МЕТОДИКА РАБОТЫ С ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КНИГОЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 20 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Н. Е. КУТЕЙНИКОВА

Современная литература - понятие весьма расплывчатое, ибо трудно понять что-то, находящееся в стадии возникновения или формирования. Именно поэтому многие исследователи литературы, в основном - отечественной литературы, затрудняются дать четкое определение этому понятию. Возможно, этого и не следует делать. Важнее, на наш взгляд, понять, что унаследовала современная литература от прошлого и как развивается на сегодняшний день.

"Понятие современной литературы, - отмечает петербургский литературовед О. В. Богданова, - охватывает довольно большой временной промежуток: с конца 1950-х годов, когда начали обнаруживать себя основные тенденции, определившие развитие русской литературы на последующие три десятилетия, и вплоть до настоящего времени. Однако однородности и целостности в этом периоде нет..."1 . В художественной литературе стали преобладать тенденции постмодернизма, в познавательной - на наш взгляд, тенденции смешения функциональной направленности того или иного вида литературы, смешение родовых и жанровых признаков, тенденции эклектичности и мозаичности текста, что, так или иначе, перекликается с теоретическими установками постмодернизма.

По словам литературоведа и философа М. Эпштейна, "...текст (в теории постмодернизма. - Н. К. ) мыслится "интертекстуально", как игра сознательных и бессознательных заимствований, цитат, клише"2 , что отчасти свойственно научно-познавательной литературе для детей и подростков, последних десяти лет, особенно в ее научно-популярной разновидности (например, серия "История России" издательства "Белый город"3 ). Присущи научно-познавательной литературе не только постмодернистские эксперименты, направленные на стирание граней между традиционными родами и жанрами искусства, но и тенденции дизайнизации искусства (например, издания для детей и подростков РОСМЭН). Все это, так или иначе, проявляется и в традиционной литературе, меняющейся у нас на глазах.

Детская литература рубежа двух столетий претерпевает явные изменения: от содержания книг до их оформления; более того, появилась литература, сочетающая в себе черты уже известных функциональных направлений (художественной, научно-познавательной и массовой литературы), признаки различных жанровых образований. В то же время традиционная детская литература также претерпела определенные видоизменения. Это хорошо видно на примере книг, посвященных исторической теме.

В последние два-три года в политике нашего государства и, соответственно, в книгоиздательстве произошел резкий поворот к "утраченным" ценностям - идеям патриотизма и православия. Налицо желание руководства страны возродить национальные и религиозные традиции, воспитать в подрастающих поколениях детей и подростков не нигилизм, граничащий со вседозволенностью, или будущих "граждан мира", а традиционные нравственные ценности, в первую очередь - чувство любви к Родине, уважение к ее прошлому и стремление изменить к лучшему настоящее. Именно поэтому на книжном рынке детской литературы стало резко возрастать количество книг по истории России, ее далекому прошлому и основной религии - православию, по православной культуре и о православных традициях. Причем литература такого рода в основном является научно-познавательной, а не художественной, что вполне объяснимо.

Научно-познавательная литература - специфическая область искусства слова, стремящаяся в доступной и образной форме отразить те или иные факты на-

стр. 40


--------------------------------------------------------------------------------

уки, истории, развития общества и человеческой мысли и на основе этого расширяющая кругозор читателя. Основной целью научно-познавательной литературы являются формирование и развитие познавательной активности читателя. Однако познавательная активность не базируется на пустом месте. Чтение таких книг помогает ребенку, прежде всего, расширять свой кругозор, познавать окружающий мир, людей и самого себя. Иными словами, помогает научиться уважать других людей, их образ мыслей, мораль и народные традиции. Одновременно формируются интеллект ребенка-читателя, его система оценки окружающего, главное же - духовный мир школьника, о котором часто забывают в самой школе.

Научно-познавательная литература для детей и подростков сегодня успешно конкурирует с массовой детской литературой, как по количеству изданий, так и по заинтересованности в ней юного читателя. Многие научно-познавательные книги той или иной разновидности часто используются в практике работы средней школы: литература научно-художественная и научно-популярная, популяризаторская и энциклопедическая. Более того, в начале XXI в. данная литература во многом взяла на себя функции классической детской литературы, передающей современным читателям нравственные уроки прошлого.

Когда-то, еще в XV - XVII вв., учебные пособия для детей представляли собой и азбуковники, и книги для чтения вместе взятые: они включали в себя отрывки из летописей, пересказы древнерусских сказаний и рассказы об историческом прошлом Руси. В Средние века книги для детей, включавшие в себя произведения на историческую тему, преследовали две цели - расширение кругозора читателей, знакомство их с всемирной и отечественной историей и углубленное изучение родной истории, воспитание чувства любви к Родине, ее прошлому и настоящему, воспитание уважения к деяниям и верованиям предков4 .

В конце XX в. в русле научно-познавательной литературы стало создаваться множество произведении научно-популярных и популяризаторских, посвященных мировой истории. Их никак нельзя было отнести к литературе художественной, в то же время они не являлись историческими научными трудами. Таким образом, сформировался подвид научно-популярных и популяризаторских книг - книги исторической тематики. Эти книги массово издаются уже более десяти лет и для взрослых читателей, и для юношества, но большая их часть адресована младшим школьникам и подросткам. И это вполне объяснимо: знания и историческое мышление закладываются в раннем возрасте, так же как в возрасте от 5 до 10 лет формируется познавательная активность читателя, воспитывается чувство любви к Родине и уважение к культуре других народов.

На рубеже XX - XXI вв. отечественная историческая литература, по нашему убеждению, пошла в своем развитии по двум направлениям:

* по пути дальнейшего совершенствования исторической прозы - разновидности художественной литературы;

* в рамках развития всей научно-познавательной литературы.

Цели исторической литературы для детей и подростков за последние два столетия практически не изменились. При этом кроме акцента на прославлении героического прошлого России и формировании чувства патриотизма, художественная историческая проза для детей начала XXI в. явно сделала уклон в сторону популяризации идей православия, объяснения православных норм жизни, традиций прошлого и восхваления духовной жизни Руси5 . Иными словами, художественная литература стала выполнять функцию литературы популяризаторской, находящейся на стыке научно-познавательной и массовой литературы.

В научно-познавательной литературе на исторические темы, в свою очередь, явно выделились два течения:

1) традиционное, включающее в себя научно-популярную литературу, созданную в рамках традиций отечественной научно-познавательной литературы, и

стр. 41


--------------------------------------------------------------------------------

научно-художественную - в основном переиздания литературы для детей середины XX столетия6 ;

2) инновационное.

В инновационном течении на рубеже двух веков доминировали две группы: а) переводная зарубежная литература (начало 90-х гг. XX в. - начало XXI в.), в основном это литература научно-популярная и энциклопедическая; б) отечественная научно-популярная и энциклопедическая литература, черпающая темы, содержание и формы у научно-познавательной литературы Запада и США (конец 90-х гг. XX в. - начало XXI в.).

Эти две группы продолжают мирно соседствовать на рынке детской литературы, однако в начале нового тысячелетия явно обозначилась третья группа исторической научно-познавательной литературы для детей. Должно было пройти определенное время, чтобы появились книги данной группы, ибо представляют они собой произведения эклектичные, не всегда понятные взрослому читателю, так как ориентированы на восприятие современными детьми 7 - 12 лет в первую очередь формы произведения. Таковы книги серии "История России" издательства "Белый город", включающей в себя и книги научно-популярные, и научно-художественные, и эклектичные по форме и содержанию (последних становится все больше). О далеком прошлом Руси, верованиях древних славян, варягах и русичах, о героях русской истории XVII - XIX вв. и духовных пастырях рассказывают современные исторические повести, созданные в контексте научно-художественной литературы ("Древняя Русь: История русского народа с I по IX век"; Калашников В. "Славянская мифология", "Легенды Древней Руси", "Легенды русских монастырей"; "Крещение Руси: Владимир Красное Солнышко"; "Герои русской истории"; "Александр Невский"). Часто произведения научно-художественные дополняются материалом научно-популярным, дающимся или по краю книги, или внутри повествования, или же на специальных страницах. Иногда здесь же, рядом с иллюстрациями, предлагаются небольшие энциклопедические справки, так или иначе объясняющие то суть термина, то значение обрядов, то религиозные верования древних народов. Очень подробно и доступно даются сведения из географии, этнографии и этимологии. Реже встречаются произведения научно-популярные без вкрапления историко-художественного материала, доступно и иллюстративно рассказывающие читателям о фактах истории, исторических деятелях, достижениях человеческой мысли и дающие первичные сведения из области научного знания.

Таким образом, в исторической научно-познавательной литературе данной группы налицо смешение функциональных и жанровых признаков, характерное для эпохи постмодернизма.

В книгах данной серии, на наш взгляд, удачно сочетается иллюстративный материал с текстами различного содержания - художественными, научными и научно-популярными. Нет передозировки количеством иллюстраций разного типа, как, например, во многих переводных научно-популярных книгах. Взгляд юного читателя, так или иначе, фокусируется на основных моментах повествования научно-популярного или художественного текста, отраженных в одной, реже - двух-четырех иллюстрациях на странице.

Иными словами, авторы данной серии сделали установку на пробуждение познавательного интереса детей посредством занимательной фабулы исторической повести или серии исторических рассказов, помещенных в той или иной книге. То есть от художественного образа, несущего определенную нравственную нагрузку, ведут читателя к постижению этико-эстетической оценки прошлого, в данной серии - научной, гуманистической и отстраненной от той или иной идеологии, хотя в некоторых произведениях явно доминирует православная точка зрения на прошлое и настоящее ("Борис и Глеб"; Калашников В. "Легенды русских монастырей"; "Крещение Руси: Владимир Красное Солнышко" и т. п.).

По нашему мнению, научно-познавательные книги данной группы сегодня наиболее успешно "вписываются" в процесс обучения на предметах гуманитар-

стр. 42


--------------------------------------------------------------------------------

ного цикла, так как отвечают восприятию искусства современными подростками7 . Например, при изучении тем "Легенды и мифы древних народов" и "Фольклор" в V - VI классах, "Древнерусская литература" в V - VII классах.

Так, урок по теме "Мифы и легенды Древней Руси" сразу можно начать с проверки домашнего чтения учащихся - краткого пересказа прочитанных ими книг из списка литературы для самостоятельного чтения: эклектического произведения научно-познавательной литературы С. Перевезенцева "Древняя Русь: История русского народа с I по IX век" (2 - 3 ученика); научно-популярной книги В. Калашникова "Боги древних славян" (1 - 2 ученика). Затем продолжить работу с научно-познавательными изданиями и иллюстративным материалом (Калашников В. "Легенды Древней Руси"; Калашников В. "Славянская мифология"8 ; увеличенные изображения славянских верховных богов и Мирового древа, схематичная карта "славянского мира"9 ) При этом обязательно должна вестись работа с картами: историческими, географическими.

- Давайте еще раз посмотрим на разложенные перед нами карты и определим, где и когда появились первые славянские племена. Откуда мы можем почерпнуть эти знания?

- Проследите по карте путь дальнейшего расселения славян в начале новой эры.

- Что вы знаете об острове Буяне? Где и когда о нем слышали? Какие легенды с ним связаны? А что пишут о нем современные ученые? Найдите этот остров на географической карте современной Европы.

После этого ведется работа по диагностике усвоения изученного материала, углубление восприятия прочитанного, повторение и закрепление знаний по истории древних славян, их мифологии - беседа с классом:

- Какова была религия древних славян? (Многобожие. Язычество.)

- Расскажите, что вы узнали из прочитанного дома и предложенной сегодня литературы о пантеоне славянских богов.

- Каким представляли себе окружающий мир наши далекие предки? Можно ли схематично изобразить их видение всего сущего?

Кто-то из учащихся схематично рисует Мировое древо, а наиболее подготовленные ученики - Вселенную в образе Золотого яйца.

- Повествования о Сотворении Мира - это мифы или легенды? Кто может четко и логично отстоять ту или иную точку зрения?

- Так чем же легенды отличаются от мифов? Почему тогда многие книги называются примерно одинаково: "Мифы и легенды...", например, "Мифы и легенды Древней Греции", "Мифы и легенды Древнего Востока"?

Мифы и легенды тесно связаны между собой, так как обобщенное видение мира должно быть дополнено "реальной", живой историей, как бы очеловечено, а затем перенесено в мировосприятие и быт конкретного народа. В то же время герои легенд "живут" и действуют только в "мифологическом мире", в реальном мире это были совершенно другие люди, может быть, совершавшие иные поступки.

- Так что же такое миф?

- Расскажите, какие легенды древних славян и русичей вы прочитали.

В чем их сходство и различие?

Далее следует слово учителя с элементами беседы, в котором он вводит понятия "устное предание", "легенда" (ранее давалось пропедевтически), "суеверные рассказы", повторяет трактовку термина "миф":

Устное предание - это рассказ, в основе которого лежат реальные или вполне допустимые факты. Все предания возникли из рассказов очевидцев конкретных исторических событий. В процессе пересказывания, то есть передавания "из уст в уста", реальные события обрастали вымышленными, в них появлялись выдуманные действующие лица или фантастические образы. Многие устные предания постепенно стали напоминать сказки и легенды.

Основой для некоторых преданий стали не рассказы об исторических событиях, а повествования о взглядах на жизнь, мир и людей конкретных исторических деятелей, реально живших людей и даже целых народов. Поэтому-то предания стали своеобразной памятью на-

стр. 43


--------------------------------------------------------------------------------

родной: они сообщают нам сведения о реальных людях и народах, реальных событиях и о происхождении названий реальных вещей - существовавших или существующих городов, сел, рек и местностей.

Легенда - это созданный устно рассказ, имеющий установку на достоверность. Но основным содержанием легенды является не историческое событие, не жизнь реальных людей прошлого, а нечто необыкновенное, фантастическое. В легенде фантастика, чудесное лежит в центре повествования. Легенды - наиболее красивые произведения устной народной прозы, среди них самыми распространенными в древности были суеверные рассказы: бывальщины и былички. Между собой бывальщины и былички отличаются всего лишь по одному признаку. Быличка - это рассказ самого участника событий. Бывальщина - повествование о встрече с "нечистой силой" не самого героя, а рассказчика. В Средние века были также широко распространены христианские легенды, часто представлявшие собой вольную переработку евангельских сюжетов. Бытовали и чисто славянские легенды о далеком прошлом.

Давайте послушаем один небольшой рассказ под названием "Расселение славян" и попытаемся его проанализировать10 :

- Что это: миф или легенда? По каким признакам вы это определили? А может это повествование быть преданием?

- Как вы полагаете, о каких реальных исторических фактах повествует это предание?

- Можно ли на основании текста данного предания представить древнюю историю славян?

Давайте заслушаем еще один отрывок из "Повести временных лет" - самой древней из сохранившихся русских летописей, он называется "Об убийстве Бориса и Глеба" - первых русских православных мучеников, канонизированных Церковью11 .

- Как вы полагаете, для чего наши предки передавали это повествование из поколения в поколение? Какова его главная мысль?

- Можно ли этот рассказ назвать легендой? Почему?

- Какие нормы морали мы можем сегодня почерпнуть из предания об убиении князей Бориса и Глеба?

- Почему Русская Православная Церковь причислила князей Бориса и Глеба к лику святых?

- Для чего, по-вашему, создатели древних мифов и легенд постоянно противопоставляют добро и зло, светлых богов и богов - носителей зла, положительных исторических деятелей - героев - и отрицательные персонажи?

- Как вы думаете, это противостояние вечно? Для чего оно? Может ли мир быть иным?

После такой беседы уместно дать творческую работу: Разгадайте кроссворд и определите ключевое слово!

Кроссворд Славяне и Древняя Русь

1. Русский дух, охраняющий хлебные поля. 2. Славянский мифологический и ритуальный персонаж, связанный с идеей плодородия, прежде всего весеннего, любви, молодецкой удали. 3. Рассказ, повествующий о реально живших исторических деятелях и исторических событи-



стр. 44


--------------------------------------------------------------------------------

ях, но дополненный обобщенными образами, окрашенный фантазией многих авторов. 4. Славянская богиня воды. 5. Сказочная райская птица, летающая в поднебесье, но живущая в море. Она пророчит счастье. 6. Славянский злой дух, бесенок, обитающий в болоте и имеющий крылья, помощник водяных и болотных. 7. Фантастическое отражение действительности, с течением веков сложившееся в единый эпос народа, попытка народа или человека понять, обобщить и объяснить различные явления природы, а также окружающего человека общества. 8. В славянской мифологии бог - покровитель домашних животных, в то же время один из величайших богов Древнего мира.

КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО - ...

Ответы на кроссворд: 1. Полевой. 2. Ярило. 3. Легенда. 4. Дана. 5. Гамаюн. 6. Анчутка. 7. Миф. 8. Велес.

Ключевое слово - предание.

На дом можно дать задание учащимся прочитать в детском адаптированном варианте мифы о Сотворении Мира, созданные в Древнем Египте.

Для того чтобы сразу же ввести учеников в процесс активного восприятия древнерусской литературы, пробудить их познавательный интерес, первый урок можно начать с работы над эпиграфом, вывешенном на доске: "...средневековый человек живо интересовался историей. Он был убежден, что память о прошлом, неразрывная связь с делами отцов, играет первостепенную роль в жизни человека и общества" (Ю. М. Лотман), - в течение всей работы над древнерусской литературой эпиграф висит на стенде "К уроку". Вопросов должно быть немного, но в работе необходимо задействовать весь класс:

- Давайте еще раз прочитаем эпиграф к уроку. Какова его основная мысль? Как вы думаете, почему именно эти слова были выбраны в качестве эпиграфа?

-Можно ли предположить, что идейное содержание древнерусской литературы созвучно идейному содержанию фольклорного эпоса? Почему, с чем это было связано? Попытайтесь аргументировать свой ответ.

Проблемная ситуация возникает из того, что дети сами пытаются предположить, о чем писали средневековые русские авторы, как и каким образом фольклор мог повлиять или не повлиять на развитие литературы. Отталкиваясь от данной проблемной ситуации, можно пойти двумя путями изучения летописных источников.

Первый путь традиционен и предполагает от слова учителя идти к чтению и текстуальному изучению предложенных в учебнике-хрестоматии текстов12 . Второй путь более сложен, так как предполагает активную работу школьников и с уже изученным материалом, и с совершенно новым, к тому же не из учебника-хрестоматии. Так, для активизации мышления и развития познавательной деятельности "вернем" пятиклассников на несколько уроков вспять, вспомнив о преданиях русского народа, изученных на уроках и прочитанных дома, подробно остановимся на предании об убийстве князей Бориса и Глеба, так или иначе заставившем детей сопереживать происшедшему много веков назад. После этого перейдем к чтению отрывка из "Повести временных лет", посвященному этому же событию.

- Вспомните, мы с вами на уроках, посвященных преданиям и легендам Древней Руси, уже читали отрывок из "Повести временных лет" об убийстве князей Бориса и Глеба - первых русских святых мучеников, канонизированных Православной Церковью. (При необходимости отрывок зачитывается снова.) Как вы думаете, почему в данном отрывке из летописи все события и действия их участников описываются более подробно? Мог ли летописец быть современником событий? Только ли этим объясняется стремление неизвестного автора описать даже малейшие детали?

- Как вы полагаете, для чего наши предки передавали это повествование из поколения в поколение и зафиксировали во всех известных нам летописях? Какова его главная мысль?

- Какие нормы морали мы можем сегодня почерпнуть из предания об убиении князей Бориса и Глеба?

- Почему Русская Православная Церковь причислила князей Бориса и Глеба к лику святых?

стр. 45


--------------------------------------------------------------------------------

- Какую, по вашему мнению, идеологическую или практическую цель преследовали летописцы: религиозную, публицистическую, историческую, нравственно-поучительную, юридическую или деловую? Аргументируйте свой ответ. Приведите примеры.

После такой беседы уместно провести сначала работу над пересказом текста, а затем словесное рисование, углубляющее восприятие школьниками образов главных героев данного летописного фрагмента:

- Подумайте над тем, что заинтересовало вас в предании об убийстве князей Бориса и Глеба. Попытайтесь связно рассказать об этом.

- Какими вы представляете себе сыновей Владимира? Опишите их (I вариант - словесный портрет князя Бориса, II вариант - словесный портрет князя Глеба).

- Что обычно подчеркивается в характеристике обоих братьев? Как это отражается в их портретах?

- Можем ли мы утверждать, что смерть братьев была подвигом во имя торжества закона: старший брат заменяет в семье отца, он же наследует его достояние? Докажите это.

В качестве домашнего задания можно предложить пятиклассникам прочитать фрагменты из "Повести временных лет"13 о возникновении Древнерусского государства, его первых князьях и их войнах - по выбору, а также по желанию проиллюстрировать предание об убийстве князей Бориса и Глеба. Также всем предлагается прочитать из книги "Борис и Глеб"14 отрывок, по содержанию соответствующий летописному фрагменту, и объяснить, в чем заключается их сходство и различие.

Второй урок, таким образом, будет полностью посвящен современной художественной интерпретации летописного сюжета (с введением понятия "интерпретация"). Начиная урок с проверки домашнего творческого задания (иллюстрирования произведения), мы постепенно подводим учеников к пониманию смысла термина "интерпретация" и ее функции в нашей жизни:

- Давайте посмотрим на иллюстрации, созданные вашими одноклассниками к фрагменту "Повести временных лет", посвященному убиению князей Бориса и Глеба. Они разные, но все-таки во всех рисунках присутствует нечто, что позволяет сразу же определить - перед нами святые мученики Борис и Глеб. Постарайтесь своими словами объяснить, что объединяет все иллюстрации. Каким чувством проникнуты эти иллюстрации? Что хотели передать нам их авторы?

У каждого писателя и художника, как и у наших товарищей, свой стиль, своя манера письма, главное - свое видение образа. В данном случае - образов князей. Поэтому одни изобразили Бориса и Глеба в доспехах на поле битвы, другие нарисовали их в княжеском облачении в шатре или городе, некоторые попытались создать иконописный портрет. Но князья-то одни и те же, и их нравственный подвиг все тот же, то есть реальный исторический сюжет неизменен. А вот последующее осмысление этого сюжета, героев, их внешности и манеры поведения, каких-то мелких деталей, без которых и не бывает ни жизни как таковой, ни повествования или картины, ни целостного представления об образе героя - все это у каждого свое, индивидуальное. Такое переосмысление называется интерпретацией.

Любое произведение литературы ориентировано на своего предполагаемого читателя: автор старается так "построить" свое произведение, чтобы возник контакт этого произведения с читателем или слушателем, то есть их диалог - литературное произведение о чем-то рассказывает и дает свою оценку событий, читатель, прочитав, может иначе осмыслить эти события, иначе представить героев произведения, что-то домыслить, дофантазировать. Тот, кто научился работать с книгой, эмоционально впитывать в себя ее содержание, тот сам начинает создавать свое произведение на основе прочитанного. Это может быть устный рассказ о прочитанном, адресованный как близким людям, так и совсем незнакомым. Это может быть сочинение-пересказ или сочинение-отзыв. Это может быть иллюстрация к произведению. Это может быть просто свое литературное произведение, в котором отголоском

стр. 46


--------------------------------------------------------------------------------

прозвучит когда-то прочитанное. Это и есть интерпретация: интерпретация (лат. interpretatio) - понимание, объяснение, толкование чего-либо, раскрытие смысла чего-либо. В искусстве термин "интерпретация" может означать трактовку художником жизненных явлений в соответствии с ценностно-познавательным подходом к действительности.

Посмотрите, люди верующие, как правило, представляют себе князей Бориса и Глеба в образе святых мучеников: одинаково одетых как иконописные святые, с нимбами вокруг голов, с практически одинаковым выражением лиц. Для православных братья-князья - святые мученики, идеал православного поведения, их земная жизнь, ее детали значения не имеют. Важен духовный подвиг братьев. Таков ценностный взгляд на эти события православных христиан.

Люди светские, принадлежащие к различным вероисповеданиям, наоборот, живо воспринимают весь исторический сюжет, посвященный убийству князей Бориса и Глеба. Им интересны любые мелкие детали из жизни братьев, их родственников и окружения. Как правило, такие читатели и слушатели хотят представить историю "вживую", наглядно, часто - в движении. Это иной взгляд на историю и ее реальных героев.

То есть перед нами две интерпретации одного и того же исторического сюжета. Но интерпретация не просто толкование, интерпретация - это образное, художественное переосмысление прочитанного самим читателем. Поэтому лучшие иллюстрации сегодня те, которые создали сами читатели, прочувствовав прочитанный фрагмент из летописи, домыслив и дофантазировав его, а не те, что были срисованы с известных картин, иллюстраций художников или икон.

Углубление представления об интерпретации текста и пробуждение интереса к истории своего Отечества идет на основе беседы по прочитанному: сначала по фрагментам из "Повести временных лет", затем по книге Андрея Ранчина "Борис и Глеб":

- Как в данной научно-познавательной книге интерпретируется исторический сюжет? Зачитайте этот отрывок15 . (Чтение глав (по желанию и выбору учащихся): "Детство Бориса и Глеба", "Смерть княгини Анны. Война с Польшей", "Борис и Глеб в Залесской Руси", "Убийство Бориса и Глеба".)

- Каким рисует образ Святополка-ребенка современный автор? Как вы полагаете, это - художественная интерпретация писателя или историческая, правда? Мог ли современный писатель почерпнуть сведения о характере и поведении маленького Святополка в летописи, почему?

- Какими предстают перед нами в книге "Борис и Глеб" дети князя Владимира и его христианской жены Анны? Какие черты их характеров подчеркивает современный автор? Встречаем ли мы такие подробности из жизни княжеского двора и детали в описании детства князей-братьев в летописи? Свой ответ подтверждайте цитатами из текстов.

- Почему наш современник постоянно подчеркивает, что брак князя Владимира и княгини Анны - законный, христианский? Для чего он это делает?

- Для чего писатель также постоянно говорит о том, что Борис любил читать жития святых и святых мучеников, любил молиться? В главе "Детство Бориса и Глеба" даже приведен диалог между двумя малолетними братьями, в котором старший объясняет свою любовь к житийной литературе.

- Где и как в повести Андрея Ранчина еще несколько раз говорится о христианской вере, об истинности православия и о борьбе разных религиозных воззрений? Проявляется ли в этом авторская позиция?

- Как характеризуют братьев-князей их поступки при вступлении на княжение: Бориса в Ростове, Глеба в Муроме? Подтверждайте свой ответ цитатами из текста.

- Сравните рассказ о смерти князя Бориса в исторической повести А. Ранчина и в летописи. В чем заключается их сходство, а в чем различие? Какова, на ваш взгляд, авторская интерпретация - зачитайте примеры?

- Чем повествование о смерти малолетнего Глеба в художественном произведении отличается от летописного рассказа?

- Как вы думаете, откуда наш современник, писатель Андрей Ранчин, почерпнул сведения о братьях отрока Георгия, попытавшегося собою заслонить любимого князя Бориса? Почему рассказ об убийстве князей Бо-

стр. 47


--------------------------------------------------------------------------------

риса и Глеба писатель завершает описанием тех деяний во славу князей, которые совершили братья Георгия - монахи Ефрем и Моисей?

- Прочитайте отрывок из повести "Борис и Глеб". Является ли все, о чем здесь рассказывается, правдой, или это вымысел писателя?16

- Чем, на ваш взгляд, текст летописи - повествовательно-исторического произведения с документальной основой - отличается от научно-художественной повести А. Ранчина?

- Послушайте небольшой отрывок из повести Юрия Крутогорова "Крещение Руси". Чем этот рассказ о смерти князей Бориса и Глеба отличается и от исторической повести А. Ранчина, и от летописного рассказа? Только ли краткостью? Есть ли здесь православная трактовка событий? С каких позиций судит убийц наш современник Ю. Крутогоров?17 .

- А теперь хорошо подумайте и ответьте, какова главная мысль, идея всей русской летописи?

- Какова идея исторической повести А. Ранчина?

- Как вы думаете, актуальны ли оба эти произведения сегодня, в начале XXI века? Попробуйте это доказать.

- Итак, сегодня мы с вами сравнивали произведения древнерусской литературы и современной, жанр летописи и научно-художественное произведение на историческую тему. Как вы думаете, почему авторов обоих произведений взволновал один и тот же факт русской истории? Почему они написали об одном и том же, что хотели нам передать?

- Чем отличается летописный рассказ от художественного произведения?

- Попробуйте связно, кратко и четко сформулировать, что такое летопись.

Следующим домашним заданием будет чтение и пересказ фрагмента "Повести временных лет" о нашествии печенегов, хитрости воеводы Претича и подвиге киевского отрока18 , а в качестве книг для самостоятельного чтения предложены научно-художественные и научно-популярные произведения на историческую тему19 .


--------------------------------------------------------------------------------

1 Богданова О. В. Современный литературный процесс (К вопросу о постмодернизме в русской литературе 70 - 90-х годов XX века): Материалы к курсу "История русской литературы XX века (часть III)". - СПб., 2001. - С. 3.

2 Эпштейн М. Постмодерн в России: Литература и теория. - М., 2000. - С. 5 - 6.

3 "История России" издательства "Белый город" (серия): Александр Невский. - М., 2001; Борис и Глеб. - М., 2000; Война 1812 года. - М., 2000; Герои русской истории. - М., 2001; Древняя Русь: История русского народа с I по IX век. - М., 2001; Ермильченко Н. История Москвы. - М., 2001; Калашников В. Боги древних славян. - М., 2002; Калашников В. Легенды Древней Руси. - М., 2002; Калашников В. Легенды русских монастырей. - М., 2002; Калашников В. Славянская мифология. - М., 2002; Крещение Руси: Владимир Красное Солнышко. - М., 2000; Москва: История Москвы от ее основания до XVII века в рассказах. М., 2000; Русско-турецкие войны. - М., 2001; Северная столица: Основание Петербурга. - М., 2000 и т. п.

4 Сетин Ф. И. История русской детской литературы, конец X - первая половина XIX в. - М., 1990. - С. 79 - 81.

5 "Православная детская библиотека" издательства "Отчий дом" (серия): Вронский Ю. П. Юрьевская прорубь. - М., 2001; Лебедев В. П. Великий страдалец. - М., 2000; Лебедев В. П. За святую обитель. - М., 2000; Лебедев В. П. Царский духовник. - М., 2002; Смоленский Н. Драгоценные камни веры. - М., 2001.

6 "Ученые России - детям" издательства "МК-Периодика" (серия): Каждан С. В поисках минувших столетий. - М., 2002; Лурье С. Заговорившие таблички. - М., 2002; Матье М. Э. День египетского мальчика. - М., 2002; Рубинштейн Р. И. Глиняный конверт. - М., 2002 и др.

7 Некоторые психологи называют мировосприятие современных детей и подростков "клиповым", т. е. их внимание не в состоянии долго сосредоточиваться на каком-то одном предмете, факте, изображении, а психика не воспринимает большие объемы информации, т. к. привыкла к "перескокам" с одного факта на другой, с одной картинки - на вторую, третью, и так до бесконечности, потому что нет цели и осознания завершенности того или иного процесса. Такие дети в большинстве своем лишены эстетического вкуса, у них не развито воображение: всю информацию они получают в готовом виде, кратко и понятно изложенной, не требующей дополнительного осмысления, - "разжеванной". Соответственно, для того чтобы привлечь таких детей к чтению, создаются книги, содержащие текст на стыке различных функциональных направлений, основанные на "нанизывании" цитат, сочетании разного типа текстов и иллюстративного материала, эклектичные и мозаичные.

8 Калашников В. Легенды Древней Руси. - М., 2002; Калашников В. Славянская мифология. - М., 2002.

9 Древняя Русь. История русского народа с I по IX век... - М., 2001. - С. 2 - 3.

10 См.: Хрестоматия по литературе. 5 - 7 кл. / Сост. Н. Е. Кутейникова, И. В. Захарова, Г. В. Пранцова, Е. А. Вельскова; Под ред. Н. Е. Кутейниковой. - М., 1999 (2000, 2002 и др. гг. изд.). - С. 48 - 49; Карпов А. Ю. Сказания русской летописи /Для семейного чтения. - М., 2001. - С. 9 - 10.

стр. 48


--------------------------------------------------------------------------------

11 См.: Хрестоматия по литературе. 5 - 7 кл. / Под ред. Н. Е. Кутейниковой. - М., 1999 (2000, 2002 и др. гг. изд.). - С. 55 - 57; Карпов А. Ю. Сказания русской летописи... - М., 2001. - С. 72 - 74.

12 Программа литературного образования. 5 - 11 классы / Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; Под ред. В. Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2002.

13 По выбору: Карпов А. Ю. Сказания русской летописи / Для семейного чтения. - М., 2001; Хрестоматия по литературе. 5 - 7 кл. / Под ред. Н. Е. Кутейниковой. - М., 1998 (и др. издания).

14 Борис и Глеб: История становления Руси / Повесть А. Ранчина, илл. В. Дунько. - М.: Белый город, 2000.

15 Там же. - С. 22 - 36.

16 Борис и Глеб: История становления Руси. - М., 2000. - С. 34.

17 Крещение Руси: Владимир Красное Солнышко / Повесть Ю. Крутогорова, илл. С. Бойко. - М.: Белый город, 2000. - С. 15.

18 Карпов А. Ю. Сказания русской летописи / Для семейного чтения. - М., 2001. - С. 38 - 40.

19 Борис и Глеб: История становления Руси / Повесть А. Ранчина, илл. В. Дунько. - М.: Белый город, 2000; Крещение Руси: Владимир Красное Солнышко /Повесть Ю. Крутогорова, илл. С. Бойко. - М., 2000.; Калашников В. Легенды русских монастырей: Ангелы России. - М., 2002.

стр. 49

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Н. Е. КУТЕЙНИКОВА, МЕТОДИКА РАБОТЫ С ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КНИГОЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 20 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206020955&archive=1206184486 (дата обращения: 23.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии