ДЕТАЛИ ПОРТРЕТА. ГЛАЗА

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 02 апреля 2008

Уроки в VII классе

Тема изучается на двух уроках словесности.

Первый урок начинаем с отгадывания загадки: "Добром скажу - сладкое, со злом скажу - горькое" (слово).

- Возьмите из ответа корень, из слов чудесный, радость - суффиксы, из слова друг - окончание. Соберите слово. (Работа на наборном полотне.)

- Итак, сегодня урок... (словесности).

- Что же это за урок? (Это урок русского языка и литературы, когда мы получаем и отрабатываем знания по русскому языку на материале художественных произведений.)

- Прочитаем отрывок из рассказа М. А. Шолохова "Нахалёнок".

Мишка собой щуплый, волосы у него с весны были как лепестки цветущего подсолнечника, в июне солнце обожгло их жаром, взлохматило пегими вихрами, щеки, точно воробьиное яйцо, исконопатило веснушками, а нос от солнышка и постоянного купания в пруду облупился, потрескался шелухой. Одним хорош Мишка - глазами. Из узеньких прорезей высматривают они, голубые и плутовские, похожие на нерастаявшие крупинки речного льда. Вот за глаза-то да за буйную непоседливость и любит Мишку отец.

Вспоминаем, что называется портретом, каковы его функции в литературном произведении. Обращаемся к тексту:

- Какая деталь портрета особенно важна в нем? (Глаза.)

- Какие приметы использовал автор для описания глаз?

- Тема сегодняшнего занятия - "Развитие понятия портрет. Детали портрета. Глаза".

Мы уже познакомились с понятием описания внешности и термином портрет; говорили о внешнем и внутреннем портрете; писали изложения (О Марусе из повести В. Г. Короленко "Дети подземелья", о композиторе А. Г. Рубинштейне из рассказа А. И. Куприна "Тапер"); говорили о деталях портрета, прежде всего о лице. Сегодня поговорим о глазах. Посмотрим, какое место занимают они в описании внешности и какую роль играют в раскрытии внутреннего мира героя.

- Какой вид искусства позволяет увидеть портрет в прямом смысле? (Живопись.)

- Посмотрите на лица в представленных сегодня портретах. (На стендах - репродукции картин живописцев разных эпох.) На прошлом уроке словесности, побывав в импровизированной картинной галерее, вы уже познакомились с ними и их авторами.

- Какая именно деталь притягивает ваш взгляд? (Глаза. Взгляд все время к ним возвращается.)

Владимир Галактионович Короленко в повести "Слепой музыкант" писал: "Глаза - зеркало души. Вернее сравнивать их с окнами, которыми вливаются в душу впечатления яркого, сверкающего цветного мира". Запишем эту цитату в виде прямой речи. (Орфографический и пунктуационный разбор записи.)

По тому, какими глазами человек смотрит на мир - широко открытыми или злобно прищуренными, - можно многое узнать о его характере, о состоянии души. Поэтому так важна для понимания прочитанного эта деталь портрета.

- Посмотрите на портрет Струйской кисти Ф. С. Рокотова, созданный в 70-х гг. XVIII века. Как бы вы описали то, что на нем изображено? (Молодая женщина изображена на темном фоне и, как прелестное видение, выплывает из глубины веков. Мы видим тонкое лицо с чуть прищуренными глазами, которые смотрят серьезно, немного грустно. Этот взгляд как бы не направлен ни на что, он вне времени. Загадочный взгляд, легкая улыбка, грациозный наклон головы выражают изменчивую сложность внутренней жизни, одухотворенность.)

Учитель читает стихотворение Н. Заболоцкого, дети следят по тексту.

стр. 53


--------------------------------------------------------------------------------

Портрет

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
- О чем говорит нам I строфа? (О близости разных видов искусства - поэзии и живописи.)

- Какое место занимают в стихотворном описании портрета глаза? (Практически только глаза и описаны. Нет указания на их цвет, размер, форму. Но через описание этих "прекрасных глаз" поэт передает духовную жизнь героини, смену ее чувств - "полуулыбка, полуплач".)

- Какие выразительные средства использует поэт? (Метонимию - перенос наименования части на целое: глаза - лицо, портрет и даже вся жизнь героини; сравнение, параллелизм: глаза - "как два тумана, два обмана"; метафорический эпитет - "души изменчивой"; метафору - глаза "со дна души моей мерцают".)

В конце урока проводим синтаксический, пунктуационный и орфографический разборы предложения: Прекрасные глаза Струйской - это проникновенная повесть о неуловимой внутренней жизни женщины, испытавшей "мглу неудач"; разбор по составу слова испытавшей.

Домашнее задание. Подобрать определения для описания глаз: 1) цвет глаз, 2) их форма, размер, 3) качества личности (характер), состояние человека в данный момент (грусть, радость, испуг).

На втором уроке после проверки домашнего задания коллективно составляем таблицу.

Определения, характеризующие глаза

Детали портрета
Рабочие материалы

1. Лицо
(составлены ранее)

2. Глаза: а) по цвету
бесцветные, блеклые, выцветшие, водянистые, темные; иссиня-черные, дымчатые, карие, серые, стальные, голубые, ультрамариновые, изумрудные, сердоликовые

б) по форме, размеру
большие, круглые, широкие, маленькие, суженные, миндалевидные, раскосые, глубокие, бездонные, запавшие

в) определения, передающие особенности характера, состояние человека
азартные, бедовые, беззаботные, безумные, беспечные, бесшабашные, веселые, внимательные, восторженные, вызывающие, горящие, грозные, грустные, дерзкие, добрые, доверчивые, жестокие, жизнерадостные, задорные, задумчивые, ласковые, мудрые, озорные, печальные, плутовские, удивленные


(Более обширный материал можно найти в Словаре эпитетов русского языка.)

Следующее упражнение выполняется устно.

Гости И. С. Тургенева увлекались игрой "в портреты". "Как отлично мы проводили время... - пишет И. С. Тургенев, - я рисовал пять или шесть профилей, какие только мне приходили -

стр. 54


--------------------------------------------------------------------------------

не скажу в голову - в перо; и каждый писал под каждым профилем, что он о нем думал".

- Перед вами характеристики героев, нарисованных И. С. Тургеневым. - Какими вам видятся глаза этих персонажей?

а) Чернильная душа (чиновник, бюрократ) - грустный, незлой, но скучный, как осенний дождь. (Бесцветные, водянистые, выцветшие, полинявшие, маленькие, круглые, неподвижные, грустные, печальные.)

б) Добрейшей души человек, радушный хозяин, балагур, скорый на ногу (быстрый, подвижный), весельчак. (Живые, искрящиеся, блестящие, озорные, быстрые, смеющиеся, веселые, озорные, лукавые, лучистые, открытые.)

Записываем предложение: На меня смотрели глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной смертной тоской. (М. Шолохов.)

- Какой прием использует автор для описания этих глаз? (Сравнение.)

- Что этим достигается? (Чувствуем, что герой переживает огромное горе, от которого нет спасения, которое лишило человека возможности радоваться жизни.)

- Произведите синтаксический разбор предложения. Слово присыпанные разберите по составу.

Учащиеся по группам подбирают глаголы, которые обозначают функцию глаз - смотреть:

а) с положительной оценкой (смеются, горят, сверкают, искрятся...);

б) с отрицательной оценкой (сверлят, пронизывают, впиваются, измеряют...);

в) нейтральные (смотрят, глядят, видят, вглядываются, рассматривают...).

Работаем с карточками - по рядам. Задания:

1-й ряд - найти в описаниях глаз эпитеты и сравнения.

* Выцветшие, когда-то голубые глаза, холодные, крупные, выпуклые, глядели, точно глаза невиданной зловещей птицы.

* Павлик вяло улыбнулся слипшимися, как вареники, глазами.

* Она запустила в садок пятерню и уставилась на Гаврика круглыми глазами, черными и синими, как виноград изабелла!

* Из узеньких прорезей высматривают они, голубые и плутовские, похожие на нерастаявшие крупинки речного льда.

2-й ряд - определить, какие качества личности передают сравнения и эпитеты.

* Ясные очи горели приветливо, будто звездочки. (Приветливость.)

* Она поглядела на меня своими холодными птичьими глазами. (Равнодушие.)

* Тыбурций в одну секунду оглядел нас своими острыми рысьими глазами. (Постоянное напряжение, ожидание опасности.)

* Глаза его блестели и были глубоки, как будто наполнены непролитыми слезами. (Доброта, сострадание, способность глубоко чувствовать.)

3-й ряд - объяснить, как в описании глаз проявляется состояние героя.

* Глаза сверкали оживлением и любопытством. (Оживление, заинтересованность.)

* Старик стал вспоминать что-то, должно быть свою молодость, потому что глаза его заискрились. (Радость воспоминаний о счастливой поре жизни.)

* Отчаянные, веселые глаза жарко блестели под побелевшими бровями. (Веселье, решительность, приподнятость, готовность к трудному опасному делу.)

* "Я, тетенька, их только чуть-чуть хотел попробовать", - сказал Павлик, невинно глядя на разгневанную тетю широко открытыми, янтарными от слез глазами. (Удивление, непонимание, детская непосредственность.)

- У вас на партах лежат карточки с работами на тему "Портреты дорогих людей". Какая из зарисовок вам больше понравилась и почему?

стр. 55


--------------------------------------------------------------------------------

а) Мама - вот самый дорогой для меня человек. Только скажешь слово "мама" - и перед глазами встает женщина невысокого роста с темными, но уже слегка поседевшими на висках волосами. Они всегда аккуратно уложены, только на лоб то и дело выбивается непослушный смешной завиток. У мамы добрые и мудрые глаза. Они смотрят на меня иногда ласково, иногда грустно. Когда мама смеется, около ее глаз собираются стайки маленьких морщинок, а когда сердится, то по лбу проходят большие "серьезные" морщины.

б) Самый дорогой для меня человек - это мама. Моя мама среднего роста. У нее темные

волосы, широкий лоб, небольшой прямой нос, четко очерченный рот. У мамы большие серые глаза и длинные ресницы.

- Какова основная мысль автора?

- Как он ее раскрывает? В чем проявляется отношение автора к герою?

Домашнее задание. Составьте описание глаз кого-нибудь из ваших родных, близких людей, друзей в момент, когда он испытывает какое-то чувство (сердится, удивляется, радуется) или когда он занят любимым делом.

стр. 56

Похожие публикации:



Цитирование документа:

ДЕТАЛИ ПОРТРЕТА. ГЛАЗА // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 02 апреля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207129730&archive= (дата обращения: 26.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии