РЕВОЛЮЦИЯ ИЛИ ЭВОЛЮЦИЯ? НОВОЕ В МЕТОДИКЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 03 апреля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Т. М. ЗЫБИНА

Современная методика развития речи учащихся как особая область методики обучения русскому языку находится на качественно новом этапе своего развития.

Во-первых, она синтезирует данные культурологии, философии, логики, дидактики, психологии, физиологии, психолингвистики, социолингвистики, этнолингвистики и других научных дисциплин, изучающих язык, речь, речевую деятельность. Необходимость изменений в содержании и технологии методики развития речи диктуют такие фундаментальные лингвистические новации, как языковая личность и когнитивная лингвистика.

Во-вторых, содержание методики развития речи, ее цели и задачи определяются (и всегда определялись) так называемым социальным заказом, историческими реалиями, ретранслятором которых для всех частных методик служит дидактика. Основополагающими принципами современной дидактики являются личностно ориентированные установки (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности), культурно ориентированная направленность (принцип образа мира, принцип целостности содержания образования, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой) и деятельно ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип опоры на предшествующее развитие и креативный принцип). Изменения, происходящие в современной педагогической науке, некоторые исследователи определяют как революционные.

И, в-третьих, принципиально важным для методики развития речи событием является возрождение риторики - речеведческой дисциплины, служившей в России до второй половины XIX в. надежным руководством по обучению речи.

Все вышеперечисленные особенности современной методики развития речи находят отражение в монографиях и учебных пособиях Е. В. Архиповой "Вопросы речевого развития младших школьников" (1995), "Работа над значением слова в начальной школе" (1996), "Уроки развития речи в начальной школе" (1999) и, наконец, "Основы методики развития речи учащихся" (2004). В последнем учебном пособии для студентов автор определяет предмет методики развития речи учащихся и задачи курса, описывает связь методики развития речи с другими науками, в сжатом виде представляет такие важные с точки зрения обучения речи понятия, как язык, речь, речевая деятельность, этапы порождения речи (структура речевого акта), и приводит краткие сведения из истории становления методики развития речи (глава "Теоретические основы методики развития речи учащихся");

рассматривает закономерности усвоения речи и принципы обучения языку, принципы речевого развития, методы развития речи, типологию речевых упражнений, урок развития речи (глава "Методическая система развития речи учащихся");

останавливается на обучении культуре речи, обогащении словаря и грамматического строя речи учащихся, обучении речевой деятельности, работе по предупреждению речевых ошибок и диагностике речевого развития учащихся (глава "Развитие речи и содержание обучения родному языку").

В качестве теоретического фундамента автором взята одна из выдающихся речеведческих концепций XX столетия - теория закономерностей усвоения родной речи Л. П. Федоренко. Шесть закономерностей усвоения родной речи, сформулированные великим ученым-методистом еще в начале 60-х гг. прошлого столетия1 , и вытекающие из них принципы обучения родному языку почти на полвека опередили свое время. В начале третьего тысячелетия они выходят на авансцену методической мысли.

Следует также заметить, что в России специальное обучение речи с первой половины XVIII в. до второй половины XIX в. осуществлялось в рамках риторики. Продолжая и развивая методические традиции М. В. Ломоносова, русские риторики в течение века были надежными комплексными пособиями по развитию речи. Риторика как практическое руководство к овладению и владению речью предвосхитила методические принципы обучения речи, вытекающие из закономерностей усвоения родной речи, т.е. открытые Л. П. Федоренко закономерности усвоения родной речи находили и находят свое эмпирическое обоснование и воплощение в риторике2 . Именно этим объясняется, на наш взгляд, органичность включения в предлагаемую Е. В. Ар-

стр. 53


--------------------------------------------------------------------------------

хиповой методику неориторического материала - структура речевого акта, приемы моделирования замысла текста, прием разворачивания текста, прием прогнозирования темы, моделирование ситуаций и др.

Центральное место в новом учебном пособии занимает теория принципов речевого развития, сформулированная и обоснованная с учетом современных лингводидактических исследований. Определяется восемь принципов речевого развития: коммуникативный принцип обучения языку, когнитивный принцип, социокультурный принцип изучения языка и обучения речи, принцип градуальности как развивающий принцип обучения языку, принцип единства изучения языка и обучения речи, принцип опоры на алгоритмы речи, принцип целостности процесса формирования лексико-грамматического строя речи, принцип сопоставления и дифференциации языка в процессе речевого выбора. Исследователь убедительно доказывает объективную необходимость учета этих принципов для полноценного речевого развития учащихся, оставляя при этом простор для мысли думающего читателя3 . Например, обосновывая социокультурный принцип изучения языка и обучения речи (с. 33 - 38), Е. В. Архипова находит его исторический прообраз в отечественной методике начала XX в. (учебный предмет "Мироведение"), рассматривает два современных подхода к его терминологическому обозначению (культуроведческий и социокультурный) и заключает: "Думающий учитель сможет сам определиться с терминологией, понимая, что суть остается одна: история и культура народа, современное состояние общества и место человека в нем - все должно найти отражение в содержании обучения родному языку" (с. 36).

Е. В. Архипова вводит в научный оборот оригинальные лингвометодические понятия: принцип градуальности, методическая лингводиагностика, орфонимическая ошибка, методический формуляр текста, матрица уроков, матрица творческих работ и др. Все новации основываются на глубоком знании истории методики развития речи, что позволяет определить магистральный эволюционный путь развития науки.

Особенность пособия - богатый практический материал - задания и упражнения. В них используются тексты и лексико-грамматические единицы высокого нравственного содержания. Например, предлагается разноаспектный анализ таких слов, как согласие, трусость, бережливость, аккуратность, ссора, уважение, жадность, щедрость, доброта и др.

Для самостоятельной работы предлагаются, например, следующие задания.

"Изучите в "Словаре-справочнике по методике русского языка" М. Р. Львова словарные статьи "Методика развития речи учащихся", "Методика русского языка" и "Риторика". Каково соотношение этих понятий? Что в них общего и в чем заключается разница?" (с. 170).

"М. Т. Баранов в книге "Методика преподавания русского языка" объясняет суть термина семантизация. Какие синонимы этого слова существуют в методике?" (с. 173).

"Приведите примеры из учебников русского языка, подтверждающие высказывание замечательного ученого-методиста Л. П. Федоренко" (далее следует цитата) (с. 175).

"Найдите в действующих программах подтверждение мысли, высказанной Г. А. Фомичевой" (далее следует цитата) (с. 175).

Пособие является не "безликой" методикой - оно представляет как ученых, внесших весомый вклад в становление и развитие методики развития речи, так и современных исследователей. Е. С. Антонова, М. Т. Баранов, Е. А. Быстрова, Л. И. Величко, А. И. Власенков, Т. М. Воителева, А. Д. Дейкина, А. П. Еремеева, Н. А. Ипполитова, В. И. Капинос, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов, М. М. Разумовская, Т. В. Напольнова, Е. И. Никитина, Т. М. Пахнова, Н. АПленкин, Г. Н. Приступа, А. В. Прудникова, Л. М. Рыбченкова, Р. Б. Сабаткоев, Н. Е. Сулименко, Г. А. Фомичева, Л. А. Ходякова, Т. И. Чижова - эти и другие имена, определяющие лицо современной методики развития речи, находят свое место в книге.

стр. 54


--------------------------------------------------------------------------------

1 См.: Федоренко Л. П. Принципы и методы обучения русскому языку. - М., 1964. - С. 8 - 20.

2 См.: Зыбина Т. М. Закономерности усвоения родной речи в историческом аспекте. - Смоленск, 1998.

3 Предлагаемая Е. В. Архиповой система принципов речевого развития, на наш взгляд, может быть дополнена, в частности, духовно-нравственным и эстетическим принципами.

стр. 55

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Т. М. ЗЫБИНА, РЕВОЛЮЦИЯ ИЛИ ЭВОЛЮЦИЯ? НОВОЕ В МЕТОДИКЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 03 апреля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207221468&archive=1207225877 (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии