ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ПОЭЗИИ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 02 апреля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Н. А. ЗАЙЦЕВА

Предлагаю вашему вниманию урок литературы в 7 классе по теме "Великая Отечественная война в поэзии". За наделю до урока ученики получали задания по группам: I группа - найти стихи о женщине на войне, II группа - дети на войне, III группа - изображение природы на войне. Все группы должны были нарисовать открытку, посвященную Дню Победы. Выбранные стихи дети дома должны были выразительно читать или выучить наизусть и рассказать о том, какие чувства и мысли вызвало у них это стихотворение, что изображается в нем, какими художественными средствами пользуется автор для достижения своей цели - изобразить жестокость, бесчеловечность войны. За день до урока ребята получали стихотворение Ю. Белаша для работы с ним. На уроке ученики работали в группах, имели при себе фломастеры или карандаши.

Оформление доски

"Ах, война, что ж ты сделала, подлая..."
Война - жесточе нету слова.
Война - печальней нету слова.
Война - святее нету слова.
А. Т. Твардовский

Плакаты.

I.

Вечная
Слава
Героям!
Слава героям!
Слава!!
... Но зачем она им,
эта слава, -
мертвым?..
стр. 40


--------------------------------------------------------------------------------
Для чего она им,
эта слава, -
павшим?
Все живое -
спасшим.
Себя -
не спасшим.
Для чего она им, эта слава, -
мертвым?
Р. Рождественский

II.

Вспомним всех поименно,
Горем
вспомним
своим...
Это нужно -
не мертвым,
Это надо -
живым
Р. Рождественский

На раскладной доске написаны слова стихотворений Ю. Друниной с пропущенными буквами, А. Недогонова без последней строчки и полностью стихотворение Ю. Белаша. До определенного этапа урока эта часть закрыта и раскрывается по мере надобности.

ЭТАПЫ УРОКА

1. Под музыку В. Лебедева-Кумача "Священная война" ребята пишут ассоциативный ряд к слову война.

Социологизация.

2. Обращение к эпиграфу урока.

- Как вы понимаете эпитеты, которые использовал А. Твардовский для характеристики войны?

3. Какие чувства должен был испытывать вернувшийся с войны? Объясните свое мнение.

Чтение учителем или подготовленным учеником стихотворения А. Твардовского "Я знаю, никакой моей вины...". Прослушивание песни на слова М. Исаковского "Враги сожгли родную хату".

- Какие чувства испытывают герои стихотворения Твардовского и песни Исаковского?

4. Закончите последнюю строчку стихотворения А. Недогонова. Аргументируйте свой выбор. Сравните свой вариант с авторским.

5. Человек на войне. Каким вы его видите? А каким увидел его Р. Рождественский? В чем смысл стихотворения и особенно последней строки?

6. Художник на войне.

- Вы - художник и, пользуясь кистью, красками, должны показать зрителю бесчеловечную сущность войны. Используйте в своей зарисовке природу. Как можно показать состояние природы на войне?

Анализ стихотворения А. Прокофьева "Яблоня на минном поле".

Чтение детьми выбранных стихов на эту тему ("Природа и война").

7. Какие еще понятия не сочетаются со словом война"? Война - трагедия для всех, однако кто-то чувствовал ее особенно обостренно. Кто?

Работа со стихотворением Ю. Друниной.

Чтение учениками выбранных стихов о судьбе женщины на войне.

Дети и война. Что в этих понятиях особенно трагично?

Чтение учениками выбранных стихов и краткий рассказ о своих впечатлениях.

8. О чем мог написать солдат с фронта? Представьте себя на его месте и напишите несколько слов своим близким. (Работа проводится под песню на музыку К. Листова и стихи А. Суркова "В землянке".)

Социологизация.

Чтение учителем или специально подготовленным учеником стихотворения К. Симонова "Жди меня".

- Как звучат эти слова? Что они напоминают? (Молитву, заклинание.)

9. Проверка домашнего задания. Как вы продолжили стихотворение Ю. Белаша "Мы могли отойти"? Объясните свой вариант. Сравните его с авторским.

10. Продолжение темы в стихотворении С. Викулова "А ты бы смог?"

11. Обращение, к плакатам, чтение плаката I.

- Какова его тема? Как вы ответите на слова Р. Рождественского? Почему рядом с этим плакатом помещен другой? Как звучат слова этого плаката? (В них - ответ на вопрос самого поэта.) Тема памяти, вечности, бессмертия.

стр. 41


--------------------------------------------------------------------------------

12. Звучит "лакримоза" из "Реквиема" (ч. 7) В. А. Моцарта в исполнении государственного академического русского хора под управлением А. Свешникова. Учитель читает отрывок поэмы Р. Рождественского "Реквием".

13. Звучит "Бухенвальдский набат" (слова А. Соболева - муз. В. Мурадели). Все встают в минуте молчания.

14. Работа с открытками, приготовленными дома ребятами. На них они пишут пожелания ветеранам.

Результатом работы является составление альбома "Облик войны" со страничками "Война и дети", "Война и женщина", "Природа и война", где помещены тематические подборки стихов и рисунки детей.

Ход уроков (2 часа)

1. Запишите ассоциативный ряд к слову война (цвет, звук, запах, вкус). Социологизация. Какие определения дал этому слову А. Твардовский (обращение к эпиграфу)? Объясните каждое из них.

2. Какие чувства испытывали, по-вашему, вернувшиеся с войны фронтовики? Аргументируйте свой ответ.

О каком чувстве говорит А. Твардовский? Чем оно вызвано?

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они - кто старше, кто моложе -
Остались там, и не о том же речь.
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но все же, все же, все же...
Что общего в чувствах лирических героев стихотворения Твардовского и героя песни на стихи М. Исаковского "Враги сожгли родную хату..."? (Ребята прослушивают песню и обмениваются мнениями.)

3. Закончите последнюю строчку стихотворения А. Недогонова. Какой смысл вкладывает в нее автор? Сравни свой вариант с авторским.

22 июня 1941 года.

Роса еще дремала на лафете,
Когда под громом дрогнул Измаил.
Трубач полка -
У штаба -
На рассвете
В холодный горн тревогу затрубил.
Набата звук,
Кинжальный, резкий, плотный,
Летел к Одессе,
За Троянов вал,
Как будто он не гарнизон пехотный,
А всю Россию к бою поднимал!
4. Человек на войне. Каким он был, как себя чувствовал?

Война - огромная и страшная, напоминающая чудище с огнедышащей пастью... и человек. Какой он перед этим чудищем?

- Как рисует на войне человека Р. Рождественский? Почему в первой части стихотворения он повторяет слово "маленький"? В чем смысл заключительных строк стихотворения?

На Земле
безжалостно маленькой
жил да был
человек маленький.
У него была служба
маленькая
И маленький очень
портфель.
Получал он зарплату
маленькую.
И однажды -
прекрасным утром -
постучалась к нему
в окошко
Небольшая,
казалось, война...
Автомат ему выдали маленький,
Сапоги ему выдали маленькие,
Каску выдали маленькую
И маленькую -
по размерам - шинель...
...А когда он упал -
некрасиво, неправильно -
В атакующем крике
вывернув рот,
То на всей земле
не хватило мрамора,
Чтобы вырубить парня
В полный рост!
5. Природа и война. Что заключено в этих словах?

Война - олицетворение гибели, ужаса, смерти, страха. А природа - это символ жизни, радости, счастье.

- Что происходило с душой природы на войне? Как показал несовместимость войны и природы А. Прокофьев в своем стихотворении "Яблоня на минном поле"? Какой прием использован в назва-

стр. 42


--------------------------------------------------------------------------------

нии стихотворения? Для чего? Какое чувство вызывает нарисованная поэтом картина?

Яблоня на минном поле

Она в цвету. Она вросла в суглинок
И ветками касается земли.
Пред ней противотанковые мины
Над самыми корнями залегли.
Над нею ветер вьет тяжелым прахом
И катятся седые облака.
Она в цвету, а может быть, от страха
Так побелела,
Не понять пока.
И не узнать до осени, пожалуй,
И я жалею вдруг, что мне видна
Там, за колючей проволокой ржавой,
На минном поле яблоня одна.
6. Женщина и война. В чем несовместимость этих понятий? Почему сочетание звучит трагично?

Женщина создана для продолжения рода, в ней самой - жизнь, а война призвана эту жизнь убивать.

- Как вы думаете, война глазами женщины и глазами мужчины видится одинаково? Почему? Аргументируйте свой ответ.

У женщины душа чувствительнее, она эмоциональнее, даже мелочь ее может очень обеспокоить, надолго ей запомниться, а мужчина рационалистичнее, спокойнее, поэтому и войну они воспринимать будут по-разному.

- Вставьте в стихотворение Ю. Друниной нужное слово и закончите последнюю строчку. Почему именно эти слова вы выбрали?

Я только раз видала рукопашный.
Раз - наяву. И тысячи - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Прочитайте выбранные вами стихотворения на эту же тему. Каково состояние женщины на войне? (Звучат стихи И. Уткина "Сестра", Ю. Друниной "Качается рожь несжатая", Н. Рябининой "Родилась нежданно я...", А. Коркиной "Разведчица".)

7. Послание из окопа. О чем мог писать солдат, уходя через несколько минут в бой?

(Звучит мелодия "В землянке"). Социологизация.

Чтение учителем или подготовленным учеником стихотворения К. Симонова "Жди меня".

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда уже не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать,
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло!
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, -
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
- Как могла воспринять жена эти строки?

(Как молитву, как заговор.)

Многие женщины своим ожиданием спасали мужей от гибели. Они ждали 10, 20 и больше лет после войны, и многие дождались.

8. Проверка домашнего задания. Как вы дописали строки стихотворения Ю. Белаша? Почему так? Объясните, сверьте свой вариант с авторским.

Мы могли отойти: командиров там не было.
Мы могла отойти: было много врагов.
Мы могла отойти: было нас всего четверо.
Мы могла отойти - и никто б нас не стал
упрекать.
Мы могли отойти, но остались в окопах навеки.
Мы могла отойти, но теперь наши
трупы лежат.
стр. 43


--------------------------------------------------------------------------------
Мы могли отойти, но теперь наши матери
плачут.
Мы могли отойти - только мы не смогли
отойти:
За спиною Россия была.
9. Как вы думаете, о чем бы мог спросить нас при встрече участник войны?

Оправдали ли мы их надежды? Как мы распорядились отвоеванным счастьем? Смогли бы мы выстоять?

Учитель читает стихотворение С. Викулова "А ты бы смог?"

Сюда, где между двух берез
дот в землю врос,
Где трав зеленая волна,
да тишина,
Да амбразуры глаз пустой -
приди, постой...
Замри на миг - и мертвый
дот вдруг оживет.
И раскаленный пулемет,
дрожа, начнет
Лесок простреливать, а там
лежишь ты сам...
Вот целится в тебя сейчас
граненый глаз,
И снег вокруг изрыт свинцом,
в крови лицо,
Но ты ползешь. Еще бросок...
Еще рывок!
И вот он враг! Но нет гранат.
А под огнем друзья лежат...
Решай, солдат!
...Ты здесь и часу не стоял,
а старше стал.
И понял ты, о чем шумят,
о чем твердят
С продутой ветром высоты
берез листы
И травы шепотом у ног:
"Аты бы смог?"
"А ты бы смог, как он, в снегу,
лицом к врагу
Ползти?.. И броситься вперед,
на пулемет?
Чтоб дот, ослепнув, сразу смолк?
А ты бы смог?"
10. Обращаемся к плакатам, написанным на доске или вывешенным на ней. В чем смысл записанных слов? Почему один плакат как бы продолжает другой? Какая тема звучит в них? Как бы ты ответил на слова Р. Рождественского: "Зачем она им, эта слава, - мертвым?"

Тема памяти, бессмертия очень злободневна и сейчас. Особенно сейчас, когда звучат выстрелы в Чечне, когда не забыт Афганистан. Чтобы не повторять страшных дней той войны, мы должны помнить о них и о тех, кто защищал нашу Родину и нас от смерти.

11. Под музыку "Реквиема" учитель читает отрывок из поэмы Р. Рождественского "Реквием".

Помните!
Через века,
через года, -
помните!
О тех,
кто уже не придет
никогда, -
помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Хлебом и песней,
Мечом и стихами,
Жизнью просторной,
Каждой секундой,
Каждым дыханьем
Будьте достойны!
Люди!
Покуда сердца стучатся, -
Помните!
Какою ценой
Завоевано счастье, -
Пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет, -
Помните!
О тех,
Кто уже никогда не споет, -
помните.
Детям своим
расскажите о них,
Чтоб запомнили!
Детям детей
Расскажите о них,
Чтобы тоже запомнили!
Во все времена бессмертной
Земли помните!
К мерцающим звездам
ведя корабли, -
о погибших
помните!
Встречайте трепетную весну,
Люди Земли!
Убейте войну,
прокляните войну,
люди Земли!
Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!..
Но о тех,
кто уже не придет никогда, -
Заклинаю, -
помните!
стр. 44


--------------------------------------------------------------------------------

12. Звучит "Бухенвальдский набат". Ребята стоя слушают.

13. Дома ученики самостоятельно делали открытки ко Дню Победы. На них они писали пожелания ветеранам.

Образцы ученических работ

1. Пожелания на открытках.

Дорогие ветераны! Спасибо вам за то, что вы спасли Родину, за то, что вы не пожалели себя ради нас! Вы перешли самое страшное - войну! Я горжусь вами! Я верю, что память о вас будет жить в сердце и в сердце моих детей, которым я расскажу все, что узнала о войне. (Елена Б.)

Дорогие ветераны! Желаю вам жить сотню лет. Мы любим вас! Спасибо вам за то, что вы спасли нас от войны, от пламени, от дыма и пожара! (Анастасия А.)

Уважаемые ветераны! Я знаю, что вы пережили, хотя я не была на войне. Мне рассказали о ней, и я почувствовала этот ужас и страх, который перенесли вы в душе. Я желаю вам счастья, тихого, уютного дома, любви детей и внуков. Я горжусь вами и дорожу тем, что живу на этой земле, которую вы защищали, поливали своей кровью. Я надеюсь, что не опозорю вашего имени. (Маргарита С.)

Дорогие ветераны! Спасибо, что спасли нашу Родину-мать. Спасибо, что дали жизнь нам. Мы будем всегда помнить о ваших победах. Мы не знаем ничего о войне, лишь слышали о ней, а вы шли и гибли, чтобы жили другие. Это великий подвиг, достойный памяти и уважения. (Анастасия Ф.)

2. Варианты стихотворения Ю. Белаша.

Мы могли отойти: у нас не было сил.
Мы могли отойти: у нас нету надежды.
Мы могли отойти: много раненых было.
Мы могли отойти: у нас кончались патроны.
Мы могли отойти: да наша совесть
нам не позволила.
Мы могли отойти, но долг перед Родиной был.
Мы могли отойти, но тело рвалось в бой
за отчизну.
Мы могли отойти, но надо воевать,
чтобы жить могли другие.
(Маргарита С.)

Мы могли отойти: у нас не было сил.
Мы могли отойти: мы умирали от голода
и холода.
Мы могли отойти: у нас не было помощи.
Мы могли отойти: у нас не было связи.
Мы могли отойти: но с болью в сердце
выносили все испытания.
Мы могли отойти: но сражались мы стойко.
Мы могли отойти, но не позволила нам
наша честь.
Мы могли отойти, но мы сражались за нашу
Родину.
(Анастасия Ф.)

Мы могли отойти: у нас не было пушек.
Мы могли отойти: у нас мало осталось
патронов.
Мы могли отойти: нас самих оставалось мало.
Мы могли отойти, да раздалась команда
"Вперед!"
Мы могли отойти, да за спиною Родина стояла.
Мы могли отойти, но мы ждали подмоги.
Мы могла отойти, но мы не могли отойти.
(Александра И.)

3. Письма с фронта.

а) Милая моя! Я ухожу, может быть, навсегда! Сильно хочется домой, но долг зовет. Жива ли ты, живы ли дети? Скоро в бой, но знай, что рано или поздно война кончится, и тогда я вернусь домой и мы снова заживем вместе и счастливо. (Александра И.)

б) Милая моя. Собираюсь идти в бой. Нет, я иду не для того, чтобы прославиться, я иду, чтобы освободить нашу Родину-мать от злых врагов и чтобы спасти маленьких детей, чтобы они жили, ни за что не переживали, ничего не боялись. (Юлия К.)

в) Милые мои. Быть может, я вас никогда не увижу, но все равно хочу сказать всем спасибо за заботу, тепло, любовь. Пишу письмо, а на душе тяжело, на глазах слезы. Мне без вас очень трудно, но надо идти защищать Родину. Даже если я не вернусь, я умру не зря. (Анастасия Ф.)

стр. 45

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Н. А. ЗАЙЦЕВА, ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ПОЭЗИИ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 02 апреля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207130724&archive=1207225892 (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии