"ДЕНИСЬЕВСКИЙ ЦИКЛ" Ф. И. ТЮТЧЕВА. УРОК В X КЛАССЕ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 20 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Г. Л. ГОЛУБЕВА

Урок, посвященный "денисьевскому циклу" Ф. И. Тютчева, естественно входит в систему уроков по творчеству поэта. Его может предварять разговор о ранней любовной лирике, которая носит несколько иной характер, но, безусловно, является той почвой, на которой впоследствии возрос и расцвел знаменитый цикл, посвященный горькой и в то же время счастливой любви стареющего поэта к молодой девушке.

Наверное, не стоит стремиться перегружать урок подробностями из личной жизни двух любящих людей. Лучше использовать факты биографии лишь тогда, когда это помогает восприятию и пониманию поэтического текста.

Можно выбрать для чтения и анализа разные стихотворения цикла с учетом уровня подготовки и интересов учащихся. Урок строится по типу "литературной гостиной", в которой берут

стр. 30


--------------------------------------------------------------------------------

слово то учитель, то ученики. В зависимости от предварительного задания ученики делятся на четыре группы: "чтецы", "биографы", "исследователи" и "критики". Каждая группа готовится к уроку, ведет самостоятельный поиск материала. Вашему вниманию предлагается план-конспект урока, проведенного в X классе Нововоронежской средней школы N 4.

Вступительное слово учителя. Мы продолжаем разговор о лирике великого русского поэта Федора Ивановича Тютчева. Биографы утверждают, что "жизнь сердца" была у него бурной, насыщенной, "роковой". Судьба подарила поэту несколько встреч с женщинами, которых он любил. И каждый раз он отдавался своему чувству без остатка, и каждый раз оно находило отражение в его творчестве. Вадим Кожинов в монографии о Тютчеве писал: "...сразу же уместно сказать, предваряя все дальнейшее, что полюбив, Тютчев уже не умел, не мог разлюбить. Любимая женщина являла для него как бы полнозвучное воплощение целого мира - неповторимое, но все же несущее в себе именно все богатство мира, воплощение 1 . И для поэта это ощущение жизни через свою любовь было настолько ограниченной потребностью души, что, утратив его, он решил: "Я отжил свой век и... у меня ничего нет в настоящем". Однако ему было суждено вновь встретить любовь, которую он сам назвал "последней".

Чтец. Стихотворение "Последняя любовь" (1852 - 1854).


О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней...
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье, -
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность...
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство, и безнадежность2.
Учитель. С каким явлением природы поэт сравнивает последнюю любовь?

Последняя любовь - как вечерняя заря, когда "полнеба обхватила тень", кончается день (так же, как кончается жизнь), и лишь на западе "бродит сиянье", "Сияет прощальный свет" заходящего солнца и последней любви.

Учитель. Что присуще человеку, который любит "на склоне лет"?

Поэт подчеркивает: "Нежней мы любим и суеверней". "Суеверней" - значит, боимся даже чего-то выдуманного, пустого, пустякового, что тем не менее сможет разрушить такое трепетное, такое дорогое чувство, заключающее в себе "очарованье", "блаженство", "безнадежность".

Учитель. Какое настроение передают эти строки?

Хочется, чтобы "очарованье" продлилось, но это невозможно, и стихотворение исполнено печали и ощущения безнадежности.

Учитель. Что привлекло ваше внимание в синтаксическом строе стихотворения?

В каждой строфе есть побудительное предложение, что делает стихотворение похожим на молитву, заключающую самую сокровенную просьбу.

Биографы. Это стихотворение имеет биографическую основу. Тютчев посвящает его своей последней любви... Ему было 47 лет, ей - 24 года. Тютчев как будто предчувствовал эту встречу и все, во что она выльется, когда еще в 1839 г. писал: "Не верь, не верь поэту, дева..."

Чтец.


Не верь, не верь поэту, дева,
Его своим ты не зови -
И пуще пламенного гнева
Страшись поэтовой любви!

Его ты сердца не усвоишь
Своей младенческой душой;
Огня палящего не скроешь
Под легкой девственной фатой.

Поэт всесилен, как стихия,
Не властен лишь в себе самом;
Невольно кудри молодые
Он обожжет своим венцом.

Вотще поносит или хвалит
Его бессмысленный народ...
стр. 31


--------------------------------------------------------------------------------

Он не змиею сердце жалит,
Но как пчела его сосет.

Твоей святыни не нарушит
Поэта чистая рука,
Но ненароком жизнь задушит
Иль унесет за облака.
Исследователи. Поистине дар поэта - дар пророка. За 11 лет до встречи со своей последней любовью Тютчев сумел предугадать все трагические нюансы своих отношений с выпускницей Смольного института, готовившейся стать фрейлиной, Еленой Александровной Денисьевой.

Биографы. Имеем ли мы право проникать в мир личных переживаний поэта? Что важнее для потомков, лирические строки или события, вызвавшие их к жизни? Как вы думаете, какой читатель сможет глубже проникнуть в тайну произведения: тот, кто ничего не знает об отношениях поэта и Денисьевой и лишь воспринимает текст, или тот, кто считает поэтические строки лишь продолжением биографии поэта?

Наверное, первый читатель окажется ближе к пониманию стиха, чем второй. И в этом нет парадокса. Ведь за поэтической строкой таится нечто гораздо большее, нежели биографический факт. Сам Тютчев писал: "...вы знаете, как я всегда гнушался этими мнимопоэтическими профанациями внутр<еннего> чувства, этою постыдною выставкой напоказ своих язв сердечных..., боже мой, боже мой! да что общего между стихами, прозой, литературой, целым внешним миром и тем... страшным, невыразимо невыносимым, что у меня в эту минуту на душе происходит..." 3 .

Исследователи. Как видим, сам поэт отчетливо отделял свое творчество от того, что мы привыкли называть личной жизнью. И тем не менее отношения поэта с Еленой Денисьевой запечатлелись в стихотворениях "Предопределение" (1851 - 1852), "Я очи знал, - о, эти очи!.." (1852), "Не говори: меня он, как и прежде, любит...", "О, не тревожь меня укорой справедливой!.." (1851 - 1852), "Чему молилась ты с любовью...", "Последняя любовь" (1852 - 1854) и др., которые объединяются в так называемый денисьевский цикл, своеобразный "роман в стихах", основанный на совершенно реальной и по- настоящему трагической истории любви.

Биографы. Муж сестры Елены Денисьевой А. И. Георгиевский вспоминал, что чувство Тютчева "вызвало с ее стороны такую глубокую, такую самоотверженную, такую страстную и энергическую любовь, что она охватывала все его существо, и он остался навсегда ее пленником, до самой ее кончины" 4 . В глазах высшего света Петербурга их отношения, продлившиеся 14 лет, в течение которых Елена Александровна родила троих детей, были скандальными. Денисьеву отвергло общество, от нее отрекся отец, ее тетушка, инспектриса Смольного института, вынуждена была уйти оттуда. Положение невенчанной жены, матери незаконнорожденных детей усугублялось тем, что Тютчев продолжал любить и свою "законную" семью, жену, детей. Его никогда не оставляло чувство вины. "Как захваченный водоворотом, он бесцельно метался в заколдованном круге нелепых, тяжелых, подчас унизительных условий созданного им самим положения, являясь в одно и то же время палачом и жертвой" 5 , - вспоминал Федор Федорович Тютчев, сын поэта и Денисьевой. Трагизм положения влюбленных мы ощущаем уже в одном из первых стихотворений "денисьевского цикла" "О, как убийственно мы любим!" (1851).

Чтец.


О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя...
Год не прошел - спроси и сведай,
Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебный взор, и речи,
И смех младенчески-живой?

И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!
стр. 32


--------------------------------------------------------------------------------

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья...
Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,
Очарование ушло...
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!..
Учитель. Какое впечатление производит стихотворение?

Кажется, что отношения влюбленных, перешедшие в убийственную страсть, подошли к финалу, а ведь это только начало любви.

Учитель. Что принесло это чувство героине?

Любовь легла "незаслуженным позором" на ее жизнь, принесла отреченье, страдание, боль, изменила даже внешность:


Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.
Учитель. Кто виноват в этом, по мнению поэта?

Он винит только себя, свою "убийственную" любовь, "буйную слепоту страстей". Вспоминает "ее волшебный взор, и речи, и смех младенчески- живой", называет свое чувство "судьбы ужасным приговором", уничтожившим "то, что в душе ее цвело".

Биографы. Горькая и трудная любовь, ощущение двусмысленности своего положения сделали Елену Денисьеву раздражительной и нервной. Она заболела чахоткой. Поэта ни на минуту не оставляло чувство вины, оно звучало в каждом стихотворении.


Весь день она лежала в забытьи,
И всю ее уж тени покрывали.
Лил теплый дождь - его струи
По листьям весело звучали.

И медленно опомнилась она,
И начала прислушиваться к шуму,
И долго слушала - увлечена,
Погружена в сознательную думу...

И вот, как бы беседуя с собой,
Сознательно она проговорила
(Я был при ней, убитый, но живой):
"О, как все это я любила!"

Любила ты, и так, как ты, любить -
Нет, никому еще не удавалось!
О господи!.. и это пережить...
И сердце на клочки не разорвалось...
("Весь день она лежала в забытьи...", 1864)
Биографы. Безмерное горе, переходящее в отчаяние, чувство бессилия и надвигающейся трагедии переполняют сердце лирического героя.

В 1864 г. Елена Денисьева умерла от скоротечной чахотки. Ее смерть стала для Тютчева тяжелейшим ударом: "Не живется, не живется, не живется", - повторял он в письмах этого времени.

После смерти любимой поэт выражает в стихах боль, утрату, тоску.

Чтец. "Накануне годовщины 4 августа 1864 года"


Вот бреду я вдоль большой дороги
В тихом свете гаснущего дня...
Тяжело мне, замирают ноги...
Друг мой милый, видишь ли меня?

Все темней, темнее над землею -
Улетел последний отблеск дня...
Вот тот мир, где жили мы с тобою,
Ангел мой, ты видишь ли меня?

Завтра день молитвы и печали,
Завтра память рокового дня...
Ангел мой, где б души не витали,
Ангел мой, ты видишь ли меня? (1865)
Исследователи. Давайте попробуем вместе определить, каким размером написано это стихотворение. Для этого обозначим ударные и неударные слоги. Мы видим, что ударение падает на все нечетные слоги, начиная с первого, и можем наблюдать чередование двухсложных стоп, которых в каждой строке пять. Стихотворение написано пятистопным хореем, который употребляется в русской поэзии довольно редко.

стр. 33


--------------------------------------------------------------------------------

Критики. Этот размер связывают с именем Лермонтова. К. Тарановский утверждал: "Единственное стихотворение Тютчева, написанное пятистопным хореем, "Накануне годовщины 4 августа 1864 года", т.е. дня смерти Е. А. Денисьевой, является уже прямой вариацией на лермонтовскую тему 6 .

Исследователь сопоставляет произведение Тютчева с известным стихотворением М. Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу..." и приходит к выводу, что совпадение стихотворного размера не случайность, что оно обусловлено внутренней смысловой взаимосвязью.

Ю. М. Лотман отмечает: "В первую очередь следует отметить подчеркнутую несведенность стихотворения к гармоническому целому: оно заканчивается вопросом, на который не может быть дано ответа. Построенное из разнородных семантических структур, оно утверждает невозможность сведения их воедино" 7 .

"Стихотворение Тютчева строится как отказ от надежд на гармонию. Поэтому троекратно повторенный заключительный вопрос усиливает сомнение" 8 .

"На фоне лермонтовского текста в стихотворении Тютчева видна еще одна особенность - тем более примечательная, что Лермонтов и Тютчев здесь как бы меняются местами, поскольку и стихотворение Лермонтова, и стихотворение Тютчева, взятые изолированно от их остального творчества, во многом не совпадают с "типовым" представлением о художественной позиции этих поэтов. Само понятие контакта в сопоставленных текстах глубоко различно. У Лермонтова это контакт с природой (скорее "тютчевская" проблема), а у Тютчева - с человеком - вопрос типично лермонтовский. При этом у Лермонтова слияние с природой заменяет невозможный контакт с другим человеком - у Тютчева земная, человеческая близость не может быть заменена ничем" 9 .

Эту безнадежность, душевную пустоту и тоску мы в полной мере ощущаем, читая одно из самых замечательных стихотворений "денисьевского цикла".

Биографы. Тютчева ожидало еще немало утрат. После смерти Денисьевой умерли ее дочь Елена и сын Николай, мать и брат поэта, дети Дмитрий и Мария. "Пережить все, чем мы жили... Что обыкновеннее этой судьбы - и что ужаснее? Все пережить и все-таки жить...", - писал Тютчев В. А. Жуковскому после кончины первой жены. "Все пережить и все-таки жить..." - таков удел человека в этой жизни. Любовная лирика Тютчева - это поэтическое воплощение пережитого, которое помогло дальше жить не только поэту, но и многим его читателям. Подводя итоги нашего урока, обратимся к стихотворению Ф. И. Тютчева, посвященному его дочери Дарье Федоровне Тютчевой.


Когда на то нет Божьего согласья,
Как ни страдай она, любя, -
Душа, увы, не выстрадает счастья,
Но может выстрадать себя...

Душа, душа, которая всецело
Одной заветной отдалась любви
И ей одной дышала и болела,
Господь тебя благослови!

Он, милосердный, всемогущий,
Он, греющий своим лучом
И пышный цвет, на воздухе цветущий,
И чистый перл на дне морском.
("Когда на то нет Божьего согласья...", 1865)
Говоря о душе, "всецело отдавшейся заветной любви", поэт не только отдает дань своему последнему чувству, но и напоминает нам, его читателям, о том, что главное в человеке - это прекрасный внутренний мир. Не сомневаюсь, что вы еще не раз откроете томик со стихами Тютчева и найдете в нем что-то очень важное для себя. (Звучит музыка.) 10

В качестве домашнего задания учитель может предложить учащимся написать сочинение-миниатюру по лирике Ф. И. Тютчева на одну из тем: "О, как убийственно мы любим", "Душа, увы, не выстрадает счастья..." и т.п.

(г. Нововоронеж, Воронежская обл.)

Литература

Захаркин А. Ф. Русские поэты второй половины XIX века. - М., 1975.

Игнатенко Л. Н. "Я встретил вас...". Любовная лирика Н. А. Некрасова и Ф. И. Тютчева в X классе // Литература в школе. - 1995. - N 2. - С. 79 - 82.

Касаткина В. Н. "ПоэзияФ. И. Тютчева. - М., 1978.

стр. 34


--------------------------------------------------------------------------------

Кожинов В. Тютчев. - М., 1994.

Ломтан Ю. М. Анализ поэтического текста. - Л., 1972.

Моисеева Т. Н. "Поэзия сердца" (Любовная лирика Н. А. Некрасова и Ф. И. Тютчева на факультативном занятии в IX классе) // Литература в школе. - 1988. - N 6.

Озеров Л. А. Поэзия Тютчева. - М., 1975.

Тютчев Ф. И. Стихотворения. - М., 1972.

Тютчев Ф. И. Стихотворения, письма. - М., 1957.

Харитонова О. М. Любовная лирика Ф. И. Тютчева // Уроки мысли и чувства. - Ч. 4. - Воронеж, 1998. - С. 132 - 196.

-----

1 Кожинов В. Тютчев. - М., 1994. - С. 107 - 111.

2 Здесь и далее цитируется по изданию: Тютчев Ф. И. "О вещая душа моя!..". Стихотворения. Переводы. Размышления о поэте. - М.: "Школа-Пресс", 1995.

3 Уроки мысли и чувства. - Воронеж, 1998. - С. 144.

4 Там же. - С. 141.

5 Там же.

6 Тарановский К. О взаимоотношении стихотворного ритма и тематики // American contre Buttons to the Fifth International Congress of Slavists. - Sofia, 1963. - С. 343.

7 Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. - Л., 1972. - С. 196.

8 Там же. - С. 198.

9 Там же. - С. 198 - 199.

10 Для музыкального сопровождения при чтении стихов, в начале и в конце урока, можно использовать "Цыганские напевы" П. Сарасате или произведения Н. Паганини.

стр. 35

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Г. Л. ГОЛУБЕВА, "ДЕНИСЬЕВСКИЙ ЦИКЛ" Ф. И. ТЮТЧЕВА. УРОК В X КЛАССЕ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 20 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206018967&archive=1206184486 (дата обращения: 20.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии