ТВОРЧЕСТВО В. М. ШУКШИНА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В VIII КЛАССЕ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 20 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Г. В. ПРАНЦОВА, В. К. ЧЕРНИН

Творчество В. М. Шукшина нашло отражение во всех школьных программах по литературе. Причем произведения писателя рекомендованы как для обязательного, так и самостоятельного чтения учащихся V-XI классов, что позволяет говорить о необходимости разработки методической системы изучения творчества В. Шукшина на разных этапах литературного образования с целью формирования представлений школьников об индивидуальном авторском стиле.

Так, в VIII классе в центре внимания школьников-читателей оказывается одна из главных составляющих стиля Шукшина - образы героев произведений. Писатель утверждал, что "литература - это все же жизнь души человеческой, никак не идеи, не соображения даже самого высокого порядка" 1 . Свое творчество он начинал, как отмечает Н. Лейдерман, с "горделивого любования сильным самобытным человеком из народа, умеющим лихо работать, искренне и простодушно чувствовать, верно следовать своему естественному здравому смыслу, сминая на пути все барьеры обывательской плоской логики" 2 . Писать о простых людях - это традиция русской литературы. Но Шукшин, по утверждению В. Горна, "обнаружил новые возможности в изображении личности. Обратившись к знакомому, он нашел там неизвестное" 3 . Уже в первых книгах ("Сельские жители", "Характеры") писатель проявил свою творческую самобытность. Особенностью его произведений стали раздумья о человеке, о смысле жизни.

В. Шукшин - "писатель с обостренным чувством совести". Это же качество в полной мере присуще и его любимым героям. "Совесть, - как справедливо заметил В. Горн, - определяет внутренние побуждения шукшинских героев к поступкам и оттого становится особо значимой категорией в художественном мире Шукшина (совестливость в характере героев - непременный и принципиальный показатель человека)" 4 . Размышляя о шукшинских "странных" героях, критик пишет: "Кто же они, эти "чудики", как не носители чистого добра, противопоставленного рассудочности и механике. Они, эти "странные люди", обладают самой главной "странностью": любят всех, как дураки" 5 . И это действительно так. Более того, герои Шукшина при внимательном рассмотрении оказываются не "странными", не "чудиками", а людьми "любопытными", с красивой душой. Таковы, например, Василий Князев ("Чудик"), Андрей Ерин ("Микроскоп"), Семка Рысь ("Мастер"), Васека ("Стенька Разин").

Характерной особенностью рассказов о "чудиках" является то, что Шукшин изображает своих "странных" персонажей в очень важный для них момент, "застигает" их в час тоски, скандала, обиды или же (что бывает значительно реже) в минуты творческого подъема. Почему так обошлись с "чудиком" и что ему теперь делать? - вот вопрос, занимающий писателя, который любит своих героев за то, что они способны бороться против хамства, вероломства продавцов и вахтеров, защищать свое право на творчество, на "научное исследование" и т.п. Он пишет в этой связи: "Герои мои... хотят найти дорогое интересное дело в жизни, не истратить совести, не обозлиться, не иссушить душу" 6 .

Вот такие герои-"чудики" оказываются в центре внимания восьмиклассников. Главная задача уроков по теме "В. М. Шукшин. Рассказы" - показать школьникам особенности характера нового героя Шукшина, способы его раскрытия, авторское отношение к "чудику". На решение этой проблемы может быть отведено два урока.

Первый урок начинается вступительной беседой, цель которой - выявить

стр. 40


--------------------------------------------------------------------------------

первичное восприятие учащимися рассказа "Микроскоп":

- Сформулируйте ваше впечатление от прочитанного произведения.

- Попытайтесь охарактеризовать героя, подчеркнув при этом отношение к нему окружающих. Чем, на ваш взгляд, можно объяснить подобное отношение?

- Таких шукшинских героев, как Андрей Ерин, называют "чудиками". Познакомьтесь с лексическим толкованием слова "чудик" в различных словарях: например, В. Даля, М. Фасмера, С. Ожегова. Какое из толкований наиболее полно позволяет объяснить суть характера шукшинского героя? Попытайтесь дать "свое" толкование понятию "герой- "чудик"". Соотнесите ваше определение с определением, данным самим писателем своему "странному" герою: "чудик - странный, несуразный человек, чудак" 7 .

Ответы учащихся свидетельствуют о том, что они достаточно верно понимают особенности характера шукшинского героя. Прежде всего восьмиклассники отмечают непохожесть персонажа на других, его стремление следовать своим душевным порывам. ("Если смотреть на героя рассказа "Микроскоп" глазами жены, то он, конечно, смешон: покупает зачем-то микроскоп вместо шубок для детей. Но вот этот-то поступок Андрея и делает его непохожим на других, интересным человеком, который хочет делать то, к чему тянется душа"; "Мне очень понравился рассказ "Микроскоп", хотя и не сразу. Сначала я воспринял его как анекдот: смешно показалось, что не очень образованный, взрослый мужчина решил заняться "наукой" и сделать то, чего не могут, по его мнению, ученые. Но, читая о том, как переживал Андрей, когда у него отняли микроскоп, я понял, что главное у Шукшина не само занятие героя, а то, что герой стремится к чему-то хорошему, чем-то увлечен".)

Постижению школьниками характеров героев произведений Шукшина призвано способствовать слово учителя, содержащее самую общую характеристику "чудиков". Но основная роль в этом принадлежит аналитической беседе, которая включает вопросы и учебно-дидактические ситуации, направленные не только на выявление особенностей характера героя-"чудика", но и на раскрытие способов создания образов и выражения авторского отношения к ним. Значительное место должно быть отведено и чтению (монологическому и в лицах), и работе с внесюжетными элементами (названием рассказа), и лингворечевой деятельности школьников.

Перечитайте начало рассказа "Микроскоп". Есть ли в нем экспозиция? О чем свидетельствует ее отсутствие? Как Шукшин "представляет" своего героя? С чего начинается история с микроскопом? Почему - "на это нужно было решиться"? Какие события повлекло за собой сообщение Андрея о потере денег? Какое представление о характере героя, его положении в доме дает сцена семейного скандала? - данный блок вопросов подводит школьников к пониманию того, каким было положение героя в семье.

- Почему же Андрей Ерин все-таки "решился" осуществить задуманное? Прочитайте в лицах диалог Андрея с сыном. Как вы поняли, чем вызвана страсть героя к "научным исследованиям"?

- С. В. Федоров утверждает: "Чудик всегда "болен" какой-то мыслью, недоступной другим. Он всегда - одиночка" 8 . Подтвердите справедливость этого высказывания на примере жизни Андрея Ерина.

Учебно-дидактическая ситуация, созданная предложенным высказыванием, помогает школьникам понять, что особенность "чудика" - в присущем ему чувстве ответственности за происходящее вокруг, в стремлении быть причастным общему делу, в нежелании замыкаться рамками быта. ("Героя рассказа волнует вопрос, почему человек так мало живет. Причину Андрей видит в микробах, которые "в кровь пролезли". Он готов вместе с учеными думать, "как их уничтожить". Конечно, его "вызов микробам" не понять жене, которая считает, что шубки и пылесос в хозяйстве полезнее микроскопа. У Андрея думы не о пылесосе, а о том, как спасти людей от "мелкой твари". Именно этой мыслью герой "болен". В этом - его "чудачест-

стр. 41


--------------------------------------------------------------------------------

во"... Но это же и отличает его от серых людей, которые думают только о своем благе".)

- Что изменилось в доме Ериных с появлением микроскопа? Почему вдруг Андрей стал "крикливым хозяином в доме" и почему это, по мнению рассказчика, было "странным"? Что еще, кроме "научного исследования", способствовало "выпрямлению" героя? - такой блок вопросов ориентирует восьмиклассников на углубленную (лингворечевую) работу с текстом. Им необходимо проследить, как меняется поведение героя после появления в доме микроскопа, в чем эти изменения выражаются и почему они стали возможны, а главное - как в рассказе передано "выпрямление" персонажа. Для этого учащимся предлагается выписать (в порядке следования в тексте) слова, передающие внутреннее состояние и внешнее поведение персонажа, его постепенное "перерождение" в "хозяина" ("тихо сиял", "не виновато засуетился.., а как-то снисходительно засуетился", "захохотал", "и опять невольно захохотал", "стал удивительно смелый", "решительно оттолкнул жену от микроскопа", "рявкнул", "становился крикливым хозяином в доме"), объяснить роль повторов и найти главные слова, которые объясняют причину "выпрямления" героя. "Тихо сиял" - вот те слова, которые, дважды повторяясь, выражают душевное состояние Андрея, на шаг приблизившего к исполнению своей главной "мысли". Радость, поселившаяся в душе героя, окрыляет его, заставляет почувствовать себя нужным человеком, "исследователем", делающим нечто важное, "помогающим" ученым. И это придает ему смелость. Повторы в тексте ("захохотал", "и опять невольно захохотал") не случайны: они показывают переход Андрея от робких, как бы "пробных" действий к более уверенным.

Рассказчику, который "наблюдает" только за поведением героя, кажется странным такое его "перерождение". Школьники для более глубокого постижения характера персонажа должны понять, что "превращению" Андрея "в крикливого хозяина в доме" способствовала и реакция его жены. Микроскоп в ее глазах был не совсем удачным (бесполезным) подарком, а интерес к нему мужа - чудачеством. И она, столкнувшись со странным увлечением Андрея, растерялась, не знала, как реагировать на подобное (брать сковородник или нет?), настолько это было непривычным в ее окружении. Не ответив на "пробные" действия мужа ("снисходительно засуетился", "захохотал"), героиня далее уже не могла помешать его "перерождению". Правда, только до раскрытия обмана, а потом ничто, даже то, что Андрей прекратил выпивки, не остановило жену в ее стремлении... купить шубки. Подобная реакция на увлечение героя - лишнее свидетельство того, насколько одинок "чудик", насколько непонятны его поступки окружающим.

- Как вы поняли смысл названия рассказа? Какова его роль в раскрытии идеи произведения, характера героя?

- Чем заканчивается история с микроскопом? Каким образом герой пытается объяснить самому себе неизбежность происшедшего? Удается ли ему это? Какую роль играет в рассказе открытый финал?

- Каково авторское отношение к герою? Как оно выражается в рассказе? Является ли концовка истории с микроскопом одним из способов проявления отношения автора к персонажу?

Открытый финал произведения дает школьникам-читателям простор для "домысливания" судьбы героя. Они видят два возможных пути для Андрея ("...герой не откажется от своего стремления сделать что-нибудь для спасения людей. Возможно, Андрей придумает еще что-то. И тогда снова его жизнь наполнится смыслом. И если его опять постигнет неудача, он будет искать еще что-то новое, но никогда не станет "как все"; "Андрей тяжело переживает расправу жены над его "мечтой". Он пытается внушить себе, что так и должно быть, что шубки важнее. Но... это мало утешает героя. Скорее всего, обиду он будет заливать вином..."). Подобные размышления свидетельствуют о том, что ученики в основном постигли осо-

стр. 42


--------------------------------------------------------------------------------

бенности характера героя-"чудика" и способны спрогнозировать логику его дальнейшего поведения.

"Андрей Ерин - "странный" человек, "чудик"" - вот тема высказывания, которое восьмиклассники должны составить в процессе самостоятельной домашней работы. Кроме того, им предлагается прочитать рассказы В. Шукшина "Стенька Разин" и С. Скитальца "Икар".

Следующий урок необычен тем, что интегрирует в себе и материал по творчеству В. Шукшина, и материал внеклассного чтения (рассказ С. Скитальца), а также речеведческие знания школьников. В результате - осуществляется подготовка учеников к созданию высказывания в жанре сравнительной характеристики двух литературных персонажей из рассказов разных авторов.

Состоит урок из нескольких этапов, каждый из которых имеет свои задачи, вытекающие из основной цели изучения шукшинских рассказов, - расширение представления учащихся об особенностях индивидуальной манеры писателя.

Как показали ответы значительной части школьников, труднее всего ими постигается идея каждого из прочитанных дома рассказов. Раскрытию основной мысли способствует обращение к таким методическим приемам, как беседа, выразительное чтение, чтение в лицах, анализ эпизода, создание учебно-дидактических ситуаций, художественное рассказывание, сопоставление образов двух персонажей (сначала из одного произведения, а затем из произведений разных авторов).

Ученикам предлагается прочитать в лицах сцену "В кузнице" и ответить на следующие вопросы: почему Васека, часто меняющий род своих занятий, остался в кузнице? Что поразило героя в работе кузнеца, в его отношении к своему делу? Сравните, как Васека выразил свое отношение к мастерству кузнеца и как кузнец высказал свое отношение к занятию героя. В чем разница подходов каждого из персонажей к оценке мастерства, творчества? Данное задание довольно сложно для учащихся, но именно оно дает им представление о возможности разного отношения к мастерству, творчеству. Кто кузнец? Мастер. Васека потому и остался в кузнице, что увидел в нем человека, любящего свое дело, и потому проникся к нему уважением. Но кузнец - мастер в самом прямом значении этого слова: он хорошо умеет делать работу, которая приносит ему доход.

Васека это не сразу понял. Почувствовав в кузнеце "родную душу", он демонстрирует ему свое мастерство - фигурку смолокура. Кузнец оценил качество работы героя. Но и только. Само же увлечение Васеки, его стремление творить красоту он, как человек практичный, не одобрил, считая, что тот переводит свой талант впустую, тратя его на "кукол": "Чудной ты парень, Васека. <...> Ты скажи мне: какая тебе польза, что ты смолокура этого вырезал? Это же все-таки кукла".

- Два взгляда двух талантливых людей (Васеки и кузнеца) на мастерство. На чьей стороне автор? Каким образом он выражает свою позицию? Прочитайте описание того, как работал Васека над фигурками. Применимо ли к его деятельности определение "творческий процесс"? Аргументируйте свое мнение.

- Перечитайте описание фигурки Степана Разина. Выпишите из текста слова, рисующие образ атамана. Опираясь на них, подготовьте творческий пересказ с элементами вымысла.

Последнее задание - художественное рассказывание - даст представление учащимся не только о характере, изобразительно-выразительных средствах языка, используемых писателем, но и поможет им "увидеть" фигурку атамана, восхититься умением ее творца.

- Случайна ли такая многомерность образа Разина? Почему, по-вашему, нет конкретного описания фигурки, изображающей атамана?

- Образ Степана Разина вызывал интерес писателя на протяжении многих лет. Он постоянно обращался к нему в своем творчестве и даже написал сценарий художественного фильма "Конец Разина". Познакомьтесь с суждениями Шукшина о том, каким виделся ему герой фильма: "Натура он сложная, во

стр. 43


--------------------------------------------------------------------------------

многом противоречивая, необузданная, размашистая. И вместе с тем - человек осторожный, хитрый, умный. Дипломат, крайне любезный и предприимчивый. <...> Он весь тут, Степан: его нечеловеческая сила и трагичность, его отчаяние и непоколебимая убежденность..." 9 . Что сближает это описание атамана с описанием фигурки в рассказе? Что дает их сходство для понимания авторского отношения к герою рассказа "Стенька Разин"?

Включение такой учебно-дидактической ситуации выводит восьмиклассников на довольно сложный для них уровень работы с текстом. Вместе с тем, отмечая очевидное сходство двух описаний атамана, школьники более отчетливо представляют отношение автора к своему герою - "чудику" Васеке. То, что привлекало Шукшина в Стеньке Разине, нашло выражение и в фигурке, сделанной героем. Подобное воплощение под силу только глубоко чувствующему и понимающему красоту, наделенному богатым воображением человеку-художнику. Таковым в представлении Шукшина является и Васека, которому он доверил "своего атамана".

Второй этап урока, цель которого подготовить школьников к созданию сравнительной характеристики литературных героев - Васеки (В. Шукшин. "Стенька Разин") и Назара (С. Скиталец. "Икар"), - позволяет показать отличие шукшинского героя-"чудика" от подобных героев в произведениях русских писателей и в конечном итоге расширить представление учеников о своеобразии индивидуального стиля В. Шукшина.

Что сближает рассказы писателей, творчество которых столь отдалено во времени? - вот вопрос, подводящий школьников к сопоставительному анализу произведений. Они отмечают, что сходство произведений - в их теме: и то и другое рассказывает о стремлении человека к красоте. Что еще позволяет говорить о близости этих рассказов? Характеры главных героев.

Сопоставление двух героев ведется в процессе беседы. Вопросы: что сближает персонажей рассказов С. Скитальца и В. Шукшина? Возможно ли сравнение героев - Назара и Васеки? На основе каких критериев это можно сделать - не вызывает затруднений у восьмиклассников. Они, владея уже определенными умениями составления сравнительной характеристики двух литературных персонажей, правда, из одного произведения (значительное внимание формированию такого рода умений мы уделяли в процессе изучения, например, повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка"), отмечают, что сопоставлять героев можно на основе двух таких значимых "показателей", как непохожесть на других и отношение к красоте.

Работа по сопоставлению образов персонажей двух разных рассказов позволяет вывести школьников и еще на одну особенность, которая сближает эти произведения: сходство идей. Восьмиклассники отмечают схожесть во взглядах писателей на роль красоты в жизни человека. И Скиталец, и Шукшин показали, что тяга к необыкновенному, к красоте духовно обогащает героев, помогает им выразить себя, осознать свое место в мире.

Разумеется, сопоставление произведений позволяет школьникам увидеть, что в своем творчестве В. М. Шукшин следовал традициям русской литературы. Но для понимания особенностей стиля писателя ученикам необходимо показать, что нового внес писатель в изображение героя-"чудика". Эффективным приемом здесь следует опять же считать прием сравнения. Но в данном случае школьникам предлагается не сопоставить, а противопоставить персонажей. Для этого им даются такие задания:

- Что значит "созерцать" и "созидать" красоту? Объясните значение каждого из глаголов, используя в качестве примеров-пояснений фрагменты из рассказов С. Скитальца "Икар" и В. Шукшина "Стенька Разин". Кого из героев произведений можно назвать "созерцателем", а кого "созидателем" красоты? Обоснуйте свое мнение.

- Согласны ли вы с утверждением, что "чудики" из рассказов Шукшина, в отличие от подобных им героев в произ-

стр. 44


--------------------------------------------------------------------------------

ведениях других писателей, более образованны, самостоятельны в своих поступках, в отстаивании своего права на "общение с красотой"? Подтвердите или опровергните эту мысль, противопоставляя Васеку и Назара.

Школьники, как показывают их рассуждения, правильно понимают, в чем заключается отличительная особенность шукшинского героя-"чудика". Они отмечают пассивность персонажа из рассказа С. Скитальца и готовность и способность героя из произведения Шукшина отстаивать свое право не только созерцать, но и творить красоту. Кроме того, восьмиклассники видят, что отличие героев еще и в уровне их образования. Учащиеся говорят о том, что Назар в основном воспринимает лишь внешнюю красоту вещи, не выражает желания постичь истинное содержание, удовлетворяясь простым домысливанием "сюжета". Васека же потому способен созидать красоту, что он идет в ее понимании от настоящей сути того, что созидает, для него важно "все знать о людях" - героях его скульптур. Именно эти качества: жизненная активность, стремление к знаниям, гордость своим талантом - и отличают шукшинского героя-"чудика".

Работу, начатую на уроке, учащиеся продолжают дома. Им предстоит еще раз осмыслить характер героя Шукшина и сформулировать свое отношение к нему. Сделать это школьникам предлагается письменно, выбрав одно из заданий: 1. Написать сочинение- рассуждение "Что отличает героев рассказа С. Скитальца "Икар" и В. Шукшина "Стенька Разин"?"; 2. Написать сочинение-характеристику "Герой-"чудик" в рассказе В. Шукшина "Стенька Разин"". Подобные задания не только закрепляют понятие учеников об особенностях стиля В. М. Шукшина, но и совершенствуют их речевые умения, связанные с составлением характеристики образа литературного героя, и формирует умения сравнивать двух персонажей из произведений разных авторов.

Приведем в качестве примера сочинение Марии П.

Что отличает героев рассказов С. Скитальца "Икар" и В. Шукшина "Стенька Разин"?

Утверждение, что шукшинские "чудики" отличаются от "странных" персонажей, изображенных другими писателями, я считаю справедливым. Васека, если его сравнивать с Назаром, действительно другой герой, хотя у них много общего: некрасивые, не похожие на других, стремящиеся к красоте. Вот это-то отношение к красоте их и сближает, и отличает.

Назар чувствует красоту: до слез восхищается статуэткой. Ее название - "Икар" - ему ни о чем не говорит, да он и не интересуется, кого представляет скульптурная группа: кто этот "молодой нагой парень" с "изломанными, разбитыми крыльями", что за "девицы подплыли к нему". Назар просто смотрит на "удивительно красивые и тонкие линии" статуэтки. Он отдает за нее последние деньги, забывая при этом о "почтенной" жене, детях. И все. На этом смелость героя кончается. Назар не способен защитить от семьи свое право любоваться приобретением не таясь. Он сам, как мифический Икар: тянется к красоте, а окружающие "ломают его крылья", то есть не позволяют свободно наслаждаться красотой статуэтки. Назар не может ничего изменить, даже не пытается.

Совсем по-другому у Васеки. Он, как и Назар, чувствует красоту, может плакать от восторга, как, например, плачет, слушая народную песню. Но Васека способен и сам творить красоту: он делает фигурки из дерева, которые потрясают зрителей. Не всех, конечно, а тех, кто понимает прекрасное. Для других же фигурки - просто "куклы". Васека обижался, когда о его работах так говорили, но не прекращал заниматься любимым делом. Наоборот, герой, несмотря на насмешки, попреки окружающих, бросал работу, где не мог творить, вновь возвращался к своим "куклам", "часами не разгибался над верстаком".

Васека знал себе цену, своим резным фигуркам, он считал себя "талантливым" и, не стесняясь, говорил об этом другим. И это не было ложью, хвастовством. "Деревянные человечки", сделанные Васекой, выдавали в нем мастера не только тонкостью резьбы, но и "правдивостью". Глядя на вырезанного из дерева смолокура, практичный кузнец говорил, что помнит таких людей... А фигурка Стеньки Разина раскрыла Захарычу глубину трагедии атамана...

стр. 45


--------------------------------------------------------------------------------

"Большим мастером", как назвал его Захарыч, Васека смог стать потому, что люди, образы которых он запечатлевал в дереве, интересовали его, он, как ему казалось, "знал о них все" и стремился узнать еще, хотя бы из рассказов учителя Захарыча. В отличие от Назара из произведения "Икар" шукшинский герой был более активным в постижении окружающего мира. <...>

Таким образом, уже при знакомстве школьников с произведениями писателя в средних классах, осуществляемом во взаимосвязи их литературного и речевого развития, совершенствуются навыки анализа литературного произведения, происходит накопление учащимися самых общих представлений и определенных знаний о художественном своеобразии творчества художника слова. Это готовит учеников к усвоению на более высоком уровне понятия об особенностях стиля писателя на уроках литературы в старших классах.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Шукшин В. М. Вопросы самому себе. - М., 1981. -С. 248.

2 Лейдерман Н. Л. "Чудики" и мироздание (О прозе Василия Шукшина) // Лейдерман Н. Л. Русская литературная классика XX века: Монографические очерки. - Екатеринбург, 1996. - С. 280.

3 Горн В. Ф. Василий Шукшин: Штрихи к портрету. - М, 1993. - С. 35.

4 Там же. - С. 62.

5 Там же. - С. 64.

6 Шукшин В. М. Указ. соч. - С. 219.

7 Цит. по: Елистратов В. С. Словарь языка Василия Шукшина. - М., 2001. - С. 376.

8 Дорофеева М. Г., Коновалова Л. И., Федоров С. В., Шолпо И. Л. Изучение творчества В. М. Шукшина в школе: Кн. для учителя. - СПб., 1998. - С. 109.

9 Шукшин В. М. Указ. соч. - С. 104 - 105.

стр. 46

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Г. В. ПРАНЦОВА, В. К. ЧЕРНИН, ТВОРЧЕСТВО В. М. ШУКШИНА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В VIII КЛАССЕ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 20 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206019467&archive=1206184486 (дата обращения: 25.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии