"СЛОВА И НОТЫ" (ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СИНТЕЗ В БАРДОВСКОЙ И РОК-ЛИРИКЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ)

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 02 апреля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Р. В. ЯКИМЕНКО

Песенная лирика (бардовская и рок-поэзия) ныне прочно вошла в программы заключительного этапа школьного литературного образования. Этот процесс далеко не случаен, ведь представить себе современный поэтический полифонизм развития лирики конца XX в. без бардовской и рок-поэзии невозможно. В данной статье мы определяем основные направления ее изучения в школе, виды работы старшеклассников.

Разговор на уроке-обзоре "Слова и ноты" предваряет обращение к эпиграфу, в котором заключена основа, синтетичность изучаемого явления в поэзии:

...И я, забывшись в песенном бреду,
Как заклинанье повторяю снова,
Что музыкант лишь тот, кто слышит слово,
Поэт лишь тот, кто с музыкой в ладу.
Далее во вступительном слове учителя определяется основной круг проблем, связанный с историей и становлением песенной лирики. Стихи и музыка... Сегодня на уроке они будут у нас в центре внимания, так как, продолжая знакомство с особенностями развития поэзии второй половины XX в., мы обратились к бардовской и рок-музыке, которые близки нашему поколению. Попробуем выделить специфические черты этого явления отечественной культуры, разобраться в причинах популярности, познакомиться с творчеством тех поэтов, для которых действительно музыка и стихи - одно целое. Как возникли эти направления в поэзии, а шире - в искусстве? Кто такие барды? Где в истории мировой культуры это явление берет свое начало?

Для ответа на поставленные вопросы обращаемся к заранее подготовленному сообщению ученика "Песенно-поэтическое искусство в истории мировой художественной культуры" (сообщение раскрывает понятия "ваганты", "менестрели", "барды", "скоморохи", "трубадуры", "шансонье").

Из определений мы фиксируем тради-

стр. 26


--------------------------------------------------------------------------------

ции западно-европейского искусства и древнерусских корней, что способствует культурологическому осмыслению бардовской поэзии. Предлагаем ученикам записать определение: "бард" - поэт, музыкант, исполнитель собственных песен. Особое внимание в бардовской песне следует уделить и фольклорному началу: русские народные частушки, баллады, лирические песни.

Современное возникновение этого направления в отечественном искусстве приходится на конец 50-х гг. Этот период истории отличается некоторой демократизацией не только в политике, но и в культурной жизни страны. Когда, с одной стороны, продолжали создаваться гигантские полотна, воспевающие строительство коммунизма, а с другой - появилось поколение художников, чей взгляд был обращен во внутренний мир современника, на его стремление к романтическим идеалам, неприятие серых будней. Эти люди и явились "новыми" поэтами, соединившими воедино стихи и музыку, их стали называть "бардами". Впрочем, ее стали называть еще и студенческой, и туристической, и самодеятельной, и авторской поэзией. Зазвучав с небольших площадок, бардовские произведения быстро нашли отклик в человеческих душах. Они подкупали своей искренностью и глубиной чувств, идущих от сердца автора.

Далее в ходе урока приводим строки из письма слушателя (Т. Максимова. Музыкальный ринг. - М., 1990), который отправил отзыв на телевидение, транслирующее концерт бардов: "Пишу сразу же после концерта, снимавшегося в студенческой аудитории. Очень взволнован. Даже выключил телевизор - не стал смотреть футбольный матч, хотя страстный болельщик. Просто не хочется больше ничего - боюсь, не пропало бы впечатление той душевной растревоженности, которое вызвало искусство бардовской песни. Только оно способно выразить сокровенное". Именно это время подарило нам таких первоклассных поэтов-бардов, как М. Анчаров, Б. Окуджава, Н. Матвеева, Ю. Визбор, Ю. Ким и многих других.

Итак, синтез поэзии и музыки... Что же доминирует в бардовских произведениях: мелодия или стихи?

Ученикам предлагается прослушать песню Ю. Визбора "Милая моя" и ответить на вопросы:

- Понравилось ли вам произведение Ю. Визбора? Почему?

- Какие образы, ассоциации рождает текст песни?

- Можно ли выделить образы-символы в стихах поэта? Какова их роль?

- Какая задача ложится на музыку, а какая - на стихи?

После прослушивания песни и обсуждения проблем учитель подводит учеников к важному эстетическому выводу.

Музыка в произведении бардов откровенно подчинена содержанию. О таком пении замечательно сказал Л. Н. Толстой в романе "Война и мир", в главе охоты в имении Ростовых в Отрадном: "Дядюшка пел так, как поет народ, с тем убеждением, что в песне все значение заключается только в словах, что напев так только, для складу. От этого-то этот бессознательный напев, как бывает напев птицы, у дядюшки был необычайно хорош...".

Как уже отмечалось, одним из начинателей бардовского движения был Ю. Визбор - талантливый поэт, артист, режиссер, журналист, который все свое поэтическое творчество подчинил жажде духовной сплоченности между людьми и дружбе. Ученикам предлагается прослушать следующую песню Ю. Визбора "Домбайский вальс" и ответить на вопросы:

- Можно ли говорить о том, что Ю. Визбор в своем творчестве продолжает традиции гуманистической русской поэзии?

- Что нового он внес в развитие поэтических традиций русской литературы?

Во второй части урока мы обращаемся к следующему этапу становления бардовской поэзии. Конец 60-х гг. является расцветом песенной лирики в культуре России. Этот процесс определяется несколькими факторами:

стр. 27


--------------------------------------------------------------------------------

- жанр бардовской песни становится поистине массовым (клубы самодеятельной песни по всей стране насчитывают более двух миллионов человек, с 1968 г. стал проводиться под Самарой знаменитый Грушинский фестиваль, собирающий до 100 тысяч исполнителей и любителей бардовской песни);

- с приходом в бардовскую культуру ярких творческих личностей В. Высоцкого и АТалича значительно обогатилась поэтика бардовской песни;

- в недрах бардовского искусства зарождается рок-движение, которое, с одной стороны, продолжает развитие бардовской песни, а с другой - является новым культурным явлением эпохи.

Развивая жанр авторской песни, поэты В. Высоцкий и А. Галич нашли другую грань, - возможность ее воздействия на слушателей, ставя в произведениях проблемы, волнующие интеллигенцию. Именно в этот период авторская песня становится оппозиционной по отношению к официальному искусству.

Среди поющих поэтов России В. Высоцкий и А. Галич занимают особое место. Особое по жанровому составу, напряженности и глубине содержания. Жанровое разнообразие их песен огромно. Есть песни-сатиры на социалистическую действительность, песни-пародии, песни-романы, песни-трагедии. В песнях А. Галича, как и в песнях В. Высоцкого, был впервые передан средствами музыкальной лирики абсурд советской жизни. Поэты ощущали свою общность с лирическими героями. Они пели от лица шофера, спортсмена, психически больного, профсоюзного активиста. И Галич, и Высоцкий понимают своих героев, сострадают им, ощущают свое родство, общность в несвободном, абсурдном мире. Все творчество поэтов глубоко гражданственно. В стихах авторы борются против лжи, насилия, корысти, лицемерия, презирают мещанский уют. Еще одним отличительным свойством обладает литературное наследие А. Галича, он в своих стихах обращается к творчеству поэтов XX в., создает цикл песен: "Снова август" (А. Ахматова), "Возвращение в Итаку" (О. Мандельштам), "Легенда о табаке" (Д. Хармс), "Памяти Б. Л. Пастернака". Благодаря этой стороне творчества лирика, многие слушатели воспитывались и историко-культурно. Не случайно творчество А. Галича и В. Высоцкого попадает под запрет, Галича высылают из страны.

Далее мы предлагаем одиннадцатиклассникам послушать сообщение ученика о трагической судьбе Галича на Родине и в эмиграции. Затем слушаем песню поэта "Когда я вернусь" (прослушивание песни можно предварить беседой о роли риторических вопросов в образной системе произведения и чувствах автора к покинутой Родине).

После того, как был выслан из страны Галич, была организована травля Высоцкого, авторская песня начала терять завоеванные позиции. Но произведения бардов нелегально распространялись по всему Советскому Союзу, они продолжали волновать людей, заставляли их думать о реалиях настоящего. Несмотря на некоторое охлаждение средств массовой информации к авторской песне, она продолжает жить, ее традиции чувствуются в творчестве воинов-афганцев, солдат чеченского фронта, в рок-поэзии. В наше время наиболее известными являются поэты-барды В. Ланцберг, В. Долина, А. Розенбаум и многие другие. Нельзя отрывать от бардовской культуры и рок-поэзию, возникшую в начале 70-х гг. XX в.

Рассмотрению особенностей рок-поэзии посвятим заключительную часть урока.

В силу исторических причин поколение 70-х во многом отличалось от шестидесятников: окно, дающее возможность "свободно мыслить", закрылось. Но жизнь берет свое неумолимо. Появляется новое поколение, а вместе с ним и новые проблемы. Молодежи нужны свои проповедники, романтики, поэты, способные откликнуться, отразить в своем творчестве чаяния молодых. Это, с одной стороны, конфликт между поколениями, где "отцы" заставляют думать и действовать заведомо ложно, а с другой - между идеалом и собственным несовершенством, несовершенством ми-

стр. 28


--------------------------------------------------------------------------------

ра, это борьба против пошлости, пассивной жизненной позиции, против примиренчески настроенных обывателей. И в это время (начало 70-х гг.) в СССР образуется, придя с Запада, новая культура. Рок-культура. Создавая свою микросферу, молодежь стремилась противопоставить себя "отцам" не только в музыке, в идеях, но и в чувстве меры, в одежде, в стиле поведения. Естественно, что в этой среде появился некий перегиб - эпатаж. Но, к счастью, нашлись художники слова, которые, работая в новом направлении, опирались на классику, определяющие культурные ориентиры. Они смогли повести за собой молодежь, затронуть их души, создать произведения, продолжающие лучшие традиции песенного искусства. К таким авторам можно смело отнести А. Макаревича, Б. Гребенщикова, В. Цоя, И. Талькова и многих других. Они смогли наделить своего лирического героя и образностью, и неравнодушием к судьбам поколения.

Рассматривая особенности рок-поэзии в контексте развития песенной лирики, следует отметить составляющие эстетического своеобразия. Они связаны прежде всего с пафосом, большим проявлением синтетичности и национальной особенностью.

Ключевым, одухотворяющим понятием рок-поэзии является протест. Если он утрачивается - утрачивается и рок-смысл произведения;

- синтетичность рок-поэзии проявляется гораздо ярче, нежели в бардовской песне. Рок-композиция и создается, как правило, в расчете на то, что и слова, и музыка, и аранжировка, и манера исполнения произведения являются составляющими поэтики произведения;

- национальной особенностью нашей рок-культуры в отличие от западной следует считать отношение к слову в тексте: к слову, несущему правду, богатому звуком, образом и смыслом.

Для рассмотрения поэтики рок-лирики мы обращаемся к произведениям И. Талькова, записанным на видеокассету с его последнего концерта: "Покажите мне такую страну", "Летний дождь", "Памяти Цоя".

Просмотр предваряем следующими заданиями:

- Определите вечные темы и идеи в творчестве И. Талькова.

- В чем особенность звучания темы Родины, поэта и поэзии в лирике И. Талькова?

- Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт для создания образа-переживания?

После обсуждения лирики И. Талькова мы обращаемся к творчеству В. Цоя. Нашему поколению особенно дорога поэзия В. Цоя, о которой только что пел И. Тальков. Ведь его муза - это муза обычных дворов, муза "дворников и сторожей". Его лирический герой часто общается с нами на сленге, чтобы затронуть сознание многих, отражает в стихах тревогу за современность, решает проблему назначения человека. Далее с учениками слушаем композицию В. Цоя и предлагаем ученикам продолжить работу по составлению словаря символов песенной поэзии:

звезды, птицы, паруса - романтическая мечта о жизненных свершениях;

путь, дорога - долг, дело;

костер, гитара - душевная теплота, дружба;

горы - реальные жизненные испытания;

колокола - суд совести, гражданский, человеческий;

дождь - печаль;

снег - очищение и т.д.

Дома ученикам предлагаем подготовить рассказ о любимом поэте-барде, рок-поэте по следующему плану: публикации, книги, аудио- и видеоматериал, использованный в вашем рассказе, этапы творчества поэта, тематическое и жанровое богатство наследия лирика; основные произведения и особенности наследия автора; поэт в "созвездии" лириков XX в.; анализ поэтики наиболее любимого произведения.

Таким образом, мы видим, что на изучение творчества поэтов-бардов и рок-поэтов мы отводим два урока. Один - эмоционально-образный урок-концерт "Слова и ноты", где в центре внимания основные тенденции песенной лирики

стр. 29


--------------------------------------------------------------------------------

второй половины XX в., а другой - урок-семинар "Поэт, которому я верю", на нем ученики представляют собственные исследования творчества рок-поэтов и поэтов-бардов. Данная система позволяет развивать у старшеклассников познавательный интерес к современному литературному процессу, способствует воспитанию эстетического вкуса, учит анализу художественного произведения как явления культуры и его интерпретации. Методическая система является частью уроков по изучению современной литературной ситуации.

стр. 30

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Р. В. ЯКИМЕНКО, "СЛОВА И НОТЫ" (ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СИНТЕЗ В БАРДОВСКОЙ И РОК-ЛИРИКЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ) // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 02 апреля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207130121&archive=1207225892 (дата обращения: 18.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии