ОБ ИЗУЧЕНИИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 02 апреля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Е. И. ЛИТНЕВСКАЯ

Как представлен данный материал в анализируемых нами учебных комплексах?

Материал, касающийся образования слов разных частей речи, во всех трех комплексах приведен в разделах, касающихся морфологического описания разных частей речи, и изучается в 5, 6 и 7 классах.

В комплексе 1 ставится вопрос об образовании существительных, прилагательных, наречий, немного затрагивается вопрос об образовании глагола, рассматривается образование предлогов.

Вопрос об образовании разных частей речи не представлен отдельными параграфами и поставлен при повторении той или иной части речи. Так, в 6 классе после изучения существительного учащимся предлагается дополнить своими примерами таблицу "Способы образования имен существительных".

После изучения прилагательного учащиеся дополняют следующую таблицу - "Способы образования имен прилагательных"

Таблицы представляют способы образования существительных и прилагательных неполно (см. выше) и содержат

Способы образования имен существительных

Способы образования
Примеры существительных

приставочный
безоблачность

суффиксальный
орешник

приставочно-суффиксальный
подосиновик

сложение
паровоз, вуз

переход других частей речи в существительные
кондитерская


Способы образования имен прилагательных

Способы образования
Примеры прилагательных

приставочный
досрочный

суффиксальный
серебряный

приставочно-суффиксальный
безымянный

сложение
прошлогодний


--------------------------------------------------------------------------------

Окончание. Начало в N 4, 5.

стр. 41


--------------------------------------------------------------------------------

отдельные ошибки в предложенных ученикам примерах. Так, слово безоблачность является суффиксальным производным от прилагательного безоблачный, слово досрочный образовано приставочно-суффиксальным способом от слова срок и не связано семантически со словом срочный, а слово прошлогодний образовано не сложением (в русском языке нет слова *годний), а сложением с суффиксацией (суффикс -н- материален, что делает этот пример абсолютно непригодным для иллюстрирования сложения - еще более непригодным, чем образованное сложением с суффиксацией слово паровоз, в котором представлен нулевой словообразующий суффикс).

Вопрос о способах образования глагола в комплексе 1 специально не ставится и косвенно затронут только в связи с видовыми парами (5 класс), где учащимся предлагается определить, чем отличаются по составу глаголы, входящие в видовые пары: расти - вырасти, завершать - завершить, преодолевать - преодолеть. Как мы видим из задания, перед учащимися не ставится вопрос о видообразовании. Если в паре расти - вырасти очевидно, что глагол СВ образован от глагола НСВ при помощи приставки, а в паре преодолевать - преодолеть глагол НСВ образован от глагола СВ при помощи суффикса -ва- (логичнее было бы привести пример с более распространенным суффиксом -ива-/-ыва-), то словообразовательные отношения в паре завершать - завершить без специального пояснения учащиеся установить не могут (принято считать по аналогии, что и в этом случае глагол НСВ образуется от глагола СВ).

В 7 классе изучаются причастия и деепричастия, которые представлены в комплексе 1 в более ранних изданиях как формы глагола, в более поздних - как слова самостоятельных частей речи; при этом как раньше, так и теперь используются следующие одинаковые формулировки: "Действительные причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени переходных и непереходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов -ущ-(-ющ-) (от глаголов I спряжения) и -ащ-(-ящ-) (от глаголов II спряжения)". Как уже было сказано, в комплексе 1 не было актуализировано понятие формообразующего суффикса, поэтому все суффиксы воспринимаются учащимися как словообразующие. Практика показывает, что абсолютное большинство учащихся при словообразовательном разборе причастия или деепричастия указывают, что они образованы при помощи соответствующих суффиксов от глагола (часто учащиеся допускают также аналогичную ошибку, говоря, например, что "глагол говорил образован от глагола говорить при помощи суффикса -л-"). При изучении словообразования глагола важно обратить внимание учащихся на то, что словообразовательный разбор описывает образование слова от слова, а не словоформы от словоформы, поэтому при описании любой глагольной формы (как и любой неначальной формы других частей речи) следует поставить глагол в начальную форму, то есть в инфинитив.

Большое познавательное значение имеет материал, касающийся словообразования наречий: на этом материале можно наиболее наглядно продемонстрировать различие синхронической и диахронической производности. Так, производные наречия исторически могут быть образованы переосмыслением форм существительного (сбоку, зимой), прилагательного (в открытую), числительного (вдвое), деепричастия (лёжа, стоя). С синхронической точки зрения все эти слова образованы при помощи суффикса или приставки и суффикса, омонимичного окончанию существительного, прилагательного или числительного, а также формообразующему суффиксу деепричастной формы глагола, например: зим-ой ← - зима, леж-а ← - лежать.

Комплекс 1 говорит о словообразовании наречий в связи с орфографией. Так, в параграфах, посвященных написанию букв о и а на конце наречий, рассмотрены суффиксальный и приставочно-суффиксальный способы образования наречий от прилагательных и полных причастий (за-прост-о ← - простой). Из

стр. 42


--------------------------------------------------------------------------------

параграфа о дефисном написании наречий можно извлечь информацию о том, что наречия могут быть также образованы приставкой (кое-как), суффиксом (когда-нибудь), сложением (еле-еле). В параграфе о слитном и раздельном написании наречий есть два упражнения, позволяющих сделать вывод о том, что наречия образуются приставочно-суффиксальным способом от прилагательных, глаголов и числительных, причем образец выполнения позволяет обсудить вопрос о способах образования наречий, исторически образованных застыванием предложно - падежной формы: в-плотн-ую ← - плотный, в-верх-у ← - верх. Практика показывает, что этот материал осваивается учащимися с трудом и требует специального разъяснения и обобщения.

Среди служебных частей речи с точки зрения производности рассмотрен предлог, причем производность предлогов представлена исключительно в историческом аспекте. Так, сказано, что "производные предлоги образуются путем перехода самостоятельных частей речи в служебные, утрачивая при этом свое лексическое значение и морфологические признаки. Например, предлог путём происходит из существительного путём в творительном падеже <...> предлог благодаря - из деепричастия". Этот материал целесообразно скорректировать: "утрата лексического значения", о которой сказано в приведенном отрывке, означает разрыв семантической мотивированности предлога с его историческим производящим и, в итоге, синхроническую непроизводность. О различии исторической и синхронической производности предлогов см. выше.

Комплекс 2 при морфологическом описании частей речи (5 - 7 классы) включает разделы "Словообразование существительных (глаголов, прилагательных, наречий)", в которых выделяет следующие способы образования самостоятельных частей речи (служебные части речи в данном комплексе с точки зрения словообразования специально не рассматриваются):

Существительное

суффиксальный - от существительных (волейбол-ист), глаголов (прыг-ун), прилагательных (разоруж-ени-е);

приставочный - от существительных (при-город);

приставочно-суффиксальный - от существительных (под-окон-ник).

Глагол

приставочный - от глаголов (у-ле-теть) ;

суффиксальный - от существительных (бесед-ова-ть), прилагательных (син-и-ть);

приставочно-суффиксальный - от существительных (о-дерев-ене-ть), прилагательных (у-сложн-я-ть) , числительных (у-тро(й)-и-ть), местоимений (у-сво(й)-и-ть).

Прилагательное

суффиксальный - от существительных (песоч-н-ый), глаголов (горе-л-ый), числительных (двой-н-ой);

приставочный - от прилагательных (бес-шумный);

сложение (древнерусский, народнохозяйственный, русско-немецкий).

Наречие

приставочный - от наречий (послезавтра) ;

суффиксальный - от прилагательных (дружеск-и), числительных (дв-ажды);

приставочно-суффиксальный (в-крут-ую);

переход слов из одной части речи в другую - существительных (шагом, сверху), словосочетаний (сейчас). "При переходе в наречия существительных с предлогами эти предлоги становятся приставками, а окончания - суффиксами".

Причастие и деепричастие (в комплексе 2 они являются самостоятельными частями речи) образуются от глаголов.

При морфологическом описании служебных частей речи имеется параграф "Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные", в котором говорится, что переходом могут быть образованы предлоги из существительных (в течение), деепричастий (несмотря на), наречий (рядом) , союзы - из местоимений (что). При этом отмечается, что "ко-

стр. 43


--------------------------------------------------------------------------------

личество служебных слов увеличивается за счет самостоятельных, изменяющих значение и грамматические свойства. Служебные слова, образованные таким способом, можно заменить другими предлогами, союзами и частицами или опустить".

Рассматривая теоретический материал, представленный в комплексе 2, хочется отметить следующее.

Во-первых, способы образования разных частей речи описаны неполно. Так, безусловно требует выделения и повторения материал, касающийся сложения и аббревиации как способов образования существительного. В начале раздела "Словообразование существительных" учащиеся отсылаются к тому параграфу из раздела "Морфемика", где описываются сложный и сложносокращенный способы образования слов, однако в самом разделе эти способы даже не упоминаются, что, на наш взгляд, неверно и нелогично (при описании образования прилагательных сложение упомянуто).

Во-вторых, некоторые примеры, приведенные в качестве иллюстраций, некорректны или неверны. Так, удивляет пример разоруж-ени-е, не учитывающий наличия j, обозначение которого принято в данном комплексе (должно быть разоруж-ени[й-э]). Пример народнохозяйственный, приведенный на сложение, в действительности представляет сложение с суффиксацией, что нетрудно заметить из-за наличия материально выраженного суффикса -енн-.

В-третьих, нелогично представление образования наречий: однотипные примеры представлены как в приставочно-суффиксальном способе (в-крут-ую), так и в случае перехода из существительных (сверху). Этот материал требует пояснения о различии исторического и современного словообразования.

И наконец, описание образования служебных частей речи переходом в них самостоятельных слов, названное способом образования, также требует пояснения, что при этом меняется не только значение, но и морфемная структура слова (см. выше).

В комплексе 3 имеются как разрозненные включенные в раздел морфологии параграфы "Как образуются глаголы (существительные, прилагательные и т. д.)", так и специальный раздел "Словообразование частей речи", включенный в учебник 6 класса. Комплекс 3 описывает следующие способы образования частей речи (в порядке изучения):

Глагол

приставочный - от глаголов (за-го-реть), суффиксальный - от существительных (камен-е-ть) , прилагательных (слеп-ну-ть).

Существительное

суффиксальный - от существительных (биатлон-ист), прилагательных (бодр-ость), глаголов (заступ-ник);

приставочный - от существительных (под-заголовок);

приставочно-суффиксальный - от существительных (под-окон-ник);

сложение - без соединительной гласной (Сбербанк, плащ-палатка), с соединительной гласной (сухофрукты), с одновременным присоединением суффикса (соковыжималка).

Прилагательное

суффиксальный - от существительных (задир-ист-ый), глаголов (довер-чив-ый);

приставочный - от прилагательных (без-грамотный);

приставочно-суффиксальный - от существительных (за-мор-ск-ий);

сложение (хлебобулочный, научно-популярный);

сложение с суффиксацией (железнодорожный).

Наречие

суффиксальный - от прилагательных (быстр-о), числительных (четырежды), наречий (куда-нибудь);

приставочный - от наречий (ни-куда);

приставочно-суффиксальный - от существительных (с-бок-у), прилагательных (до-сух-а), числительных (во-втор-ых);

сложение разных видов: а) сложение слов (еле-еле), б) сложение с первым элементом полу - (полулежа), в) сложение с присоединением суффикса или пристав-

стр. 44


--------------------------------------------------------------------------------

ки и суффикса (мимоходом, видимо-невидимо, вполсилы).

Рассмотрим представление способов образования частей речи в комплексе 3.

Как мы видим, комплекс 3 имеет некоторые отличия в представлении способов словообразования. Так, в нем выделены способы, одновременно использующие сложение и аффиксацию, что в полной мере оправдано. Однако в описании сложения имеются явные несоответствия: при описании существительных и наречий сложение и сложение с суффиксацией объединены в один способ, а при описании прилагательных - разъединены. При описании наречий отдельно выделен способ "сложение с первым элементом полу-" - смысл его специального выделения неясен.

Среди способов образования существительных отсутствует субстантивация. Правда, в завершающем курс морфологии в 7 классе параграфе "Омонимия слов разных частей речи" сказано, что "слова могут переходить из одной части речи в другую", например, прилагательные в существительные (рабочий человек - молодой рабочий), но внимание на этом не зафиксировано, и неясно, идет ли речь о способе образования слов или об их текстовом употреблении.

В иллюстративном материале допущены отдельные ошибки и неточности: слово четырежды имеет суффикс -ежды (с интерфиксом), а не -жды, наречия вполсилы, мало-помалу образованы сложением с использованием приставки и суффикса, а не только приставки.

Несомненной удачей следует считать представление в комплексе 3 материала по словообразованию прилагательных методом анализа приведенного языкового материала. Учащимся предлагается рассказать об основных способах образования прилагательных, используя данные в задании примеры (примеры сгруппированы по способам и разграничены цифрами). Такой метод преподнесения материала было бы целесообразно использовать во всех трех комплексах при изучении словообразования всех самостоятельных частей речи, поскольку учащимися уже изучены способы образования в курсе морфемики и словообразования. Для такой работы учитель может использовать заготовленную на листе или на доске таблицу, в которой приведено по 1 - 2 примера на каждый способ словообразования, желательно с разбиением по частям речи ПЩ основ. Так, для существительного таблица может выглядеть следующим образом:

Способы образования существительных:

1. город - → при-город,

2. а) стол - → стол-ик,

б) синий - → син-ев-а, синь- Ø,

в) бежать - → бег-отн-я, бег- Ø,

г) сто - → сот-н-я, двое - → двой-н-я,

д) сообща - → сообщ-ник, почему - → почему-чк-а,

3. а) окно - → под-окон-ник,

б) служить - → со-служи-вец,

в) полярный - → за-поляр-j-е,

4. лес + степь - → лесостепь,

5. Московский государственный университет - → МГУ,

6. земля + делать - → земл(е)дел-ец,

7. специалист - → спец,

8. мороженое (прил.) - → мороженое (сущ.).

Такая таблица помогает вспомнить материал по теории словообразования и описывает все способы образования каждой части речи с учетом части речи ПЩ основ.

Словообразовательный разбор

Словообразовательный разбор призван обобщить знания учащихся об образовании слов современного русского языка и относится к синтетическим умениям.

Комплекс 3 словообразовательного разбора не содержит.

Комплекс 1 предлагает следующую схему словообразовательного разбора:

1) дать толкование лексического значения слова (например: слушатель - это тот, кто слушает кого-нибудь, что-нибудь),

2) сравнить состав данного слова с однокоренным (слушатель - слушать); выявить ту часть (части) слова, с помощью которой оно образовано (-тель),

стр. 45


--------------------------------------------------------------------------------

3) определить, от чего образована основа (от слуша- из слова слушать).

Образец письменного разбора: слушатель ← - слушать.

Таким образом, словообразовательный разбор в комплексе 1 отличается от морфемного, базируется на критерии мотивированности значения ПН основы значением ПЩ основы и содержит только один шаг - подбор к исследуемому слову его производящего. При словообразовательном разборе в ПН основе выделяется только средство словообразования (формант), а в производящем выделяется его основа или та часть основы ПЩ слова, которая вошла в ПН слово.

На наш взгляд, недостатком словообразовательного разбора, предложенного комплексом 1, является отсутствие описательной фиксации способа словообразования и выделение в ПЩ слове не его реальной основы, а той ее части, которая вошла в ПН основу.

Комплекс 2 предлагает следующий алгоритм словообразовательного разбора:

1) найти исходное слово (или его основу),

2) найти в слове словообразовательную морфему (суффикс или приставку) и "отделить" ее:

переводчик ← - перевод.

Как мы видим, поиск ПЩ основы формален, не семантизирован: учащиеся не ориентированы на то, чтобы ПЩ основа была мотивирующей основой для исследуемой. Учащимся предлагается обнаружить только два способа словообразования - приставочный и суффиксальный (правда, в последующем упражнении для разбора даны образованные приставочно-суффиксальным способом слова подснежник, настенный и спрашивается, достаточно ли выделения в них одной морфемы для выявления исходного слова). Иллюстрация к плану разбора некорректна: слово переводчик образовано, как и слово перевод, от глагола переводить.

Учащимся предложены для словообразовательного разбора следующие слова: рассмотреть, рассвет, обгонять, счетчик, цветной. Два слова из приведенных являются неудачными: слово рассвет образовано нулевой суффиксацией от рассветать, а слово обгонять - видовым суффиксом от обогнать, что явно не имелось в виду авторами учебного пособия.

Практика показывает, что учащиеся испытывают значительные затруднения со словообразовательным разбором. Чтобы их избежать, надо предупредить следующие типичные ошибки.

Основная ошибка - указание в качестве производящей основы не ближайшей по форме основы, а непроизводного слова, начинающего словообразовательную цепочку. Например, ошибочен разбор

обновление ← - новый.

Слово обновление разбирается следующим образом:

обновл-ениj-е ← - обновить.

Словообразовательный разбор состоит только из одного, последнего звена словообразовательной цепочки!

Другая ошибка может быть связана с тем, что для причастий, деепричастий и других форм неправильно указана производящая основа. Мы имеем дело со словообразовательным разбором, а не с формообразованием, а деепричастия и причастия являются особыми формами глагола, составляют с другими формами одно глагольное слово. Поэтому для правильного словообразовательного разбора исследуемое слово надо поставить в начальную форму. Причастие и деепричастие необходимо привести к инфинитиву, степени сравнения прилагательного и наречия - к положительной форме, например:

зашевелившийся - форма гл. зашевелиться

за-шевелиться ← - шевелиться.

ПЩ слово также должно стоять в начальной форме, например:

под-окон-ник ← - окно (а не "под окном"),

по-т(у)строн-н-ий ← - та сторона (а не "по ту сторону").

Особенно актуально это для наречий:

весн-ой ← - весна (а не "весной" - Т. п. существительного).

стр. 46


--------------------------------------------------------------------------------

Выразительные средства морфемики и словообразования

В примерную программу в связи с общей ориентацией на приоритет коммуникативной компетенции включены следующие темы: Основные выразительные средства морфемики и словообразования. Использование индивидуально-авторских слов в художественных текстах. Повтор слов с одинаковыми морфемами как один из приемов выразительности.

Нам хотелось бы предложить заинтересованному учителю материал по выразительным средствам морфемики и словообразования.

Поэты, писатели и просто носители языка в своих произведениях или в своей речи иногда используют слова, которых нет в языке, - слова, придуманные ими самими. Иногда они хотят сделать свою речь выразительнее, ярче, иногда просто "играют" со словами. Такие слова называются авторскими неологизмами, или окказионализмами (от лат. occasia 'случай').

Приведем несколько примеров поэтических неологизмов и неологизмов, созданных детьми (выделение окказиональных слов в стихах наше. - Е. Л.).

* Вашу мысль,
мечтающую на размягченном мозгу,
как выжиревший лакей на засаленной
кушетке...

* Мир огромив мощью голоса,
иду - красивый,
двадцатидвухлетний...

* Вот и вечер
в ночную жуть
ушел от окон,
хмурый, декабрый...

* Будет любовь или нет?
Какая -
большая или крошечная?
Откуда большая у тела такого:
должно быть, маленький,
смирный любеночек...

* Глаза наслезненные бочками выкачу...

* На лице обгорающем
из трещины губ
обугленный поцелуишко броситься вырос.
(В. В. Маяковский)
* Бабушка, ты будешь наша пищеварительница?

* Смотрите, как елка обсвечкана

* Я намакаронился.

* Смотри, что я вытрудил!

* Я отпомнил ('забыл').

(из книги К. И. Чуковского "От двух до пяти")

Словообразование может выполнять особую роль - придавать тексту выразительность через фиксацию внимания читающего (слушающего) именно на морфемной структуре слова и его словообразовательной производности. Е. А. Земская называла это деятельностным характером словообразования1 . Морфемная структура слова и его словообразовательная производность приобретают особую выразительность, что подчеркивает определенную мысль или просто служит средством языковой игры - намеренного нарушения нормативного использования языка.

Автор может "сталкивать" в одном тексте слова, образованные от одной и той же производящей основы, или слова, образованные одним и тем же средством и способом от разных производящих основ. Например, в повести А. и Б. Стругацких "Отягощенные злом, или Сорок лет спустя" герой, передавая содержание речи другого персонажа, отмечает, что тот говорил про наши немалые достижения и главным образом наши недоделки, недостатки и недодумки". В этом предложении употреблены рядом три слова с приставкой недо-, причем третье - окказиональное; такое нагнетание слов с этой приставкой усиливает ощущение недоведенности до конца, несовершенства, неполноценности, фиксирует внимание именно на приставке, усиливает ее значимость. Нагнетание слов с одинаковой словообразующей морфемой может привести к тому, что значение корней, с ним соединенных, может стать почти незначимым. Например, в повести Д. Гранина "Зубр" есть такое предложение: "Биологию, ту тоже обещали перестроить, перевернуть, пере-пере...". Здесь повтор приставки подчеркивает значение преодоления, изменения.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Земская Е. А. Словообразование как деятельность. - М., 1992

стр. 47


--------------------------------------------------------------------------------

Обратный прием - употребление слов, производных от одной основы при помощи разных аффиксов, служит той же цели - актуализации значения этого средства словообразования. Так, героиня повести Т. Устиновой, чтобы уязвить своего партнера-журналиста, показать его незначимость, говорит ему: "Ты - милый, симпатичный, удачливый журналистик. Журналюшка. Журналюнчик. Пора тебе на большую дорогу".

Словообразовательные средства языка подчеркиваются и в тех случаях, когда в тексте употреблены слова, производные от разных основ при помощи разных, но синонимичных аффиксов, например: "Несомненно, слово "орание" обязано его голосу, он орал громче всех, он был оратель, крикун, вопило, басило и прочее" (Д. Гранин).

Актуализация словообразовательной структуры слова происходит и в текстах, в которых сталкиваются слова, вызывающие псевдоэтимологическое членение слова. Псевдоэтимология - это игровое окказиональное переосмысление слова с опорой на значение выделенных в нем сегментов - "псевдоморфем". Например: речушка - маленький доклад; болтун - миксер; оборванец - обрывной календарь; архивариус - повар.

Игра в псевдоэтимологию была и остается очень популярной, но представляет собой преимущественно изолированные толкования, объединенные в шутливые толковые словари. Они забавны, разнообразны и сложны в своем устройстве, однако еще больший интерес представляет использование псевдоэтимологии в тексте.

Основной источник примеров псевдоэтимологии, включенной в текст, - литература для детей, например книги Г. Остера, переводы Л. Кэрролла, "Зоки и Бада" И. и Л. Тюхтяевых. Так, например, в "Сказке с подробностями" Г. Остера лошадка Простокваша спрашивает: "Противники противные?" А в книге И. и Л. Тюхтяевых "Зок и Бада" между добрым Бадой и маленьким прожорливым Зоком, питающимся исключительно сладостями, происходит следующий разговор:

- Послушай, а ты не слипнешься? - забеспокоился Бада.

- Не, - отмахнулся Зок, понюхал мед, зажмурился от удовольствия и, наклонив банку, выпил его не отрываясь... - Вишь, не слипнулся. Вот я раз на липу за медом полез, а там такие злющие пчелы встретились! Ух, я с той липы слипнулся так слипнулся, с самого верха.

Автор должен предложить слушающему или читающему псевдопроизводящую основу (например: слипнуться - лила) или толкование, которое подскажет членение и значение слова, свяжет его с иной, чем в действительности, производящей основой или припишет аффиксам иное значение.

Самый распространенный способ толкования - непосредственное введение псевдопроизводящей основы в текст, например:

- Если хочешь, - сказал Грифон, - я тебе много еще могу про треску рассказать! Знаешь, почему ее называют треской?

- Я никогда об этом не думала, - ответила Алиса. - Почему?

- Треску много, - сказал значительно Грифон.

Таким образом, актуализация морфемной структуры слова и его словообразовательной производности может служить ярким средством придания тексту выразительности.

Литература

Примерная программа основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения. - М., 2004.

Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян и др. 28-е изд. - М., 2001.

Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. Т. Григорян и др. 23-е изд. - М., 2001.

Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык: Теория: Учебник для 5 - 9 классов общеобразовательных учебных заведений. 10-е изд. - М., 2001.

стр. 48


--------------------------------------------------------------------------------

Русский язык: Практика: Сборник задач и упражнений. Учебное пособие для 5 класса общеобразовательных учебных заведений / Под ред. А. Ю. Купаловой. 6-е изд. - М, 2000.

Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. 7-е изд. - М., 2001.

Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учебных заведений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. 7-е изд. - М., 2001.

Земская Е. А. Словообразование как деятельность. - М., 1992.

Русский язык: учебное пособие для старших классов школ гуманитарного профиля // Ред. И. В. Галактионова и Е. И. Литневская. - М., 2004.

стр. 49

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Е. И. ЛИТНЕВСКАЯ, ОБ ИЗУЧЕНИИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 02 апреля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207132373&archive=1207225892 (дата обращения: 24.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии