ШКОЛЬНЫЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 20 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© С. И. ЛЬВОВА

90-е годы XX века войдут в историю развития методики преподавания русского языка как важнейший этап коренной перестройки курса, существенного пересмотра целей

обучения. Именно в эти годы была переосмыслена система целеполагания курса русского языка. Ее можно представить в виде дидактической иерархии, каждый из ярусов которой учитывает функции предмета "Русский (родной) язык" в образовательной системе в целом, его место в системе филологического образования, интеграционные связи с другими языковыми дисциплинами и, наконец, специфические предметные цели. Каждый компонент этой иерархической системы целей переосмыслен в последние годы с учетом современных задач школьного образования. Обратимся к верхнему ярусу этой иерархии, т.е. к той составляющей, которая отражает надпредметную функцию русского языка. Она определяется особым статусом этой дисциплины в русской школе, поскольку русский язык является не только объектом изучения, но и средством обучения. Имея в виду надпредметную функцию родного языка в школе, Ф. И. Буслаев называл его "предметом предметов".

Действительно, успешность обучения в школе зависит от уровня владения родным языком, и прежде всего - всеми видами речевой деятельности: осмысленным и точным пониманием чужой речи (аудированием, чтением); свободным и правильным выражением собственных мыслей в устной и письменной речи с учетом разных ситуаций общения (говорением и письмом). Но именно этот важнейший аспект в изучении родного язы-

стр. 46


--------------------------------------------------------------------------------

ка явно недооценивается, поэтому в центре внимания на уроках русского языка традиционно оказывается письмо. И тем самым нарушается один из важнейших законов психолингвистики - закон взаимосвязи и взаимозависимости всех видов речевой деятельности в процессе их отработки и совершенствования.

В связи с этим отмечается невысокий уровень сформированности у школьников навыков осознанного чтения, информационной переработки текста. Еще в 70-е годы было установлено, что при чтении учебно-научного текста (для этой цели предлагались тексты школьных учебников по разным предметам) ученики, как правило, не понимают, не осознают до 80% информации. Результаты единого государственного экзамена по русскому языку 2003 года, к сожалению, подтверждают эту тенденцию: почти 50% выпускников понимают с искажениями или неверно содержание небольшого по объему (200 - 300 слов) прочитанного и проанализированного текста. Кроме того, довольно высок процент неправильных ответов, которые объясняются неспособностью ученика адекватно понять формулировку задания.

Направленность обучения родному языку на формирование всех видов речевой деятельности - одна из идей нового образовательного стандарта (2003) по русскому языку. В дальнейшем она должна найти отражение в других документах, определяющих работу учителя в школе: в Нормах оценки знаний, умений и навыков по русскому языку, в Требованиях единого речевого режима в школе.

Современное понимание надпредметной функции курса родного языка определяет и нацеленность курса на формирование важнейших надучебных умений, в основе которых также задействованы все виды речемыслительной деятельности: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями, навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Вторая составляющая иерархии дидактических целей обучения определяется статусом предмета как компонента филологического образования в школе. В связи с этим реализуются на всех этапах обучения общие цели филологического образования, которые впервые в 2000 г. были сформулированы в "Концепции образовательной области "Филология" (М., МО РФ, 2000). Цели общефилологического уровня включают не только общий воспитательный компонент, но и образовательные цели, связанные с овладением системой знаний, умений и навыков по предметам филологического цикла, с развитием интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, речевой культуры учащихся, совершенствованием их коммуникативных способностей, готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности.

Особое внимание в последнее десятилетие уделяется разработке интегративного подхода в обучении русскому языку и литературе, что предполагает прежде всего выявление точек возможного взаимодействия при их изучении. Современные исследования показывают, что эффективность обучения определяется тем, насколько удачно реализуется принцип интеграции лингвистических понятий, обязательных для усвоения в основном курсе русского языка (звук, морфема, словосочетание, одушевленностьнеодушевленность, обращение, вопросительное предложение, переносное значение слова и т.п.), и понятий, характеризующих эстетический аспект художественного высказывания (звукопись, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие, метафора, олицетворение и т.п.).

В настоящее время разработаны и внедрены в практику преподавания предметов филологического цикла разнообразные способы реализации идеи интеграционного подхода. И это не только специ-

стр. 47


--------------------------------------------------------------------------------

альные интегрированные курсы, но и изменения содержания самого курса русского языка, ориентация на развитие способности опознавать изобразительные средства языка, обращать внимание на те элементы высказывания, которые имеют определенную эстетическую языковую ценность. Более того, в современной школе наблюдается тенденция к переосмыслению традиционного урока русского языка как урока русской словесности, на котором не только решаются сугубо практические задачи обучения, но и постигаются истоки выразительности русской речи, осознаются языковые механизмы создания образности высказывания.

Предмет "русский язык" - компонент языкового образования в школе, следовательно, решает общие задачи языкового образования, которые были также сформулированы в указанном документе. Они состоят в формировании речевой культуры личности, в воспитании сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному орудию общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, в формировании и развитии коммуникативной компетенции.

Современный курс русского языка реализует и общие цели обучения русскому языку в школах разного типа, то есть в школах с русским и нерусским языком обучения. Эти цели заключаются в том, что ученик должен осознать русский язык как национальную и общечеловеческую ценность; усвоить сведения о русском языке как национально-культурном феномене, как духовной ценности русского народа; освоить богатства словаря и грамматического строя русского языка, а также его литературные нормы; овладеть всеми видами речевой деятельности на русском языке, культурой устной и письменной речи, правилами и способами использования русского языка в разных сферах общения.

Нужно отметить, что отработка системы целеполагания в структуре предметов филологического цикла стала возможной в результате процесса сближения и взаимообогащения смежных методик преподавания русского языка как родного, русского языка как неродного, русского

языка как иностранного и, наконец, методики преподавания иностранных языков. Процесс этот только начался, впереди много работы в этом направлении, в частности уточнение общих и специфических целей обучения для каждого предмета филологического цикла и корректировка в соответствии с этим содержания обучения русскому языку, устранение имеющегося дублирования, несоответствий в изучении, например, одного и того же грамматического материала на уроках русского языка и на уроках иностранного языка, одних и тех же понятий на уроках русского языка и литературы.

Рассмотрение предмета "Русский (родной) язык" в рамках основных задач общей системы образования, а также в кругу предметов филологического цикла потребовало уточнения специфической функции, которую выполняет русский язык в системе филологического и школьного образования в целом и, соответственно, формулирования предметных целей обучения русскому языку.

В обобщенном виде основная идея школьного курса русского языка заключается в обеспечении необходимого единства языкового, речемыслительного, интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического развития учащихся.

Безусловно, идея синтеза и развития всех компонентов личности в процессе изучения родного языка не является новой и относится к наиболее плодотворным и активно разрабатывающимся в современной науке. Однако достижения психолингвистики, функциональной грамматики и других отраслей языкознания создают предпосылки для разработки новых подходов в обучении родному языку и нового курса с ярко выраженной практической направленностью. В течение последних десятилетий накапливается и осмысляется огромный экспериментальный материал, который позволяет уточнить основные предметные цели обучения, направленные на синтез речемыслительного, интеллектуального и духовного развития школьника.

Прежде всего - это формирование системы знаний о языке и речи, что обеспечивает полноценное овладение всеми видами компетенций: коммуника-

стр. 48


--------------------------------------------------------------------------------

тивной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой.

Указанные виды компетенций не только названы в новых образовательных стандартах как целевые установки, но и отражены в образовательном минимуме как основные составляющие содержания обучения русскому языку. А это означает, что каждый вид компетенции формируется на понятийной основе. Так, коммуникативная направленность курса достигается не только нацеленностью на формирование коммуникативно значимых умений и навыков, но и введением в содержание курса необходимых понятий: речь и речевое общение, сферы и ситуации речевого общения, речевая ситуация и ее компоненты, коммуникативные качества и эффективность речи, основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор), научного (отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк), официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей, виды речевой деятельности и др. Именно сведения по теории речевого общения являются основой формирования системы коммуникативных умений и навыков. Для практически ориентированного курса это необходимое условие, так как особенность обучения родному языку состоит не только в развитии и совершенствовании уже сложившейся речевой практики, но и в осмыслении учащимися своего речевого опыта при помощи соответствующих понятий.

Развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи - одна из важнейших предметных целей обучения родному языку, которая, как отмечено выше, имеет важнейшее надпредметное значение.

Мы уже говорили, что основное внимание на уроках русского (родного) языка традиционно сосредоточено на формировании навыков письменной речи, о чем, например, свидетельствует характер контрольных работ по предмету, которые по преимуществу выполняются в письменной форме. Новым стандартом предусмотрено системное рассмотрение вопросов, связанных со всеми видами речевой деятельности, и формирование соответствующих умений и навыков: владение различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым) и использование их в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста; владение приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; способность адекватно воспринимать устную речь, применять правила эффективного слушания в ситуации диалога; продуцировать устные монологические и диалогические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения; писать сочинения (в том числе отзывы и рецензии) различных функциональных стилей с использованием разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций; владеть умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свернутости (изложение подробное, сжатое, выборочное; тезисы, конспект, аннотация) и др.

Важнейшей предметной целью обучения родному языку является формирование способности проводить разнообразные виды языкового анализа на функционально- семантической основе, т.е. с учетом семантической характеристики языкового явления и его функциональных особенностей. Такой подход не только обеспечивает новизну в обучении, но и формирует у школьников способность полноценно и многогранно воспринимать языковое явление - в единстве трех его сторон (значение - форма - функция).

Реализация данного аспекта в обучении требует повышенного внимания к семантической стороне языка, к выяснению внутренней сути языкового явления, знакомства с разными типами языковых значений и формирования способности опираться на него при решении разнообразных языковых задач. Традиционная формула что есть что обогащается подходом что используется, где, зачем, как. При этом формируется способность не только опознавать и анализировать языковые явления, но и правильно, стилисти-

стр. 49


--------------------------------------------------------------------------------

чески уместно, выразительно употреблять их в собственной речи. Таким образом реализуется идея синтеза традиционно вычленяемых в курсе частей, связанных с изучением языковой системы, с одной стороны, и с формированием и развитием речевых умений, мыслительных способностей - с другой.

В связи с этим важнейшей целью обучения становится целенаправленное формирование представления о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена; развитие языкового эстетического чувства, способности оценивать эстетическую ценность художественного высказывания, объяснять языковые истоки его образности и выразительности, а также формирование у учащихся потребности совершенствовать свою собственную речь, приближая ее к эстетическим речевым нормам.

Развитие природного языкового чутья и способности опираться на него в процессе языкового анализа - еще одна предметная цель обучения. Языковое чутье - это та основа, которая обеспечивает речевое совершенствование учащихся. Вместе с тем давно известно, что интуитивные способности ребенка используются в учебной деятельности далеко не в полной мере. Исследования последних лет посвящены поиску наиболее эффективных приемов, активизирующих языковую интуицию, а также языковую догадку, которая выражается в способности осознавать языковые значения в различном их проявлении, оперировать абстрактными категориями и проводить языковой анализ на высоком уровне абстракции, ориентируясь в неизвестном языковом материале по знакомым элементам и прогнозируя общую языковую ситуацию в целом.

И наконец, важнейшей целью обучения является формирование представления о родном языке как форме выражения национальной культуры народа, национальном достоянии русского народа. Действительно, цели обучения родному языку состоят не только в том, чтобы сформировать у учащихся определенную систему знаний, умений и навыков, обеспечивающих свободное владение языком в разных условиях речевого общения, но и в том, чтобы целенаправленно формировать национальное самосознание учащихся; создавать у детей представление о родном языке как материальной и духовной ценности, воспитывать у школьников любовь к родному языку, гордость за него, потребность к сохранению чистоты родного языка как явления культуры. Для достижения этих целей в практике преподавания давно используются различные способы и приемы обучения. В связи с разработкой государственных стандартов предпринимается попытка решить эту проблему, выделяя национально-региональный компонент образования. Он включает два аспекта. Первый из них - инвариантная часть (национально-культурный аспект), которая является обязательным компонентом курса русского (родного) языка и обеспечивает приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям, помогает осмыслить национальное своеобразие родного языка (в новых стандартах это содержание раскрыто в специальном разделе "Культуроведческая компетентность"). Второй аспект - это вариативная часть (региональный аспект), обеспечивающая осмысление учащимися языковых фактов, специфичных для того или иного региона России (этот аспект обучения в настоящее время интенсивно разрабатывается в разных регионах России).

Таким образом, за последнее десятилетие произошли существенные изменения в осмыслении общих целей обучения русскому языку, что нашло отражение в содержании разрабатываемых документов и материалов, начиная от стандартов по предмету и кончая разработкой новых систем обучения и форм проверки и оценки знаний, умений и навыков по русскому языку. Предметные цели современного курса максимально приближены к жизненным потребностям выпускника, отражают жизненные ориентиры учащихся. Направленность курса на интенсивное речемыслительное, интеллектуальное и духовное развитие создает условия для реализации в процессе обучения надпредметной функции, которую выполняет русский язык в системе школьного образования.

стр. 50

Похожие публикации:



Цитирование документа:

С. И. ЛЬВОВА, ШКОЛЬНЫЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 20 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206019501&archive=1206184486 (дата обращения: 20.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии