ВОСХОЖДЕНИЕ ПО "ЛЕСТНИЦЕ СМЫСЛОВ". ОПЫТ "МЕДЛЕННОГО ЧТЕНИЯ" СТИХОТВОРЕНИЯ А. А. ФЕТА "ПЧЕЛЫ" В КУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 20 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Е. Е. МАРКИНА, Е. В. ШМИДТ

Заглавие

Пчела - "летающее насекомое, перерабатывающее цветочные соки в лесу". (Ожегов 1 , 1984).

Лексема пчела использована А. А. Фетом, помимо заглавия, дважды: в I и III строфах, это организует кольцевую композицию текста и его лексико- семантическое единство.

Семантическая цепочка: пчёлы - мед - вино (хмель) - известна с древности (см. Мифологический словарь).

Смыслы, с которыми ассоциативно связывается семантика лексемы пчела, многочисленны, они пронизывают весь анализируемой текст.

Религиозный смысл. Существует связь с античной, иудейской и с христианской традициями:

Мелитей ("вскормленный пчелами") - в греческой мифологии сын Зевса. Вскормленный лесными пчелами, стал превосходить ростом и силой обыкновенных юношей.

Мелисса, Мелитта ("пчела") - в греческой мифологии: дочь царя Мелиссея, вскормившая младенца Зевса медом.

Нектар, добытый пчелами из цветов, - напиток богов, поддерживающий их бессмертие и вечную юность.

Манна - согласно ветхозаветному преданию, пища, которую "сыны Израилевы" получали с неба во время 40-летнего странствования по пустыне на пути в "обетованную землю". Иудео-христианская традиция 1-х веков сближала манну с диким медом. Чудесная пища именуется в псалмах "хлебом небесным", "вкусом же как лепешка с медом".

Иоанн Креститель - пищей его были акриды и дикий мед.

Мифологический смысл. Хронотоп стихотворения - это медленный круговорот всего сущего. Идея кругооборота - символа мифологического времени, на наш взгляд, была почерпнута Фетом из античности (вспомним многочисленные античные реминисценции в его лирике).

Мифологическая концепция времени тесно связана с культом умирающего и воскресающего бога растительности. Судьба одного из популярнейших богов античности - Адониса - воплощает в себе идею вселенского кругооборота, вечного обновления природы.

Адонис часть года проводит с воспитавшей его Персефоной, богиней смерти, слугами которой и были пчелы, а часть - с возлюбленной Афродитой, богиней любви.

Адонис, который прочно соединил их, принадлежа одновременно жизни и смерти, подобен герою нашего текста.

Поэтический смысл. Заметим, что у большинства поэтов (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, В. Я. Брюсов, А. А. Фет, К. Д. Бальмонт, А. А. Ахматова и др.) поэтический дар ассоциируется с пророческим.

Мед поэзии - у скандинавов священный напиток, дарующий мудрость и поэтическое вдохновение.

Любовный смысл.

Кама ("желание", "чувственное влечение", "любовь") бог любви в древнеиндийской мифологии (античные параллели - Эрот, Амур). Изображался юношей, в руках которого лук с тетивой из пчел и пятью стрелами из цветов, насылающими на людей страсть. Кама - также обозначение чувственной, эмоциональной жизни.

Пейзажный смысл. В анализируемом тексте пчелы как словообраз являются деталью, помогающей реализации некоторых функций пейзажа - одного из компонентов мира художественного произведения 2 .

1. Экспозиционная функция (обозначение места и времени действия). По сведениям БСЭ, пчелы распространены всюду, где есть цветковые растения; гнезда

стр. 56


--------------------------------------------------------------------------------

строят на освещенных солнцем местах. Эта информация помогает ответить, где и когда происходит действие (вблизи цветущих растений, в теплое время года, в ясную погоду, в светлое время суток).

2. Психологическая функция (в основе параллелизм состояний природы и человека). Глубокая душевная травма лирического героя подчеркивается соседством пчел - насекомых, у которых жало и ядовитые железы чрезвычайно развиты. Одиночеству фетовского персонажа противостоит семейственность, социальность пчел. Эту мысль Фет реализует в тексте удивительным способом: в заглавии слово в форме множественного числа: пчёлы.

3. Функция создания национального колорита. Русский пейзаж средней полосы с легкостью рисуется в сознании читателя благодаря образу пчел.

4. Сюжетная функция - одна из самых важных. Сюжетом стихотворения является трансформация чувств и мыслей лирического героя. В I строфе образ пчел (они - часть общего миропорядка) противопоставлен герою, в заключительной - дан в сопоставлении. Финальное единение с природой и говорит о свершившемся перерождении лирического героя.

Философский и космический мотивы. Образ пчел связан с ними ассоциативно.

Выделенные семь смыслов: мифологический, религиозный, поэтический, любовный, пейзажный, философский, космический, с которыми семантически связано заглавие стихотворения, обнаруживаются в рассматриваемых далее пятнадцати поэтических строках.

I строфа

Пропаду от тоски я и лени,
Одинокая жизнь не мила,
Сердце ноет, слабеют колени.
Лирическое стихотворение - "Не столько реальная картина, сколько развернутая метафора душевного состояния", в его строках - "беспредельная перспектива смыслов" 3 .

Лирический герой дан в I строфе в состоянии сильной душевной тревоги. Он обостренно чувствует свое одиночество, отсутствие в судьбе близкого человека, способного разделить его переживание, а возможно, и роковую, как у Фета, разлуку с ним: "...Одинокая жизнь не мила..." (любовный смысл).

Варианты прочтения имеет выражение "слабеют колени". Может быть, это состояние "весенней неги": "Все трепещет и поет поневоле - ив этом всеобщем трепете жизни, сливаясь с ним каждой жилкой, участвует лирический герой: "Я слышу биение сердца И трепет в руках и ногах"" (М. Н. Эпштейн) 4 . Но возможно, здесь имеется в виду состояние молитвы: лирический герой в положении коленопреклоненном.

В 50-е годы в дневнике Фет записал: "...все на свете имеет конец... в настоящую минуту я пересматриваю этапы моей духовной жизни". Вероятно, творя, Фет "рассказывает" свою душу.

Разговорный стиль миниатюры, обилие пауз на синтаксическом и интонационном уровне верно передает сбивчивую речь, возможно интимные мысли (автора? лирического героя?).

"Поднимаясь вверх по лестнице смыслов" (выражение Эткинда), мы обнаруживаем, что лирический герой, скорее всего - человек, для которого земное существование в какой-то момент потеряло всякий смысл. Он ставит перед собой вопрос решающего значения: вопрос жизни и смерти, гибели физической и духовной. Семантика строк связана с философским уровнем восприятия действительности.

В каждый гвоздик душистой сирени,
Распевая, вползает пчела.
Картине мучительных человеческих переживаний противостоит другая, которая также прослеживается от начала до конца текста: открывающиеся горизонты становятся все ярче, светлее. В заключительных строках I строфы вступает тема движения, стремления к совершенству. Земная, растительная, животная жизнь никогда, подобно человеку, не замрет (космический смысл).

Контраст "видовое одиночество - родовая радость бытия", человек - пчелы и цветы продолжает развитие фило-

стр. 57


--------------------------------------------------------------------------------

софской темы стихотворения. У Фета, знатока поэзии и прозы Древнего Востока, в этих строках, вполне возможно, реминисценция из древнеиндийской книги "Дхаммапады". Ее "Глава о цветах" - сокровищница философской мудрости:

"Человека же, срывающего цветы, чей ум в шорах, ненасытного в чувственных утехах, смерть делает подвластным себе". "Как пчела, набрав сока, улетает, не повредив цветка, его окраски и запаха, так же пусть мудрец поступает..."

Именно эти фетовские строки привлекли внимание критика Я. Белинского.

"Ощущается, как пчела добирается до некоторых сокровищ, проникая в суженное пространство цветочного горлышка - распевая вползает пчела - слова расположены в убывающем по слогам порядке - четырехсложное, трехсложное, двухсложное... - улавливаете усилие, с которым вползает она внутрь цветка? Ясен даже характер этой пчелы: в достаточной степени грубый, даже нахальный. Хватает мохнатыми лапами чужую красоту, да еще распевает при этом. Овладевает цветком, распевая... Так облетает пчела всю гроздь: ведь "в каждый гвоздик..."" 5

Прекрасный сиреневый куст А. А. Фет не случайно делает основным элементом пейзажа стихотворения. Цветы, растущие обязательно в пышных соцветиях, в кистях, вновь акцентируют внимание на контрасте: "единица - множество". Цветы и пчелы как часть природного даны в сопоставлении с лирическим героем. В I строфе он еще слишком несовершенен, чтобы слиться с их безупречным миром.

Природные образы, в свою очередь, соотносимы с поэтическим смыслом. В призрачном мире, доступном автору, собирается в соты иной мед - "мед поэзии". Примечательно, что о том, как художественная одаренность пыталась "вырваться наружу" в виде первых стихов, Фет вспоминал так: "В тихие минуты полной беззаботности я как будто чувствовал подводное вращение цветочных спиралей, стремящихся вынести цветок на поверхность..." Таким образом, кусты сирени и черемухи - еще и мастерски найденная Фетом возможность присутствия автора в тексте:

...Только пчела узнаёт в цветке затаенную
сладость,
Только художник на всем чует прекрасного
след.
Пейзаж одухотворен, и основное его настроение - радость, блаженство, "весенняя нега". Уже в I строфе задано ощущение легкости, прозрачности, гармонии природы (фоновая семантика зеленого, сиреневого цвета куста и желтого - солнца и пчел). Однако, подчеркивая самоценность природы, поэт одновременно умеет отразить и ощущения лирического героя. Ядовитые жала насекомых и "царапающее" слух слово гвоздик на ассоциативном уровне напоминают о его страданиях.

Понимая, что пейзажные зарисовки исследуемого текста основаны на метафорическом переосмыслении слов, рассмотрим еще и зрительный образ взятого Фетом цветка - крест сирени, ассоциативно присутствующий в контексте сразу в двух значениях:

1. Форма, напоминающая собой такую фигуру.

2. Благословляющий жест.

Зарисовка Фета явно выходит за пределы пейзажной. Религиозные смыслы, вносимые в текст образом креста, многочисленны.

Символично и контактное расположение слов-символов гвоздик сирени. "В христианской традиции гвозди - это гвозди креста. Эмблемы Святых, обозначающие мучение и страдание" 6 .

Переклички с православной христианской традицией мы находим и в других стихотворениях А. А. Фета:

А душа моя так же пред самим закатом
Прилетела б со стоном сюда, как пчела,
Охмелеть, упиваясь таким ароматом.

Как пчелы, звуки вдалеке
Жужжали с колоколен.

Вдруг звуки стройно, как орган,
Запели в отдаленье;
Невольно дрогнула душа
При этом стройном пенье.
В поэзии Фета есть примеры равенства образов возлюбленной и цветов (любовный смысл).

стр. 58


--------------------------------------------------------------------------------
Жужжал пчелами каждый куст,
Над сердцем счастье тяготело,
Я трепетал, чтоб с робких уст
Твое признанье не слетело...

Вчера, увенчана душистыми цветами,
Смотрела долго ты в зеркальное окно...

С чем нас сравнить с тобою, друг прелестный?

Мы две пчелы на жизненном цветке,
Мы две звезды на высоте небесной.
Глубокая символика текста позволяет в итоге сказать, что в I строфе Фет рисует картину Жизни: растительной, животной, человеческой, духовной. Дальнейшее развитие ассоциация с человеческим существованием получает во II строфе.

II строфа

Дай хоть выйду я в чистое поле
Иль совсем потеряюсь в лесу...
С каждым шагом не легче на воле,
Сердце пышет все боле и боле,
Точно уголь в груди я несу.
Поле и лес, безусловно, являются символами простора, распахнутости в мир. В то же время, раздвигая пространственные границы стихотворения, образный ряд: поле - лес - воля привлекает внимание к масштабу человеческих мук.

Устойчивое фольклорное сочетание чистое поле выводит поэтический смысл на мифологический уровень. Чистое поле, темные леса в русских былинах - пространства, чреватые опасностью, угрозой, чувством страха, и только могучие русские богатыри - Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович - в своей подвижнической жизни побеждали темную силу в чистом поле либо темному лесу.

Мотив бесприютности, тупиковости пути в полях и лесах, которым идет герой, встречается и в других фетовских стихотворениях:

Куда ни обращаю взор,
Кругом синеет мрачный бор...
...И путь заглох и одичал...

Выйдешь - поневоле
Тяжело - хоть плачь!
Смотришь - через поле
Перекати-поле Прыгает, как мяч.
В XIX веке, когда творил Фет, пыл сердца вполне мог трактоваться как пыл любовный: пылать - гореть страстью, неистово хотеть; Пыл юношеской любви; воспылать страстью; огонь в крови, огонь желанья.

Фет множество раз описывает это необычное, почти лихорадочное состояние:

... Теперь, волшебница, иной могучий власти
У неба не проси.
Всю эту ночь, весь блеск, весь пыл безумной
страсти
Возьми - и погаси!
Желание лирического героя разорвать свои прежние связи присутствует и в анализируемом тексте. Связи не только с любимой, но и с жизнью в определенной среде, а может быть - с жизнью вообще (философский смысл).

Совершенно органично появляется во II строфе новый для нее, поэтический смысл. В фетовской лирике темы любви и поэзии (любви к поэзии) всегда тесно переплетались:

Мне верится, что пламенную веру В душе твоей возбудит тайный стих, Что грустию невольною размеру Она должна сочувствовать на миг...

Присутствует и другая тема - "поэта и поэзии". На наш взгляд, фетовские строки о пышущем сердце - скрытая цитация пушкинского "Пророка":

И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую содвинул...
В этих текстах тождественны даже места, где поэт наделяется своим необыкновенным даром, - пустыня и чистое поле - безлюдные, открытые пространства.

Во II строфе различные мотивы особенно взаимосвязаны. Образ шестикрылого Серафима, который является герою "Пророка" "на перепутье", является принадлежностью одновременно мифологического и религиозного смыслов.

Образ пчел присутствует в этой строфе незримо. В православных молитвах По- следования Святому Причащению (Фет крещен в православии) есть слова, на наш взгляд, не требующие современного пере-

стр. 59


--------------------------------------------------------------------------------

вода: "Ныне, яко пчелы сот невидимо окружают мя, богомерзцыи губителие демони, яко хищницы птицы... окрест мене летают: покрый мя, хранителю мой..." 7

В реальности отказавшись от причастия церковного, Фет, как и его лирический герой, жаждал приобщения к мировым, природным таинствам, и это свершилось, удалось:

Листья полны светлых насекомых,
Все растет и рвется вон из меры,
Много снов проносится знакомых,
И на сердце много сладкой веры.
Мы можем констатировать, что II строфа является в стихотворении наиболее драматичной и динамичной.

III строфа

Нет, постой же! С тоскою моею
Здесь расстанусь. Черемуха спит.
Ах, опять эти пчелы под нею!
И никак я понять не умею,
На цветах ли, в ушах ли звенит.
Стремление слиться с миром, возникшее во II строфе, столь безудержно, что автор вынужден остановить героя (или себя) - "постой же!". А может быть, это адресовано "прекрасному мгновению"? До Фета его "пытался остановить" Гете. Образ остановленного "чудного мгновенья" соотносим с безвременным миром мифа. В этом и состоит поэтическая сакрализация времени. На лоне самодостаточной и во всем размеренной природы спешить не следует. Молитве, душе, поэзии, природе (религия, поэтика, космос) - необходима тишина - "служенье... не терпит суеты". "Тоска" - единственное во всей строфе слово, напоминающее о прошлом. Оставшееся поэтическое пространство целиком отдано настоящему и будущему - светлому настоящему и будущему.

Появляются белоснежные звездочки - цветы в ветвях черемухи.

Цветовая метаморфоза - сирень - черемуха, разумеется, также несет определенный смысл. В работах психологов, в частности Л. Н. Собчик, мы обнаруживаем семантические значения цветов 8 .

Сначала о желтом, который в образе пчел и солнца сохраняется автором на протяжении всего текста. Желтый выражает раскованность, релаксацию, полную радостных надежд. Предпочтение желтого говорит о надежде или о стремлении к новому.

К цвету сирени ближе всего фиолетовый. Он "говорит" о большой эмоциональности, чувствительности, высокой духовности. Это - типичный цвет гармонично развитых людей.

И наконец, белый. Ему может отдать предпочтение человек с любым характером, он никого не отталкивает. Белый - синтез всех цветов, потому психологи считают его "идеальным", "цветом мечты".

Белая окраска соцветий предполагает еще несколько аналогий. Это и Белобог ("Белый бог") - мифологизированный образ, определяемый как бог удачи и счастья. Это и христианская небесная манна, рассыпанная по земле "как иней". Это и Мария, в католической иконографии изображаемая белым цветком, означающим ее непорочную чистоту. С античных времен цветы ассоциируются с райским состоянием, идеей временности и хрупкости, а также с женской красотой 9 .

По ассоциации с другими фетовскими строками образ пчел вновь воскрешает любовную тему. Но перед нами уже не страсть, а бесконечно чистое, трепетное чувство: примиренный с прошлым и настоящим, лирический герой постиг истину (философский смысл), приблизился к своей мечте.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Все словарные статьи приведены из Словаря русского языка С. И. Ожегова (1984), Словаря языка А. С. Пушкина (1959), Мифологического словаря под редакцией Е. М. Мелетинского (1982).

2 См.: Себина Е. Н. Пейзаж // Введение в литературоведение / Под ред. Л. В. Чернец. - М., 2000. - С. 229 - 233.

3 Эткинд Е. Г. Проза о стихах. - СПб., 2001. - С. 153.

4 Цит. по: Львова СИ. Уроки словесности. 5 - 9 кл.: Пособие для учителя. - М., 1996. - С. 359. 5 Там же. -С. 128.

6 Энциклопедия символов, знаков, эмблем. - 2001, -С. 111.

7 Молитвослов. - СПб., 1998. - С. 133.

8 См.: Собчик Л. П. Психодиагностика. Методология и методы. - М., 1990. - С. 17 - 19.

9 См.: Энциклопедия символов... - С. 515.

стр. 60

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Е. Е. МАРКИНА, Е. В. ШМИДТ, ВОСХОЖДЕНИЕ ПО "ЛЕСТНИЦЕ СМЫСЛОВ". ОПЫТ "МЕДЛЕННОГО ЧТЕНИЯ" СТИХОТВОРЕНИЯ А. А. ФЕТА "ПЧЕЛЫ" В КУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 20 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206020096&archive=1206184486 (дата обращения: 25.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии