ЧТО ТАКОЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ПРАВИЛО?

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 03 апреля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Л. Г. ЛАРИОНОВА

Вопрос о содержательной сущности понятия орфографическое правило "не так уж прост, как может показаться на первый взгляд"1 .

Наибольший интерес к рассмотрению данного вопроса проявляют ученые-методисты, поскольку орфографические правила составляют основное содержание школьного курса орфографии.

Между тем понятие правило орфографии не является чисто методическим, поскольку оно тесным образом связано и с разделами орфографии, и с принципами русской графики, и с языковыми фактами письма: фонетическими, лексическими, словообразовательными, грамматическими, семантическими, - определяющими выбор орфографической нормы. Кроме того, требования к содержательной стороне орфографических правил, к форме их изложения - это тоже вопросы теории орфографии. И так как на сегодняшний день не разработано единого перечня требований, предъявляемых к орфографическим правилам (к их содержательной стороне и форме изложения), то в различного рода справочниках, учебных пособиях по орфографии наблюдается высокая степень разнобоя в изложении орфографических правил.

Осмысление орфографической теории достигается именно путем изучения орфографических правил, поэтому далеко не безразлично, как они формулируются, как излагается в них содержательная языковая сущность.

Итак, что такое орфографическое правило? Каким оно должно быть по форме изложения и содержанию?

Прежде всего рассмотрим вопрос, что такое правило вообще. Четырехтомный академический словарь русского языка трактует это слово как "1) положение, выражающее определенную закономерность, постоянное соотношение каких-либо явлений; 2) положение, установка, принцип, служащие руководством в чем-либо"2 .

Исходя из общего определения понятия правило, Т. В. Матвеева дает толкование лингвистического правила как "определенной закономерности, постоянных соотношений каких-либо языковых (речевых, текстовых) явлений, а также предписаний, рекомендаций таких речевых действий, которые приведут к достижению этого соотношения в речи и тексте"3 .

Отличительная особенность понятийной сущности правила как единицы языковой системы - наличие в нем категории концептуальной информативности, которая присуща только тексту как коммуникативной единице языка и является важнейшей в ряду других текстовых категорий4 . Значит, любое правило, в том числе и орфографическое, - это текст5 . Таким образом, познавая орфографическое правило, мы стремимся раскрыть его концептуальную (то есть содержательную языковую) информацию, необходимую для становления грамотного письма.

Под информацией вообще понимаются сведения, сигналы, а также совокупность научных данных или совокупность знаний и зависимостей между ними6 . Любая информация обладает четырьмя свойствами: ее можно создать, передать, хранить и обрабатывать. Однако нельзя отождествлять понятия информация и информативность сообщения. Так, например, любой вузовский учебник по современному русскому языку содержит в себе информацию, потому что в нем заключены знания людей - авторов учебников. Между тем данная в вузовских учебниках информация для ученика средней школы не будет информативна: из-за сложности подачи научного материала он не сможет пополнить свои знания.

Введение понятия информативность сообщения открывает подход к изучению вопроса об измерении информации. Если сообщение неинформативно для человека, то количество информации в нем, с точки зрения этого человека, равно нулю. Количество информации в информативном сообщении больше нуля. Значит, лингвистические знания, положенные в основу орфографического правила, должны стать такой информацией, чтобы правило в целом было информативно для обучающегося письму.

Информативно только то сообщение, которое содержит новые и понятные сведения. Информативность - доминирующая языковая функция научного стиля. Поэтому мы рассматриваем орфографическое правило как текст научного стиля. Доказательством данной точки зрения служат также следующие характеристики научного стиля речи: сфера общественной деятельности, в которой функционирует научный стиль, - это наука (орфографическое правило существует в лингвистике - науке о языке); мысль строго аргументируется; особый акцент делается на ходе логических рассуждений (в орфографическом правиле, в частности, - на способе орфографического действия при выборе правильного

стр. 42


--------------------------------------------------------------------------------

написания); анализ и синтез тесно взаимосвязаны; поскольку назначение науки - выявление закономерностей (в орфографии - закономерностей правописания), обобщенный характер формулировок.

Все это определяет экстралингвистические признаки орфографического правила как текста научного стиля: научная тематика, точность (точное определение понятий), стремление к обобщению, логичность (аргументированное обоснование) изложения материала, объективность.

Экстралингвистические особенности находят выражение в собственно языковых характеристиках научного стиля и определяют системность языковых средств, которые в нем употребляются.

Специфическая черта научной речи - использование терминов - особых лексических единиц, которые служат "обозначением логически сформулированных понятий"7 , способны нести наиболее полную логическую информацию и не допускать никаких двусмысленностей. Пример - любое орфографическое правило. Возьмем одно из них - "Правописание дефиса в наречиях"8 :

Дефис употребляется, если наречие имеет:

1) приставку по- и суффикс -ому (-ему): по-новому, по-прежнему;

2) приставку по- и суффикс -и в составе конечных -ьи, -ски, -цки: по-волчьи, по-дружески, по-немецки;

3) приставку в- (во-) и суффикс -ых(-их) в словах, образованных от числительных: во-первых, во-вторых и т.д.;

4) суффиксы -то, -нибудь, -либо и приставку кое-: где-то, где-либо, где-нибудь, кое-где.

Через дефис пишутся также слова типа еле-еле, точь-в-точь, чуть-чуть, мало-помалу, крепко-накрепко, образованные путем повторения слов или корней9 .

В данном тексте орфографического правила наблюдается повышенное употребление имен существительных (они составляют 35% всех словоупотреблений), имен прилагательных (13% словоупотреблений), причастий (6% словоупотреблений), что объясняется необходимостью точного обозначения видовых признаков понятий, их логической конкретизации. Именной характер научного стиля в целом позволяет передать значение понятий, суждений, умозаключений; обобщить явление и его признаки.

Кроме того, наблюдается преимущественное употребление таких глагольных форм, как формы настоящего и будущего времени, инфинитива, возвратные формы глагола, обычно с вневременным значением, формы несовершенного вида, передающие значения длительности, постоянства и многократности действия. Очевидно, что выбор подобных форм определяется необходимостью обозначить связи между явлениями и понятиями, между объектом и признаком.

В научной речи "господствует логический, книжный синтаксис. Фраза отличается грамматической и смысловой полнотой и высокой логико-информативной полноценностью"10 . Широко используются сложные и осложненные конструкции, особенно конструкции с причастными и деепричастными оборотами.

Экстралингвистические признаки орфографического правила как текста научного стиля и определенная система языковых средств, которые в нем употребляются, позволяют сформулировать требования к форме изложения содержания каждого орфографического правила: оно должно быть доказательно-информативным, точным, логичным и объективным. При этом форма обязательно должна быть подчинена содержанию таким образом, чтобы эффективно способствовать усвоению языковой (лингвистической) сущности орфографического правила и способа орфографического действия при выборе верного написания. Орфографическое правило содержит в себе определенную научную (лингвистическую) информацию об особенностях того или иного написания, в соответствии с которой выстраивается цепочка "шагов" - поэтапных речемыслительных действий при выборе нужного написания. Такой подход к орфографическому правилу позволяет рассматривать его как определенную разновид-

стр. 43


--------------------------------------------------------------------------------

ность текста научного стиля, а именно: научно-учебный текст11 .

Поскольку основная цель текста научного стиля - сообщение объективной информации, следует учитывать, что существуют различные виды предъявления информации: декларативные (от слова декларация, что значит утверждение) и процедурные (или инструктивные), которые определяют этапы действия для достижения какой-нибудь цели12 . Все это, соответственно, относится и к орфографическому правилу как научно-учебному тексту, содержащему определенную лингвистическую информацию, необходимую для становления навыков грамотного письма.

В большинстве орфографических правил предъявляется процедурная (или инструктивная) информация. Например, в правиле о правописании безударной гласной в корне слова сообщаются этапы, которые должен пройти пишущий, чтобы не ошибиться в выборе буквы. И только в единичных орфографических правилах предъявляется декларативная информация, например: сочетание жи-ши пиши через и; сочетание ча-ща пиши с буквой а; сочетание чу-щу- с буквой у.

Различные виды предъявления информации в орфографическом правиле как научно-учебном тексте предполагают жанровое разнообразие форм его изложения. Инструкция может быть представлена не только в виде словесной информации, но также в виде алгоритмов, таблиц, схем и так далее.

Таким образом, орфографические правила по видам предъявления информации можно условно разделить на две группы: правила-инструкции и правила-декларации.

Существенным для обучения является вопрос о требованиях к содержательной стороне правил орфографии. Общие требования разработал в середине XX в. А. Н. Гвоздев13 . Они остаются актуальными и сегодня. Данные требования включают в себя следующие положения. Во-первых, орфографические правила необходимо ставить в связь с основными принципами русской графики и орфографии. "Большая часть правил только детализирует основные принципы правописания в приложении к тем или иным разрядам орфограмм; все они и должны быть сформулированы таким образом, чтобы подготовлять и укреплять понимание этих основ нашего правописания. Меньшая часть правил, наоборот, регистрирует отступления от основных принципов; в этих случаях каждый раз должен быть точно отмечен круг этих исключений"14 .

На эту особенность орфографических правил указывала и известный ученый-орфографист В. Ф. Иванова. В научной статье "Орфография" энциклопедии "Русский язык" она дает такое толкование понятия "орфографические правила" - это "обобщающие предписания, конкретизирующие орфографические принципы"13 .

Во-вторых, через орфографические правила следует формировать сознательное отношение к языковым фактам письма, "так как с одним механическим навыком, как бы он ни был развит, невозможно разрешить всех возникающих орфографических трудностей"16 .

Орфографическая норма (в том виде, в каком она сложилась в нашем письме) обязывает иметь навыки разностороннего лингвистического анализа речи, без чего применение правил орфографии практически невозможно. Любое орфографическое правило нуждается, таким образом, в лингвистическом осмыслении. И сегодня ни у теоретиков, ни у практиков не вызывает сомнений тот факт, что грамотное письмо базируется на хорошем знании теории языка.

И наконец, в-третьих, в орфографических правилах, по мнению А. Н. Гвоздева, нужно указывать взаимосвязанные явления языка, в результате чего "будет создаваться небольшое число широких обобщений, удобных для осознания и запоминания". Такое изложение правил, по мнению А. Н. Гвоздева, "приведет к тому, что многие из них будут объединены и будут поддерживать одно другое"17 .

Признавая разработанные А. Н. Гвоздевым требования к содержательной стороне орфографических правил, ученый-методист Н. Н. Алгазина была глубо-

стр. 44


--------------------------------------------------------------------------------

ко убеждена, что каждое правило орфографии должно содержать указание на различительные признаки орфограмм18 . При этом одни правила орфографии будут формулироваться таким образом, что мотивирующие признаки в них будут выражены непосредственно (к Маше, так как существительное 1-го склонения; к Марии, так как существительное на -ия ), в других - указываются признаки признаков. Так, например, выбор слитного или раздельного написания не мотивируется морфологическим статусом не-частицы или не-приставки, но, чтобы установить это в конкретном тексте, учитываются признаки не - частицы и не-приставки: например, пишу не плохо, когда есть противопоставление и союз а (это свидетельствует о том, что не - частица); пишу неплохо, когда можно подобрать синоним без не (это признак того, что не - приставка).

А. Б. Селезнева считает, что, кроме указанных требований, в правилах орфографии также обязательно должна быть "задана последовательность действий по применению правила"19 .

В каком бы стиле и жанре ни было изложено орфографическое правило (таблица, алгоритм, опорный конспект, рассказ на лингвистическую тему, лингвистическая сказка и т.п.), главное, чтобы в Правиле обязательно был указан способ орфографического действия, адекватный языковой сути данного правила.

Кроме того, в процессе работы над каждым орфографическим правилом важно обратить внимание, что оно представляет собой норму письменного кодифицированного (узаконенного) литературного языка. Поскольку понятие нормы - центральное понятие, исследуемое культурой речи, правила орфографии, фиксирующие нормы правописания, являются одним из объектов особого внимания этого раздела языкознания. Для полного овладения литературным языком необходимо знать и соблюдать все языковые нормы (произносительные, лексические, грамматические и др., в том числе орфографические). Однако, чтобы владеть культурой речи, недостаточно знать все законы порождения и восприятия речи, все ее нормы - нужно осознанно пользоваться ими, соблюдать их в своей речи. Владение культурой речи проявляется только в речевой деятельности.

Одна из задач современной школы - прививать подрастающему поколению прочные навыки нормированной, литературной речи, учить школьников говорить и писать в соответствии с литературными нормами.

Важно довести до сознания ученика, что орфографическое правило - это языковая норма, которую необходимо соблюдать в письменной речи. При таком подходе правило осознается учащимися не только как понятие современной русской орфографии, но и как понятие культуры речи.

Тем не менее орфографическое правило - это прежде всего крупная орфографическая единица, которая входит в систему ключевых понятий современной русской орфографии и является в ее терминологической системе интегрирующим понятием, тесно взаимосвязанным со всеми другими компонентами теории правописания. Так, без орфографической нормы, отраженной в орфографическом правиле, орфограмма остается лишь явлением письма, связанным с проблемой выбора написания. Иначе говоря, орфограмма является объектом приложения орфографического правила. Принципы орфографии в русском письме также не могут быть реализованы без требований, содержащихся в орфографических правилах, и каждый принцип орфографии объединяет свою группу орфографических правил, являющихся приложением этого принципа к конкретным языковым фактам20 . Кроме того, каждый раздел русской орфографии состоит из строго определенной группы правил.

Подведем итог. Что же такое "орфографическое правило"? Не претендуя на оптимальность формулировки, предлагаем следующее определение.

Орфографическое правило - это, во-первых, достаточно крупная (по сравнению с орфограммой) орфографическая единица; во-вторых - это отражение

стр. 45


--------------------------------------------------------------------------------

определенной нормы письменного кодифицированного языка; и в-третьих - это научно-учебный текст, содержащий в себе лингвистическую информацию инструктивного или декларативного характера, необходимую для становления грамотного письма в практике речевого общения.

В работе с орфографическим правилом в средней общеобразовательной школе обозначаются следующие направления: системно-орфографическое, нормативное и коммуникативное. Выделенные направления не являются изолированными друг от друга, а в живом процессе постоянно взаимодействуют, взаимообогащаются. Школьник работает со всей структурой знания в целом, однако успех итоговой работы, овладение той полнотой знаний и тем уровнем базисных умений, которые свидетельствуют о положительных результатах обучения, достигается, если ориентировать обучение на обязательное оперирование орфографическими правилами, контролируя этот процесс.

Уже начиная с V класса, с первого года обучения в средней школе, следует выделить этап ориентировки в системе орфографических понятий. Так, при изучении темы "Орфография. Нужны ли правила?"21 помимо понятия орфограмма, которое дано в школьном учебнике, целесообразно ввести и понятие правила орфографии, посвящая этому вопросу специальный урок, где в форме рассказа на лингвистическую тему разъяснить его сущность. Например:

"Русская орфография - это система правил (норм) правописания. Правила орфографии обеспечивают грамотное письмо, которое облегчает восприятие текста при чтении. Без правил орфографии процесс письменного общения был бы значительно затруднен.

Знание правил орфографии и умение их применять в ходе письма является не только показателем культуры речи пишущего, но также - общей культуры человека и свидетельствует об уважении к родному языку в целом.

К правилам орфографии следует обращаться прежде всего в затруднительных случаях, то есть когда встречаешься с орфограммой. Например, пишем слово водяной и сразу встречаемся с выбором вариантов написаний:

водяной

вадиной

Какие буквы выбрать? Какой выбор будет правильным? Этот вопрос решается на основе правил орфографии. Каждой орфограмме соответствует свое правило. Написание словарных слов правилами не регулируется, поэтому их следует запомнить.

Многие правила русской орфографии представляют собой текст-инструкцию, в которой сообщается, как нужно действовать и что необходимо знать, чтобы не ошибиться на письме при выборе верного написания. Например: Чтобы не ошибиться в правописании безударных падежных окончаний имен прилагательных, надо: 1) определить, к какому существительному относится данное прилагательное; 2) поставить вопрос от этого существительного к прилагательному; 3) выбрать верное (согласно правилу) написание: Нет знамени (как[ого] ?) красн[ого] .

Правила орфографии, которые представляют собой текст-инструкцию, являются руководством к действию при письме. Но чтобы эти инструкции понимать, надо хорошо знать все разделы лингвистики: фонетику, лексику, грамматику и др. Так как инструкция, содержащаяся в каждом правиле орфографии, лингвистическая, - она объясняет языковые (лингвистические) признаки (фонетические, лексические, грамматические и т.д.), от знания которых зависит правильный выбор того или иного написания.

Однако есть в русской орфографии и правила, которые ничего не объясняют, а лишь утверждают, что надо писать только так, а не иначе. Например: жи-ши пиши с буквой и, чаща - с буквой а, чу-щу - с буквой у. Таких правил орфографии, представляющих собой утверждение лингвистической информации, очень мало в русском языке.

Так что же такое правило орфографии? Это научно-учебный текст, который содержит лингвистическую информацию, необходимую для становления грамотного письма.

Свод правил русской орфографии принимается на высшем государственном уровне, он имеет силу закона, и его соблюдение обязательно для всех пишущих по-русски".

Таким образом, с опорой на понятия орфограмма и орфографическое правило школьники будут от урока к уроку учиться свободно оперировать фактами пись-

стр. 46


--------------------------------------------------------------------------------

ма: видеть орфограммы -> квалифицировать их -> находить опознавательные признаки -> выбирать правило -> применять правило (или его определенную часть) -> делать окончательный выбор написания на основе правила.

Рассмотрение орфографического правила в аспекте коммуникативно-деятельностного подхода, который является одним из стратегических направлений в развитии современного школьного курса русского (родного) языка, предполагает тщательно разработанную процедуру изучения каждого орфографического правила как научно-учебного текста, содержащего лингвистическую информацию, на которой базируется, с одной стороны, умственная деятельность в процессе письма (все мыслительные операции: выбор, анализ и применение правила - совершаются в уме, про себя); с другой стороны, речевая деятельность при объяснении написанного (ученик комментирует, проговаривает, аргументированно обосновывает выбор того или иного написания: в каком порядке, что и почему он делает). Все это свидетельствует о том, что процесс изучения каждого орфографического правила - это процесс речевой деятельности, предполагающий взаимосвязь всех ее видов; это речемыслительный, речетворческий процесс, в основе которого лежит творческий характер самого языка.

----------

1 Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / Под ред. В. Д. Черняк. - М, СПб., 2003. - С. 323.

2 Словарь русского языка: В 4 т. - Т. 3. П - Р/ АН СССР, Ин-трус. яз. / Под ред. А. П. Евгеньевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 1984. - С. 352.

3 Матвеева Т. В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. - М., 2003. - С. 243.

4 См.: Ипполитова Н. А., Князева О. Ю., Савова М. Р. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. Н. А. Ипполитовой. - М., 2004. - С. 93.

5 Подтекстом понимается "результат целенаправленного речевого творчества, цельное речевое произведение, коммуникативно обусловленная речевая реализация авторского замысла". (Матвеева Т. В. Учебный словарь. - М., 2003. - С. 352.)

6 См., например: Ляхович В. Ф. Основы информатики. - Ростов н/Д, 1996; Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков СВ., Шестакова Л. В. Информатика: базовый курс: 7 - 9 кл. - М., 2003; Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии: учебник для 10 - 11 кл. - М., 2002.

7 Барлас Л. Г. Русский язык. Стилистика: Пособие для учителя. - М., 1978. - С. 61.

8 Разумовская М. М., Львова С. И., Капинос В. И. и др. Русский язык: Учебник для 7 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. - М., 2002. - С. 107.

9 Данные группы слов отличаются специфическими словообразовательными признаками, характерными лишь для наречий. Исключение составляет четвертая группа, схожая по особенностям образования и правописания с неопределенными местоимениями.

10 Барлас Л. Г. Указ. соч. - С. 67.

11 Ипполитова Н. А., Князева О. Ю., Савова М. Р. Русский язык и культура речи. - С. 100.

12 См.: Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков СВ., Шестакова Л. В. Информатика: базовый курс: 7 - 9 кл. - М., 2003.

13 Гвоздев А. Н. Избранные работы по орфографии и фонетике. - М., 1963. - С. 83.

14 Там же.

15 Русский язык: Энциклопедия / Под ред. Ю. Н. Караулова. - М., 2003. - С. 303.

16 См.: Гвоздев А. Н. Основы русской орфографии // Указ. соч. - С. 83.

17 Там же.

18 Алгазина Н. Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя. - М., 1987. - С. 21 - 29.

19 Селезнева Л. Б. Русская орфография и пунктуация. Интенсивный алгоритмизированный курс: Пособие для поступающих в вузы. - М., 2003. - С. 3.

20 Иванова В. Ф., Осипов Б. И. Принципы орфографии и их педагогическое значение: Русский язык в школе. - 1991. - N5. - С 33.

21 См.:Разумовская М. М.,Львова С. И.,Богданова Г. А. и др. Русский язык: Учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений. - М., 2000. - С. 38.

стр. 47

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Л. Г. ЛАРИОНОВА, ЧТО ТАКОЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ПРАВИЛО? // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 03 апреля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207222409&archive=1207225877 (дата обращения: 23.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии