ИЗУЧЕНИЕ НЕ С ПРИЧАСТИЯМИ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 03 апреля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Р. Ю. ЗАКИРОВА

Формирование орфографических умений и навыков учащихся в процессе изучения русского языка в школе - одна из важнейших задач обучения, поскольку орфографическая грамотность - важнейший вид языковой культуры. Особенно сложной является эта задача в условиях национальной школы.

Школьный курс русского языка в татарской школе, как и в русской школе, включает большое количество орфограмм, которыми учащиеся должны овладеть за годы учебы. Как справедливо замечает Л. З. Шакирова1 , чтобы интенсифицировать процесс обучения правописанию в татарской школе, целесообразно активизировать термин "орфограмма" и раскрыть приемы формирования умений опознавать орфограммы. При этом нужно иметь в виду не заучивание учащимися еще одного очередного определения, а вооружение их надежным методом, применимым к разным типам написаний. Понятие об орфограмме нашло отражение в учебниках для русских школ начиная с 1980 г. В практику татарских школ понятие об орфограмме вводится очень робко, тогда как лишь поняв, что такое орфограмма и как ее можно обнаружить в слове, нерусские учащиеся смогут приблизиться к грамотному письму. Учащиеся национальной школы должны осознать, что орфограммы - реальные явления письменной формы русского языка, они имеют свои названия, в которых отражается правописная норма и ее место в слове. Орфография родного (татарского) языка строится на других, отличных от русского языка принципах. Доминирующим принципом татарской орфографии является фонетический2 , лишь отдельные слова пишутся по дифференцированному принципу (при дифференциации сложных существительных и словосочетаний), не успел сложиться историко-традиционный принцип, через дефис пишутся только сложные имена существительные и прилагательные и т.д., поэтому в татарском языке нет орфограмм, подобных орфограммам русского языка. Кроме этого, орфограмма в русском языке, по существу, является заглавием орфографического правила, которое представляет собой краткую инструкцию, т.е. определяет последовательность действий, которыми должен овладеть ученик, причем таких действий, которые ему не приходится выполнять в процессе письма на родном языке.

В данной статье мы предлагаем вариант обучения одному орфографическому правилу: "Слитное и раздельное написание не с причастиями" в VII классе татарской школы.

Формулировки орфографических правил в русском языке бывают двух видов: констатирующие и регулирующие. По структуре орфографические правила состоят из одной или двух частей. Правило "Слитное и раздельное написание не с причастиями" констатирующее, состоит из двух частей, что определяет последовательность знакомства с ним. Как и при изучении любого орфографического правила, в процессе ознакомления с особенностями написания не с причастиями у учащихся должны быть сформированы конкретные умения и навыки нахождения данной орфограммы, написания слов с указанной орфограммой, обоснования орфограммы, нахождения и исправления орфографических ошибок. Кроме того, для овладения указанным правилом учащимися должны быть усвоены базовые понятия, такие как часть речи, главное и зависимое слова (причастие и пояснительное слово), отрицательная частица, приставка, полная и краткая формы, контекстуальные антонимы.

Трудности изучения орфографического правила в татарской школе связаны, во-первых, со сложностью русской орфографии, во-вторых, с интерферирующим влиянием родного языка.

В чем сложность изучения правила "Слитное и раздельное написание не с

стр. 58


--------------------------------------------------------------------------------

причастиями"? При знакомстве с ним необходимо актуализировать знания, умения и навыки правописания не с другими, уже изученными частями речи (именами существительными и прилагательными, глаголами). Сравнение, сопоставление правил дает возможность лучше усвоить новое. Правило правописания не с причастиями весьма своеобразное: в некоторых своих моментах оно похоже на правила правописания не с глаголами (только раздельное написание не с краткими причастиями; слитное написание не в словах негодующий, ненавидящий, не употребляющихся без не), и с существительными, прилагательными (раздельное написание не при наличии противопоставления с союзом а). Поэтому одним из наиболее распространенных приемов изучения нового правила является сопоставление с ранее изученными правилами. Для этого можно использовать общие таблицы или индивидуальный раздаточный материал. Некоторые условия написания (слитное написание не с одиночным причастием, раздельное написание не с причастием при наличии пояснительного слова) присущи только причастиям, поэтому учащимся приходится овладевать новыми способами действия. Необходимо отметить, что даже при кажущемся сходстве правил можно найти определенные расхождения. Например, общим для прилагательных и причастий положением является раздельное написание при наличии противопоставления, однако понятие "противопоставление" по отношению к прилагательным предполагает наличие языкового антонима (Это не широкая дорога, а узкая. Это не радостное событие, а печальное. Этот берег не высокий, а низкий) и лишь в отдельных случаях - контекстуального (не удачный, а посредственный ответ; не обыкновенная, а музыкальная сказка). По отношению к причастиям понятие "противопоставление" предполагает наличие в основном контекстуальных антонимов (не начинающий, а опытный журналист; не исследованная, а совсем, малоизвестная местность; не отправленное, а лежащее на письменном столе письмо).

Определенные затруднения испытывают учащиеся при написании не с причастием в причастном обороте, поскольку зачастую "не видят" пояснительного слова (определяющего раздельное написание), особенно в тех случаях, когда зависимые (пояснительные) слова выражены наречиями (еще, никогда, ниоткуда), местоимениями (ничем), неопределенной формой глагола (тайга, не успевшая стряхнуть с себя ночной покой).

При усвоении правописания не с причастиями русского языка нерусским учащимся приходится овладевать новыми способами действия по сравнению с родным языком.

В русском языке рассматриваемая орфограмма относится к слитно-раздельно-дефисным написаниям. В татарском языке подобный принцип написания регулирует только правописание сложных слов (в основном имен существительных и прилагательных) и не связан с причастными формами. В татарском языке функцию отрицательной частицы выполняет универсальный формообразующий аффикс отрицания ма-/мы-, который располагается в самом глагольном слове после корневой морфемы: хат язган (написал письмо), язган хат (написанное письмо) - положительная форма; хат яз-ма-га (не написал письма), яз-ма-ган хат (ненаписанное письмо) - отрицательная форма. В русском языке основой этого правила является разграничение омонимичных частицы не и приставки не-, что определят характер написания - слитно или раздельно; в структуре татарского слова приставка отсутствует, слово всегда начинается только с корневой морфемы.

Препозитивное или постпозитивное расположение зависимого от русского причастия слова (т.е. отсутствие строго определенного места), неразграничение нерусскими учащимися зависимых и не зависимых от причастия слов также являются причиной орфографических ошибок, поскольку модели причастного оборота в русском и татарском языках различные: зависимое слово <- причастие -> зависимое слово (в русском языке) - зависимое слово <- причастие (в татарском языке).

стр. 59


--------------------------------------------------------------------------------

Не законченная художником картина.

Еще не законченная картина.

Не законченная мною работа.

Передо мной незаконченная работа.

В связи с этим для усвоения правила учащимися, для формирования у них соответствующих умений и навыков необходимы продуманное изучение самого правила и эффективная система упражнений.

Как известно, ознакомление с орфограммой и орфографическим правилом складывается из следующих элементов:

1. Восприятие слов с изучаемой орфограммой. При изучении нашей орфограммы можно использовать таблицу, данную в упр. 286 учебника "Русский язык" для VII класса татарской школы.

Раздельно (не - частица)

В причастном обороте
При противопоставлении
С кратким причастием

Не законченная художником картина
Не начинающий, а опытный журналист
Трава на лугах не скошена


Слитно

Если причастие без не не употребляется
С причастием без пояснительного слова (не - приставка)

Негодующий, ненавидящий
Передо мной незаконченная работа


2. Ознакомление с условиями выбора правописной нормы и с опознавательными признаками орфограммы. Для ознакомления учащихся с условиями выбора используются эвристические методы (беседа и самостоятельный анализ материала для наблюдений), а также сообщение учителя. И в том и в другом случае можно использовать уже указанную таблицу, а также таблицы с ранее изученными орфограммами. Они способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их речи. Завершается эта работа формулированием нового правила, которое производится либо самим учителем, либо создается учащимися. Затем составленное

орфографическое правило сравнивается с формулировкой учебника с целью выяснить, все ли условия правила отражены. Далее анализируется образец графического обозначения условий выбора изучаемой орфограммы. И хотя в учебнике для татарской школы графические обозначения отсутствуют, можно предложить то, что дается в учебниках для русских школ:



3. Запоминание и воспроизведение учащимися нового правила. С этой целью можно предложить учащимся прочитать правило 2 - 3 раза по учебнику. Воспроизводится оно всеми учащимися один-два раза про себя и двумя-тремя учащимися вслух. В нерусской школе такая работа обязательна.

4. Обучение применению на практике нового правила. Орфографическое правило само указывает на последовательность операций по его применению (или алгоритм рассуждения). Чтобы учащиеся практически усвоили правило, необходимо использовать на уроке образец рассуждения, например:

- (не)закончившееся собрание. При полном причастии закончившееся нет зависимого слова и противопоставления. Значит, не здесь следует писать слитно, это приставка: незакончившееся собрание;

- (не)просохшая после дождя земля. При полном причастии просохшая есть зависимое слово: не просохшая (после чего?) после дождя. Значит, не здесь следует писать раздельно, это отрицательная частица и т.д.

Как видим, нерусскому ученику для применения этого правила необходимо запомнить несколько образцов рассуждения, классифицировать не (частица, приставка, часть корня), выбрать вариант написания, т. е. выполнить множество таких мыслительных операций, которые не требуются при написании отрицательной формы причастия в родном языке.

стр. 60


--------------------------------------------------------------------------------

Какие упражнения необходимы для формирования умений и навыков применения изученного правила? Какова должна быть их последовательность в условиях нерусской школы?

В первую очередь учащиеся должны выполнить упражнение, которое требует "развернутого" выполнения действий, т.е. объяснения, как надо писать слово (используя образец рассуждения), и жесткой графической фиксации умственных действий (написания и графического обозначения орфограммы), что помогает осмыслению учеником всех существенных признаков орфограммы, зрительному ее запоминанию, способствует выработке моторно-двигательных навыков. Как только ученик освоил эти признаки, запомнил порядок рассуждения, возникает необходимость в более быстром, "свернутом" выполнении действия, в противном случае затормаживается развитие, автоматизация навыка. Поэтому во вторую очередь выполняется упражнение, в котором фиксируются не все, а лишь некоторые, ключевые операции (в данном случае написание и графическое обозначение). Для этих целей, например, можно использовать заранее подготовленные для учащихся карточки со словосочетаниями, содержащими не с причастиями. Чтобы обеспечить затем еще большую "свернутость" действия, в последующих упражнениях фиксация действия совсем устраняется. Например, можно предложить учащимся упражнение на списывание предложений, раскрывая орфографические скобки, расставляя знаки препинания, обозначая причастный оборот или распространяя предложение, подбирая в указанных случаях зависимые слова к причастиям и т.д. И наконец, даются упражнения творческие, связанные с речевой деятельностью, упражнения, в которых не только фиксация действия, но и само орфографическое действие и поиск только что усвоенной орфограммы, а также ранее усвоенных орфограмм отступают на второй план, в центре же внимания оказываются задачи развития речи.

Кроме того, весьма эффективным является упражнение на разграничение языковых явлений (частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола, причастия) и правил написания не с различными частями речи, что способствует формированию у учащихся осознанного подхода к изучаемым правилам. К сожалению, в действующем учебнике "Русский язык" для VII класса татарской школы в § 46 предлагаются только два упражнения: N 287 (Составьте предложения с данными причастиями так, чтобы не писалось раздельно: неисследованный край, незаконченная работа, нескошенные посевы, незащищенный дом, нераспечатанное письмо.) и N 288 (Спишите, раскрывая скобки: За рекой расстилалась (не)исследованная, а совсем малоизвестная ученым местность и т.д.). Этих упражнений явно недостаточно для формирования тех умений и навыков, о которых мы говорили выше.

----------

1 См.: Шакирова Л. З. Основы методики преподавания русского языка в татарской школе. - Казань, 1999. - С. 320.

2 Татарская грамматика. - В 3 т. - Т. 1. - Казань, 1995. - С. 108.

стр. 61

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Р. Ю. ЗАКИРОВА, ИЗУЧЕНИЕ НЕ С ПРИЧАСТИЯМИ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 03 апреля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207222476&archive=1207225877 (дата обращения: 24.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии