О ПРЕПОДАВАНИИ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 02 апреля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© А. М. КРУЖАЛОВА

Обдумывая в начале сентября тему самообразования, как делают все мои коллеги, я поняла, что пора воплощать в практической деятельности свой давний интерес к древнерусской литературе. Проанализировав ситуацию с преподаванием древнерусской литературы по программам современного школьного литературного образования, я пришла к ряду выводов.

1. Наличие произведений древнерусской литературы в них - лишь дань истории нашего государства (особенно настаиваю на том, что именно истории, а не литературы).

2. Преподавание в школе этой части русской литературы никак не мотивировано ни для учащегося, ни (и это самое неприятное!) для учителя.

3. Критерий отбора произведений никак не определен (количество и названия произведений оговорены в стандарте, но, повторюсь, критерия нет).

4. Лишним подтверждением такого подхода к древнерусской литературе служит и то, что на протяжении последних лет в комплект тем выпускного сочинения не включены произведения древнерусской литературы, следовательно, мы проходим эти произведения так, чтобы от них в памяти взрослого человека не оставалось и следа.

5. Важным моментом является также и то, что в учебно-тематические планы курсов повышения квалификации учителей словесности г. Москвы и области (а насколько я могу судить, и в региональные) на протяжении последних десятилетий не входят проблемы, связанные с преподаванием древнерусской литературы в школе. Отсюда мы легко можем сделать вывод: или эта часть предмета не преподается вообще (и это еще не самое страшное), или преподается крайне плохо, неквалифицированно (а вот это наносит непоправимый вред).

Из "Пространного жития" Константина-философа (одного из славянских учителей) мы узнаем, как отвечал он своим оппонентам по вопросу о создании азбуки для славян: "Не идет ли дождь от Бога равно на всех, не сияет ли для всех солнце, не равно ли мы все вдыхаем воздух? Как же вы не стыдитесь лишь три языка признавать, а прочим всем народам велите быть слепыми и глухими?" А мы сегодня сами хотим оставить слепыми и глухими самих себя и своих детей. Наши предки славяне просили о грамоте, просили научить их читать. Мы же сегодня отговариваемся соображениями хрупкого детского здоровья, загруженности детского ума (очень разного уровня нужности предметами) и абсолютного дефицита времени.

Действительно, достаточно долго древнерусская литература была предметом научного интереса лингвистов, затем трудами историка Б. А. Рыбакова и филолога Д. С. Лихачева она начала как-

стр. 12


--------------------------------------------------------------------------------

то популяризироваться, затем в виде "Слова о полку Игореве" она попала в школу. Ее забвение в светской науке объясняется "церковностью" проповедуемых ею истин. Сама же церковная наука тоже не занималась исследованием произведений древнерусской литературы, забрав у нее агиографическую часть.

Выходя к учащимся разных возрастов, разного уровня, разной мотивации с произведениями древнерусской литературы, я всегда была вынуждена отвечать на один и тот же вопрос: "А зачем нам это надо?" Но каково же было мое изумление, когда, выйдя на учительскую аудиторию, я столкнулась с таким же непониманием, только, честно говоря, детей легче убедить, увлечь, заинтересовать...

Все это должно привести нормального человека, обывателя, к единственной мысли: а может, и правда, не нужна древнерусская литература? Оставим ее в сфере интересов филологов, а учителя и дети будут изучать курс русской литературы с XVIII по XX век.

Оставив в стороне пустые разговоры о вреде такого подхода и наше возмущение, постараемся определить разумные доводы необходимости преподавания древнерусской литературы в современной школе. Однако сразу следует определиться в следующем. Современный школьник, чем дальше, тем больше, ждет от нас учения с развлечением. Все чаще он сравнивает урок с программами телевещания и компьютерными образовательными программами (мы берем идеальный случай) и находит, что последние значительно интереснее, в основном, потому что нагляднее. Учителям же все чаще приходится признать, что запоминание увиденного и услышанного идет значительно эффективнее просто услышанного.

Так, например, уже не требует подтверждения тот факт, что после демонстрации фильма Л. Парфенова "Живой Пушкин" изучение творчества великого поэта стало более интересным для учащихся. А с показом фильма "Идиот" книга Достоевского стала одной из самых спрашиваемых в библиотеках.

Древнерусская литература тоже развлекала в свое время, и от этого в разговоре со школьниками никогда не следует уходить. Вся агиография, сказания о походах, хожения - что это, если не средневековая беллетристика! Среди этих произведений есть гениальные и рядовые, словом, так, как и всегда. Но самым главным достоинством любого произведения древнерусской литературы является то, что оно учит правильно и достойно жить. Ввести элемент развлечения в процесс обучения древнерусской литературе возможно и сейчас. Для этого, на мой взгляд, есть несколько путей: обязательно связывать произведения древнерусской литературы с произведениями XIX в.; там, где это возможно, связывать несколько версий рассказа об одном и том же явлении, таким образом, превращать рассказ о событии далекой древности в детектив; интересно сопоставлять художественное произведение об историческом событии и рассказ об этом же событии в истории; окружать изучение произведений древнерусской литературы реалиями эпохи. Теперь расскажу подробнее о предложенных мною путях.

Связь произведений древнерусской литературы с произведениями XIX века. По этому поводу существует много исследований, многие ученые пытались найти связи, часто получалось надуманно (работы Е. В. Николаевой о связи поэтики романов Л. Н. Толстого с поэтикой древнерусской литературы). Но были и удачные находки. В 1992 году в издательстве одного московского института, МИРОСа, вышла интересная книга "Евангелие и древнерусская литература" Наталии Владимировны Давыдовой. Автор пишет следующее: "Занимаясь древнерусской житийной литературой, я разобралась вдруг в жанре произведения Достоевского "Братья Карамазовы". Поняла героев Андрея Платонова, которые раньше казались мне бессмысленными чудаками. Читала "Хожение за три моря" Афанасия Никитина, и раскрывалась мне жизнь Гоголя. Догадалась вдруг, почему всю жизнь странствовали писатель и его герои по свету. Отчего в тяже-

стр. 13


--------------------------------------------------------------------------------

лые минуты жизни пустился в путь Достоевский. Перед самой кончиной оставил дом, родных Л. Н. Толстой и отправился в дорогу..." Далее автор убедительно доказывает школьникам-читателям книги все эти "догадки". Недавно, в 2002 году, в ПСТБИ (Православном Свято-Тихоновском богословском институте) состоялась интересная конференция, посвященная вопросам произведений православной культуры. На ней, кстати сказать, было много школьников и студентов. Конечно, опыт таких конференций не стоит переносить на массовую светскую школу. Однако нередко на подобных собраниях ученые предлагают интересные версии давно, казалось бы, изученных событий. "Слово о полку Игореве" один из выступавших рассматривал как "преступление и наказание" XII века. Убедительно доказывал, что при последнем переводе были допущены ошибки, уничтожившие второй, а вернее, первый, и главный, смысл всего произведения. Весь смысл произведения в покаянии Игоря, в том, что он понял, что наделал, и поэтому в конце идет не домой, а к Богородице Пирогощей, в Киев, чтобы примириться с князьями, мирное дело которых он разрушил своим походом. Если сообщить школьникам несколько версий, постараться убедить их в необходимости внимательного прочтения памятника, если еще и совершить экскурсию по местам "Игоревой песни" (хотя бы по карте или телеэкскурсию), то уроки станут гораздо интереснее и познавательнее. Главное же, что ребята поймут: события 900-летней давности имеют отношение к нам, людям, живущим сегодня, что это интересно.

Связь нескольких версий одного события. Несомненно, что "Песнь о вещем Олеге" нельзя изучать отдельно от летописного рассказа об этом событии. То же можно сказать и о "Слове о полку Игореве", так как, именно сравнивая эти произведения, мы понимаем, какую идею хотел донести автор "Слова...", где он, возможно, погрешил против реальности, но не погрешил против высшей правды. Более сложной будет связь между различными версиями одного и того же события там, где нужно прибегать к помощи языков других видов искусства. Например, невозможно постичь икону "Троица" Андрея Рублева без знания эпохи, когда идея объединения Руси была особенно актуальна для страны, без чтения "Жития Сергия Радонежского" в память о котором она создавалась. Наконец, для тех, кто очень заинтересуется, советуем познакомиться с богословским течением "исихазм", идеи которого воплотились в "Троице" Рублева, в житии преподобного Сергия и в повествовании о нем Епифания Премудрого.

Окружение изучения произведения древнерусской литературы реалиями времени. Так строили исследования ученые прошлого. Например, Федор Иванович Буслаев - ученый, посвятивший себя изучению древнерусской культуры и искусства. Его многочисленные исследования - это история древнерусского общества. Источники, которыми он пользуется, - предметы так называемой материальной культуры, т.е. произведения церковного искусства и книжная мудрость - рукописная традиция Древней Руси. Труды Буслаева замечательны тем, что в них впервые раскрыта тонкая взаимосвязь поэтики древнерусских книжников с самобытностью древнерусского искусства. Собственно Буслаев создал в отечественном искусствознании сравнительное направление, позволяющее во всех аспектах осветить духовное развитие средневекового общества. Приводя конкретный пример, хочется вновь обратиться к "Слову о полку Игореве". Сложно понять художественное своеобразие этого памятника, постоянное обращение автора к языческим образам, не свойственное авторам ранней древнерусской книжности, не имея представления о растительных и звериных мотивах резьбы на фасадах Владимирских храмов XII -XIII веков. Древнерусская живопись создавалась к конкретным текстам, каждое изображение имело определенное каноном место в архитектурном пространстве. Система росписи храмов, популярность тех или иных образов в иконописи, литературе зависели часто от исторической ситуации. Невозможно

стр. 14


--------------------------------------------------------------------------------

изучать и, скажем, "Поучение" Владимира Мономаха без обращения к политическим, историческим, эстетическим воззрениям эпохи.

Если использовать все имеющиеся у нас на сегодняшний день ресурсы, а их у нас немало, то курс "Древнерусская литература" может стать одним из основополагающих в гуманитарном образовании школьника. В правильном преподнесении выяснится, что произведения древнерусской литературы рассматривают период возникновения и становления русской культуры, этап, когда складываются ее основные категории, понятия, жанровая система, эстетические, нравственные ориентиры, актуальные и в наши дни.

Сейчас же обычна такая практика преподавания отдельных произведений древнерусской литературы, когда эти произведения рассматриваются вне культурного и исторического контекста. В результате школьники с трудом читают малопонятные тексты. Такое преподавание древнерусской литературы не может пробудить любовь и интерес к ней, способствовать ее глубокому постижению.

стр. 15

Похожие публикации:



Цитирование документа:

А. М. КРУЖАЛОВА, О ПРЕПОДАВАНИИ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 02 апреля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207129982&archive=1207225892 (дата обращения: 26.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии