СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКУЮ ТЕМУ ПО КАРТИНЕ А. А. ИВАНОВА "ЯВЛЕНИЕ ХРИСТА НАРОДУ"

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 03 апреля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Л. А. ХОДЯКОВА

В настоящее время все сильнее осознается общественностью, учеными, учителями-словесниками необходимость обучения русскому языку на широком фоне культуры, истории и религии России, поскольку именно язык как мировоззренческий школьный предмет служит проводником культуры народа. Одновременное соизучение языка и культуры позволяет учащимся ознакомиться с культурой своей страны, ее истоками, традициями, достижениями, способствует воспитанию чувства гордости за свою Родину, свой народ и его великую культуру, помогает формированию духовного начала личности, нравственности, гражданской ответственности.

В концепции модернизации российского образования в целях духовного развития личности предлагается более полно использовать нравственный потенциал искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов.

На наш взгляд, реализации данного положения "Концепции" поможет использование на уроках русского языка произведений живописи, и прежде всего религиозного содержания.

Произведения живописи на библейские темы несут духовную, эстетическую, эмоциональную информацию об общечеловеческих ценностях, дают большие возможности для интеллектуального развития учащихся, для обучения их построению высказываний, предполагающих размышления о нравственных, социальных и философских проблемах.

Библейская тема на протяжении многих десятилетий существования советской школы была закрыта для учащихся. Знание Евангелия не только не поощрялось, а, наоборот, порицалось. Очень часто, рассматривая картины великих мастеров живописи на библейские темы, ученики ни слова не могли сказать или услышать от своих наставников о том, что за сюжет положен в их основу. В результате огромный пласт мировой и русской культуры выпал из жизни школы. Вместе с тем известно, что нет ни одного вида искусства, в котором не разрабатывались бы библейские мотивы. Писатели, поэты, композиторы, художники искали ответы на многие вопросы бытия в истории земной жизни Христа и отражали эти поиски в своем творчестве.

Однако работа над произведениями, связанными с библейскими сюжетами, очень сложна и требует особенно тщательной подготовки не только от учителя, но и от учащихся.

Как показало проведенное в московских школах анкетирование, картины на библейские сюжеты вызывают интерес учащихся. Они видят изображение лиц и событий, философски и художественно обобщенное автором полотна.

На уроке важно не просто высказать впечатление от увиденного, но еще и внимательно разобраться в сюжете, научиться рассуждать о картине. Желательно организовать работу так, чтобы картина стала поводом для размышлении о нравственных проблемах, стимулировала познавательную деятельность учащихся, готовила их к сочинению-рассуждению публицистического характера.

Урок по картине А. А. Иванова "Явление Христа народу" предполагает постановку следующих целей;

1) подготовить девятиклассников к сочинению-рассуждению на основе осмысления картины;

2) повторить и обобщить сведения учащихся о публицистическом стиле речи и сформировать умение использовать этот стиль в собственном сочинении;

3) научить анализировать лексическое поле картины1 , определять ключевые слова и синтаксические конструкции, в частности причастные обороты;

стр. 48


--------------------------------------------------------------------------------

4) способствовать формированию культуроведческой компетенции: познакомить учащихся с одним из основных евангельских сюжетов, обогатить их словарный запас фоновой лексикой, словами с культурным компонентом.

Кулыпуроведческий фон урока (оборудование): репродукция картины А. А. Иванова "Явление Христа народу (Явление Мессии)", этюды к картине, текст Н. В. Гоголя "Исторический живописец Иванов", Евангелие от Иоанна (гл. I, 28 - 34), фонозапись музыки П. Иванова-Радкевича "Свете тихий".

Ход урока

Вступительная беседа. Культуроведческий комментарий

Тихо и неприметно проникли в наш ежедневный быт неверие ни во что, зависть и нелюбовь к ближнему, лицемерие, корыстолюбие, утрата культуры. Безумно насаждаемое стремление к бесконечному увеличению потребностей, вытесняя собой все духовные устремления, уже привело к тому, что сущность многих людей можно определить как "человек потребляющий".

Сохранить человеческое в человеке можно лишь обратясь к великому опыту, нажитому людьми ушедших поколений, К истокам родной культуры, к нравственным ценностям. В этом нам помогают выдающиеся писатели, композиторы, художники. Так, огромную духовную, эстетическую, эмоциональную информацию об общечеловеческих ценностях несут произведения живописи на религиозные и библейские темы.

В русской литературе и искусстве первой половины XIX в. в ряду с А. С. Пушкиным, А. С. Грибоедовым, М. Ю. Лермонтовым, Н. В. Гоголем, М. И. Глинкой, О. А. Кипренским, К. П. Брюлловым стоит имя гениального живописца Александра Иванова. Наиболее известное произведение этого художника - "Явление Христа народу" (1837 - 1857, Государственная Третьяковская галерея).

Исходной позицией художника было стремление изобразить некое историческое событие, что позволило бы поставить и решить ряд важных проблем человеческого существования. Иванов искал движущие силы прогресса в нравственных основах жизни каждого человека в отдельности и всего человеческого общества в целом. Его картина - это изображение не столько чуда божественного явления, сколько чуда нравственного преображения людей, находящихся на самых разных ступенях своего общественного положения и духовного развития - от плохо сознающего человеческое предназначение раба с веревкой на шее до вознесенного на высоты духовности пророка Иоанна Крестителя.

Рассказ о художнике и его картине

Александр Андреевич Иванов родился 16 июня 1806 г. в Петербурге в семье профессора Академии художеств Андрея Ивановича Иванова. Первоначально художественное воспитание Александр Иванов получил под руководством отца. Впоследствии он обучался в Академии художеств на правах вольноприходящего ученика. Успехи юноши в искусстве были поразительны. Это дало повод профессору Егорову думать, что он работает не сам, а с помощью отца. Удостоенный золотой медали Академии, юноша получил право пенсионерской поездки в Италию.

В 1830 г. А. Иванов уехал из Петербурга и через три месяца поселился в Риме. Его жизнь в Риме была отдана напряженной работе в мастерской, посещению музейных хранилищ, беседам с известнейшими художниками, поездкам по Италии и изучению старых мастеров, наблюдению типов и сцен, нужных для задуманной им грандиозной картины "Явление Христа народу". Он стал общепризнанным главой русской художественной колонии в Риме.

Художник жил в Италии в одиночестве. Все его устремления, все мысли были направлены к созданию большого полотна.

Шли годы. Уже давно кончился срок пенсионерства Иванова, но он все еще далек был от окончания своей картины. Напрасно старик отец ждал его возвращения в Петербург. Мысль об этом при-

стр. 49


--------------------------------------------------------------------------------

водила художника в трепет. Привыкший к самостоятельному творческому труду, к независимости и свободе, он не мог представить себя в роли академического профессора, работающего по приказу начальства.

Работа над большим полотном двигалась вперед с громадными усилиями и значительными перерывами. С годами Иванов стал замкнут и молчалив, а затем и совсем затворился в своей мастерской.

Материальные дела художника окончательно расстроились. Жизненные лишения и колоссальный труд постепенно подтачивали его здоровье.

Гоголь поместил в своих "Выбранных местах из переписки с друзьями" статью "Исторический живописец Иванов". Он призывал оказать помощь художнику: "Что за непостижимая судьба этого человека! Уже дело его стало, наконец, всем объясняться. Все уверились, что картина, которую он работает, - явление небывалое, приняли участие в художнике, хлопочут со всех сторон о том, чтобы даны были ему средства кончить ее... и до сих пор ни слуху, ни духу из Петербурга". Иванов не только не ищет "житейских выгод, но даже просто ничего не ищет, потому что уже давно умер для всего в мире, кроме работы. Он молит... о том содержании, которое дается только начинающему работать ученику..."

Сердечная дружба Иванова с Гоголем длилась много лет. Их сближало чувство любви к родине, глубочайшие душевные запросы - размышления о смысле жизни, о назначении человека.

В 1848 г. в Петербурге умер отец Иванова. Оставшееся после отца небольшое наследство дало возможность художнику пробыть в Риме до 1857 г. Но в конце 50-х гг., когда Россия оказалась накануне преобразований, Иванов решил вернуться на родину.

Он приехал в Петербург в 1858 г. Начались хлопоты по устройству выставки картины и этюдов к ней. Иванов стремится возглавить передовую художественную школу, формировавшуюся тогда в России.

Но ему не пришлось работать в России. Картина его была принята сдержан-

стр. 50


--------------------------------------------------------------------------------

но. Нашелся критик, который пытался опорочить многолетний труд и стремления художника.

Но лучшие, передовые люди того времени понимали, что творчество Иванова является громадным шагом вперед в истории русского и мирового искусства.

Пятидесятидвухлетний художник внезапно скончался от холеры, прожив в Петербурге всего шесть недель. Его похороны привлекли много народу. За его гробом шли Н. Г. Чернышевский, Н. А. Некрасов, художники, ученые, литераторы, молодежь. Вся жизнь этого человека была подвигом. Вот что сказал о нем скупой на похвалы Н. Г. Чернышевский: "Иванов являлся человеком, по своим стремлениям принадлежащим к небольшому числу избранных гениев, которые решительно становятся людьми будущего... Мы потеряли великого художника и одного из лучших людей, какие только украшают собою землю"2 .

Теперь мы с вами поговорим о картине А. А. Иванова "Явление Христа народу".

Перечитывая Евангелие, Иванов нашел тему, до него не разработанную в живописи: возвещенное Иоанном Крестителем первое появление Христа перед народом, ожидающим исполнения своих заветных чаяний, жаждущим избавления от страданий, стремящимся к свободе и правде.

В течение первых лет пребывания в Италии он готовился к этому начинанию. Предшествующие картины были лишь подступом к большому полотну, ставшему для художника делом жизни.

Разработав ряд эскизов, А. Иванов в 1837 году начал работу над картиной, потребовавшей многих лет (картина находится в Третьяковской галерее, этюды и эскизы - в Третьяковской галерее и Русском музее, ее размеры поражают: 540x750 см).

Для этой картины Иванов исполнил свыше 600 этюдов с натуры. Гигантский замысел требовал глубоких и сложных человеческих образов. Художник настойчиво искал натуру для пластического воплощения образов Христа, Иоанна и других. Искал на улице, на рынке, среди друзей и знакомых. Каждая фигура должна была, по его мысли, представлять целый мир со своей жизненной судьбой. Многие этюды обнаруживают в Иванове психолога, раскрывающего всю глубину переживаний человека.

Художник хотел, чтобы произведение несло в себе гуманную мысль, объемлющую коренные явления человеческой истории. Перед ним вставала идея избавления человечества от страданий. Он мечтал заложить основы нового искусства, затрагивающего в прекрасных, возвышенных образах основные вопросы существования человечества. Сам Иванов говорил: "В моей картине все должно быть тихо и выразительно".

Беседа по картине

Прежде чем приступить к беседе, учитель на фоне музыки П. Иванова-Радкевича "Свете тихий" и содержания картины зачитывает соответствующие строки из Евангелия от Иоанна (гл. 1, 28 - 34).

"28. Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн.

29. На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира;

30. Сей есть, о Котором я сказал: "за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня;

31. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю".

32. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем;

33. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: "на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым";

34. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий".

В письме к В. И. Григоровичу (1834 г.) Иванов сообщает, что "заметил" в евангельском тексте минуту, особенно значительную для исторической картины: появление на берегу Иордана Христа, в котором народ, крещаемый Иоанном, готов увидеть своего Спасителя, Мессию. Через три года, в 1837 г., он приступает к написанию картины, которая стала впоследствии основным событием в его творчестве.

стр. 51


--------------------------------------------------------------------------------

- Давайте внимательно посмотрим на картину. Кто прежде всего привлекает ваше внимание? (Человекекрестом, с ораторски воздетыми вверх руками и одинокая фигура на холме, приближающаяся к толпе.)

- Вы можете догадаться, кто эти люди? (Да, это Иоанн Креститель и Христос.)

Что вы знаете об Иоанне Крестителе: кто это? (Отвечает заранее подготовленный ученик: Предшественник Христа, который крестил его в водах Иордана. Его родителями были священник Захария и жена его Елисавета. У них не было детей. Однажды явился Захарии ангел Гавриил и сказал ему, что будет у него сын Иоанн. Захария не поверил. Тогда ангел сказал: "Ты будешь молчать... до того дня, как это сбудется". В положенное время родился младенец. И Захария снова смог говорить. Выросши, Иоанн ходил по всей стране, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.)

- Что именно проповедовал Иоанн? Прочитайте текст на слайде (или на доске):

"И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай то же...

Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он, - Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем..."

- Как изображен Иоанн Креститель? Опишите его внешность. (Это длинноволосый бородатый мужчина в одеянии из верблюжьей шерсти, как описано в Библии, и хламиде. В левой руке он держит деревянный крест, протягивая воздетые руки в сторону Христа.)

- Что привлекает в его образе? (Вдохновенная поза, величественная осанка, таинственная сила, позволяющая ему совершить пророчества. В лице его ощущение страстности, убежденности, идущей от него светоносной силы.)

- Куда смотрит Иоанн Креститель - Какими художественными средствами выделяет А. А. Иванов фигуру Мессии? (Фигура Христа расположена, почти в центре картины, на холме, в глубине композиции, в отдалении от людей. Именно к нему Иоанн Креститель и направляет взгляды людей.)

- Почему наименьшая по масштабу в картине фигура обладает такой значительностью? Как это подчеркивает художник? (Фигура Христа, несмотря на малый масштаб, смотрится внушительно. Он идет спокойно, величаво, будто несет с собой в мир гармонию, согласие и спокойствие.)

- Как вы думаете, почему художник в отличие от других персонажей картины изобразил Христа как бы условно, не выделяя подробно его лицо? (Это неприятно. Ведь существует замечательный эскиз "Голова Христа", выполненный в начале работы над картиной. Значит, фигура Христа не условна, художник долго работал над этим образом.)

стр. 52


--------------------------------------------------------------------------------

Да, действительно, А. Иванов долго искал образец. Но, как пишет Н. В. Гоголь, "Где мог найти он образец для того, чтобы изобразить главное - представить в лицах весь ход человеческого обращения ко Христу?"3 Очевидно, задача художника была в ином. А чтобы понять эту задачу, обратимся к группам людей, изображенных на полотне. Все ли одинаково реагируют на появление Мессии? (Нет, у каждого персонажа своя реакция. Всех героев можно разделить на две группы: одни с надеждой, радостью, любопытством встречают идущего, другие - хитро и недоверчиво смотрят на проповедника.)

- Какой композиционный прием использует Иванов, чтобы показать разное отношение людей к появлению Мессии? (Прием контраста. В толпе справа движение направлено вниз, люди идут, удаляясь от Христа, а слева - движутся к Нему навстречу.)

- Охарактеризуйте каждую из групп людей. Чем они отличаются? (Группа справа выглядит плотным массивом, где выделены лишь лица, люди идут с опущенными головами, потупленными глазами, сомкнутыми губами. Здесь чувствуется тревога, глухая враждебность. Слева изображены свободно стоящие в пространстве люди, не стесненные в движениях, они внимательно, с интересом слушают пророка и с удивлением и радостью встречают Мессию.)

- В каких фигурах, на ваш взгляд, особенно ярко противопоставляется душевное состояние героев? Посмотрите на передний план картины справа. (В образах "дрожащего" и рыжеволосого юношей. Состояние страха и восторга замечательно переданы в их позах. Тело обнаженного рыжеволосого юноши прекрасно в своем порыве, в нем сочетается1 духовное и физическое совершенство, он весь устремлен вперед, к Христу. А "дрожащий" слушает, а не смотрит. Он стоит в полусогнутой позе с опущенными плечами, выражение лица его смущенное и недоверчивое. К нему жмется озябший после крещения в водах Иордана мальчик, который слушает пророка и спиной стоит к Христу. Эти фигуры очень выразительны.)

- Кто из героев картины с нескрываемой радостью реагирует на известие пророка о явлении Мессии? (Человек на корточках с веревкой на шее. Вероятно, это раб. Его страдальческое лицо преображается улыбкой. Для него появление человека, о котором возвещает пророк, означает надежду на свободу.)

- Почему Иванов вводит в картину образ раба и изображает его на первом плане? (Видимо, художник придавал этому образу особое значение, фигура раба сразу приковывает к себе внимание. Именно он, представитель низшей ступени общества, жаждет свободы. Возможно, показывая античного раба, Иванов думает об участи русского крепостного.)

- Да, действительно, введя образ раба в картину, Иванов затронул огромную социально-историческую тему. Она была совершенно новой в русской живописи. Не случайно высокопоставленные посетители выставки в Петербурге (1858 г.) "экзаменовали" Иванова прежде всего насчет раба.

А теперь обратите внимание на человека в кирпично-красной одежде в толпе людей справа. Чем он выделяется среди этой массы? (Среди серой массы людей он выделяется ярким цветом одежды, позой, выражением лица. Этот черново-

стр. 53


--------------------------------------------------------------------------------

лосый человек входит в толпу со стороны Христа, оглядываясь на него. Он ближе других к Христу. Его лицо выражает неподдельный интерес, живое, острое переживание. Видимо, этот персонаж дорог художнику.)

- Вы правы. Это действительно близкий художнику человек. Во время работы над картиной А. Иванов познакомился в Риме с Н. В. Гоголем. Общность взглядов сблизила их, и художник запечатлел писателя на полотне. В искусствоведческой литературе он получил название "ближайшего к Христу". "Ближайший" - это кающийся грешник, осознающий свою греховность.

В картине есть еще одно реальное лицо - сам художник в образе путешественника. Найдите его и опишите. (Вероятно, это человек в войлочной широкополой шляпе, который расположен в центре под руками Иоанна Крестителя. Он вскинул голову и пристально всматривается в приближающуюся фигуру Христа. Его одухотворенное лицо передает скрытое волнение.)

- Какова роль пейзажа в картине? Однородно ли настроение природы? (Пейзаж в картине соответствует настроению людей. Природа так же неоднородна, как и настроение людей. Если слева мы видим ветви оливкового дерева, тревожно погружающиеся в темноту, то справа - ясное лазурное небо, горы в голубоватой дымке, город в зеленеющей долине у подножия хребта.)

- С какой частью пейзажа соотнесена фигура Христа? (Фигура появившегося на холме Христа соотнесена с величественной пейзажной панорамой, где безмятежная тишина. Он выступает как бы в ореоле строгого торжественного спокойствия природы.)

- Как вы думаете, в чем особенности цветового решения картины? Какой цвет преобладает? Почему? (Преобладают теплые краски: желтый цвет ярко освещенного песка, многообразные оттенки обнаженного человеческого тела, розовые, бежевые, бледно-оранжевые цвета в одежде людей; ярко-рыжие волосы двух юношей, красный, брусничный, кирпичный цвет красочными пятнами разбросан по всей картине, голубизна неба подчеркивается розоватым цветом облаков. Такое сочетание красок создает приятное радостное настроение и соответствует основной мысли картины.)

- Как удается художнику наполнить картину воздухом и передать пространство? (Прежде всего необычной композицией: здесь вода и земля, холмы и долины, горы и небеса. Многоплановость композиции передает пространстве, движение воды, ощущение тени, шелест листьев, наклон деревьев. Сизая дымка, обнаженные люди, образы "дрожащих" наполняют картину воздухом.)

- Итак, Иванов открыл в искусстве то, о чем его современники даже и не подозревали. Многие вопросы в живописи он решал по-новому: это и передача объема и пространства, прозрачности воздуха, солнечного света, цветовых рефлексов на лицах, это и своеобразие каждой формы, разнообразие красочных пятен, выражение переживания людей, психологизм образов. Иванову было свойственно тщательное изучение натуры, вдумчивый анализ явлений природы. Он смело внес натурный пейзаж в картину, поэтому колорит "Явления" необычайно светоносен, лучезарен, кажется, что ху-

стр. 54


--------------------------------------------------------------------------------

дожник пишет кистью, на острие которой горит солнечный свет.

Как вы думаете, о чем эта картина? Какова ее главная тема? (Полотно говорит о трудном выборе жизненного пути в обновляющемся мире, когда на смену старым учителям приходят новые. Евангельская тема "Явление Мессии" осмысливается как чудо нравственного преображения людей, как призыв к освобождению от духовных уз, к разоблачению всякого вида тирании и деспотизма. Картина А. Иванова зовет людей к миру, свету, добру.)

- Действительно, Александру Иванову удалось создать произведение, которое своим художественным качеством, глубочайшей духовностью призывает людей понять необходимость свободы, чистоты и доброты. Не случайно И. Е. Репин писал о картине: "По своей идее близка она сердцу каждого русского. Тут изображен угнетенный народ, жаждущий слова свободы, идущий дружной толпой за горячим проповедником". Далее он называет это грандиозное полотно "самой гениальной и самой народной русской картиной".

Согласны ли вы с этой высокой оценкой полотна художником Репиным? В чем проявилось новаторство, гениальность Александра Иванова? (Да, это действительно гениальная картина. А. Иванов проявил себя здесь как живописец-новатор. Он совершил рывок от рутинного академизма к реалистическому видению мира: пленэрные пейзажи, живая натура, классический композиционный строй, лучезарный колорит, образы большой обобщающей силы и философской глубины, психологизм.)

- Однако картина не всеми была принята с восторгом. Прочитаем два текста.

Текст 1. (Фрагмент статьи Н. В. Гоголя "Исторический живописец Иванов".)

Предмет картины, как вы уже знаете, слишком значителен. Из евангельских мест взято самое труднейшее для исполнения, а именно - первое появление Христа народу. Картина изображает пустыню на берегу Иордана. Всех виднее Иоанн Креститель, проповедующий и крестящий во имя Того, Которого еще никто не видал из народа. Его обступает толпа нагих и раздевающихся, одевающихся и одетых, выходящих из вод и готовых погрузиться в воды. В толпе этой стоят и будущие ученики самого Спасителя. Все... устремляются внутренним ухом к речам пророка, как бы схватывая из уст его каждое слово и выражая на лицах своих различные чувства: на одних - уже полная вера; на других - еще сомненье; третьи уже колеблются; четвертые понурили главы в сокрушеньи и покаяньи; есть и такие, на которых видна еще кора и бесчувственность сердечная. В это самое время, когда все движется такими различными движениями, показывается вдали Тот Самый, во имя Которого уже совершилось крещение - и здесь настоящая минута картины... И вся толпа... устремляется или глазом, или мыслию к Тому, на Которого указал пророк. Сверх прежних... впечатлений пробегают по всем лицам новые впечатления. Чудным светом осветились лица избранных, тогда как другие стараются еще войти в смысл непонятных слов, недоумевая, как может один взять на Себя грехи всего мира. А Он тихой и твердой стопой уже приближается к людям.

Текст 2. (Отрывок из статьи В. В. Розанова "Александр Андреевич Иванов и картина его "Явление Христа народу".)

Картина вовсе не изображает того, что под ней написано. Настоящее название картины - "Пустынник Иоанн среди народа"... Иисус, - а о нем никто и не говорит среди критиков, оценщиков, зрителей! Никто! Никто!! Да и нечего говорить: Христос почти не нарисован! А написано под картиной и тема была "Первое явление Христа народу". Но Его нет, почти нет!.. Опять рвется комическое сравнение: "дверь растворена! Все ждут - но Он почему-то задержался". Картина без сюжета или, во всяком случае, "не по подписи".

Работа с текстами

Как видим, в приведенных текстах высказываются разные оценки картины А. Иванова.

- Кто же, по вашему мнению, прав? (Прав Н. В. Гоголь. Он объективно оценивает картину, разъясняет ее содержание, выделяет образ Христа. В отличие от В. В. Розанова, который не видит Хри-

стр. 55


--------------------------------------------------------------------------------

ста на картине, Гоголь пишет: "...показывается вдали Тот Самый, во имя Которого уже совершилось крещение - и здесь настоящая минута картины... Он тихой и твердой стопой уже приближается к людям".)

- По мнению В. В. Розанова, название картины не соответствует ее содержанию. Вы согласны с критиком? (Нет, фигура Христа, хотя и мала по масштабу, сразу привлекает внимание зрителя, поскольку изображена на возвышении, отдельно от массы людей. В нем ощущается внутренняя сила и гармония, так что нельзя согласиться с тем, что "Христос почти не нарисован".)

- К какому стилю вы можете отнести эти тексты? (К публицистическому, поскольку используемые здесь языковые средства рассчитаны не только на сообщение, информацию, логическое доказательство, но и на эмоциональное воздействие. Для первого текста характерны документализм и вместе с тем наличие эмоционально-экспрессивной лексики: бесчувственность сердечная, понурили главы, чудным светом осветились лица. Во втором тексте преобладает экспрессия, ярко выражена авторская позиция, что проявляется в восклицательных предложениях, в повторах отрицательных местоимений, в разговорных оборотах.)

Словарно-стилистическая и грамматическая работа

- Объясните значение слов и словосочетаний: апостол, аскетизм, исступление, экстаз, экспрессия, одержимость, пластика форм, шедевр, эскиз, этюд, новатор.

- Назовите ключевые слова и словосочетания (по тематическим группам), составляющие лексическое поле картины. Где возможно, подберите синонимы.

Иисус Христос - Мессия, Спаситель.

Иоанн Креститель - предвестник Христа, пророк.

Библия - Священное Писание, Евангельский сюжет.

Группа людей - толпа, масса, народ, вереница, плотный массив.

Фигура - раб с веревкой на шее, рыжеволосый юноша, "дрожащий", озябший мальчик, старики в чалмах, фарисеи, "ближайший к Христу", римские всадники, путешественник, старик с палкой, седовласые старцы, рыжий юноша в желто-красной одежде.

Пейзаж - природа, пустыня, вода, берег, земля, холм - возвышенность, горы - хребты, долина, небо, оливковые деревья, ветви, панорама.

Композиция - построение, конфликт, масштаб, справа, в центре, в глубине композиции, объем, пространство, горизонт, многоплановость, многофигурность, диагональ, деталь, форма.

Контраст - противопоставление.

Цветовое решение - колорит, фон, тон, прозрачность воздуха, солнечный свет, пленэр, теплые краски, тени, гармония, сочетание красок.

Психологическое состояние героев - радость, восторг, экстаз, любопытство, жажда свободы, сомнение, удивление, лицемерие, враждебность, тревога, спокойствие, смятение, фанатизм, надежда, ожидание новой веры, душевная сила, духовность, одухотворенность, вера, страсть, исступление.

- Подберите к ключевым словам (на выбор) причастные обороты, позволяющие более полно, точно, красиво описать картину. (Христос, приближающийся к народу; одинокая фигура, возвышающаяся на холме.

Иоанн Креститель, предрекший явление Мессии, крестивший людей водой и первый указавший на появление Христа. Фигура, крепко стоящая на земле;

евангельский сюжет, воплощенный в прекрасной художественной форме; А. А. Иванов - гениальный художник, обладавший необыкновенной духовной чистотой, совершивший подвиг самоотречения;

слева представлена вереница людей, свободно поставленных в пространстве, не стесненных в движениях фигур; поднимающийся с нескрываемой радостью на улыбающемся лице раб; рыжеволосый юноша, устремленный вперед навстречу Христу; справа враждебно настроенная масса людей,

стр. 56


--------------------------------------------------------------------------------

уходящая от Христа с потупленными глазами; "ближайший" в кирпично-красной хламиде, оглядывающийся на Христа и осознающий свою греховность; путешественник в широкополой шляпе, пристально всматривающийся вдаль;

природа, отображенная на картине; горы, покрытые легкой дымкой тумана; ветви оливкового дерева, тревожно погружающиеся в темноту; ясное лазурное небо, освещенное лучами солнца; долина, зеленеющая вдали у подножия хребта;

композиция, сочетающая контрастные сопоставления, передающая объем и пространство в картине; диагональ, круто восходящая вверх;

солнечный колорит, создающий торжественное спокойствие, умиротворение, гармонию;

грандиозное полотно, показывающее зрителю процесс раскрепощения души, вечного стремления человека к свободе, свету, правде, добру, духовной чистоте, открывшее новую страницу в истории русской и мировой живописи.)

- Приведенные причастные обороты выделите знаками препинания, укажите вид, время причастий и обозначьте в них суффикс.

- Соотнесите приведенные ниже предложения с изображенным на полотне, распространите их, по возможности употребите вводные слова и обороты, например: как мы видим, скорее всего, далее художник показывает, с моей точки зрения, как мне кажется, можно представить себе; возможно, если обратиться к полотну, как я понимаю, как мне представляется, мы можем представить себе, что, как пишет сам художник, как оценивает искусствовед.

"В моей картине все должно быть тихо и выразительно".

Фигура Иоанна Крестителя выделяется среди других персонажей силой необычайной экспрессии.

Могучие руки Крестителя поражают своей реальностью, а вся его фигура объединяет правую и левую части картины.

Сухое, аскетическое тело старца и гармонически развитое прекрасное тело юноши составляют яркий контраст.

Выделяются "дрожащий мужчина" с мальчиком и человек с рыжими волнистыми волосами.

Взмывая упругой кривой вверх по диагонали, композиция подводит нас к фигуре Христа.

"Ближайший к Христу" - кающийся грешник.

Лица, движения людей полны жизни, мысли, экспрессии.

Земля, камни, вода, деревья, травы - все это не отвлекает взгляда от основного действия, не мешает созерцать главное.

Колорит картины необычайно светоносен, лучезарен.

Картина Иванова "по своей идее близка сердцу каждого русского" (Репин).

Задание на дом: написать сочинение-рассуждение в публицистическом стиле на одну из следующих тем (по выбору).

1. Согласны ли вы с высказыванием И. Е. Репина, что "Явление Христа народу" А. Иванова является "самой гениальной и самой народной русской картиной"? Аргументируйте свое мнение.

2. Разделяете ли вы точку зрения В. В. Розанова о том, что название картины А. Иванова "Явление Христа народу" не соответствует ее содержанию?

3. Какие мысли и чувства пробудила у меня картина А. Иванова "Явление Христа народу"?

4. Как вы думаете, чего больше в картине: трагизма или оптимизма? Все ли готовы принять Христа?

----------

1 Под лексическим полем картины мы понимаем тематически обусловенные ключевые слова, отражающие содержание, композиционный строй, колорит произведения живописи и индивидуально-авторскую позицию. Эти слова служат "опорной сеткой" системы семантических и грамматических отношений в порождении текста. (Л. А. Ходякова // Русский язык в школе. - 2005. - N 1- С. 3).

2 Цит. по: Долгополое И. Рассказы о художниках. - М., 1982. - С. 567.

3 Гоголь Н. В. Исторический живописец Иванов. 1846 // Выбранные места из переписки с друзьями.

стр. 57

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Л. А. ХОДЯКОВА, СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКУЮ ТЕМУ ПО КАРТИНЕ А. А. ИВАНОВА "ЯВЛЕНИЕ ХРИСТА НАРОДУ" // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 03 апреля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207222439&archive=1207225877 (дата обращения: 18.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии