------------

Цели

В процессе выполнения заданий закрепить навыки:

* определять разряд и начальную форму местоимений;

* определять синтаксическую роль местоимений;

* правильно писать неопределенные и отрицательные местоимения;

* правильно употреблять местоимения в речи.

2. Работа над поэтическими текстами (5 мин.)

Общеклассная устная работа. Индивидуальная работа по карточкам. Контроль учителя.

Цель

Уметь определять функции местоимений в тексте.

Этап I

I. Прочитайте отрывок из стихотворения А. С. Пушкина "Анчар".

Определите вид связи предложений в тексте. Что является средством связи?



В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей,
И корни ядом напоила.





А. С. Пушкин

II. Прочитайте отрывок из стихотворения А. С. Пушкина "Осень".

О чем говорит поэт в этих строках? Какова синтаксическая роль и функция в тексте местоимения "таков"?



И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь;
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят - я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн - таков мой организм
(Извольте мне простить ненужный прозаизм).





III. Прочитайте отрывок из стихотворения А. С. Пушкина "Деревня". Какие чувства испытывает поэт, находясь вдали от города? Какие средства выразительности используются в стихотворении, какова роль личного местоимения?

Индивидуальная работа по карточке (выполняется на кодопленке)

Проверка индивидуальной работы через графопроектор.

I вариант
II вариант
III вариант

I. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Поставьте местоимения в начальную форму.

(н...) (с) кем не встретился (н...) (с) кем поговорить
(н...) (о) чем сожалеть (н...) (о) чем не спросил
(н...) (в) какой игре не участвовал (кое) (за) чем зайти

II. Поставьте местоимения в начальную форму, укажите их разряды. У каких местоимений нельзя определить разряд или начальную форму вне контекста?

собой, таков, их, о чем-то
этому, кое о чем, моего, н...кто
н...кому, столько, твоего, обо мне

III. Подчеркните местоимения как члены предложения.

Никто не знал, что произошло
Никому не удалось ему помочь
Птицы, которые так радовали нас своим пением, улетели

IV. Укажите ошибки в употреблении местоимений. Запишите предложения в исправленном виде.

Мы вчера были у их в гостях. Собака услышала ее имя и громко залаяла.
Я ничего не знаю об их них планах. Катя договорилась с подругой, что она за ней зайдет.
Друзья спорили о этом давно. Художник закончил писать портрет, и его купил известный коллекционер.






стр. 53


--------------------------------------------------------------------------------

Подчеркните местоимения как члены предложения.



Приветствую тебя, пустынный утолок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья!





Этап II (12 - 15 мин.)

Цель.

Уметь определять в поэтических текстах функции местоимений различных разрядов, способствующих созданию образной поэтической картины.

Устная работа в группах по вариантам.

Индивидуальная работа по карточкам. С сообщением по каждому варианту выступает один из учащихся.

Контроль учителя.

Уровень I

Прочитайте отрывки из стихотворений А. С. Пушкина. Какие чувства вызывают у вас эти строки? Какую картину создает поэт в каждом стихотворении? Какие средства выразительности и с какой целью использует автор?

Выясните, местоимения какого разряда преобладают в тексте. Чем, по-вашему, обусловлено употребление именно этих местоимений?

1 вариант



Кто, волны, вас остановил,
Кто оковал ваш бег могучий,
Кто в пруд безмолвный и дремучий
Поток мятежный обратил?





Индивидуальная работа по карточке (выполняется в тетради)

Поставьте местоимения в начальную форму, укажите их падежи и разряды.

2 вариант



На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой...





Индивидуальная работа по карточке (выполняется на кодопленке)

Проверка индивидуальной работы через графопроектор.

Подчеркните местоимения как члены предложения.

3 вариант



Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.





Индивидуальная работа по карточке (выполняется в тетради)

Поставьте местоимения в начальную форму, укажите их падежи и разряды.

Индивидуальное задание для сильных учащихся.

Уровень II

Цель.

Уметь анализировать поэтический текст, определять роль местоимений различных разрядов в раскрытии темы произведения и в создании поэтических образов.

Выполняется в тетради. Контроль учителя.

Прочитайте отрывок из стихотворения А. С. Пушкина "Бонапарт и черногорцы". Письменно проанализируйте стихотворение, предварительно продумав ответы на следующие вопросы.

1. О чем рассказывается в данном стихотворении?

2. Как оно построено?

3. Как связаны предложения в тексте, что является средством связи предложений в тексте?

4. Как раскрываются образы Бонапарта и черногорцев?

5. Какова роль местоимений в создании этих образов?



Черногорцы? Что такое?
Бонапарте вопросил:
"Правда ль это племя злое
Не боится наших сил?

Так раскаются ж нахалы:
Объявить их старшинам,
Чтобы ружья и кинжалы
Все несли к моим ногам".





стр. 54


--------------------------------------------------------------------------------



.... Нам сдаваться нет охоты, -
Черногорцы таковы!
Для коней и для пехоты
Камни есть у нас и рвы...





3. Подведение итогов урока (1 - 2 мин.)

4. Срез знаний (10 мин.)

Цель.

Проверка знаний, умений и навыков учащихся по теме.

Тест

I. Установите соответствия между разрядами местоимений и приведенными словами:

А. Личные
1. (увидели) их

Б. Неопределенные
2. некто

В. Отрицательные
3. ни о ком

Г. Притяжательные
4. их (работа)


5. не за кого






II. Найдите ошибку:

1. Я увидел себя в зеркале.
Местоимение "себя" потреблено в Р. пад.

2. Мне не о чем жалеть.
Начальная форма местоимения "не о чем" - "нечего".

3. Столько новых слов!
"Столько" - указательное местоимение.






III. Укажите предложения, в которых местоимение является подлежащим:

1. Мне не удалось его встретить.

2. Кто может ответить на вопрос?

3. Деревья, которые мы посадили, зазеленели.

IV. Укажите местоимения, в написании которых нет ошибок:

1. кое о ком

2. ни за что

3. не о чем не спросил

4. чей-нибудь

5. ни во что не верю.

V. Определите вид связи предложений в тексте. Что является средством связи? Укажите разряды местоимений и их синтаксическую роль.


Фонтан любви, фонтан живой! Принес я в дар тебе две розы. Люблю немолчный голос твой И поэтические слезы.





(А. С. Пушкин)

Ключи

Ключ к тесту

I. А 1; Б 2; В 3, 5; Г 4.

II. Себя - в вин. пад.

III. 2, 3.

IV. 1, 4, 5.

V. Вид связи цепной.

Средства связи - местоимения "тебе", "твой".

"Я" - подлежащее; "тебе" - дополнение; "твой" - определение.

Ключ N 1

I вариант
II вариант
III вариант

I. Ни с кем не встретился
Не о чем сожалеть.
Ни в какой игре не участвовал.

Н.ф. - никто.
Н.ф. - нечего.
Н.ф. - никакой.

Не с кем поговорить.
Ни о чем не спросил.
Кое за чем зайти.

Н.ф. - некого.
Н.ф. - ничто.
Н.ф. - кое-что.

II. Собой - себя (возврати.)
Этот - указат.

Кое-что - неопред.
Никто - отрицат. или

некого - отрицат.

Таков - указательн.
Мой - притяжат.
Столько - указат.

Их - личное или протяжательное.
Никто - отрицат или некто - неопредел.
Твой - притяжат.

Я - личное.

Что-то - неопредел.



III. Никто не знал, что произошло.
Никому не удалось ему помочь.
Птицы, которые так радовали нас своим пением, улетели.

IV. Мы вчера были у них в гостях. Собака услышала имя хозяйки и громко залаяла.
Я ничего не знаю об их планах. Катя договорилась с подругой, что та за ней зайдет.
Друзья спорили об этом давно. Художник закончил писать портрет, и картину купил известный коллекционер.





Похожие публикации:



Цитирование документа:

И. В. СОРОКИНА, УРОК-ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ "МЕСТОИМЕНИЕ" // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 03 апреля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207222850&archive=1207225877 (дата обращения: 20.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии