Обучение аудированию на основе речеведческих понятий

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 02 апреля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Л. В. Черепанова

Курс русского языка на современном этапе призван обеспечить в единстве и взаимосвязи языковое, речевое, интеллектуальное, нравственное и духовное развитие школьника. Это становится возможным благодаря синтезу ведущих компетенций, составляющих систему целей обучения русскому родному языку.

Аудирование - восприятие на слух речи - является составляющей не только коммуникативной компетенции - хотя, конечно, в первую очередь коммуникативной, - но и лингвистической, языковой и культуроведческой. Это обусловлено особым местом аудирования в жизни человека. Оно является, во-первых, важнейшим источником получения информации, во-вторых, средством удовлетворения эстетических и культурных потребностей и, наконец, средством овладения речевыми умениями, навыками и способами действий.

Долгое время считалось, что обучать школьников аудированию родной речи не нужно, однако данные исследований говорят об обратном. К школьному возрасту ребенок не всегда владеет аудитивными умениями (исследования показывают, что иногда школьники не воспринимают до 75% устной информации). Это говорит о том, что слушанию нужно специально обучать.

Целостная система обучения аудированию только складывается. Можно назвать отдельные работы Т. В. Атапиной, Л. Н. Вьюшковой, М. Л. Соловейчик, Л. Е. Туминой и др., в которых раскрываются некоторые вопросы обучения. Наиболее полно система представлена в учебном комплексе по риторике, созданном под руководством Т. А. Ладыженской.

Обучение аудированию эффективно, если основывается на речеведческих понятиях, с которыми школьники знакомятся в курсе развития речи. Покажем, как в V классе организовать работу при изучении тем, входящих в раздел "Текст" (монолог, диалог, текст, тема текста, основная мысль текста, план, абзац как часть текста).

При изучении темы "Монолог и диалог. Как вести беседу" необходимо показать учащимся, что реплики диалога являются средствами так называемого рефлексивного слушания, а средства устной монологической и диалогической речи - ориентирами восприятия.

Под рефлексивным понимают такое слушание, при котором слушающий использует разнообразные словесные формы для подтверждения понимания сообщения говорящего, т.е. в процессе слушания задает вопросы, обращается за уточнением, реагирует при помощи мимики и жестов. К приемам, активизирующим слушание, относят:

- обращение к говорящему за уточнением;

- перефразирование;

- резюмирование;

- отражение чувств.

Знакомство с монологом и диалогом происходит при выполнении упражнений, имеющихся в учебниках русского языка для V класса.

Завершается работа следующими выводами.

Реплики диалога (в отличие от монологического высказывания) помогают выяснить непонятое слушающим, задать мысли и речи определенную направленность, предположить последующую информацию, что, в свою очередь, облегчает восприятие речи и понимание сообщения. Далее учащиеся прослушивают читаемый учителем текст, с тем чтобы научиться использовать знания о формах речи, полученные при слуховом

page 47

--------------------------------------------------------------------------------

восприятии и смысловой переработке прослушанного текста.

- Наверное, многие из вас задавали себе вопрос, как люди создали язык? Какие слова они придумали раньше всех остальных? Существует несколько предположений о происхождении языка, - начал свою речь Сказкин.

- Какие же? - спросил Затейкин.

- Ну, одно из них - "теория вау-вау", как в насмешку ее назвали те, кто считал ее неправдоподобной. По этой теории многие наши слова возникли из звукоподражаний, - продолжил рассказ Сказкин.

- Но ведь на разных языках, как правило, по-разному передаются звуки природы, - возразил Затейкин. - Например, слово "кукушка" на разных языках звучит неодинаково: по-чешски - "кукачка", по-болгарски - "кукавица", по-немецки - "кукук"?

- Правильно, поэтому сторонники этой теории не смогли убедить ученых в своей правоте, - ответил Сказкин.

Задания до слушания

1. Определите, к какой (диалогической или монологической) форме речи принадлежит текст.

2. Определите, что помогло собеседникам понять друг друга.

Задания после слушания

1. Как глаголы "начал", "спросил", "продолжил", "возразил", "ответил" помогают предположить последующее содержание текста? реплики?

2. Какие слова связывают реплики диалога? Как они помогают осознавать прослушанное?

Изучая тему "Текст", учитель показывает, что знания о тексте, его признаках (заглавии, опорных словах, интонации конца текста) позволяют, во-первых, предположить содержание текста до слушания, во-вторых, осуществлять контроль за восприятием во время слушания и сопоставлять предположенное содержание с тем, что услышал.

Заголовок - это "прагматически отмеченный компонент текста, его прагматический сигнал (сигнал его целевой установки)". В заглавии заложена прагматическая установка. Различают несколько видов прагматических установок: информативную, информативно-регламентирующую, информативно-оценочную, информативно-императивную.

Для текстов с информативной прагматикой типичны тематический и сообщающий заголовки. Тематический заголовок называет то, о чем пойдет речь в тексте, или место действия. С точки зрения актуального членения предложения такой заголовок является темой высказывания. Он лишь нацеливает на информацию; понять, как будет интерпретирован предмет речи, по такому заголовку нельзя.

Сообщающий заголовок дает возможность в самом общем виде представить, о чем пойдет речь в тексте. С точки зрения актуального членения предложения такие заголовки являются ремой высказывания. Эти заголовки содержат вывод, обобщение, как бы резюмируют текст.

Информативно-регламентирующую прагматику имеют заголовки деловых бумаг.

В текстах с информативно-оценочной прагматикой содержится та или иная оценка информации. Такие тексты чаще встречаются в публицистическом, художественном, разговорном стилях. Такая прагматическая установка реализуется в эмоционально-оценочных, парадоксальных и проблемных заголовках. Такие заголовки еще до слушания текста формируют эмоционально-оценочную тональность восприятия его содержания.

Информативно-императивной прагматикой обладают тексты, которые так подают информацию, чтобы побудить читателя или слушателя совершить какой-либо поступок. Заголовки с такой прагматикой содержат призыв, побуждение к действию. Такие тексты чаще встречаются в публицистическом стиле.

В силу того что в заголовке заключена определенная прагматическая установка, он является важнейшим ориентиром в слушании и помогает слушателю предвосхитить содержание текста на уровне его темы или основной мысли.

Опорные слова ("смысловые вехи") - это слова и словосочетания, "являющиеся носителями основного смысла фразы, дающие основную информацию". Предъявление опорных слов способствует развитию механизма предвосхищения, а при слушании помогает сориентироваться в высказывании.

Как возникла письменность

Вы, конечно, знаете, что звуки и буквы живут в разных царствах: звуки - в царстве того, что мы слышим, а буквы - в царстве того, что мы видим. Тот, кто пишет, переводит звуки из мира слышимого в мир видимого. Тот, кто читает, действует наоборот.

Жившие 2 тысячи лет назад финикийцы первыми изобрели азбуку. Ее буквы обозначали только согласные звуки. В их языке этим можно было обойтись.

page 48

--------------------------------------------------------------------------------

На основе финикийской азбуки разработали свой алфавит греки. Но им пришлось придумать обозначения гласных звуков, так как в греческом языке их было много. Тратились огромные усилия, чтобы письмо было понятным.

Впоследствии греческий алфавит "завоевал" почти весь мир: он помог многим народам создать свою письменность.

(По Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевой)

Задания до слушания

1. Предположите по заглавию, о чем будет говориться в тексте.

2. Предположите, о чем этот текст, по опорным словам: звуки, буквы, финикийцы, азбука, алфавит, письменность.

Финикийцы - жители Финикии, древнего государства на сирийском побережье. Финикия (Ханаан) в переводе с греческого "пурпуровая страна".

Азбука - совокупность букв, расположенных в определенном порядке ("азъ", "букы" - названия первых букв древнерусского алфавита).

Алфавит - то же, что и азбука (alpha, beta - названия первых букв греческого алфавита).

Задания во время и после слушания

1. В ходе слушания запишите важные мысли.

2. Отметьте, что из содержания текста вам было уже известно, а что явилось новым.

3. Сопоставьте предположенное по заглавию и опорным словам содержание текста с тем, что вы услышали. Правильно ли вы предположили?

Углубляются аудитивные умения при изучении темы "Что значит писать и говорить на тему". На этом уроке важно показать, что заглавие как средство выражения темы текста служит важнейшим ориентиром восприятия, помогающим до слушания предположить тему текста, в процессе слушания осуществлять контроль и после аудирования сопоставлять предположенное с результатом восприятия.

Как возникла славянская азбука

Сейчас и русский народ, и другие славянские народы (украинцы, белорусы, болгары) имеют свою письменность, свои книги, могут читать и писать на своих языках. Но в далекие времена, более тысячи лет назад, славянские народы письменности не имели.

И вот во второй половине X века двое ученых родом из Греции, братья Кирилл и Мефодий, приехали в Великую Моравию (ныне Чехия) и стали работать над созданием славянской азбуки. Их мать была славянкой, и поэтому они знали и понимали речь славян. Им удалось создать славянскую азбуку. Затем они перевели на славянский (древний по нашим понятиям) язык самые важные греческие книги.

Их труд дал славянским народам возможность читать и писать на своем языке.

(По Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевой)

Задания до слушания

1. Предположите по заглавию текста и опорным словам, о чем будет в нем говориться.

Опорные слова: русский народ, славянские народы, письменность, азбука, Кирилл, Мефодий, греческие книги.

2. В ходе слушания выпишите опорные слова.

Задания после слушания

1. Из данных заглавий выберите наиболее точно отражающее тему текста.

А. Как возникла славянская азбука.

Б. Славянская азбука.

В. Дело Кирилла и Мефодия.

2. Определите: удачно ли озаглавлен текст? Почему?

3. Расположите данные предложения в порядке, соответствующем последовательности раскрытия темы в тексте.

А. Их труд дал славянским народам возможность читать и писать на своем языке.

Б. Они знали и понимали речь славян.

В. Сейчас славянские народы имеют свою письменность.

Г. Они перевели на славянский язык самые важные греческие книги.

Д. Кирилл и Мефодий стали работать над созданием славянской азбуки.

4. Сопоставьте данные слова с прослушанным текстом. Все ли они являются опорными для данного текста? Уберите, если необходимо, лишние слова. Азбука, Кирилл, сейчас, в далекие времена, ныне Чехия, древний язык, греческие книги, письменность.

Следующий этап обучения - работа над речеведческим понятием "Основная мысль текста". На этом этапе школьникам важно понять, что основная мысль текста может быть выражена словами в тексте и содержаться в так называемых сильных позициях текста, к которым относят:

page 49

--------------------------------------------------------------------------------

заглавие, первые и последние предложения текста. Она может быть скрыта и заключаться в подтексте, и тогда ее нужно уметь "находить".

Этимология - наука увлекательная

Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире, и самому себе. Слова в языке имеют свои значения, свой смысл.

Как создается смысл слова? Часто значение слова складывается из значений его морфем, например слово привратник. Приставка при- означает "находящийся возле чего-то", корень -врат- "ворота", суффикс -ник- - "человек-деятель". Из этих значений морфем и складывается общее значение слова привратник, то есть человек, находящийся у ворот, или сторож у ворот.

А иногда значение слова определить очень трудно. Почему черную вкусную ягоду назвали ежевикой? Оказывается, ее название связано со словом "еж". Случайно ли это? Нет, не случайно. Ветки этого кустарника снабжены колючками, как у ежа. Вот поэтому и назвали так ягоду, растущую на таком кусте.

Изучением происхождения таких слов занимается интересная наука - этимология, что в переводе с греческого означает "наука, изучающая истинное значение слов".

(По Ю. А. Гвоздареву)

Задания до слушания

1. Определите, что заключено в заглавии - тема или основная мысль.

2. Предположите по заглавию, о чем пойдет речь в тексте.

3. Проанализируйте пункты плана: в каком из них может быть заключена основная мысль текста?

ПЛАН

1. Для чего нужно слово.

2. Как создается смысл слова.

3. Иногда значение слова определить трудно.

4*. Что изучает этимология.

Задания после слушания

1. Уберите из плана пункты, не отражающие основную мысль текста.

ПЛАН

1*. Для чего нужно слово.

2. Значение слова может складываться из значений морфем.

3. Значение может создаваться по-иному.

4. Этимология - наука, изучающая происхождение слов.

2. Из предложенных формулировок основной мысли текста выберите формулировку, наиболее точно отражающую главную мысль:

а) Этимология - наука увлекательная.

б) Этимология - наука, изучающая истинное значение слова.

в) Смысл слов создается по-разному.

3. Закончите предложения:

а) Слово понадобилось, чтобы ...

б) Слова имеют свой ...

в) Часто значение слова ...

4. Восстановите начала предложений:

а) ... определить трудно.

б) ... занимается этимология.

5. Сопоставьте основную мысль, предположенную до слушания, и ее место в тексте с тем, что определили после аудирования.

Важнейшим ориентиром в слушании является план текста. С. И. Ожегов в "Словаре русского языка" дает такое толкование этого понятия: "План - взаимное расположение частей, краткая программа какого-нибудь изложения, например, доклада". Предъявление такой "краткой программы" высказывания перед его слушанием дает возможность не только предвосхитить содержание сообщения на уровне его темы или основной мысли, но и узнать, в каком направлении, аспекте будет раскрываться тема. На уроке по теме "Для чего нужен план" необходимо показать учащимся, что план - это структурная основа текста, программа сообщения, в которой отражены основные вехи в развертывании темы и основной мысли текста, это важнейшая "смысловая веха" в аудировании. Анализ плана помогает предположить, о чем будет говориться в тексте и в какой части текста может быть заключена основная мысль.

При оформлении письменной речи большую роль играет правильная расстановка знаков препинания. Правила, которые помогают расставить знаки препинания, изучает специальная наука - пунктуация.

Слово "пунктуация" образовано от латинского слова "пункция" - укол. В древности греки использовали для письма палочку-стилос. В местах остановок они делали укол, то есть ставили точку. Поэтому раньше слово "пунктуация" означало "учение о точках".

page 50

--------------------------------------------------------------------------------

В древности русские писцы не знали знаков препинания. Текст писался без них, поэтому его было трудно прочесть. И только в XV веке появилась запятая, к XVIII веку было уже 9 знаков препинания, а сейчас их насчитывается более 10.

Чтобы научиться обращаться со знаками препинания, нужно уметь определять смысл предложения, его структуру. Знаки препинания - "путеводители", с ними легче и удобнее воспринимать то, что написано другими, и выражать свои мысли и чувства на письме.

(По В. В. Волиной)

Задания до слушания

1. Предположите на основе плана содержание текста, который предстоит прослушать.

ПЛАН

1. Что изучает пунктуация.

2. Первоначально пунктуация - учение о точках.

3. Знаки препинания в русском письме.

4. Знаки препинания - "путеводители" в письменной речи.

2. Определите, в какой части текста может быть заключена основная мысль текста.

3. Подчеркните в формулировках плана ключевые слова.

Задания во время и после слушания

1. Во время слушания сопоставляйте план с текстом. Соответствует ли план развертыванию содержания текста? Если не соответствует, исправьте план.

ПЛАН

1. Знаки препинания - "путеводители" в письменной речи.

2. Первоначально пунктуация - учение о точках.

3. Что изучает пунктуация.

4. Знаки препинания в русском письме.

2. Слушая текст, запишите первую фразу каждой смысловой части.

3. Исключите формулировки, не отражающие основную мысль части текста.

1. В письменной речи важна осмысленная расстановка знаков препинания.

2. *Что изучает пунктуация.

3. Первоначально пунктуация - учение о точках.

4. *Как правильно поставить знаки препинания.

4. Составьте план, прослушав текст.

И наконец, изучая тему "Абзац", важно обратить внимание пятиклассников на то, что знание структуры абзаца, умение определять на слух его границы помогают при аудировании. Анализ разнообразных текстов учебника позволяет сделать следующие выводы.

1. Абзац - смысловая и структурная часть текста.

2. Предложения в абзаце объединены не только общностью темы, но и основной мыслью.

3. Абзац имеет структуру: первое предложение начинает тему; последующие предложения раскрывают эту тему; последнее предложение содержит вывод, подытоживает сказанное.

4. На письме абзац выделяется красной строкой (отступом слева), в устной речи - интонацией, паузой.

5. Интонация, паузы помогают при аудировании разделить текст на абзацы, выделить тематическое и выводное предложения абзацев и тем самым понять сообщение.

Как научиться правильно говорить?

С раннего детства надо учиться не только писать без ошибок, но и говорить, соблюдая правильное произношение и ударение. Раздел науки о русском языке, изучающий правильное произношение слов, называется орфоэпией. Ее роль состоит в том, чтобы облегчить взаимопонимание людей, говорящих и слушающих.

Как же научиться правильно говорить? Во-первых, нужно вслушиваться в речь окружающих людей, слышать и себя как бы со стороны. Во-вторых, брать пример с дикторов телевидения и радио, учителей русского языка и литературы. В-третьих, почаще заглядывать в "Орфоэпический словарь русского языка". Он поможет узнать о произношении конкретного слова, предупредить или исправить произносительную ошибку.

Орфоэпические нормы нужно не только соблюдать, но и пропагандировать. Услышав ошибку в чьей-то устной речи, надо в тактичной форме указать на нее говорившему, ссылаясь на авторитет словаря. А тот, кому адресовано замечание, должен не обижаться, а принять его к сведению.

(По И. Треповой)

Задания до слушания

1. Предположите на основе данных слов, о чем будет говориться в тексте.

Орфоэпия - раздел языкознания, изучающий правильное произношение слов.

Пропагандировать - просвещать, рассказывать.

Тактичной - вежливой.

page 51

--------------------------------------------------------------------------------

Авторитет - влияние.

Орфоэпический словарь - словарь, в котором отражено правильное произношение слов.

2. Предположите на основе данных тематических предложений текста общее содержание сообщения:

- С раннего детства надо учиться не только писать без ошибок, но и говорить, соблюдая правильное произношение и ударение.

- Как же научиться правильно говорить?

- Орфоэпические нормы нужно не только соблюдать, но и пропагандировать.

3. Предположительно выделите предложение, в котором может быть заключена основная мысль текста.

Задания во время и после слушания

1. В процессе слушания определите, опираясь на интонацию, количество абзацев.

2. Выпишите в ходе слушания тематические предложения абзацев. (Это задание даётся в том случае, если до слушания учащиеся не предполагали содержание текста по тематическим предложениям абзацев.)

3. В процессе слушания выделите абзац, в котором заключена основная мысль текста (1-й абзац).

4. Восстановите по данному началу тематического предложения содержание абзаца (тематические предложения даны выше - 2-е задание до слушания).

5. Составьте план прослушанного текста. Какие предложения абзацев вам помогут это сделать? (Тематические.)

ПЛАН

1. Для чего нужна орфоэпия.

2. Как научиться правильно говорить.

3. Пропаганда правильного произношения.

6. Сопоставьте гипотезу о содержании текста с информацией, полученной после слушания.

Организуемая таким образом работа позволяет сделать изучение речеведческой теории практико-ориентированной, показать школьникам, как эта теория помогает преодолеть возникающие трудности в важнейшей и сложнейшей работе - слуховом восприятии и смысловой переработке научной информации.


Похожие публикации:



Цитирование документа:

Л. В. Черепанова, Обучение аудированию на основе речеведческих понятий // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 02 апреля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207134032&archive=1207225877 (дата обращения: 20.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии