СОЮЗЫ. VII КЛАСС

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 20 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Н. А. ЗАЙЦЕВА

Дидактический материал по теме "Союз" поможет разнообразить работу на уроке, активизировать познавательную деятельность учащихся, способствовать формированию интереса к предмету. Дифференцированная работа по карточкам дает возможность ученику работать в своем режиме, отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки. Кроме того, самостоятельная работа способствует более прочному закреплению и осмыслению материала. Эту работу можно использовать для организации групповой и парной работы, а также для домашних заданий.

Сочинительные и подчинительные союзы

А - 1. Спиши, расставляя знаки препинания и вставляя подходящие по смыслу союзы. Укажи разряд союза, его происхождение (производный или непроизводный) и состав (простой или составной). Составь схемы данных предложений.

1. Ушло тепло с полей___ стаю журавлей ведет вожак в заморский край зеленый. 2. Мы строить мир хотим___все р..ели счастливыми под солнцем золотым. 3. Тимур с шумом захлопнул дверь___вела к дяде. 4. Хвойные деревья называются (вечно) зелеными ___ они на зиму (не) сбрас..вают свою хвою. 5. Солнце уже скрылось за морем___ Натка спустилась к площадк...

А - 2. Спиши, вставляя нужные союзы и союзные слова и давая им полную характеристику. Составь схемы полученных предложений.

1. Родились___выр..сли снежинки высоко над землей. 2. Гаврик хорошо знал___ делает. 3. Целый день трудился и пел жаворонок___ радовались полевые звери и птиц..___ веселей работалось людям. 4. Петька (не) выходил к Васьк..___ разыскивал его с самого утра. 3. Тимур спал___ Рита тронула его за плеч...

А - 3. Спиши текст, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Вместо пропусков вставь подходящие по смыслу союзы, укажи их разряд и признаки.

Из истории Земли

Иногда идеш.. по лесу и вдруг увид..ш..___ лежит среди деревьев огромный обломок гранита. Оброс он мхом. Вокруг него (сто)летние деревья стоят. Как он сюда попал? Кому надо было протаскивать в лес эту огромнейшую глыбу? Да и как она могла проле..ть сквозь дремучую чащу леса?

Кто зна..т азбуку пр..роды тот скажет___ этот валун принесли сюда (не) люди а льды. В глубокой древности эти льды ползли с холодного севера. Они облам..вали скалы заб..рали с собой обломки. Было это очень д..вно___ (н..) какого леса здесь (не) было. Деревья потом уже выр..сли.

_____выучить азбуку пр..роды надо с самых малых лет бродить по лесам и полям___ ко всем просматриваться и прислушиваться. (М. Ильин и Е. Сегал)

- Сформулируй основную мысль текста.

- Запиши микротемы текста.

А - 4. Спиши, расставляя знаки препинания. Вместо пропусков вставь подходящие по смыслу союзы и определи их признаки.

Кто как зиму провел

И вот опять пр..грело солнце ра..топило снег заз..ленела тр..ва распустились листья на кустах___деревьях.

Хлопотунья-белка вылезла из гнезда____ пряталась зимой от холода. Выбрались из своих убежищ барсук бобр и колючий еж. Каждый из них ра..казал о том___ он проводил долгую зиму. Каждый считал___ провел ее лучше других. И все вместе они гл..дели на зайца____ уд..влялись. Как бедный заяц зимовал без теплого гнезда без норы без с..ес..ных пр..пасов? А зайка слушал своих друзей___ только посмеивался. Ведь хорошо ему жилось зимой в его белой шу..ке. (по Г. Скребицкому)

- Определи тип речи и стиль текста.

- На что похож предложенный тебе текст?

А - 5. Спиши, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные бук-

стр. 65


--------------------------------------------------------------------------------

вы. Вместо пропусков вставь нужные союзы и дай им полную характеристику.

Летний дождь

День был солнечный жаркий___ вдруг наб..жала синяя туча. Из нее посыпался частый дождь___ солнце продолжало светить.

Дождевые капли падали на землю т..жело шлепались о листья. Они пов..сали на тр..ве на ветвях кустов___деревьев___в каждой капл.. отражалось играло солнце.

Скоро солнечный дождь кончился. Погляди Юра как красиво сказала мама. Я взгл..нул и увид..л___через все небо (разно)цветной полосой протянулась дута. Один конец ее уп..рался в деревню___другой уходил далеко в заречные луга. (По Г. Скребицкому)

- Согласен ли ты с мнением, что этот текст художественного стиля? Докажи или опровергни это мнение.

Разряды сочинительных союзов

К - 1. Спиши, вставляя вместо пропусков разделительный союз. Не повторяй одни и те же союзы! Расставь знаки препинания.

1. Бежит бежит тр.. пинка полевая___ под откос____вновь на бугорок. 2. Человек оставшись один в лесу обыкновенно___ разговаривает сам с собой___свистит___поет___сшибает палкою сухие сучья. 3.____ ребенок____бесенок из леса выйдя преградил мне путь а это был малюсенький лисенок меня (не) испугавшийся (н..) чуть.

- Выпиши слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, разбери их по составу.

К - 2. Спиши, расставляя знаки препинания. Вставь вместо пропуска повторяющийся союз, укажи его группу по значению. Составь схемы предложенных предложений.

1.___жертвы___потеря___страданья народную любовь (не) охл..дят. 2. В то утро простился с тобою твой муж___брат____сын и ты со своею бедою осталась один на один. 3. Мирным дням я___ сил___труда (не) ж..лею, - пусть цветет богатеет родная земля. 4.___ сил___чу..ств для ближних (не) щ..ди. Кто отдает тот больше получает.

- Как ты понимаешь смысл последнего предложения?

К - 3. Спиши, соединяя однородные члены предложения двойными союзами и расставляя знаки препинания. Укажи группу союзов по значению. Составь схемы полученных предложений.

1. Шумный успех встретил___первую____все последующие книги писателя. 2. Читайте как можно больше изучайте искусство. Эстетическое образование требуется___писателю___ читателю. 3. Андерсен сделал сказку интересной___ для взрослых___для детей. 4. Владимир Солоухин___ поэт стихотворец___великолепный прозаик и публицист и литературный критик.

Разряды подчинительных союзов

К - 1. Выпиши только предложения с подчинительным союзом временным. Расставь знаки препинания. Выдели этот союз и составь схему выписанного предложения.

1. Я сказал мальчикам что заблудился и подсел к ним. 2. Уже более трех часов протекло с тех пор как я пр..соединился к мальчикам. 3. Вешние воды прошли буйно так что (в) начале апреля уже шумели скворцы. 4. Когда (не) ожиданные гости ушли Лелька облегч..но вздохнула и опустилась на ступеньку согретую солнцем. 5. Через окно я увид..л как большая серая птица села на ветку клена в саду. 6. Мы миновали крутые обвалы так как Валек знал более удобную дорогу. 7. Как только провяла земля начались полевые работы. 8. Мальчик первый услышал фырканье зверя и зашипел на нас чтобы мы замолчали. 9. Гаврик поднялся на ноги и сразу понял что его крик был улышан. 10. Как только погасла вечерняя з..ря звезды начали меркнуть. 11. По мере того как разгорался костер ярче освещались выступавшие из темноты кусты и стволы деревьев. 12. Для того чтобы попасть на площадку надо было подняться по двум очень длинным лес..ницам.

- Укажи номера остальных предложений и значение союзов.

К -2. Спиши предложения, заменяя подчинительные союзы на синонимичные. Укажи значение союза. Расставь знаки препинания.

1. Жалкие остатки консервов Алексей решил сесть потому что почувствовал голод.

стр. 66


--------------------------------------------------------------------------------

2. Вечером гости уехали так как в доме (н..) где было поместиться. 3. Весь следующий день Герасим (не) показывался так что (в) место него за водой должен был с..ездить кучер Потап. 4. Молодые тетеревята очень долго (не) откликались на мой свист, вероятно, потому что я св..стел (не) достаточно естестве..но. 5. Поскольку участки оказались сильно заболоченными пр..шлось срочно приняться за его осушку.

К - 3. Спиши, расставляя знаки препинания и вставляя нужные подчинительные союзы. Укажи их разряд. Составь схемы предложений.

1. Трудился так крестьянин мой___ градом пот с него катился. 2. Бирюк останавливался только (из)редк..__прислушаться к стуку. 3. Грибы составляют питательную вкусную и здоровую пищу они (не) употребляются в излишестве. 4.__дождя нет можно идти дальше. 5.____ музыкантом быть так надобно уменье. 6. Я (не) забыл заметить___ поставили наших лошадей. 7. Всю ноч.. мы лежали у костра др..мали и слушали__бушевала в..юга. 8.____ все еще спят я должен был приготовить мастерам сам..вар.

К - 4. А. Спиши, расставляя знаки препинания. Укажи разряд подчинительных союзов. Составь схемы предложений. Разбери один из союзов морфологически.

1. Так как вы на предметы смотр..те со смешной стороны то и пол..житься на вас нельзя. 2. Ты (не) повер..ш., как я измучился с ним. 3. Я был везде где только могла быть нога человека. 4. Наркиз сомневался сумею ли я один справит..ся. 5. Я претворился будто сплю.

Б. Подбери нужные по смыслу подчинительные союзы. Запиши предложения, расставляя знаки препинания и указывая группу союзов по значению.

1. ____быть незаметными многие птиц., меняют свою окраску. 2. В лесу особенно чувствовался пр..ход весны___ клейкие листочки изл..вали приятный ар..мат. 3. В молодой рощ., было весело___ отовсюду неслись громкие песни птиц. 4. Выбегает лиса на полянку___ наперегонки с ней мчатся в лу..ном снегу текучие тени обл..ков.

К - 5. А. Спиши, расставляя знаки препинания. Укажи разряды союзов.

1. Через окно я увид..л как большая серая птица села на ветку клена в саду. 2. (В) последстви..я имел много случаев благодарить удегейцев за то что слушал их советов и делал так как они говорили. 3. Сильный ветер гнал воду к устью (в) следстви.. чего она вышла из берегов и понемногу стала затоплять равнину.

Б. Вспомни повесть А. М. Горького "Детство" и, используя справки, вставь подходящие части предложения. Укажи группу союзов по значению.

1. Я хорошо видел_____. 2. Меня очень занимало___. 3. Дождливыми вечерами___ , бабушка устраивала в кухне интереснейшие собрания.

Для справок: как ловко взрослые изменяют цвет материи; если дед уходил из дома; что дед следит за мной умными и зоркими глазами.

К - 6. Спиши предложения, исправляя пунктуационные ошибки. Укажи разряды союзов и группы их по значению.

1. Лишь только мы в..ехали на самую высокую точку горы лошади, вдруг совсем остановились. 2. Если бы стал я (не) зрячим если бы ночью тума..ной, в темные дали чужие меня бы враги увели, я бы нашел тебя Родина, по зап..хам нежным и пряным, что до меня долетели б от ивовой русской земли. 3. Мы знаем что во всякой работе, надо беречь экономить время свое и чужое.

К - 7. Спиши предложения, укажи разряд союзов и группу по значению. Расставь знаки препинания.

Если бы ум..ршие матери могли слышать запоздалые слова своих сыновей и дочерей их горькие ра..ка..ния и сожаления!

Когда пр..дет время подвести итоги когда будут уходить от нас наши близкие человек остается один на один со своей совестью и памятью. Он (не) буд..т взвешивать и подсчитывать кто и что ему недодал кто его недовоспитал или в чем (то) ущемил. Конечный счет он предъявит только себе в..нить буд..т только себя.

Алексин писал о матери При жизн.. их должны мы сказать матерям все доброе что можем сказать, и сделать для них все доброе что можем сделать.

стр. 67


--------------------------------------------------------------------------------

Извес..ный поэт XVIII века посвятил своей матери стихи

Когда я был ребенком родная моя
Если детское горе томило меня
Я к тебе пр..ходил и мой плач.. ут..хал:
На груди у тебя я в слезах засыпал.
А вот стихотворение нашего современника Николая Тихонова:

Когда уйду совсем согнется мать
Но говорить и слушать так же будет
Хотя и трудно старой понимать
Что обо мне ра..казывают люди.
- Продолжи эту тему небольшим сочинением-эссе.

Написание слов также, тоже, чтобы, потому...

К - 1 . Выпиши только предложения с союзом чтобы.

1. И что (бы) она ни делала, за что (бы) ни принималась - все выходит у нее красиво. 2. Мои родители пригласили ее, что(бы) полечить ее легким кумысом. 3. Все их усилия были направлены на то, что (бы) посеять как можно больше пшеницы. 4. Что (бы) вы посоветовали мне прочитать? 5. Но часу не проходит, что (бы) я не думал о ней. 6. Трудно даже представить, что (бы) со мной случилось, если бы пароход опоздал. 7. Этот срок он считал достаточным для того, что(бы) относиться к тому времени, как к истории.

К - 2. Распредели номера предложений со слитным и раздельным написанием слова тоже.

1. Вот то(же) луг у нас. 2. Лицо Зинаиды то(же) беспрестанно менялось. 3. В то(же) время все чувствовали себя глубоко несчастными. 4. То(же) испытывала сестра Таня. 5. Жизнь не шутка, и бросать ее по своей воле мы не имеем права и мерить ее по длине времени то(же) неразумно. 6. Дай Бог, чтобы в вас было то(же) самое. 7. Тогда отец то(же) поднял руку. 8. Марина рассказывала почти то (же) самое, что и ее племянник.

К - 3. Выбери только те предложения, в которых также является союзом.

1. Мы были так(же) на ртутном заводе. 2.. Тургенев так(же), как и прежде, распространял произведения Льва Толстого. 3. В этом, а так(же) в слабости к стихотворениям Фета, он сходился с Тургеневым. 4. Я прочел его письмо так(же), как он мое, со слезами на глазах. 5. Так (же), как и вчера, на площади суетились люди. 6. Мы посетили некоторые заводы и шахты, а так (же) Святогорский монастырь.

К - 4. Выпиши только предложения с противительным союзом зато.

1. Не за(то) волка бьют, что сер, а за (то), что овцу съел. 2. За (то) сестра Таня отличалась на сцене, играя на разных любительских спектаклях. 3. Но за(то) мужики навострились быстро и живо приступать к исправительным мерам. 4. За (то), что Марья Николаевна вырастила большой урожай, ее наградили орденом. 5. В школьном саду не было фруктовых деревьев, за (то) было много цветов и сирени.

стр. 68

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Н. А. ЗАЙЦЕВА, СОЮЗЫ. VII КЛАСС // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 20 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206020631&archive=1206184486 (дата обращения: 26.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии