СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ВИДЫ СКАЗУЕМЫХ УРОК-ЗАЧЕТ В VIII КЛАССЕ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 20 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Н. А. ЗАЙЦЕВА

Урок представляет чередование коллективной, групповой и индивидуальной работы, рассчитан на 2 часа.

Ход урока

1. Словарный диктант. Учитель диктует словарные слова, ученики должны с ними составить словосочетания (работа по двум вариантам: первое слово - первый вариант, второе слово - второй и т.д.), указать главное слово в словосочетаниях.

Ровесник, сверстник; президиум, президент; преследовать, преследование; специальность, профессия; сигнал, регулировать; подвиг, героизм; истинный, подлинный; талантливый, гениальный; директор, секретарь; памятник, обелиск; традиция, идеал; диплом, аттестат; стипендия, стипендиат; преданность, митинг; кандидат, делегат; легендарный, маршрут; удивлять, поражать; театр, репетиция; режиссер, большинство; конференция, конгресс; карнавал, иллюминация; комиссия, комитет; воплотить, выразить.

2. Повторение теории. На доске записаны примеры. Нужно соединить словосочетания левой колонки с названием способа связи в правой колонке.

Умный ответ
 

красивым почерком
Согласование

решать задачи
 

по-весеннему холодно
Управление

сок из березы
 

гореть на костре
Примыкание

прекрасно отвечать
 


3. Указать по одному словосочетанию с каждым видом связи из своего словарного диктанта.

4. Ученики, имеющие "3", делятся на группы по 3 - 4 человека. Они выполняют работу по тестам (К-3 - К-5). Затем обмениваются заданиями, после выполнения которых идет взаимопроверка и объяснение выбранных ответов. В случае разногласий обращаются к консультанту или учителю.

Ученики, имеющие "4" и "5", выполняют в парах работу по карточкам К-1 или К-2.

К-1. Расположи предложения в нужной последовательности, чтобы получился текст. Спиши его, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

1. Суда во врем..на Колумба (не) могли совершать очень длительных плаваний в открытом мор..

2. Смертельный голод и жажда порой угрожали мор..кам и при обычных плаваниях по хорош., уже извес..ным маршрутам.

3. Это были деревя..ные парусники с (много) числе..ным эк..паж..м.

4. Иначе с парусами (не) справит..ся.

5. Они (не) вмещали достаточного ко..личества пресной воды и провианта.

6. Предприятие генуэз..кого мор..хода требовал.. отча..ной смелости.

7. А тут предстоял д..лекий (не) извес..ный путь.

(Правильный вариант: 6, 1, 3, 4, 5, 2, 7.)

1. Определи тип речи получившегося текста. Докажи свое мнение.

2. Выпиши по одному словосочетанию с управлением, согласованием и примыканием.

3. Укажи номер предложения с составным глагольным сказуемым.

4. Укажи номер предложения с составным именным сказуемым.

5. Укажи номер односоставного предложения и определи его вид.

6. Произведи синтаксический разбор предложения с однородными подлежащими.

7. Подбери синонимы к слову "провиант".

8. Какие контекстуальные (смысловые) синонимы использует автор в тексте? (Суда - парусники, моряки - экипаж, Колумб - генуэзский мореход, предприятие - плавание.)

9. Выпиши однокоренные слова и разбери их по составу.

10. Выпиши из первых двух предложений служебные части речи и назови их.

стр. 53


--------------------------------------------------------------------------------

К-2. Восстанови правильный порядок предложений, чтобы получился текст. Какое предложение здесь лишнее? Спиши, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

1. При помощи (остр..) умных соображений Аристотель док..зал (шар..) образность Земли.

2. Своим авторитетом Аристотель на много веков закр..пил ложное мнение что Земля (не) подвижный центр Вселе..ной.

3. Он утверждал что лу..ные затмения происход..т когда Луна попада..т в тень отбрасываемую Землей.

4. Таким путем Аристотель пр..шел к выводу что Земля безусловно шарообразна и что (шар..) образны (по) видимому все небесные тела.

5. И сама Луна имеет выпуклую скорее всего (шар..) образную форму.

6. На диск.. Луны мы вид..м край земной тени всегда круглым.

(Правильный вариант: 1, 3, 6, 5, 4.)

1. Определи тип речи получившегося текста.

2. Выпиши по одному словосочетанию с управлением, согласованием и примыканием.

3. Укажи номер предложения, в котором есть вводное слово.

4. Укажи номера предложений с составным именным сказуемым.

5. Укажи номер предложения с обособленным определением.

6. Укажи предложение, где ставится тире между подлежащим и сказуемым.

7. Определи способ связи предложений 1 и 2 в получившемся тексте. (Местоимение.)

8. Подбери синоним к слову ложное (мнение).

9. Произведи синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с однородными придаточными.

10. Выпиши однокоренные слова и разбери их по составу.

Карточки-тесты для групповых заданий

К-3.

1. Укажи словосочетания с примыканием.

а) думал уйти, б) участвовать в поиске, в) поиски неизведанного, г) доблестный труд, д) стоял молча, е) из трех книг.

2. Укажи побудительное предложение.

А. Я не помню утра более глубокого и свежего. Б. Соловья баснями не кормят. В. Готовь сани летом, а телегу зимой. Г. Чужим умом не проживешь.

3. Укажи предложение, в котором подлежащее выражено словосочетанием.

А. Листва березовой аллеи была вся прозрачна. Б. Несколько казаков обступили Савельича. В. Подойти к двери было страшно. Г. Отец с родными братьями шел по полю.

4. Укажи предложение с простым глагольным сказуемым.

А. Ничто нас в жизни не может вышибить из седла. Б. Парус белый из тумана начинает выплывать. В. Мы будем говорить с тобою до рассвета. Г. При блеске солнца огонь был красив.

К-4.

1. Укажи словосочетания с управлением.

а) встретить нас, б) поворот налево, в) учить уроки, г) вдохновенно трудиться, д) в туристском походе, е) постоянные заботы.

2. Укажи повествовательное предложение.

А. Люблю тебя, Петра творенье! Б. А вы любили когда-нибудь? В. Любите нас, хороших, добрых, милых. Г. Любовь моя, приди ко мне, приди!

3. Укажи предложение, в котором подлежащее выражено причастием.

А. Отъезжающие вошли в вагон. Б. Бывалые и старые поучали молодых. В. Несколько провожающих стояли у вагона. Г. Встречающие, пройдите на второй путь.

4. Укажи предложение с составным глагольным сказуемым.

А. Он оказался очень смелым. Б. Я буду решать задачи. В. Жить - Родине служить. Г. Ты обязан хорошо учиться.

К-5.

1. Укажи словосочетание с согласованием.

а) в новых условиях, б) полный решимости, в) очень смешной, г) желание петь, д) езда верхом, е) кто-то из учеников.

2. Укажи риторический вопрос.

А. Да ведь фуражка на голове у вас? Б. Зна-

стр. 54


--------------------------------------------------------------------------------

ете ли вы украинскую ночь? В. Отчего ж ты у меня не спросишь? Г. К чему опять ты мрачна?

3. Укажи предложения, в которых верно выделено подлежащее.

А. Не то удивление, не то испуг притаились в его глазах. Б. Мне не спится. В. Высшая форма законченности - круг. Г. Не забудет народ- победитель беззаветных героев своих.

4. Укажи предложение, в котором верно выделено сказуемое.

А. Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. Б. Все просили ее спеть. В. Мы не сможем выступать с концертом на этой неделе.

стр. 55

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Н. А. ЗАЙЦЕВА, СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ВИДЫ СКАЗУЕМЫХ УРОК-ЗАЧЕТ В VIII КЛАССЕ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 20 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206019566&archive=1206184486 (дата обращения: 24.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии