ПОЧЕМУ МЫ ЛЮБИМ ЧИТАТЬ (о роли грамматической семантики в смысловой организации текста художественного произведения)

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 02 апреля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© С. В. БОБРОВА

Задумывались ли вы, уважаемые коллеги, почему нам хочется читать, почему общение с тем или иным автором вызывает жгучий интерес, и каждая его новая книга как приятная встреча со старым добрым знакомым. Конечно, любое понравившееся произведение потому и притягивает нас, что оно созвучно нашим мыслям, чувствам, переживаниям. В таком произведении мы открываем себя, стараемся разобраться в своих чувствах, пытаемся понять поступки героя и их мотивы. Мы вступаем в диалог с автором, задаем ему вопросы и получаем на них ответы. Как же это возможно - разговаривать с Пушкиным, Лермонтовым, Бродским? В чем кроется загадка текста, почему он может разговаривать с нами, хотя его автора уже давно нет на свете ? Помните, у Бунина:

Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
Безусловно, путь к открытию этой тайны лежит в самом слове, в том, что оно имеет значение, а в тексте само значение ведет себя так, что раскрывает перед нами различные смыслы. Мы часто сетуем на то, что современное поколение не любит читать, не понимает вкуса художественного слова, а они просто не умеют разговаривать с автором, видеть за текстом окружающий мир. Как на уроке русского языка, литературы помочь ученику приоткрыть тайну текста, увидеть в нем образ автора, услышать его мысли, понять переживания? Один из путей - учить воспринимать языковые значения, как лексические, так и словообразовательные, грамматические, учить задумываться над возникающими смыслами.

В школьном курсе русского языка уделяется достаточное внимание изучению лексики. Цель этого курса - ознакомление с лексической семантикой, возникающими между словами отношениями, а также обогащение речи учащихся, развитие их лексикона.

Остановимся на исследовании грамматической семантики языка, на ее роли в смысловой организации текста.

стр. 35


--------------------------------------------------------------------------------

Грамматическое значение в силу его абстрактности играет особую роль в создании смысла высказывания, поэтому в исследовании текста важно не только лексическое значение с его конкретно-чувственной семантикой, но и отвлеченные понятия грамматики, те формы, которые скрепляют слова в стройное высказывание и позволяют мысли воплощаться в тексте.

Что же такое грамматическое значение слова? В "Краткой русской грамматике" его определение дается через понятие грамматической формы. Грамматическая форма - это языковой знак, который сочетает в себе материальную сторону и отвлеченный смысл и представляет собой обобщение материально и семантически близких единиц. Грамматическим значением называется внутренняя, смысловая сторона такого знака. Грамматическое значение неотделимо от его материального выражения: эти две стороны языкового знака не существуют друг без друга. Отношения между ними сложные: за внешней стороной знака может стоять несколько значений и, с другой стороны, одно и то же значение может иметь разное материальное выражение1 .

Именно такая особенность грамматического значения и создает ситуацию, когда название грамматической формы мыслится как грамматическое значение. Но неотделимость одного от другого еще не есть их тождество. Долгое время на значение грамматической формы в школе не обращалось внимания, достаточно было назвать саму форму. Предполагалось, что значение всплывет само по себе. Такое же отношение наблюдалось и к лексическому значению слова, но современные требования, предъявляемые к анализу текста, предполагают знание семантики - как лексической, так и грамматической.

В учебнике для вузов Н. А. Каламова замечает: "Грамматическое значение слова - это абстрактное понятие, которое, наряду с другими понятиями такого же рода, сопутствует лексическому значению слова, органически срастаясь с ним, и определяет его место и роль в грамматической структуре предложения"2 . Автор подчеркивает органическую связь двух значений в слове, и становится понятно, что невнимание к грамматическому значению объясняется кажущейся достаточностью исследования лексического значения слова для понимания смысла текста.

Давайте посмотрим, какую роль в художественном тексте играет, например, грамматическое значение числа. Рассмотрим стихотворение С. Есенина "Пороша".

Пороша

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
Выделим в тексте грамматические основы и обратим внимание на число имен существительных, обозначающих производителя действия (подлежащего). В этом тексте восемь полных двусоставных предложений, только в двух из них производитель действия представлен существительным во множественном числе.

Понимание, что наш лирический герой один, возникает в самом начале текста употреблением лексемы еду. При чтении первого четверостишия возникает впечатление одинокого всадника, спокойствие которого нарушается скрипом снега, криком ворон. Мы воспринимаем мир глазами этого человека. Вот он видит лес дремлющий, напоминающий старого деда (понять это помогает, во-первых, олицетворение: лес дремлет и, во-вторых, грамматическое значение мужского рода слова лес - перед нами предстает лицо мужского пола, и мы представляем пожилого уставшего человека). Рядом с

стр. 36


--------------------------------------------------------------------------------

ним старушка, нарисованная автором в образе сосны (грамматическое значение женского рода слова сосна, сравнение понагнулась, как старушка, олицетворение подвязалася белою косынкой описывают пожилую женщину). Мы видим семью, состарившихся родителей, их привычную жизнь, родной дом. Далее ракурс меняется - лирический герой предлагает нам со стороны посмотреть на описываемую картину. Перед нами жизненный путь человека, покинувшего родной край (образ дороги, убегающей вдаль), мы видим мчащегося на просторе коня, падающий снег и шаль, стелющуюся по земле, как русское пожелание доброго пути (скатертью дорога).

Что мы поняли? Это рассказ о том, как покинул родной дом наш герой, он сознательно выбирает этот одинокий путь. Что же подтверждает впечатление об одиночестве лирического героя? В этом тексте употреблено 19 имен существительных, их них 17 - в единственном числе. Сосчитав все формы единственного и множественного числа, мы получаем соответственно 33 и 5. Мы знаем, что грамматическим значением категории числа является обозначение количества предметов в их противопоставлении (один - несколько, много). В первом четверостишии употребляются существительные во множественном числе (звоны, вороны) - "много", далее все слова в форме единственного числа - "один", так углубляется понимание текста стихотворения - это рассказ о том, как взрослеют дети и покидают родной дом, выбирая свою дорогу в жизни. От первого впечатления - картины зимнего леса - мы продвигаемся вместе с мыслью автора к изображению жизненного пути человека, его места в этом мире.

Подобный подход к исследованию художественного текста важен еще и потому, что он способствует аргументации интуитивных догадок, возникающих при чтении.

Далее обратим внимание на смысло-образующую роль грамматического значения рода в тексте. Рассмотрим стихотворение М. Лермонтова "Утес".

Утес

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана,
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
Выделим грамматические основы и определим род слов, употребляющихся в роли подлежащего.

В первом четверостишии рассказывается о легкомысленной тучке, которая остановилась переночевать на груди утеса, а утром, ни о чем не задумываясь, весело играя, помчалась дальше. Во второй строфе мы видим этот утес, по лицу которого текут слезы. Он одинок и плачет, задумавшись о своей жизни. Почему же он плачет, какой след оставила тучка в его душе?

Обратив внимание на грамматическое значение рода двух основ первого четверостишия, мы замечаем, что перед нами существительное и местоимение женского рода, имеющие значение лица женского пола и глаголы в форме женского рода. Речь идет о женщине. Использован прием олицетворения (слово тучка в тексте приобретает категорию одушевленности). Во втором четверостишии использование олицетворения помогает нам представить мужчину: утес задумался, плачет. Речь идет об отношениях старого одинокого мужчины и легкой веселой женщины. Композиция стихотворения, состоящего из двух четверостиший, позволяет нам противопоставить образы героев и понять переживание человека, который на своем жизненном пути не встретил серьезной любви.

Переживаемое состояние лирического героя может быть передано и другими средствами языка.

Интересна роль предлога в смысловой организации предложения. Предлог выражает отношение друг к другу тех предметов, действий, состояний и признаков, которые называются словами, с которыми предлог употреблен. Предлогами выражаются те же основные виды отношений, которые выражаются кос-

стр. 37


--------------------------------------------------------------------------------

венными падежами существительных, однако предлоги выражают эти отношения более дифференцированно. Предлоги употребляются в подчинительном словосочетании, где знаменательное слово выполняет синтаксическую функцию управления, а подчиняемый компонент относится к классу только имен существительных или местоимений-существительных.

Выпишем из стихотворения А. Ахматовой словосочетания с предлогами и определим их значения:

Хорошо здесь: и шелест и хруст;
С каждым утром сильнее мороз,
В белом пламени клонится куст
Ледяных ослепительных роз.
И на пышных парадных снегах
Лыжный след, словно память о том,
Что в каких-то далеких веках
Здесь с тобою прошли мы вдвоем.
Сильнее с (каждым) утром - обстоятельственно-определительное значение времени;

клонится в (белом) пламени - значение состояния;

след на (пышных парадных) снегах - определительно-пространственные отношения;

память о том - объектное значение;

прошли в веках - определительные отношения, временная характеристика;

прошли с тобою - объектное значение.

Если попробовать абстрагироваться от конкретных лексических значений словоформ и выделить только грамматические значения предлогов, используемых в этом тексте, то мы заметим, что автора волнует состояние лирической героини, вернувшейся в знакомые края, ее отношение к кому-то, кого она вспомнила.

Стихотворение начинается с именной части составного именного сказуемого, передающего состояние человека. Лексическое значение слова хорошо позволяет нам представить удовлетворенное настроение лирического героя. Отсутствие глагола связки указывает на то, что все происходящее относится к настоящему времени. Но, читая текст дальше, понимаешь, что настоящее состояние лирического героя, овеянного морозом и видящего обледенелые розы (символ любви), не может приносить удовлетворения. И только последняя синтаксическая конструкция, описывающая предмет, вызвавший воспоминания, дает нам возможность понять, что хорошо героине от воспоминаний о прошлом, когда были они вдвоем с адресатом стихотворения.

Это стихотворение - воспоминание. Состояние "хорошо" относится к вспоминаемому, а в настоящем героине одиноко и холодно. Обратим внимание на первое и последнее слова стихотворения: хорошо - вдвоем.

В стихотворении Аполлона Майкова интересно влияние грамматической семантики на восприятие и чувства читателя:

Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
"Все гибнет, все гибнет! Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!"

Не слышит тревоги их царственный лес.
Под темной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны.
В первом четверостишии автор описывает ощущение листьев, которым суждено погибнуть с наступлением зимы: они тревожатся, неистово кричат, предчувствуя скорый конец. Но читатель как-то мало верит им, что-то мешает появлению неприятного предчувствия гибели. Причина в подтексте: во-первых, лексическая семантика слов осенние листья не содержит тревожности - это яркие, красивые предметы, то, что они кружат по ветру, напоминает нам танец, веселье; во-вторых, в первом четверостишии во всех предложениях употребляется прямой порядок главных членов, тем самым передается ощущение обычности происходящего. Грамматическая семантика как бы противоречит лексической, ведь листья кричат о гибели, смерти.

Далее мы узнаем, что сам лес не реагирует на тревожные крики листьев, что он спокоен и погружается в безмятежный сон. Это противопоставление кричащего множества умирающих, бессильных листьев единичной безмолвной силе леса вызывает чувство спокойствия.

стр. 38


--------------------------------------------------------------------------------

Что же предпринял автор, чтобы показать нам спокойствие умудренного опытом человека пред обычными драматическими процессами жизни?

Нагнетание обеспокоенности и тревожности передается повторяющейся конструкцией в начале стихотворения. Прямая речь позволяет нам понять, о чем волнуются осенние листья. Далее тональность стихотворения меняется, прием инверсии заставляет читателя обращать внимание на сами действия: не слышит лес, спеленали сны, зреет сила. Сам лес бездействует, не реагирует, он весь во власти некой высшей силы. Мы узнаем о ее действиях в тот момент, когда жизненный цикл на земле прекращается. Небеса послали на землю сон, и он, как маленького ребенка, укутал лес, уложил спать, чтобы тот мог набраться сил перед новым жизненным этапом. Мощь природной силы сна подчеркивается использованием в конце текста сложносочиненной конструкции со значением последовательности действий: его спеленали могучие сны, и зреет в нем сила для новой весны.

Автор этим стихотворением говорит нам о том, что не надо ни о чем волноваться, есть высшая сила, которая и руководит нашей жизнью.

Мы рассмотрели несколько произведений разных авторов и обратили внимание на особенности грамматических форм, их значений, их роли в семантической организации текста. Конечно же, для анализа смысла каждого текста необходим поиск "изюминки" этого произведения, нахождение того, чем исследуемый текст отличается от других. В стихотворении Лермонтова обращает на себя внимание противоположность родовых характеристик двух ключевых слов; в тексте Ахматовой основную роль играет лексическая семантика первого и последнего слов: хорошо вдвоем, грамматическое значение используемых предлогов; читая стихотворение Есенина, мы замечаем, что сначала используются имена существительные и глаголы во множественном числе, а затем только слова в единственном числе; в тексте Майкова большую роль играет использование инверсии во второй части. Тем не менее есть общий подход к анализу грамматической семантики текста.

-----

1 Краткая русская грамматика / Под ред. Н. Ю. Шведовой и В. В. Лопатина. - М., 1989. - С. 9.

2 Современный русский язык: Учебник для вузов / Под ред. Д. Э. Розенталя. - М., 1984. - С. 243.

стр. 39

Похожие публикации:



Цитирование документа:

С. В. БОБРОВА, ПОЧЕМУ МЫ ЛЮБИМ ЧИТАТЬ (о роли грамматической семантики в смысловой организации текста художественного произведения) // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 02 апреля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207131306&archive=1207225892 (дата обращения: 25.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии