СКАЗКА-БЫЛЬ А. ПЛАТОНОВА "НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК" НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ. VII КЛАСС

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 02 апреля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Н. А. ПУЗАНОВА

В 7-м классе учащиеся читают и обсуждают сказку-быль А. Платонова "Неизвестный цветок". Планируя урок, целесообразно иметь в виду большие возможности внутрипредметных связей, которые можно установить в ходе анализа этого произведения.

Прежде всего, возвращаемся к не часто встречающемуся жанру сказка-быль (есть возможность вспомнить "Кладовую солнца" М. Пришвина, уточнив и обогатив это понятие). Во-вторых, продолжаем наблюдения за особенностями стиля и языка А. Платонова как своеобразного писателя задолго до того, как в 11-м классе будут изучаться бедняцкая хроника "Впрок", "Котлован", "Чевенгур" и другие его произведения и получат гораздо большую возможность для характеристики платоновского языка как явления в литературе уникального - "прекрасного косноязычия".

В меру возможного, и это уже в-третьих, устанавливаем связи платоновских произведений по их идейно-тематическим характеристикам с творчеством выдающихся русских и зарубежных писателей, т. е. рассматриваем произведение в контексте литературного времени и пространства.

И наконец, приходим к выводу: неисправимый идеалист, Платонов верил в "жизненное творчество добра", в "мир и свет", хранящиеся в сокровенной человеческой душе как вечные нравственные ценности. Об этом нам уже поведали ставшие хрестоматийными рассказы "Корова" (по программе - 6-го класса), "Юшка" (в 7-м классе). И вот теперь - "Неизвестный цветок".

Учащиеся получают задание прочитать произведение и проиллюстрировать его. Учитель готовит к уроку портрет А. Платонова (еще лучше, если самостоятельно созданный 5-минутный фильм с использованием документов эпохи, сведений о жизни и творчестве Платонова), организует выставку детских рисунков, подбирает эпиграф. На данном уроке возможно использование в качестве эпиграфа слов В. Чалмаева: "Грустное упрямство, печальная воля к жизни живет в цветке - ив авторе! - застенчиво явление их в мир с "извинениями" за свою непохожесть на других..."

По-разному можно организовать урок, по-разному его начать. Например, с короткого вступления:

I. Платонов прожил недолгую жизнь. Он умер на 52 году в атмосфере непризнания, житейских невзгод, мучимый туберкулезом - наследием фронтовых дорог... Умер в неизвестности... Оставил дочери на память сказку-быль "Неизвестный цветок". Прошли годы. Повествование о маленьком цветке, которому сила жизни, заключенная в нем, помогла преодолеть преграды, сделало автора известным широкому кругу читателей. "Неизвестный цветок" А. Платонова стал олицетворением любви к жизни, стойкости и терпения.

Вспомним "Маленького принца" Сент-Экзюпери. Маленький принц возвращался к своей розе, преодолев боль последнего шага ("надо потерпеть"). Может быть, Платонов знал эту сказку? Может быть, Экзюпери подсказал ему жанр сказки-завещания? Едва ли! Экзюпери написал свою сказку в 1942 году, но в России она была переведена в 1959 году. Да и важно ли это?! Хотя?! Два мудрых человека, два больших писателя, представители разных народов в разных концах земли и по-разному осознававшие свои задачи в литературе, независимо друг от друга, уходя в мир иной, завещали потомкам, используя жанр сказки (сказки-были), любить свою землю, любить жизнь, быть им полезными. Высокие моральные ценности общечеловечны, они вечны, без них нельзя.

И для нас сегодня "самое главное - сказку не спугнуть!" - и мудреть, учиться жить, поверив наказу доброго, самоотверженно сопротивлявшегося трудностям человека - писателя Андрея Плато-

стр. 34


--------------------------------------------------------------------------------

нова, как поверила ему его дочь Машенька, для которой эта сказка была написана. Отец умер в неизвестности, а дочь жила и убеждалась: известность не просто пришла к ее отцу, она стала славой, признательностью отвечают Платонову поклонники его таланта. И вот уже несколько лет как включены в школьные программы по литературе его произведения.

И. В живой и непринужденной беседе выясняем затем ряд вопросов:

Понравился ли рассказ? Обратили ли вы внимание на необычность жанра? Какое произведение, написанное в этом же жанре, вспомнили? Как поняли заглавие рассказа? В чем его смысл? По теме или по идее он озаглавлен?

(Рассказ понравился. Заглавие и жанр заинтриговали. Вспомнили "Кладовую солнца" М. Пришвина, и возникло желание пойти на поиски счастливого конца, как это всегда бывает в сказке. Заглавие дано одновременно и по теме, потому что рассказ о цветке, и по идее: автор стремится привлечь внимание юного читателя к постижению главной тайны жизни.)

III. Беседуем по содержанию произведения:

- Что главное в сказке? Что отличает ее от других повествовательных жанров? Какие элементы сказки вы отметили в "Неизвестном цветке"?

- Что в нем от были? Какие приметы реального времени и жизни мы в нем отмечаем?

(Сказка о маленьком цветке, который вырос на пустыре между глиной и камнем. Он жил, преодолевал невзгоды, ночью копил росу, чтобы не умереть от жажды, дремал, когда было особенно тяжело, стойко держался днем и - благоухал:

"Цветок, однако, не хотел жить печально... он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину..."

Случайно - по аромату - его обнаружила девочка Даша и приняла участие в его судьбе: "Даша никогда не видела такого цветка - ни в поле, ни в лесу, ни в книге на картинке, ни в ботаническом саду". Девочка поняла не только то, что цветок красив, стоек и смел, ни на что знакомое ей в растительном мире не похож, но и то, что он одинок и мужественно борется за жизнь, проявляя редкое терпение).

IV. Размышляем о том, кого же олицетворяет этот цветок.

а) Обращаемся к анализу эпиграфа к уроку (он записан на доске) и рассматриваем выставку детских рисунков.

Жизнь простого, незаметно скромного человека? Или жизнь самого автора? Где и когда мы находим ответ на этот вопрос?

Каждый из тех, кто рисовал к уроку неизвестный цветок, был неповторим, индивидуален, изобретателен, и рисунки помогли осознать главную мысль произведения. Вспомним, что в рассказе Платонова "В прекрасном и яростном мире" мы выделяли позицию автора (рассказчика): "Я хотел защитить его (речь шла о Мальцеве) от горя судьбы , я был ожесточен против роковых сил, случайно и равнодушно уничтожающих человека..."

Все это помогло сформулировать идею, главную мысль. Она пришла мгновенно, как озарение:

"Какая прекрасная аллегория! Возможно, цветок - это человеческая жизнь (люди ведь такие разные!), возможно, это жизнь самого автора (что почти одно и то же), но какая! - прежде всего - прекрасная, достойная внимания (таков каждый рисунок на нашей выставке) и одновременно: хрупкая, стойкая, терпеливая".

б) Работаем с текстом, чтобы проверить правильность сделанного вывода. В тетрадях (и на доске - тоже) появляются такие выписки:

"Жил на свете маленький цветок";

"... цветок не хотел жить печально...";

"... он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь...";

"... тихий запах, как зовущий голос маленькой неизвестной жизни ...":

"Меня никто не зовет... Я один живу ...";

"Как же ты один живешь, маленький такой?"

"... из семени его вырастут и не погибнут прекрасные дети , самые лучшие, сияющие светом луны, которых нету нигде...".

стр. 35


--------------------------------------------------------------------------------

Другой цветок "рос из середины стеснивших камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, поэтому он жил в камне ".

Эта работа помогает понять, что Платонова волнуют сложные философские вопросы: как жить? Каким быть? Во имя чего стоит жить? Что делает человека выносливым и стойким? И другие.

И мы снова обращаемся к тексту, чтобы найти в нем слова, характеризующие цветок и семечко:

(о) семечке - это
(о) цветке - жил

приготилось
рос, собирал,

томиться
сторожил,

напитаться
трудился,

впилось
радовался


Глаголы помогают установить порядок жизни: через преодоление преград, труд - к радости.

Вот и прочитывается отцовский наказ дочери, начинающей жизнь; писателя - своим юным читателям. Учащиеся составляют его самостоятельно. Например: "Живи умно, работай день и ночь, терпеливо преодолевай трудности, одиночество, печаль, неси людям благоухание, удивляй их преодолением, дай жизнь детям, которые будут красивее и сильнее тебя. Испытания - преходящи; добро - вечно".

К этому можно добавить лишь одно - характеристику мелодии речи - рассказа, сказки-были, и память подскажет подходящую случаю цитату (она - о "Кладовой солнца" М. Пришвина): "Это притча, сотканная из мелодии надежды, тоски, веры...".

"Неизвестный цветок" - удивительное произведение. Оно не может не нравиться. Мудрая аллегория, яркий афористический язык, органическое слияние фантазии и реальности, их взаимопроникновение, простота, с которой поставлены и решены сложные философские вопросы в доступной возрасту ребенка форме, - это несомненные достоинства платоновского шедевра.

Однако постижение его сути не может быть полным, если мы не обратимся к расшифровке еще одной тайны - героини сказки - были. Это Даша.

О жизни цветка автор слагает сказку, о Даше пишет быль.

Цветок и его жизнь - плод авторской фантазии, сказка, а Даша - реальный человек, живая и добрая девочка, и рассказ о ней лишен всяких фантазий на первый взгляд. Но это не так.

Две эти судьбы (цветка и девочки) изображаются Платоновым в неразрывном их единстве: не открыла бы Даша цветок - не было бы истории его жизни; не рассказал бы благоухающий на пустыре, вдали от всего живого цветок о своей жизни, трудностях преодоления невзгод и горечи - не узнали бы мы о том, что человек прекрасен тогда, когда умеет сострадать, помогать, любить. Даша естественна и проста (и поэтому - прекрасна!) в своем желании, стремлении помочь тому, кто нуждается в сердечном тепле, участии, помощи.

Можно, конечно, заранее поручить кому-то из учащихся сделать сообщение о Даше. Но гораздо эффективнее на уроке организовать проблемную ситуацию с целью найти ответ на вопрос: "Какое место в идейно-художественной задумке своей отвел Платонов образу этой девочки?"

В классе - б рядов. Учащиеся каждого ряда получают мини-задание текстом ответить на один из вопросов:

- Как Даша оказалась на пустыре? О какой маминой сказке она вспомнила?

- Как Даша обнаружила цветок? Почему он заинтересовал ее? Как характеризует девочку ее диалог с цветком?

- Почему Даша повела на пустырь своих друзей? Как они позаботились о цветке? Когда сказались результаты их труда?

- Как через год выглядел бывший пустырь? Как повела себя Даша, встретив новый цветок? О чем загрустила? Чему обрадовалась?

Объединив ответы учащихся, мы даем возможность автору самому рассказать о своей юной героине, "даем ему слово" на уроке, организовав выборочное чтение. И теперь делаем важный вывод: в Даше видится автору подросшая его дочка Маша (этот взгляд - загляд в будущее, попытка представить себе, какой будет его Машенька лет так через 5 или больше). И будет (автор в этом уве-

стр. 36


--------------------------------------------------------------------------------

рен) она трудолюбивой и заботливой, способной оценить и скромность и подвиг. Он, в юности сам яростный преобразователь природы и общества, искренне веривший в возможность рая на земле, но до него не доживший, верит: дети пойдут дальше отцов. Даша мечтает разбить на пустыре цветочные клумбы, подарить земле и людям красоту, благоухание и радость.

Платонов не первый в русской литературе высказывает эту мечту о преображении жизни. В платоновской героине есть упорство, она умеет не только любоваться цветком, но помогает ему утвердиться в целесообразности прожитой им жизни, автор пишет об этом так: "Он вырос из глины и не умер, маленький такой. Даша склонилась к нему и поцеловала его в светящуюся голову".

Почти о том же мечтал А. П. Чехов, когда сказал устами своей героини Ани Раневской: "Мы посадим новый сад, роскошнее этого".

О городе-саде будет мечтать поэт Владимир Владимирович Маяковский, один из современников Платонова: "Я знаю - город будет, я знаю - саду цвесть..."

Удивительно ли, что слова "сад - цветок - жизнь" осознаются читателями как синонимы мечты, чуда, стремления к счастью.

Книги А. Платонова в основном - для взрослых. Их при жизни автора вышло 23. Эта, последняя, - "Неизвестный цветок" - стоит особняком. Она - завещание. И у каждого прочитавшего ее надолго остаются в памяти ни на что ранее читанное непохожие герои - все сущее - вочеловечившие.

И если первую, опубликованную в 20-е годы часть романа "Чевенгур" Платонов назвал "Происхождение мастера", то "Неизвестный цветок" - это произведение о происхождении (рождении) Человека, "застенчиво являющегося в мир", но естественно вырастающего и закаляющегося в преодолении жизненных трудностей.

И снова - возвращение к эпиграфу. Он отражает содержание проделанной нами работы по постижению не только "духовного космоса" рассказа "Неизвестный цветок", но и особенностей творческой манеры Платонова ("сгущенности мысли" в "необычной форме").

стр. 37

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Н. А. ПУЗАНОВА, СКАЗКА-БЫЛЬ А. ПЛАТОНОВА "НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК" НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ. VII КЛАСС // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 02 апреля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207132300&archive=1207225892 (дата обращения: 25.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии