ОБСТОЯТЕЛЬСТВО ИЛИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ? ОСНОВНЫЕ ТИПЫ СИНКРЕТИЧНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 20 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Л. А. Чернова

По семантике члены предложения делятся на типичные и синкретичные. Практика грамматического анализа обычно связана с типичными членами предложения, синкретичные члены предложения еще не стали предметом постоянного внимания в процессе преподавания русского языка. Основными причинами этого являются недостаточная теоретическая освещенность синкретичных членов предложения и отсутствие соответствующего материала в большинстве учебных программ и учебных пособий. Однако учителю полезно знать о синкретичных членах предложения, чтобы не стремиться в процессе грамматического разбора свести их к типичным членам предложения. Впервые сведения о синкретичных членах предложения в школьных учебниках были введены В. В. Бабайцевой. (См.: Бабайцева В. В. Русский язык. Теория: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М., 1994. - С. 301.) Цель нашей статьи - элементарно изложить сведения об основных типах синкретичных членов предложения и предложить практические задания по грамматическому анализу этих членов предложения. По определению В. В. Бабайцевой, синкретизм в системе членов предложения - это совмещение (синтез) в одном члене предложения дифференциальных признаков разных членов предложения, разных их функций. Следовательно, синкретичными называются члены предложения, которые совмещают дифференциальные признаки разных членов предложения. Синкретизм - это объективно существующий, универсальный и широко распространенный факт языка и речи. Причиной синкретизма в области членов предложения является потребность в выражении более сложной семантики - с одной стороны, и в более экономном способе конденсации смысла - с другой.

В качестве основных типов синкретичных членов предложения выступают следующие члены предложения.

1. Дуплексивы.

Дуплексив - это особый тип второстепенного члена предложения, который связан с двумя членами предложения (глагольным и именным), отвечает на вопрос обстоятельства или дополнения, характеризуется двумя значениями - обстоятельства и определения или дополнения и определения и выражается именем прилагательным, именем существительным, реже - другими частями речи (именем числительным, местоимением, причастием).

При этом связь дуплексива с глагольным членом предложения обнаруживается с помощью вопроса обстоятельства (как? когда?) или вопроса дополнения (кем?). Например: Иногда дети родятся (как?) Девочку назвали (назначили) (кем?) Связь дуплексива с именным членом предложения устанавливается с помощью согласования в роде и числе, только в числе или смыслового согласования (по полу лица). Например: Ребенок родился (как?) . Девочка родилась (как?) Дети родились (как?)

Значения обстоятельства или дополнения у дуплексивов зависят от сочетаемости глагола.

При глаголах "считать(ся)", "назначать(ся)", "оформить(ся)", "устроить(ся)", "числиться", "сделать", "работать", "служить" и некоторых других дуплексивы совмещают значения дополнения и определения: Его назначили (кем?) Брат устроился (кем?) ; Сестра работает (кем?) Дядя оформился (кем?)

При глаголах "чувствовать себя", "звать(ся)", "называть(ся)", "дразнить(ся)", "представлять(ся)", "изображать(ся)", "выглядеть", "родиться" и некоторых других дуплексивы совмещают значение обстоятельства и определения: Соседа дразнили (как?) ; Он чувство-

стр. 56


--------------------------------------------------------------------------------

вал себя в этом доме (как?) Герой изображался (как?) ; Гость представился (как?) Собеседник звался (как ?)

При всех других глаголах дуплексив имеет совмещенное значение обстоятельства и определения: Ему не доплыть (как?) Он пришел к финишу (как?) Ребенок проснулся (как?) . Сюда его привезли (когда?) Его любили (когда?)

Задание 1. Рассмотрите выделенные дуплексивы, укажите: с какими членами предложения они связаны, на какие вопросы отвечают, какие значения совмещают, чем выражены.

Неужели правда война сделала тебя суеверным? (К. Симонов). Все засыпано снегом, спрятался человек, зверь, птица обыкновенная на лету падает мертвая, и только я - живая душа - еду неуверенный, доберусь ли домой (М. Пришвин). Мне приходится первому открывать огонь, когда японцы подходят с севера (А. Степанов). А два дня назад он был оформлен директором (Г. Николаева).

Задание 2. Выделите дуплексивы, укажите: с какими членами предложения они связаны, на какие вопросы отвечают, какие значения совмещают, чем выражены.

Генерал чувствует себя моложе, и подтянутее, и торжественнее в мундире (Г. Николаева). Рыжики нужно тщательно вытереть и сухие укладывать рядами (В. Солоухин). ...Всего сутки назад он видел ее мужа живого и здорового (К. Симонов). Сонного его заливало дождем (В. Короленко). Маленький он был обжора страшный (И. Тургенев).

Дуплексив, представленный творительным падежом с совмещенным значением дополнения и определения, следует отличать от составного именного сказуемого, включающего глагол, равный по значению связочному глаголу, и присвязочный компонент в форме творительного падежа. Ср. ряды примеров: родился героем, оформился сторожем, устроился охранником, нанялся садовником, числился сторожем - сидел (был) перевозчиком, ходил (был) генералом, стоял (был) квартирантом, лежал (был) больным, ходила (была) бесчувственной. При дуплексиве может быть употреблен оборот "в качестве", а в составном именном сказуемом глагол может быть заменен глаголом-связкой. Ср. параллельные примеры с дуплексивом и составным именным сказуемым: А два дня назад он был оформлен (кем?) (в качестве директора) (Г. Николаева) - Вы что, ?; ...Его назначили в горы (Г. Николаева) - Вот он и

Особую трудность для разграничения представляют конструкции с дуплексивом и составным именным сказуемым, в которых глаголы имеют одинаковый звуковой и графический состав. Ср.: Мать из-за печки (как?). (А. Коптяева) - Я из мировой войны и ценю одно - дыхание жизни (А. Н. Толстой); А потом, когда Синцов еще раз оглянулся, старик уже на дне окопа (как?) (К. Симонов) - ...Спрашивать уже не с кого: Баранов (был мертвый) (К. Симонов).

2. Составные именные члены предложения.

Составной именной член предложения - это синкретичный член предложения, который связан с одним или с двумя членами предложения, отвечает на один вопрос, соответствующий основному значению, характеризуется двумя значениями (основным и дополнительным) и выражен сочетанием глагола-связки и именной части речи (имени существительного, прилагательного, числительного, местоимения), реже - сочетанием глагола- связки и другой части речи (причастия, наречия): быть учителем, был серьезным, будучи первым, бывший моим, будучи замужем, оставшись незамеченным.

Основное значение и основная связь составного именного члена предложения устанавливаются с помощью традиционных вопросов от главного слова или с помощью констатации независимости чле-

стр. 57


--------------------------------------------------------------------------------

на предложения; дополнительное значение и связь выявляются посредством согласования именной части с именным членом предложения в роде и числе, только в числе или смысловой связи. Так, в примере: С житья такого им гладкими не стать (А. Солженицын) основное значение составного именного члена предложения устанавливается посредством констатации независимости: это составное именное сказуемое в односоставном предложении; дополнительное значение (определения) обнаруживается по факту неполного согласования именной части (гладкими) с именным членом предложения (дополнением им) в числе.

Составные именные члены предложения совмещают следующие значения:

основное значение подлежащего - с дополнительными значениями определения и добавочного сказуемого: просто непозволительно (Ю. Герман);

основное значение сказуемого - с дополнительным значением определения: Оружие и противникам (Ф. Достоевский);

основное значение определения - с дополнительным значением добавочного сказуемого: Чем больше обеззвучивалась неколышемая ветром тайга, тем таинственнее за стволами слышался шум невидимой реки, призывным (Е. Евтушенко), или с дополнительными значениями добавочного сказуемого и обстоятельственным: Его томил свой, так и долг перед матерью, а следовательно, и перед своей совестью (П. Проскурин), или с дополнительными значениями дополнения и добавочного сказуемого: Угроза друзьями не пугала Волконскую (М. Марич); основное значение дополнения - с дополнительными значениями определения и добавочного сказуемого: У солдата люди учатся (В. Песков); основное значение обстоятельства - с дополнительными значениями определения и полупредикативным значением: Она подняла головку с длинными косами, сразу до строгости (Г. Марков).

Дополнительное значение добавочного сказуемого определяется по возможности замены составного именного члена предложения придаточным предложением (угроза быть оставленной - угроза, что она будет оставленной) или глаголом-сказуемым (став внимательной - стала внимательной).

Дополнительное значение обстоятельства устанавливается с помощью обстоятельственного вопроса: томил (почему?), так как остался невыплаченным долг.

Задание 3. Рассмотрите выделенные синкретичные составные именные члены предложения, укажите: с какими членами предложения они связаны, на какие вопросы они отвечают, какими значениями характеризуются, чем выражены.

Советуешь, значит, быть умнее Николаю Петровичу? (В. Шукшин.) Как просто быть счастливой в этом мире (Р. Казакова). Друзья мои, как утро здесь прекрасно! (А. Пушкин.) И снова потянулись бесконечные равнины дельты, показавшиеся более унылыми после чистых просторов моря (И. Ефремов). Варя совсем не показывалась на батарее, будучи сильно занята в госпитале (А. Степанов).

Задание 4. Выделите составные именные члены предложения, укажите: с какими членами предложения они связаны, на какие вопросы отвечают, какими значениями характеризуются, чем выражены.

Назначение было от двадцать третьего числа (К. Федин). Будучи глуховат, он не слышал разговора, а только голоса братьев (Ю. Тынянов). Ему стало холодно, будто он без шапки и в плаще оказался на льдине в полярных водах, ветер сбивал его с ног, подталкивал к трещине, становившейся все шире и страшнее (В. Орлов). У него гостила дочка, бывшая замужем за тверским помещиком Вульфом (Ю. Тынянов). Быть современником - значит творить свое время, а не отражать его (М. Цветаева). Маргарита Александровна ни о чем не спрашивала, только посоветовала быть поосторожней (И. Козлов).

стр. 58


--------------------------------------------------------------------------------

3. Различные обособленные члены предложения (определения, приложения, обстоятельства), включающие полупредикативное значение.

Обособленный член предложения - это синкретичный член предложения, который связан, как правило, слабой связью с одним членом предложения и в большинстве случаев связан также с основой предложения, отвечает на вопрос, соответствующий основному значению члена предложения, характеризуется одновременно одним основным значением и одним-двумя дополнительными значениями, выражается деепричастием, причастием, именем прилагательным, именем существительным с зависимым словом или без него, то есть частями речи, способными быть носителями предикации. Примеры:

Море выло, швыряло большие тяжелые камни на прибрежный песок, (М. Горький). он даже не посмотрел, как враг ткнется в землю (Б. Полевой). они цветным пластом на землю лягут (Р. Рождественский). Дым из трубы поднимается вверх,. (М. Пришвин).

Обособленный член предложения, выраженный деепричастием, связан с личной формой глагола и с именем-подлежащим, отвечает на вопрос обстоятельства, характеризуется основным значением обстоятельства (устанавливается по вопросу от сказуемого) и дополнительным значением добавочного сказуемого (выявляется при замене деепричастного оборота глаголом-сказуемым с пояснительными словами или придаточным предложением).

Обособленный член предложения, выраженный причастием, именем прилагательным, именем существительным, связан с определяемым именем существительным или личным местоимением и может быть также связан с основой предложения, отвечает на основной вопрос определения и может отвечать на дополнительный вопрос обстоятельства, характеризуется основным значением определения и дополнительным значением добавочного сказуемого и может также выражать дополнительное обстоятельственное значение.

Задание 5. Рассмотрите выделенные синкретичные обособленные члены предложения, укажите: с какими членами предложения они связаны, на какие вопросы отвечают, какими значениями характеризуются и чем выражены.

Волшебный край! Там в стары годы, сатиры смелый властелин, блистал Фонвизин, друг свободы (А. Пушкин). Смеркалось; на столе, блистая, шипел вечерний самовар, китайский чайник нагревая (А. Пушкин). Полдень раннего июня был в лесу, и каждый лист, полный, радостный и юный, был горяч (А. Твардовский). В затяжные дожди дергают репу и брюкву, появившуюся в наших краях в конце девятнадцатого века (В. Белов). Когда я проснулся на другой день утром, папа, еще не одетый, в торжковских сапожках и халате, с сигарой в зубах, сидел на постели у Володи (Л. Толстой).

Задание 6. Выделите синкретичные обособленные члены предложения, укажите: с какими членами предложения они связаны, на какие вопросы отвечают, какими значениями характеризуются и чем выражены.

А по ущелью, во тьме и брызгах, поток стремился навстречу морю, гремя камнями (М. Горький). Старуха, Гришкина мать, умерла, но старики, отец и тесть, были еще живы (М. Салтыков-Щедрин). Нас окружал со всех сторон сплошной вековой бор, равный по величине доброму княжеству (А. Куприн). Саша Бережнова, в шелковом платье, в чепце на затылке и в шали, сидела на диване (А. Гончаров).

4. Необособленные определения, связанные с двумя членами предложения.

Это члены предложения, которые связаны с двумя членами предложения (подлежащим или дополнением и сказуемым), отвечают на два вопроса - основной вопрос определения и дополнительный вопрос обстоятельства, характеризуются двумя значениями - основным значением определения и дополнительным значением обстоятельства, выража-

стр. 59


--------------------------------------------------------------------------------

ются именами прилагательными (причастиями, числительными). Примеры:

метла хорошо метет (пословица). (Метла какая? + хорошо метет почему?) . бочку водой не наполнишь (пословица). ложка рот дерет (пословица).

5. Второстепенные члены предложения, выраженные инфинитивом (глагольный дуплексив).

Это синкретичные члены предложения, связанные с двумя членами предложения (глагольным и именным), отвечающие на один вопрос (дополнения или обстоятельства) и характеризующиеся двумя значениями - основным значением дополнения или обстоятельства и дополнительным значением добавочного сказуемого, что обнаруживается возможностью замены инфинитива личной формой глагола (пришел слушать - пришел и слушал). Примеры:

Я опять пришел сюда прибой (М. Пришвин). И вот неведомый мне самому какой-то другой человек помог мне в себе прекрасное мгновение (М. Пришвин).

Задание 7. Найдите глагольные дуплексивы, укажите: с какими членами предложения они связаны, на какие вопросы отвечают, какими значениями характеризуются и чем выражены.

Перед отъездом он пришел без зова в избу к Насте поблагодарить ее за заботу и принес ей подарки (К. Паустовский). Подумав несколько секунд, Батюк приказал отправить донесение в таком виде, а Львову позвонил и пригласил зайти, когда освободится (К. Симонов). Наконец около полуночи усталый хозяин прекратил танцы, приказал давать ужин, а сам отправился спать (А. Пушкин). Однако упорство старика заставило Аленку призадуматься (М. Салтыков-Щедрин). Она заставила Ивана Ильича выпить несколько чашек кофе (А. Н. Толстой).

6. Второстепенные члены предложения, выраженные именами существительными с предлогами и без предлогов, с одной связью.

Это синкретичные члены предложения, связанные с одним членом предложения (глагольным или именным), отвечают на два разных вопроса (дополнения и обстоятельства, дополнения и определения) и характеризуются двумя разными равноправными значениями (дополнения и обстоятельства, дополнения и определения). Примеры:

Тяжесть наращивалась постепенно, с годами (В. Белов). Перед картиной стоял маленький человек, в меховом пальто, без шапки; откинутые с большого лба волосы его бросали тень (А. Н. Толстой). Мысль не могла прийти в голову Ростову (Л. Толстой). Слон слушал его запоздалое признание . (Ю. Яковлев). Известие разнеслось по тайге задолго до получения ответа из области (А. Коптяева).

Задание 8. Выделите синкретичные второстепенные члены предложения, выраженные именами существительными, укажите: с какими членами предложения они связаны, на какие вопросы отвечают, какими значениями характеризуются.

Тоска по физическому труду угнетала Давыдова (М. Шолохов). Сумерки ложились над степью (М. Шолохов). Эти господа, как известно, любят засматриваться на луну да слушать щелканье соловьев (А. Гончаров). И мальчика привели в дом отца (М. Горький). В единственном письме к нему, пришедшем в угрюмую пору снегов, в момент нещадной отрешенности ото всего света, Лиза написала ему о своем браке (К. Федин).

7. Второстепенные члены предложения, выраженные именами существительными с предлогами, с двумя связями.

Это синкретичные члены предложения, связанные с двумя разными членами предложения (именным и глагольным), отвечают на два разных вопроса (определения и обстоятельства) и характеризуются двумя равноправными значениями (определения и обстоятельства). Примеры:

Снег сошел за одну неделю (В. Мусатов). Стережет голубую Русь старый клен (С. Есенин).

стр. 60


--------------------------------------------------------------------------------

рябины собрались на праздничный костер (В. Грибачев). В свободное время лета можно добиться того, чтобы ты стал чернее всех, лучше всех нырял и плавал и ловчее всех ловил руками линьков (А. Фадеев).

Задание 9. Рассмотрите выделенные синкретичные второстепенные члены предложения, выраженные именами существительными с предлогами, с двумя связями, укажите: с какими членами предложения они связаны, на какие вопросы отвечают, какими значениями характеризуются .

Дым из трубы поднимается вверх ... (М. Пришвин). В середине лета княжна Марья получила неожиданное письмо от князя Андрея из Швейцарии, в котором он сообщал ей странную и неожиданную новость (Л. Толстой). Борис перестал бывать у Элен, ежедневно получал укоризненные записки от нее и все-таки целые дни проводил у Ростовых (Л. Толстой). Туманы в Лондоне бывают если не каждый день, то через день непременно (А. Гончаров). Всюду между кустов по луговинам мелькали белые, красные, сизые рубахи (И. Тургенев).

Задание 10. Выделите синкретичные члены предложения, укажите их типы, с какими членами предложения они связаны, на какие вопросы отвечают, чем выражены.

Акации стояли погруженные в сон (В. Панова). Я поступил неосторожно, предаваясь милой привычке видеть и слышать вас ежедневно (А. Пушкин). На вершинах берез места уже не было, и голые прутья исполосовали огрызок луны, висевший теперь над самым кладбищем (В. Астафьев). В этот час утра кухня, залитая морозным светом, была пустынной (Ю. Бондарев). Как-то мне самому пришлось объяснять дорогу на озеро Сегден поэту Симонову (К. Паустовский). Мать его, сухая старушка с черными глазами и букольками, щурилась, вглядываясь в сына (Л. Толстой).

стр. 61

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Л. А. Чернова , ОБСТОЯТЕЛЬСТВО ИЛИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ? ОСНОВНЫЕ ТИПЫ СИНКРЕТИЧНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 20 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206018568&archive=1206184486 (дата обращения: 29.03.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии