РЕДАКТИРОВАНИЕ НЕГАТИВНОГО ТЕКСТА

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 20 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Л. В. ЧЕРЕПАНОВА

ГОТОВИМ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Написание в рамках ЕГЭ сочинения-рассуждения в жанре рецензии, отзыва, эссе на основе предложенного текста имеет целью проверить сформированность у выпускников средней школы коммуникативной компетенции, под которой в лингводидактике понимаются "знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения (текстов), адекватных целям, сферам и ситуациям общения" 1 , а также общее развитие ученика, его человеческую и гражданскую позицию, толерантность, коммуникабельность, зрелость.

Подготовить ученика к написанию этой работы можно лишь в процессе систематической, целенаправленной работы на протяжении всех лет обучения. Учителю важно знать, какие знания, умения и навыки он должен сформировать на каждой ступени. Нам представляется, что обучение должно проходить в три этапа.

На первом этапе, в V -VII классах, должен быть заложен тот теоретический фундамент, без которого дальнейшее обучение в этом направлении просто невозможно. Осваивая важнейшие речеведческие понятия, предусмотренные программой 2 , учащиеся должны овла-

стр. 62


--------------------------------------------------------------------------------

деть на их основе базовыми коммуникативно-речевыми умениями.

На втором этапе, в VIII -IX классах, учащиеся знакомятся с жанрами отзыва, рецензии, эссе. Работа над каждым жанром проводится в две ступени. На первой учитель организует работу, направленную на овладение признаками понятия. На второй ступени школьники учатся писать несложные тексты в жанрах отзыва, рецензии, эссе на материале публицистических, научно- популярных статей.

На третьем этапе, в X -XI классах, происходит повторение, систематизация и углубление знания речеведческой теории и дальнейшее совершенствование и развитие разных групп коммуникативно-речевых умений 3 .

На третьем этапе большую роль в подготовке к написанию творческой работы ЕГЭ играют анализ и редактирование негативного текста - отрывков из экзаменационных работ выпускников. Такие упражнения учат не только исправлять недочеты в содержании и речевом оформлении текста, но и осознавать причины ошибок.

Мы использовали отрывки, извлеченные из экзаменационных сочинений (задание С1) по следующим исходным текстам.

Текст N 1

(1) В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. (2) С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. (3) Человек постиг красоту.

(4) Красота - это глубоко человеческое. (5) Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком или постигается, живет в его душе; не было бы нашего сознания, не было бы и красоты. (6) Мы приходим в мир для того, чтобы постигнуть красоту, утвердить, создать ее. (7) Красота - это радость нашей жизни. (8) Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку степных просторов, багровый закат перед ветреным днем, трепетанье марева над горизонтом, синие тени в сугробах мартовского

снега, журавлиную стаю в голубом небе, отражение солнца в мириадах капель утренней росы, серые нити дождя в пасмурный день, фиолетовое облако на сиреневом кусте, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника - увидел и, изумленный, идет по земле, создавая новую красоту, (9) Остановись и ты в изумлении перед красотой - ив твоем сердце расцветет благородство. (10) Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчанье весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршанье снежинок и стон метели, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи - услышал и затаив дыхание слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. (11) Умей и ты слушать эту музыку. (12) Дорожи красотой, береги ее.

(По В. Сухомлинскому)

Текст N 2

(1) В ближайшие десятилетия внимание ученых, инженеров и промышленников будет приковано к глубинам океана: с их неисчерпаемыми богатствами будет связано будущее человечества.

(2) Мировой океан напоминает богатейший рудник. (3) Оказывается, содержание металлов в нем намного выше того уровня, при котором на суше начинают разработку месторождения. (4) Например, в Красном море на глубине 2100 метров содержится 95 миллионов тонн руды, содержащей железо, медь, цинк. (5) В морском месторождении близ канадского острова Ванкувер - около 70 миллионов тонн руды. (6) В недрах океана пребывают в растворенном виде 10 миллионов тонн золота и 20 миллионов тонн урана. (7) Если удастся начать разработку удивительных рудников Нептуна, то человечество будет на необозримый срок обеспечено металлом. (8) Подводные залежи содержат столько никеля, кобальта и меди, сколько все месторождения на суше вместе взятые. (9) Не зря Мировой океан называют гигантским жидким рудником. (10) Рано или поздно его сокровища будут подняты наверх, с кораблей начнут насосами выкачивать руду, и человека не отпугнут ни огромные морские глубины, ни сложная технология добычи.

(11) Если разработка морских месторождений - дело будущего, то давно процветает такая отрасль хозяйства, как аквакультура - разведение разнообразных морских живот-

стр. 63


--------------------------------------------------------------------------------

ных на подводных плантациях. (12) Дары моря можно вырастить! (13) И вот уже за последние 15 лет урожаи рыбы, моллюсков и ракообразных удвоились и достигли 20 миллионов тонн в год. (14) В настоящее время 20 процентов лососей, креветок поступает на наши столы именно из питомников. (15) Биотехнологи уже проводят опыты с лососями и омарами, стремясь внедрить в их организмы ген, который ускоряет рост мышечной массы.

(16) В современной промышленности широко практикуется не только "морское животноводство", но и "морское земледелие". (17) Водоросли, выращиваемые на плавучих полях, давно стали привычными в нашем обиходе: их широко используют при приготовлении пудингов и фруктовых йогуртов, диетических маргаринов и сливочного мороженого; ими осветляют пиво и пропитывают ткани; их добавляют в самые разные изделия, например, в корм для кошек и собак, в туалетное мыло и шампунь.

(По Н. Малютину)

В анализе работ, написанных по этим (и некоторым другим) текстам, мы ориентируемся на критерии, принятые на ЕГЭ 4 .

Содержание сочинения

Правильность фактического материала

1. Теоретические сведения.

Часто смысловую целостность текста нарушают так называемые фактические ошибки:

- подмена или искажение фактов, содержащихся в исходном тексте;

- неточное воспроизведение цитат;

- неверная характеристика примера, явления, о котором идет речь в тексте;

- неверная характеристика стиля, типов речи или средств выразительности, используемых автором в тексте, искажение явлений окружающей действительности;

- ошибочное указание дат, географических названий, имен, искажение других фактов;

- неточность в пересказе текста-первоисточника (литературного произведения).

Таким образом, фактические ошибки связаны: 1) с восприятием исходного текста; 2) с фоновыми знаниями.

2. Задание. Познакомьтесь с разновидностями фактических ошибок. Запомните: фактические ошибки на полях тетради учителем обозначаются буквой Ф.

Прочитайте фрагменты сочинений учеников (по тексту N 1). Используя теоретические сведения, найдите фактические ошибки. Определите, в чем они заключаются и почему учащийся их допустил. Исправьте текст.

N1. В тексте В. Сухомлинского раскрывается достаточно интересная тема, напоминающая современному обществу о "красоте".

Этот текст художественного стиля. Сухомлинский В. вводит ряд однородных членов, большое количество эпитетов и метафору, с помощью которой скрыто сравнивает красоту природы с музыкой жизни.

Комментарии. Фактическая ошибка заключается в неверном определении стиля, учащийся не знает совокупности признаков, определяющих стиль текста. Текст относится к публицистическому стилю, для которого характерны эмоциональность, призывность и определенная речевая ситуация:



N 2. В этом тексте говорится о душевной красоте, то есть о взглядах человека на мир. Автор утверждает, что каждый человек открывает красоту по-разному. Самое главное - найти для себя что-то хорошее, красивое, научить себя радоваться, и, действительно, жизнь покажется прекрасной.

Комментарии. Ошибка заключается в неверном понимании учеником смысла текста. Основные мысли автора: человек рождается для того, чтобы постигать, утверждать и создавать красоту, которую должен беречь, так как она дарует им радость жизни; способность видеть, слышать, чувствовать красоту в окружающем мире сделала человека Человеком.

стр. 64


--------------------------------------------------------------------------------

N 3. Владимир Сухомлинский в своем тексте рассказывает о красоте всего мира и внутренней красоте души человека. По Сухомлинскому, красота - это радость нашей жизни. Человек стал человеком, потому что он увидел "глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, журавлиную стаю в голубом небе, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника".

Комментарии. Ошибка заключается в неверном имени Василия Сухомлинского. Такой тип ошибки связан с фоновыми знаниями ученика.

Языковой анализ исходного текста

В той части сочинения, где анализируются характерные для исходного текста средства выразительности, следует назвать эти средства (не менее двух), объяснить их роль в данном тексте.

Задание. Проанализируйте содержание фрагментов сочинений учеников, укажите недочеты в характеристике языковых средств выразительности.

Внесите нужные исправления и дополнения.

А. В своем тексте автор использовал различные средства выразительности, такие, как эпитет, метафора и олицетворение, которые помогли автору наиболее ярко и красочно изложить мысли.

Б. В тексте используются такие средства выразительности, как эпитеты (малый город, исторические картины, грабительские набеги, рокового места и другие). В предложении номер девять использовано сравнение (вырастала вновь, словно была в ней неизбывная сила). Также используется анафора (Деревянные дома... Деревянные мостовые и тротуары... Деревянные заборы). В предложении номер десять есть устаревшие слова ("сидети бесстрашно").

B. В своем тексте автор использовал языковые средства, чтобы более красиво и четко изобразить идеального человека. Он использовал гиперболу (полмира у него в товарищах), чтобы показать, как важно быть хорошим, то есть идеальным человеком, чтобы иметь много друзей. В тексте встречаются уже устоявшиеся словосочетания - фразеологизмы (Любая ноша по плечу, легкой походкой).

Комментарии. В тексте А отсутствуют примеры названных языковых средств, вывод неточен и поверхностен, никак не связан с задачами стиля; в тексте Б не объяснена роль названных языковых средств в тексте; в тексте В не объяснена роль фразеологизмов.

Продолжается работа по подготовке учащихся к написанию сочинения повторением и углублением знаний о средствах художественной изобразительности, тропах и фигурах речи. Данный материал учитель может найти в учебнике А. И. Горшкова "Русская словесность. От слова к словесности" 5 .

Распространенными в экзаменационной работе являются следующие ошибки:

1) учащиеся неверно определяют средство выразительности, например, эпитет определяют как метафору и наоборот;

2) учащиеся определяют обычное словосочетание, не являющееся средством выразительности, как троп или средство художественной выразительности;

3) выделяют средства, не являющиеся выразительными для данного текста;

4) неверно объясняют роль названных изобразительно-выразительных средств.

Работая над ролью изобразительно-выразительных средств, учитель должен помнить, что в определении функции изобразительно-выразительных средств следует исходить из задач функционального стиля, который, в свою очередь, определяется коммуникативным авторским намерением.

Так, задача публицистического стиля заключается в воздействии на чувства и волю читателей, в формировании отношения к общественно значимым проблемам, научно-популярного - в популярном сообщении научной информации, предназначенном для широкого круга читателей, художественного - в том, чтобы нарисовать живую картину, воздействовать на воображение, чувства, эмоции читателя. Эти задачи автор реализует, в частности, при помощи определенных языковых средств: так, задача воздействия может быть выполнена автором при помощи риторических вопро-

стр. 65


--------------------------------------------------------------------------------

сов, восклицаний, обращений. Использование метафор, эпитетов, сравнений помогает автору создать яркое описание, однородные члены предложения - показать богатство и многообразие явлений, событий и т.п.

Важно научить школьников не только правильно определять вид изобразительно-выразительного средства или тропа, но и видеть, какие средства выразительности являются специфическими для данного текста.

Задания.

N 1. Определите, к какому стилю относится текст, какие языковые средства, решающие задачу данного стиля, могут быть использованы автором?

(Для выполнения данного упражнения учитель берет любые тексты художественного, публицистического или научно-популярного стиля, в том числе тексты ЕГЭ прошлых лет.)

N 2. Прочитайте отрывки из сочинений учеников. Какие ошибки в определении видов и подборе примеров разных средств выразительности они допустили? В чем еще, по-вашему, заключаются недостатки данных частей сочинений?

А. Сухомлинский В. использует языковые средства: вводит ряд однородных членов ("Человек стал человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари..."), большое количество эпитетов ("прозрачная дымка степных просторов, серые нити дождя в пасмурный день, фиолетовое облако на сиреневом кусте") и метафору ("шуршанье снежинок и стон метели, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи - услышал и затаив дыхание слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни"), с помощью которой скрыто сравнивает красоту природы с музыкой жизни.

Комментарии. Не все приведенные примеры действительно относятся к названным изобразительно-выразительным средствам. Не определена роль эпитетов и однородных членов предложения, а также неточно, поверхностно прокомментирована роль метафоры.

Необходимо исходить из стиля текста. Так как текст относится к публицистическому стилю, то функция языковых средств состоит прежде всего в воздействии на читателя.

Б. Заканчивает автор повествование синтаксическим параллелизмом, проводя параллель между дорогой в кемский порт сейчас и двести лет назад. Ничего не изменилось: она, как прежде, усыпана, выложена укатанными опилками.

Комментарии. Автор смешивает синтаксически параллелизм (одинаковое построение смежных фраз, стихотворных строк, строф) и смысловое сопоставление одного и того же предмета в разное время, в частности города Кемь сегодня и двести лет назад.

В. В своем тексте автор использовал различные средства выразительности, такие, как эпитет, метафору и олицетворение, которые помогают автору ярко и красочно изложить мысли.

Комментарии. Действительно, все перечисленные средства являются средствами выразительности для данного текста (см. текст-первоисточник N 1), однако учащимся не приведены примеры и не объяснена их роль в тексте в соответствии с задачей речи (она связана с функциональным стилем) и замыслом автора.

Смысловая целостность и композиционная стройность

Логичность изложения

1. Теоретические сведения.

Смысловую и коммуникативную целостность нарушают так называемые логические ошибки. К ним относятся:

- "логическое кольцо" в определении какого-либо понятия;

- необоснованные выводы, суждения, бездоказательные, противоречащие сказанному ранее или никак не вытекающие из предыдущего текста;

- пропуск существенных фактов или деталей, приводящий к нарушению смысловой связности текста;

- неоправданный повтор мысли.

стр. 66


--------------------------------------------------------------------------------

2. Задание. Познакомьтесь с разновидностями логических ошибок. Запомните: логические ошибки на полях работы обозначаются учителем Л или С .

Выполните следующие упражнения.

Прочитайте фрагменты сочинений учеников. Используя данные выше теоретические сведения, найдите логические ошибки. Определите, в чем они состоят и почему были допущены учениками. Исправьте текст.

N 1. Этот текст художественного стиля. А по типу речи описание, так как автор описывает то, как человек постиг красоту.

Комментарии. Логическая ошибка в данном фрагменте заключается в "логическом кольце" {описание, так как ... описывает). Ошибка чаще всего связана с неумением ученика выделить признаки, определяющие понятие.

N 2. В своем тексте автор использовал различные средства выразительности, такие, как эпитет, метафору и олицетворение, которые помогли автору наиболее ярко и красочно изложить мысль. "Остановись и ты в изумлении перед красотой - ив твоем сердце расцветет благородство". Автор также наделяет неживую природу человеческими качествами. Через художественные приемы он выражает связь человека с природой. Ведь мы ее дети, ее творение, но только забыли об этом.

Комментарии. Неоправданно употреблен сочинительный соединительный союз также, указывающий на соединительный характер отношений выраженных автором мыслей, однако на самом деле эти мысли не находятся в таких отношениях. Налицо неоправданный повтор мысли: "...использует... олицетворение... Автор также наделяет природу человеческими качествами".

Связность, последовательность изложения

1. Теоретические сведения.

Текст должен обладать композиционной стройностью, продуманной последовательностью изложения мыслей. Сочинение-эссе, рецензия, отзыв могут быть представлены разными вариантами содержания композиционных частей. Это может быть сочинение в классическом варианте, когда вступление, основная часть и заключение в содержательном плане представляют собой зачин, развитие мысли и концовку. Это может быть вариант, когда в первой части излагаются проблематика и авторская позиция, отраженная в тексте; во второй содержится стилистический и языковой анализ текста; в третьей представлена позиция ученика. Каждая композиционная часть может содержать микротемы, выделенные в абзацы. И, наконец, работа может быть представлена одной микротемой. Однако главное - работа должна быть композиционно завершенной и целостной.

2. Задание.

Прочитайте сочинение ученика (по тексту N 2). Определите, какой вариант композиции использован учеником и соответствует ли он требованию композиционной целостности и завершенности. Внесите необходимые исправления.

Н. Малютин в тексте пишет о том, что Мировой океан представляет собой богатейшее месторождение ценной руды, драгоценных металлов. С мнением автора я согласна, что человечество связывает свое будущее с сокровищами Мирового океана. Н. Малютин с помощью рядов однородных членов предложения делает текст выразительным. Стиль текста публицистический, а тип - рассуждение. Автор рассуждает о богатстве Мирового океана. Точку зрения автора я разделяю полностью. Я думаю, что если сейчас еще нет разработки морских месторождений, то эта разработка будет в будущем. Но аквакультура существует довольно давно, и для разведения морских животных в большом количестве разработали специальный ген, который ускоряет рост мышечной массы. Люди приспособились к тому, что широко практикуется не только "морское животноводство", но и "морское земледелие".

Проблема, поднятая писателем в тексте, состоит в том, что нужно обратить внимание инженеров, людей, работающих в промышленности, на разработку рудников, находящихся в глубинах океанов. Если эта разработка произойдет, то человечество на необозримый срок будет обеспечено металлом.

стр. 67


--------------------------------------------------------------------------------

Благодаря Мировому океану многое в жизни человечества поменялось. Морские водоросли стали применять, и сегодня их очень широко используют.

Комментарии. Данная работа не отличается смысловой и структурной целостностью. Отсутствует анализ языковых средств. Чтобы исправить текст, необходимо сгруппировать предложения, раскрывающие каждую микротему, расположить эти группы предложений в определенном порядке, дополнить сочинение анализом языковых средств.

В сочинении более полно должна быть прокомментирована мысль: будущее человечества связано с неисчерпаемыми богатствами Мирового океана, однако использование его даров на благо человечество - дело сегодняшнего дня. А также названы и прокомментированы языковые средства выразительности (ряды однородных членов (1, 4, 8, 13, 14, 17 предложения), метафора (рудники Нептуна, жидкий рудник, урожаи рыбы, моллюсков и ракообразных) , риторическое восклицание (12 предложение), терминологическая лексика (месторождение, подводные залежи, отрасль хозяйства, аквакультура, биотехнологии и др.), числительные. Эти языковые средства помогают автору показать неисчерпаемость морских богатств, терминологическая лексика - средство научно-популярного стиля, к которому относится данный текст.

Абзацное членение текста

1 .Теоретические сведения.

Смысловой и структурной единицей текста является абзац. Каждый абзац - это не только текст от красной строки до красной строки, но и микротекст, которому присущи все признаки текста. Абзац имеет определенное строение. Первое предложение абзаца - тематическое. В нем заявляется тема, которая развивается в последующих предложениях. Завершает абзац (правда, не всегда) одно или несколько предложений, в которых содержатся выводы, подводятся итоги сказанному в абзаце и одновременно намечается переход к новой микротеме, развитие которой будет в следующем абзаце.

К абзацу предъявляются следующие требования:

1) в абзаце должна развиваться одна тема;

2) для развития темы должны использоваться лишь существенные признаки;

3) предложения должны располагаться в абзаце так, чтобы была ясна связь каждого предложения с тематическим, и каждое предложение должно подготавливать читателя к восприятию следующего. Невыделение абзаца на полях отмечается Z , а неверное выделение - Z .

2. Задания.

N 1. Прочитайте фрагмент сочинения ученика. Определите, соответствует ли авторское членение текста на абзацы тем требованиям, которые изложены в теоретических сведениях. Почему? Устраните нарушения абзацного членения.

В тексте В. Сухомлинского раскрывается достаточно интересная тема, напоминающая современному обществу о красоте. Ведь в настоящее время не каждый из нас может уделить время тому, чтобы "послушать шепот листьев и песню кузнечика". Люди считают, что это не главное, и красота- не основная прелесть жизни. Но автор текста убедительно пишет о том, "красота - это радость нашей жизни". И он действительно прав.

Этот текст публицистического стиля. Сухомлинский В. использует языковые средства: вводит ряд однородных членов предложения, большое количество эпитетов и метафору. <...>

Иногда бывает просто необходимо насладиться природой. Затаив дыхание, послушать чудесную музыку жизни, которая передается нам через шепот листьев, пение кузнечиков, шуршание снежинок.

На мой взгляд, такое дано услышать только такому человеку, душа которого наполнена духовными ценностями. А их, как известно, необходимо постигать самостоятельно.

Комментарии. В данном отрывке только первый абзац соответствует требованиям. Первое предложение заявляет тему, остальные ее развивают, последнее содержит вывод, выраженный в форме авторского согласия. Второй абзац содержит две темы, первая заявлена в первом предложении, Еггорая - во вто-

стр. 68


--------------------------------------------------------------------------------

ром. Для того чтобы абзацы соответствовали требованиям, автору нужно было логически продолжить первое предложение описанием текста с точки зрения его стилистической и типологической принадлежности, а новый абзац начать с третьего предложения. Последние два абзаца также не соответствуют требованиям: они искусственно разделены, хотя содержательно последний абзац продолжает и завершает мысль, высказанную в предыдущем абзаце.

N 2. Продолжите данные тематические предложения и "разверните" микротемы.

В данном тексте затронуты важнейшие проблемы...

Текст написан в публицистическом стиле...

Для того чтобы убедить читателей, автор использует языковые средства выразительности:...

Позиция автора убеждает...

Языковые средства связи частей текста

1. Теоретические сведения.

Предложения и абзацы в тексте связаны не только по смыслу, но и при помощи языковых средств.

Сведения о средствах связи с примерами см. в учебниках Е. И. Никитиной "Русская речь" и учебниках русского языка под ред. М. М. Разумовской и П. А. Леканта 6 .

Особую группу языковых средств связи частей текста составляют клише. Они используются, в частности,

1) в рассуждении о содержании текста:

- текст... посвящен рассмотрению вопроса (проблемы, темы)...

- текст написан на актуальную тему...

- в тексте поднимается актуальная проблема...

- в тексте затрагивается вопрос (тема, проблема)...

- в тексте изложены взгляды автора на...

- автор решает задачу, затрагивает проблему, говорит о...

- автору удалось убедить, доказать, убедительно показать...

- всё в повествовании (рассказе, очерке) автора помогает понять (осознать, убедиться, поверить)...

- особо хочется отметить (сказать, подчеркнуть, выделить)...

- наконец, можно еще отметить (добавить, подчеркнуть)...;

2) в анализе стиля, языковых средств:

- чтобы убедить в своей правоте, автор использует...

- для текста характерны следующие средства выразительности...

- в тексте автор использует такие языковые средства выразительности...;

3) при выражении собственной позиции и ее аргументации:

- мне близки (не близки) мысли (позиция, идеи, убеждения) автора...

- я разделяю мнение (позицию, убеждения, мысли, идеи) автора...

- хочется поспорить с высказыванием (мыслью, идеей автора)...

- не во всем, как мне кажется, автор прав...

- не могу во всем согласиться с автором...

- несмотря на убедительность доводов (слов, мнения) автора, не могу с ним согласиться...

- позиция (мнение, слова) автора заставляет задуматься...

При работе с клише учителю необходимо особо остановиться на следующем:

1) данные клише - семантически опустошенные речевые обороты, это связки, помогающие неопытному автору соединить предложения в единое речевое произведение; используя их поначалу, необходимо с приобретением опыта написания подобных текстов по возможности от них избавиться или свести их к минимуму;

2) речевые клише третьей группы необходимо использовать с вводными конструкциями (по моему мнению, как мне кажется, наверное, к сожалению и др.), которые позволяют смягчить возможное негативное отношение учащегося к мнению, позиции автора, устранить некор-

стр. 69


--------------------------------------------------------------------------------

ректность высказывания ученика по отношению к автору текста.

2. Задания.

N 1. Выберите из предложенных подходящие по смыслу клише и включите их в данный текст на места пропусков.

Клише. В тексте затрагивается вопрос; текст написан на актуальную тему; в тексте изложены взгляды автора; автор решает задачу; автор затрагивает (поднимает) проблему; автору удалось убедить; автору удалось убедительно доказать.

... о роли красоты в жизни каждого человека и общества в целом. Сухомлинский ... в наше время тему. Действительно, ... красота - это радость нашей жизни, глубоко человеческое. ... : человека от других живых существ отличает способность постигать красоту, эта способность сделала человека человеком, поэтому необходимо бережно относиться к красоте, дарующей нам радость жизни.

N 2. Проанализируйте сочинение ученика с точки зрения уместности и целесообразности использования им разного рода клише, штампов и неинформативных речевых оборотов. Если необходимо, выполните редакторскую правку.

Сочинение по тексту.

Текст состоит из четырех абзацев. В каждом абзаце говорится о человеке, который всматривается в красоту, о том, как он открывает и постигает красоту. Нельзя не согласиться с суждением автора, он показывает красоту изнутри, как она живет в душе человека.

Основная мысль текста заключена в пятом и восьмом предложениях. Этим самым он помогает нам понять идею человека о его сознании, о глубине мышления. Автором затрагивается тема общечеловеческой значимости, четко выраженная автором позиция, направленность содержания на ум и чувство читателя, стремление убедить его в идее текста.

Язык текста выразителен и своеобразен, мастер слова помогает ярко представить картину, написанную им. Автор мастерски использует образные средства выразительности: эпитеты ("глубину лазурного неба"), олицетворение ("шепот листьев").

В этом рассказе повествование ведется от человека до автора. Сюжет довольно незамысловатый. Разнообразие средств выразительности автора можно сравнивать с палитрой талантливого художника, с богатейшей цветовой гаммой.

Комментарии. Данный текст неинформативен, он наполнен клише, разного рода речевыми штампами типа "с палитрой талантливого художника", "затрагивается проблема общечеловеческой значимости", "четко выраженная автором позиция" и многими другими. Это говорит о том, что учащийся не понял основные мысли текста и, пользуясь знакомыми ему оборотами, попытался создать текст, что ему не удалось.

Такого типа упражнения учитель может составлять сам, используя в качестве дидактического материала фрагменты ученических работ. Это позволит организовать работу над ошибками после проведения сочинений, а также развивать и совершенствовать навыки редактирования, самопроверки, самоконтроля. Предложенные упражнения помогут организовать систематическую работу, построенную с учетом типичных ошибок школьников, направленную в первую очередь на их предупреждение.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Методические указания по факультативному курсу "Теория и практика сочинений разных жанров" (8 -9кл.) - М., 1990;Быстрова Е. А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка// Русский язык в школе. - 1996. - N 1. - С. 3 - 9.

2 Программы для общеобразовательных учреждений на 1996/97 уч. год. Русский язык. - М.,1996.

3 Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. пособие для 10 - 11 кл. общеобразоват. учреждений. - М., 2000.

4 См.: Капинос В. И., Пучкова Л. И., Цыбулько И. П., Гостева Ю. Н. Методич. рекомендации по оцениванию заданий с развернутым ответом. Русский язык. - М., 2003.

5 Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учеб. пособие для учащихся 10 - 11 кл. общеобразоват. учреждений. - М., 1996.

6 Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразоват. учреждений/Под ред. М. М. Разумовской и П. А. Леканта. - М., 2000.

стр. 70

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Л. В. ЧЕРЕПАНОВА, РЕДАКТИРОВАНИЕ НЕГАТИВНОГО ТЕКСТА // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 20 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206020167&archive=1206184486 (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии