Усвоение лингвистических понятий, приобретение опыта оперирования ими - важнейшая задача, связанная с формированием у школьников лингвистической компетенции.
Эффективным средством овладения знаниями, умениями, навыками и способами деятельности является ориентировочная основа деятельности (ООД). Она опирается на теорию поэтапного формирования умственных действий, разработанную Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, Н. Ф. Талызиной.
Работа с ООД направлена на развитие навыков осмысления содержания и последовательности действий в решении познавательных задач и поэтапную отработку этих действий. Не менее важную роль играет работа с ООД в развитии навыков рефлексии, самооценки, самоанализа и самоконтроля. П. Я. Гальперин утверждал, что ориентировочная часть деятельности, в том числе познавательной и учебной, является управляющей: от того, насколько субъект деятельности сориентируется в условиях учебно-познавательного действия, зависит эффективность его действий на исполнительной фазе.
В схеме ООД представлены, с одной стороны, знания о предмете, с которым надо действовать, условия, которые необходимо соблюдать, знания о самом процессе деятельности: с чего надо начинать, в каком порядке производить действия и т.д. С другой стороны, схемой ООД предусматриваются осознание смысла каждого шага (рефлексия), самодиагностика, самокоррекция и самооценка деятельности.
Процесс освоения школьниками определений лингвистических понятий включает три этапа.
Первый этап - анализ определения понятия.
Второй этап - редактирование определения, данного в готовом виде. На этом этапе школьники должны подвести готовое определение под тип определения понятия и выявить, насколько оно отвечает требованиям данного типа. В случае необходимости внести исправления.
Третий этап - создание своего определения понятия.
Покажем, как может быть организована работа на каждом этапе.
1 этап. Анализ определения понятия
На уроке знакомим учащихся с тем, что такое определение понятия1 , из чего оно состоит. Школьники узнают, что
1) определение понятия - это указание или объяснение значения (смысла) термина и (или) объема (содержания) выражаемого данным термином понятия2 ;
стр. 60
--------------------------------------------------------------------------------
2) определения понятия бывают разных типов.
В родо-видовом определении указываются такие видовые признаки определяемого понятия, которые присущи только ему и отсутствуют у других понятий этого же рода. Модель такого определения: предлог - это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении.
В определении указаны действия , которые дают ответ, обладает ли предмет свойством, характерным именно для него. Модель такого определения: при изменении по падежам и числам некоторые существительные имеют окончания разных склонений, поэтому они называются разносклоняемыми.
В определении через указание на способы образования, возникновения, получения, цели употребления понятие выделяется из числа других. Модель такого определения: слово "грамматика" образовано от греческого слова "грамма", что значит "знак", "буква". Сначала под словом "грамматика" понимали умение (искусство) читать и писать буквы. В настоящее время словом "грамматика" называют раздел науки о языке, в который входят морфология и синтаксис.
Дальнейшая работа направлена на анализ готовых определений лингвистических понятий с использованием ООД. Школьникам предлагается задание:
* Прочитайте данные тексты. Определите, являются ли они определениями лингвистических понятий.
1. Вводными называются слова, при помощи которых говорящий (пишущий) выражает свое отношение к высказыванию: уверенность или неуверенность и др.
2. Предложения, состоящие из нескольких простых, называются сложными.
3. Синонимы - слова одной части речи, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению.
4. При изменении по падежам и числам некоторые существительные имеют окончания разных склонений, поэтому они называются разносклоняемыми.
5. Безличные глаголы обозначают действие, которое совершается без действующего лица, поэтому они и называются безличными.
6. Буквы, расположенные в определенной последовательности, составляют алфавит, или азбуку.
7. Лексика изучает словарный состав языка.
8. Слово "грамматика" образовано от греческого слова грамма, что значит знак, буква. Сначала под словом грамматика понимали умение (искусство) читать и писать буквы. В настоящее время словом грамматика называют раздел науки о языке, в который входят морфология и синтаксис.
Учащиеся выполняют данное задание по такой ООД :
Чтобы определить, являются ли данные тексты определениями лингвистических понятий, нужно сделать следующее.
А. Проверь, содержат ли данные тексты
1) указание на родовой признак и видовые признаки, или
2) указания на действия, которые дают ответ, обладает ли предмет свойством, характерным именно для него, или
3) указания на способы образования, возникновения, получения, цели употребления предмета.
Б. Установи, названы ли в определении
1) родовой признак,
2) видовые признаки.
В. Определи, являются ли названные видовые признаки для данного понятия существенными и достаточными.
Работа с текстами завершается рефлексией3 , которая поможет школьнику осмыслить собственные действия по подведению текстов под понятие "определение лингвистического понятия". Даем ООД :
Ответь на следующие вопросы.
Вопросы на самоанализ:
- Удалось ли тебе в определении понятия найти родовой признак?
- Удалось ли тебе в определении понятия найти видовые признаки?
стр. 61
--------------------------------------------------------------------------------
- Как ты определил, что данные видовые признаки являются для данного понятия существенными/несущественными?
Вопросы на рефлексию действий:
- Удалось ли тебе сразу ответить на вопросы?
- Почему удалось?
- Почему не удалось? Еще раз просмотри ООД и определи, задания какого этапа ты не выполнил или выполнил неверно. С учетом этого повторно выполни задание, которое не выполнил или выполнил неверно.
Задания на самооценку:
оцени свою работу по критериям:
1) правильно выделил родовой признак, правильно выделил видовые признаки данного понятия и правильно определил, являются ли они существенными/несущественными для данного понятия ("5" баллов);
2) правильно выделил родовой признак, правильно выделил видовые признаки данного понятия и не смог объяснить, являются ли данные признаки для данного понятия существенными/несущественными ("4" балла);
3) правильно выделил родовой признак, не смог выделить видовые признаки данного понятия ("3" балла);
4) не смог выделить ни родовой признак, ни видовые признаки данного понятия ("2" балла).
Задания на групповую (парную) рефлексию:
- Сформулируй задания, которые ты бы хотел дать однокласснику, и сам сформулируй ответ.
- Задай вопрос однокласснику и сопоставь его ответ со своим. Совпали ли они? Если нет, попробуй определить, почему.
Результаты самооценивания помещаются учеником в таблицу. Сопоставление данных таблицы позволит школьнику определять собственные образовательные приращения, а учителю - продвижение ученика в освоении умений, навыков и способов деятельности с научным, лингвистическим понятием.
Таблица самооценки
Критерии самооценки
Определение понятия N1
Определение понятия N2 и т.д.
Правильно
- выделил родовой признак,
- выделил видовые признаки данного понятия,
- определил, являются ли они существенными для данного понятия
Не смог
- выделить родовой признак,
- выделить видовые признаки,
- объяснить, являются ли они существенными / несущественными для данного понятия
2 этап.
Редактирование определения понятия
На данном этапе предлагаем школьникам выполнить такое задание.
* Проанализируйте данные определения понятий. Если необходимо, исправьте определения. Обоснуйте свои действия.
1) Подлежащее обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? что?
2) Определение - второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей?
3) Наречием называется часть речи, которая не изменяется и в предложении может быть обстоятельствами места, времени и образа действия.
4) Дополнением является член предложения, который обозначает предмет и подчеркивается пунктиром.
5) Подлежащее - это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что?
6) Обособление - это когда слово или словосочетание выделяется определенной интонацией.
стр. 62
--------------------------------------------------------------------------------
Выполнить данное задание учащимся поможет ООД :
1. Определи, правильно ли составлено определение понятия.
Для родо-видового определения:
1) правильно ли назван родовой признак,
2) правильно ли названы видовые признаки.
Для определения через указание на ряд действий:
правильно ли определены действия, которые дают ответ, обладает ли предмет свойством, характерным именно для него;
Для определения через указание на способы его образования, возникновения, получения, цели употребления:
1) правильно ли выделены способы образования, возникновения, получения понятия, цели употребления;
2) правильно ли скомпонованы данные признаки в определении.
2. Исправь определение термина или понятия, используя модели.
Пример выполнения задания.
Определение: Подлежащее обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? что?
Данное определение относится к типу родо-видового определения. В нем указано само определяемое понятие "подлежащее", видовые признаки 1) "обозначает предмет речи", 2) "отвечает на вопросы именительного падежа кто? что?", однако отсутствует родовой признак "главный член предложения". В соответствии с моделью такого определения редактируем: Подлежащее - главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? что?
Завершается работа по редактированию лингвистического понятия выполнением заданий на рефлексию. ООД:
Вопросы на самоанализ:
- Удалось ли тебе в определении понятия проверить, содержат ли данные тексты
1) указание на родовой признак и видовые признаки, или
2) указания на действия, которые дают ответ, обладает ли предмет свойством, характерным именно для него, или
3) указания на способы его образования, возникновения, получения, цели употребления понятия?
- Удалось ли тебе определить, правильно ли в соответствии с моделью составлено определение понятия?
- Удалось ли тебе, используя модели, исправить определение термина или понятия?
Вопросы на рефлексию действий:
- Удалось ли тебе сразу ответить на последний вопрос?
- Почему удалось?
- Почему не удалось? Для того чтобы ответить на этот вопрос, еще раз просмотри ООД и определи, задания какого этапа ты не выполнил/выполнил неверно. С учетом этого повторно выполни задание, которое не выполнил/выполнил неверно.
Задания на самооценку: оцени свою работу по критериям:
1) правильно определил, является ли данный текст объяснением значения термина или определением понятия, правильно проверил, содержат ли данные тексты
а) указание на родовой признак и видовые признаки или
б) указания на действия, которые дают ответ, обладает ли предмет свойством, характерным именно для него, или
в) указания на способы его образования, возникновения, получения, цели употребления, правильно определил, верно или неверно составлено определение понятия и правильно отредактировал определение термина или понятия, используя модели ("5" баллов);
2) правильно определил, является ли данный текст объяснением значения термина или определением понятия, правильно проверил, содержат ли данные тексты
а) указание на родовой признак и видовые признаки или
б) указания на действия, которые дают ответ, обладает ли предмет свойством, характерным именно для него или
стр. 63
--------------------------------------------------------------------------------
в) указания на способы его образования, возникновения, получения, цели употребления, правильно определил, верно или неверно составлено определение понятия, но допустил ошибки при редактировании определения ("4" балла);
3) правильно определил, является ли данный текст объяснением значения термина или определением понятия, правильно проверил, содержат ли данные тексты
а) указание на родовой признак и видовые признаки или
б) указания на действия, которые дают ответ, обладает ли предмет свойством, характерным именно для него, или
в) указания на способы его образования, возникновения, получения, цели употребления, ошибся в определении того, верно или неверно составлено определение понятия и не смог отредактировать определение термина или понятия ("3" балла);
4) правильно смог только определить, является ли данный текст объяснением значения термина или определением понятия ("2" балла).
Таблицу самооценки учитель может составить по аналогии с предыдущей.
3 этап.
Создание своего определения понятия
Это этап продукции речи. Обучение созданию определений лингвистических понятий разных типов может проводиться поэтапно. На первом этапе предлагаем школьникам задания такого типа:
* Закончите начатое определение. Объясните, что нужно сделать для того, чтобы выполнить задание.
1) Омонимы - это слова одной части речи...
2) Простым называется предложение...
3) Второстепенный член предложения, который обозначает..., называется дополнением.
4) Фонетика изучает...
5) Глаголы совершенного вида обозначают...
Такие задания предусматривают частичную продукцию текста. Однако прежде чем закончить определение, учащимся нужно будет проделать ряд действий (см. действия при редактировании определений лингвистических понятий).
Следующее задание нацелено на создание определений понятия на основе готовых материалов.
* Из следующих признаков постройте определение понятия.
1. - Сказуемое является главным членом предложения, обозначает то, что говорится о предмете речи.
- Сказуемое отвечает на вопрос: что говорится о предмете речи? Этот вопрос можно уточнить вопросами: что делает предмет? Какой он? Кто он такой? Каков он? Что такое предмет?
- Сказуемое выражается чаще глаголом, может быть выражено существительными, прилагательными, числительными и другими частями речи.
2. - Имя существительное - самостоятельная часть речи.
- Общее грамматическое значение существительного - это значение предмета. Предметом в грамматике называется все то, о чем можно спросить: это кто? или это что?
- По значению существительные делятся на группы:
- конкретные (называют конкретные предметы живой или неживой природы: книга, стул, лиса, повар, девочка),
- вещественные (называют различные вещества: соль, вода, пластмасса, сметана, аспирин),
- отвлеченные (называют явления, воспринимаемые мысленно: слушание, ходьба, трусость, желтизна, борьба, героизм),
- собирательные (называют множество одинаковых предметов как одно целое: крестьянство, тряпье, родня, мошкара) .
- Имена существительные принадлежат одному из трех родов - мужскому, женскому, среднему, а не изменяются по родам.
- Существительные изменяются по числам и падежам.
- В предложении существительные бывают всеми членами предложения, но чаще - подлежащим и дополнением.
Прежде чем составлять определение понятия, школьнику необходимо решить несколько вопросов. Прежде всего, оп-
стр. 64
--------------------------------------------------------------------------------
ределение какого типа он может составить на основе данных материалов, затем - все ли необходимые и достаточные признаки понятия даны, какими необходимо дополнить. После этого по модели учащиеся составляют определение лингвистического понятия.
Последний этап заключается в полностью самостоятельном, без каких-либо материалов составлении определения понятия. Эта работа сопровождается ООД :
1. Выбери способ определения понятия:
- родо-видовое определение;
- определение через перечисление ряда действий, характеризующих его свойство;
- указание на способы образования, возникновения, получения, цели употребления.
2. Определи:
А) 1) какой признак для данного понятия является родовым,
2) каковы видовые признаки данного понятия,
3) какие видовые признаки для определения данного понятия являются существенными и их необходимо включить в определение, а какие - несущественными и их можно не включать в определение.
Б) действия, которые дают представление о свойствах данного понятия и составят содержание определения понятия.
В) 1) способ образования понятия,
2) способ возникновения,
3) способ получения,
4) цель употребления.
3. Составь определение термина или понятия в соответствии с выбранным способом, используя модели.
Есть модели, которые помогают построить определение понятия: то-то - это то-то то-то есть то-то то-то называется тем-то то-то является тем-то то-то - изучает то-то то-то относится к тому-то
4. Ответь на вопросы.
а) Вопросы на рефлексию действий:
- Удалось ли тебе составить определение понятия в соответствии с выбранным способом?
- Почему удалось?
- Почему не удалось? Для того чтобы ответить на этот вопрос, еще раз просмотри ООД и определи, задания какого этапа ты не выполнил/выполнил неверно. С учетом этого повторно выполни это задание.
б) Задания на самооценку работы:
оцени свою работу по критериям:
1) правильно выделил родовой и существенные видовые признаки понятия, правильно в соответствии с логикой расположил родовой и видовые признаки понятия, правильно в соответствии с выбранным способом составил определение понятия ("5" баллов);
2) правильно выделил родовой и существенные видовые признаки понятия, правильно в соответствии с логикой расположил родовой и видовые признаки понятия, не смог правильно в соответствии с выбранным способом составить определение понятия ("4" балла);
3) правильно выделил родовой и существенные видовые признаки понятия, нарушил логику в расположении родового и видовых признаков понятия, не смог правильно в соответствии с выбранным способом составить определение понятия ("3" балла);
4) ошибся в выделении родового и/или существенных видовых признаков понятия, нарушил логику в расположении родового и видовых признаков понятия, не смог правильно в соответствии с выбранным способом составить определение понятия ("2" балла).
в) Задания на групповую (парную) рефлексию:
- Сформулируй вопрос, который ты бы хотел задать однокласснику, и сам сформулируй на него ответ.
- Задай вопрос однокласснику и сопоставь его ответ со своим. Совпали ли они? Если нет, попробуй определить, почему.
стр. 65
--------------------------------------------------------------------------------
Подобная работа в системе приведет не только к тому, что школьники научатся разным действиям с определением лингвистического понятия, но и научатся осознавать и оценивать свою познавательную и коммуникативную деятельность.
----------
1 Школьные учебники по-разному решают вопрос о знакомстве школьников с понятием "определение научного понятия". В учебниках под ред. М. М. Разумовской и П. А. Леканта данный материал изучается в VI классе в рамках темы "Научный стиль". В учебнике Е. И. Никитиной "Русская речь" изучение научного понятия как текста научного стиля предполагается в 8 классе. В учебных пособиях "Школьная риторика" под ред. Т. А. Ладыженской изучение содержания и структуры научного понятия предполагается в 7 классе.
2 Школьная риторика: VII класс. Ч. 1 / Под ред. Т. А. Ладыженской. - М., 1998. - С. 101.
3 О рефлексии и методах ее развития ст. Черепанова Л. В. "Методы и приемы развития у школьников рефлексии" // Русская словесность. - 2004. - N 8.
стр. 66