ТЕМЫ ИСТОРИИ И СУДЬБЫ НАРОДА В ПОЭЗИИ НИКОЛАЯ РУБЦОВА

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 03 апреля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© О. А. ЕРЁМИНА

"О Московском Кремле", "Видения на холме", "Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны..."

11 КЛАСС

"О Московском Кремле"

Коллективный анализ стихотворения (на базе самостоятельной домашней работы).

Если ученики в классе привыкли работать по группам и подобная работа бывает плодотворной, то можно будет как обычно разделить учеников на 3 - 5 рабочих групп (в зависимости от количества детей в классе), предложить им обсудить домашние заготовки и составить общий для группы анализ стихотворения "О Московском Кремле" (ученикам было дано опережающее домашнее задание). Затем одна из групп расскажет о результатах своей работы, остальные выступят участниками коллективного обсуждения.

Практически все стихотворение построено на антитезе: в данном случае это не просто художественный прием, но такой прием, который глубоко соответствует основной идее произведения: русский дух вырос на сопряжении противоречий, противоположных качеств и проявлений, и Московский Кремль - высшее его воплощение. Это пример неразрывной связи формы и содержания.

Антитезы:

- "бессмертное величие" - "смертными словами"

- "смиренье и гордыня"

- "веет старина" - "утверждена московская твердыня" (усиление с помощью использования однокоренного слова)

- "исцелял невзгоды" - "скрывая боль"

- ответственность за государство - "душевные раны"

стр. 42


--------------------------------------------------------------------------------

- звон: "то скорбный он, то гневный и державный"

- Наполеон: "путь его бесславный" - "перед славной воинской святыней"

- "земной" - "сказочно-небесный"

- "От пушек и ножа / Здесь кровь лилась..." - "в день воскресный", "мираж"

- "склонялись" - "реет и горит".

- Какие слова и выражения повторяются в тексте стихотворения? Какое впечатление создают эти повторы?

Первое, что могут заметить ученики, - повтор выражения "о, русская земля!" как реминисценция из "Слова о полку Игореве". Это восклицание в стихотворении делает Московский Кремль наследником великой славы Киевской Руси и древних традиций.

Дважды повторяется слово "твердыня", усиленное кратким причастием "утверждена". "Грозный Иоанн" - "Он грозной был твердыней".

Дважды звучит слово "звон" ("звоны"): "далекий слышен звон" и "его таинственные звоны". Мотив звона проходит через все творчество Рубцова (сравни: стихотворение "Старая дорога"). Общим становится и мотив зари: "навек озарена", "реет и горит" - и "глушь, забывчивость, заря" в "Старой дороге". Другой момент, объединяющий два произведения, - общий размер: пятистопный ямб.

Повторы не превращаются в анафоры: они словно прошивают стихотворение, незаметно на первый взгляд скрепляют его изнутри. Антитезы выполняют ту же роль. Мы словно воочию видим противоречивый русский характер, сотканный из крайностей, судьбу русской земли, в которой веками прорастали "смиренье и гордыня" и даже сейчас причудливым образом сочетаются бесславие и слава.

Тему исторической судьбы народа продолжают другие известные стихотворения Николая Рубцова: "Видения на холме" и "Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны..." (ученики читают эти стихотворения). Очень важно, чтобы исполнение стихотворений было выразительным: смысл их прозрачен, образность и мелодика текста обладают большой силой эмоционального воздействия.

"Видения на холме"

Качественная работа над художественным обликом стихотворения возможна только при наличии текстов у учеников, причем таких текстов, в которых можно делать собственные пометы.

- Определите размер стиха. Какое ощущение он создает?

Перед нами пятистопный хорей. Он создает ощущение неторопливой повествовательности, эпичности, что соответствует содержанию произведения.

- Как вы думаете, какие строки этого стихотворения являются ключевыми?

Однозначного ответа быть не может. Кто-то выделит стих "Россия, Русь! Храни себя, храни!", кто-то - "...Иных времен татары и монголы". Важно будет услышать ответы на вопросы:

- Почему именно эти строки вы выделили как наиболее важные? Почему Русь, по мнению автора, должна сама хранить себя? Что означает этот призыв?

Если есть время, то интересно будет поработать с эпитетами и другими средствами создания художественной выразительности, например, повторами и антитезами.

- "Взбегу на холм / и упаду / в траву". Почему поэт именно так членит строку? Каковы пространственные отношения внутри этого стиха? Какой эффект этим достигается?

- Как вы понимаете стихи "Пустынный свет на звездных берегах...", "...Спокойных звезд безбрежное мерцанье..."? Найдите эпитеты. Какой образ с помощью этих эпитетов создает поэт?

- Найдите в тексте повторы. Связаны ли, по-вашему, эти повторы с повторами русских народных песен? Какова эта связь?

- Какой повтор является, на ваш взгляд, наиболее выразительным? Почему автор создает такое усиление? Какой отклик вызывает поэт в душах читателей?

"Черный крест", "крестами небо закрестили", "видятся окрест", "лес крес-

стр. 43


--------------------------------------------------------------------------------

тов в окрестностях России", "кресты, кресты...".

- Почему лирический герой не в состоянии выдержать видение?

Очень важно будет отметить, что не отвлеченное знание, а вчувствование в иные эпохи дает богатейший духовный опыт, ощущение живой причастности к роду, к истории и истокам народа. Рубцов пережил такой опыт, воплотил его в художественной форме, что дает возможность и нам эмоционально ощутить живую историю страны.

Завершая беседу, еще раз прочитаем стихотворение.

"Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны..."

Если позволяет время, то после разговора о первых впечатлениях прочитаем это стихотворение повнимательнее.

- Можно ли сказать, что все стихотворение построено на одной или двух мыслях или образах? Или, может быть, образы и мысли переплетаются, образуя сложный узор?

Попробуем выделить части стихотворения.

Первая тема ("Я буду скакать...") является и последней, то есть композицию стихотворения можно назвать кольцевой.

- Попробуем прочитать первую строфу и затем подряд предпоследнюю и последнюю. Какое впечатление останется у вас от этого текста? С чем его можно сравнить?

Зрительный образ: оболочка без наполнения. Все, что находится между первыми и последними строфами, - не отступления от темы, но само содержание произведения.

Продолжаем рассматривать структуру произведения.

Вторая и третья строфы - довоенные картины, запомнившиеся ребенку с детства, когда жизнь русской деревни на севере была еще полнокровной, многогранной и красочной: праздник в честь окончания сбора урожая и майские гулянья, сопровождаемые точной деталью - несущимися по реке бревнами (молевой сплав леса, на котором трудилось множество народа и который сейчас повсеместно прекращен). Строфы создают яркие зрительные образы, полные движения.

- Найдите детали, подтверждающие этот тезис.

Третья строфа заканчивается многоточием, которое как бы обозначает начало следующего смыслового отрезка.

- "Россия! Как грустно! Как странно поникли и грустно..." Отчего грустно лирическому герою стихотворения?

- Интонации каких произведений устного народного творчества слышатся в четвертой и пятой строфах? Какую роль в создании этого впечатления играют повторы?

Интонации старинной песни-плача должны быть узнаны учениками.

- Какие детали роднят эти строфы со стихотворением Николая Заболоцкого "Где-то в поле возле Магадана"?

- Как вы думаете, идет ли в стихотворении речь о реальной лодке, которая "на речной догнивает мели", или поэт хотел сказать о чем-то другом?

- Перечитаем шестую - восьмую строфы. Подчеркнем анафоры, которые, как нити основы, держат текст. Обратим внимание на повторы.

- Какие образы связывают эти три строфы с предыдущими?

Ласточка - "вольная сильная птица", образ лодки, удивительный храм - чудеса ("больше не видеть чудес"), царская корона - старинная корона "восходящих лучей", жница - майские всходы.

- Какое ощущение создает эта связь?

- Как вы понимаете строки:



Боюсь, что над нами не будет
таинственной силы,
Что, выплыв на лодке, повсюду
достану шестом?





Река - образ духовной жизни народа. Лирический герой боится, что река народного духа обмелеет. Почему? Поэт не дает на это прямого ответа. "Таинственная сила" - христианская вера? Рубцов не был верующим человеком, и его отношение к храмам было скорее эстетическое. Но, на наш взгляд, лучше уйти от однозначного

стр. 44


--------------------------------------------------------------------------------

ответа на этот вопрос - потому что, вероятно, не знал его и сам Рубцов.

- Предыдущие строфы похожи на песню-плач. На что похожи шестая - восьмая строфы?

Заклинание и молитва - основа поэтики этих строф.

- Определите размер стиха.

- Почему поэт выбирает именно пятистопный амфибрахий?

- Как после нашего разговора вы воспринимаете первую и последние строфы? Почему лирический герой видит себя скачущим по холмам всадником? Какова роль этого всадника?

Всадник - сторожевой духа, "неведомый сын удивительных вольных племен", "легкая тень", "неведомый отрок". Последнее определение вызывает ассоциации с монашеством как хранителем духовности на Руси. Раньше уже звучало слово "ангел": "О, дивное счастье родиться / В лугах, словно ангел, под куполом синих небес!"

- Как вы думаете, почему только одному человеку - израненному бывшему десантнику - поэт дает возможность увидеть "неведомого отрока"?

Бытовые заботы заглушают жизнь духа. Страдание открывает духовные родники человека, развивая его способность к состраданию, к различению тонких движений души.

- Как это стихотворение связано со стихотворениями "О Московском Кремле" и "Видения на холме"? Какие образы будут общими для этих произведений?

Этот этап изучения поэзии Рубцова уместно было бы закончить песней "В горнице", где, как и в предыдущем стихотворении, появляется образ лодки-надежды, которую будет мастерить-возрождать в себе лирический герой Рубцова.

стр. 45


Похожие публикации:



Цитирование документа:

О. А. ЕРЁМИНА, ТЕМЫ ИСТОРИИ И СУДЬБЫ НАРОДА В ПОЭЗИИ НИКОЛАЯ РУБЦОВА // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 03 апреля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207222780&archive=1207225877 (дата обращения: 20.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии