РИТОРИКА И ВОСПИТАНИЕ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 03 апреля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© З. И. КУРЦЕВА

Ничто так не привлекает сердец, как добродушие.

М. Ф. Квинтилиан

Каждый из нас стремится к тому, чтобы его понимали, относились к нему доброжелательно и негневливо, как говорили древние ораторы. Однако это станет возможным, если мы будем задумываться над тем, как мы поступаем, что и как говорим, если будем стремиться достичь высшего уровня нравственного сознания (добродетели), когда этические нормы станут для нас глубоко осознанными, личными.

По утверждению Аристотеля, добродетель бывает двух видов: мыслительная и нравственная, "мыслительная возникает и возрастает преимущественно благодаря обучению.., а нравственная рождается привычкой". Сообразно привычке и поступает человек, совершая как речевые, так и неречевые поступки. Не для того человек изучает этику, чтобы узнать, что такое добродетель, считал Аристотель, а для того, чтобы стать добродетельным.

Античные риторы добродетель соотносили с добром, противопоставляя его злу, правду противопоставляя лжи. Аристотель утверждает, что "добро и зло - это соответственно истина и ложь", а "доброта - общее свойство вообще всех добродетельных людей в их отношении к другому".

Без нравственной основы риторика немыслима. Античные риторы, характеризуя истинного оратора, писали, что он должен обладать всеми добродетелями души. Риторику же считали родом жизненного принципа (кто как живет, тот так и говорит). "Красноречие есть одно из высших проявлений нравственной силы человека"1 . (Цицерон.) Мысль, лишенная нравственной силы, порочна.

Каким же образом можно реализовать коммуникативно-нравственное развитие школьников?

Во-первых, эту задачу решает курс риторики (включая пропедевтический, дошкольный), концепция и программа

стр. 70


--------------------------------------------------------------------------------

которого разработаны Т. А. Ладыженской2 . Данный курс, если иметь в виду его воспитательную роль, направлен на формирование таких качеств, как:

- ответственность за каждое произнесенное и написанное слово, за свой речевой поступок;

- совестливость и искренность;

- доброжелательность и вежливость;

- уважение к собеседнику и взаимопонимание и др.

Ответственность за коммуникативно-нравственное воспитание личности ложится не только на семью, но и на школу, на учителя.

Во-вторых, возможно включать специальные коммуникативные задачи в урок (и не только риторики), максимально соотнося их с темой и целями конкретного урока (так называемая риторизация школьных предметов).

В-третьих, во внеклассной работе следует проводить беседы, дискуссии, классные часы на темы, связанные с речевым поведением, речевым поступком3 .

Нельзя также забывать о том, что и речевое поведение учителя воздействует на культуру общения школьников.

Да, безусловно, многое зависит от учителя. Почему ученики не хотят огорчать неудовлетворительными отметками одного учителя и абсолютно безразличны к тому, как отреагирует на их ответ другой? Почему любят один предмет и не любят другой? Почему стараются походить на одного учителя и не хотят - на другого? Почему идут за советом и дружеской поддержкой к одному учителю и никогда не пойдут к другому?

Учитель, как никто другой, ответственен за то слово, которое он произносит. Совершаемые учителем речевые поступки, бесспорно, влияют на коммуникативно-нравственное воспитание школьников.

В школьные учебники риторики включены специальные коммуникативные задачи под рубрикой "Наедине с собой"4 , цель которых заключается в том, чтобы стимулировать желание, потребность учащихся не только анализировать собственные речевые поступки, но и, что очень важно, предвидеть их возможный результат.

Специальные задания направлены на рефлексию речевого поведения для того, чтобы ученик:

- сумел избежать ошибок, оказавшись впоследствии в подобной ситуации общения;

- мог максимально объективно соотнести собственные убеждения и ситуацию общения;

- определил собственное речевое поведение в конкретной ситуации общения.

Большинство заданий рубрики предлагается школьникам для размышлений в домашней обстановке, наедине с собой - не случайно и рубрика названа именно так. Многие из вопросов не предназначены для общего обсуждения в классе. Коллективная беседа возможна только после совместного решения школьников и учителя.

Старшеклассники, выходя на дорогу жизни, столкнутся с разными трудностями, встретят разных людей, поэтому крайне важно, чтобы молодой человек был способен оценить не только чужой речевой поступок, но и - главное - свой собственный. Учитель может помочь ему познавать самого себя, развивая осознанное отношение к своим потребностям и возможностям, способность размышлять о своем внутреннем состоянии, анализировать переживания и мысли.

Важно целенаправленно стимулировать учащихся к размышлениям:

- над своими речевыми поступками, в основе которых лежат проблемы нравственного характера;

- над тем, насколько школьник внимателен к окружающим;

- всегда ли ему удается понять и почувствовать ситуацию общения;

- сможет ли он уйти от конфликта или разрешить спор достойно и т.п.

Ключевыми понятиями для нас являются: самопознание, самосознание, самооценка, рефлексия. Поясним их значения.

Самосознание - осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям5 .

Самооценка - компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о се-

стр. 71


--------------------------------------------------------------------------------

бе оценку человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков6 .

Рефлексия - размышление о своем внутреннем состоянии, склонность анализировать свои переживания7 .

Самооценка может быть как адекватной, так и неадекватной (пониженной или завышенной). Адекватная самооценка позволяет человеку отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Она является необходимым условием формирования личности.

В основе самопознания (если иметь в виду риторику общения) лежит осмысление человеком своего речевого поступка, которое осуществляется в разных направлениях:

- во-первых, "открытие смысла" (С. И. Ожегов) конкретного речевого поступка на уровне разума;

- во-вторых, стремление понять, оценить собственные чувства, эмоции;

- в-третьих, осмысление собственной практической деятельности, жизненного опыта.

Происходит осознание самого себя (какой Я?). Затем наступает этап формирования самого себя (самосовершенствования).

Исходя из вышесказанного, задания рубрики "Наедине с собой" предполагают оценку речевого поведения в разных аспектах: разума, чувств, опыта. Эти аспекты взаимосвязаны, хотя в некоторых случаях на первый план выдвигается один из них.

Приведем примеры.

1. Напишите на листе бумаги пять (десять) качеств человека, которые вы цените в людях. А теперь отметьте те, которыми, на ваш взгляд, обладаете вы. Есть ли среди названных качеств такие, как доброта, искренность, честность, правдивость?

2. Приходилось ли вам скрывать правду? Встречались ли ситуации, когда это было оправданно? Почему вы так считаете? Как вы относитесь к тому, что порой ложь используется во спасение? Можете ли вы привести примеры из жизни?

3. Как вы реагируете на просьбу о помощи, если у вас много своих дел?

а) помогу, отложив свои дела;

б) попробую убить двух зайцев;

в) вежливо откажу, объяснив ситуацию;

г) откажу: дела очень важные.

4. Когда говорящий нарушает нормы речевого общения, я реагирую так:

а) не обращаю внимания;

б) тактично делаю замечание;

в) строю собственное речевое поведение таким образом, чтобы дать понять собеседнику, где допущена некорректность.

Учитываю ли я при этом компоненты речевой ситуации, в частности, кто мой адресат?

5. Идете ли вы первым на примирение?

а) да;

б) если есть возможность;

в) когда как;

г) нет.

Важно, чтобы у ученика развивалась адекватная самооценка, позволяющая отнестись к себе критически.

Как известно, осмысление речевого поведения формируется не только на базе оценок окружающих, оно может изменяться под влиянием информации, опыта своего и чужого.

Так, для анализа мы предлагаем тексты, содержащие проблемы нравственного характера, например:

- Какие советы дает Д. С. Лихачев человеку, собирающемуся выступать с речью? Что для говорящего должно быть самым существенным?

Общественные устные выступления обычны теперь в нашей жизни. Каждому надо уметь выступать на собраниях, а может быть, с лекциями и докладами.

Тысячи книг написаны во все века об искусстве ораторов и лекторов. Не стоит здесь повторять все, что известно об ораторском искусстве. Скажу лишь одно, самое простое: чтобы выступление было интересным, выступающему самому должно быть интересно выступать. Ему должно быть интересно изложить свою точку зрения, убедить в ней, материал лекции должен быть для него самого привлекательным, в какой-то мере удивительным. Выступающий сам должен быть заинтересован в предмете своего выступления и суметь передать этот интерес слушателям - заставить их почувствовать заинтересован-

стр. 72


--------------------------------------------------------------------------------

ность выступающего. Только тогда будет его интересно слушать.

А по существу, всегда выступайте с добрых позиций. Даже выступление против какой-либо идеи, мысли стремитесь построить как поддержку того положительного, что есть в возражениях спорящего с вами. Общественное выступление всегда должно быть с общественных позиций. Тогда оно встретит сочувствие.

Вопросы рубрики "Наедине с собой" направлены на формирование у старшеклассников сначала желания, а впоследствии и потребности анализировать свой речевой поступок, а также предвидеть возможные результаты собственных речевых поступков.

Рассмотрим примеры заданий, которые направлены на рефлексию речевого поведения и решают следующие риторические задачи этического характера.

Одни задания направлены на то, чтобы старшеклассник, оказавшись впоследствии в подобной ситуации общения, мог избежать ошибок. Например:

Вспоминаю свой недавний разговор с родителями (другом) по вопросу, который меня очень волнует.

Оценивая свое речевое поведение, я понял(а), что был(а):

а) спокоен (спокойна) - вспыльчив (вспыльчива);

б) корректен (корректна) - бестактен (бестактна);

в) доброжелателен (доброжелательна) - недоброжелателен (недоброжелательна).

Если бы я был(а) на месте родителей (друга), я бы вел(а) себя так... Как я могу прокомментировать свое речевое поведение в роли адресанта и адресата?

Цель других заданий в том, чтобы ученик научился максимально объективно соотносить собственные убеждения и ситуацию общения.

Предположим, что я работник рекламного агентства. Стану ли я выполнять заказ телевизионной компании, если меня попросят составить текст рекламы:

а) табачных изделий;

б) спиртных напитков;

в) игорных клубов.

Как я объясню свое решение.

Третьи задания учат определять собственное речевое поведение в той или иной ситуации общения. Например:

Какова обычно ваша первая реакция на критику?

а) стремлюсь тут же ответить, сразу прошу слова или говорю с места;

б) переживаю молча, с обидой, от собственного выступления стараюсь уклониться.

в) обдумываю критику, выступать с ответом не спешу, но, если настаивают, не отказываюсь.

Есть и такие задания, цель которых связана с оценкой учеником собственных нравственных качеств.

Например:

Как вы понимаете слово "доброта"?

а) необходимая частичка души;

б) нелепое чувство;

в) нельзя ответить однозначно;

г) не знаю.

А вы добрый человек?

а) да;

б) по-моему, да;

в) не знаю;

г) не очень;

д) нет.

Таким образом, использование разных заданий этической направленности позволяет надеяться, что наши выпускники не будут совершать необдуманные речевые поступки, смогут верно оценить критическую ситуацию общения и принять правильное решение.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Цицерон. Об ораторе/ Эстетика: Трактаты. Речи. Письма. - М., 1994.

2 Ладыженская Т. А. Программа по риторике для школы /Риторика: Методология и практика: Сборник программ / Отв. ред. и сост. М. И. Панов и Л. Е. Тумина. - М.; Ярославль. - 2003. - С. 213 - 232.

3 См.: Курцева З. И. Речевой поступок // Русская словесность. - 2004. - N 5. - С. 69 - 73.

4 Автор рубрики "Наедине с собой" З. И. Курцева.

5 Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. - М., 1983. - С. 332.

6 Там же.

7 Толковый словарь иноязычных слов. - М., 2001. - С. 608.

стр. 73

Похожие публикации:



Цитирование документа:

З. И. КУРЦЕВА, РИТОРИКА И ВОСПИТАНИЕ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 03 апреля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207221602&archive=1207225877 (дата обращения: 16.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии