ПУНКТУАЦИЯ ОБОСОБЛЕННЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ*

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 20 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Л. Ф. Казакова

Задание 4

Укажите условия обособления приложений при помощи тире и причины, по которым второе тире в некоторых предложениях опускается. Поставьте знаки препинания в предложениях II части задания.

I. 1. На горизонте показался Кронштадт - город-крепость в Финском заливе. 2. Непрекращающийся мистраль - сильный северо-западный ветер - задерживал поисковые работы аквалангистов у Черных скал Севастопольской бухты. 3. Используя специальное устройство для дыхания под водой - акваланг, можно погружаться на глубину в десятки метров. 4. На совещании министров иностранных дел стран - членов ООН выступил глава МИДа РФ. 5. Свидетель бурных революционных событий - Иван Бунин из-за несогласия с методами, которыми внедрялись добро и справедливость, был вынужден эмигрировать из Советской России. 6. В ботаническом саду росли магнолии, камелии - розы без шипов, орхидеи и цикламены. 7. Все эти люди, любители художественной гимнастики - спортсмены и болельщики, замерли на последних фигурах гимнастки из Москвы.

II. 1. На алмазных рудниках Кимберли трудился пестрый люд буры готты туземцы жители Претории бывшие черные рабы и иноземцы отчаянные сорвиголовы со всех концов света. 2. Изумруды впервые появились в Европе во времена освоения Нового Света и чаще всего их привозили из Колумбии потом из Бразилии, а с 1970-х годов на европейский рынок стали поступать драгоценности с Мадагаскара и Цейлона из Бирмы и Таиланда из Замбии страны расположенной в Центральной Африки и наконец с юга Африки из Родезии. 3. Не столько военный по душе сколько исследователь и мореплаватель он больше вспоминал о разных местах ионийского побережья чем о боях (И. Ефремов). 4. Неарх вспоминал бухты в белых известняковых обрывах точно мраморные чаши налитые синей хрустально-прозрачной водой глубокие заливы среди красных гор с таинственно черневшими подводными скалами поросшими огромными губками или кроваво-красными кораллами (И. Ефремов). 5. И теперь двое дядей по отцу и Иван Макарович дядя по матери решают задачу (А. П. Чехов), б. Всестороннее изучение грузинской архитектуры искусства многогранного сложившегося под влиянием своеобразных природных условий эпох и культур поможет выявить его лучшие непреходящие традиции. 7. Называя холм Муз холмом Филопаппа сирийского принца сделавшего Афинам богатые подарки современные туристы вызывают недоумение и афинян и естественно не получают ответ на свой вопрос о том как пройти на этот холм с которого открывается самый замечательный вид на Акрополь. 8. В Отечественную войну 1812 года поэт был в народном ополчении и написал стихотворение прославлявшее героев этой войны "Певец во стане русских воинов" в котором пелась слава русским полководцам прославлялось Отечество (В. Г. Маранцман).

Изучая пунктуацию в предложениях с обособленными обстоятельствами и уточняющими членами предложения, на наш взгляд, следует прежде всего обратить внимание на случаи необособления обстоятельств и познакомить учащихся с ранее не изучавшимися правилами обособления пояснительных и присоединительных оборотов.

Напомним, что по степени "сказуемости" одиночные деепричастия и деепричастные обороты неоднородны, поэтому обстоятельства, выраженные этими морфологическими средствами, могут обособляться, но могут быть и не обособленными. Это зависит от того, отчетливо ли и насколько отчетливо придается таким обстоятельством значение добавочного сказуемого или же это значение почти отсутствует. Подтверждением отсутствия "сказуемости" служат наречия, перешедшие из деепричастий (стоя, лежа, молча, нехотя, не глядя, шутя, играя и др.), а также фразеологические обороты наречного значения (спустя рукава, не покладая рук, высунув язык, развесив уши и др.), которые по формальным признакам являются не чем иным, как деепричастиями и деепричастными оборотами, но только по формальным.

Обособлять обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и деепричастиями, старшеклассники умеют, а вот не обособлять - еще не научились, поэтому рассмотрим на занятии ряд правил, иллюстрирующих необособление обстоятельств.

Не обособляются деепричастные обороты, если:

- они тесно связаны по смыслу с глаголом-сказуемым и обозначают образ действия: Это блюдо едят = разогревая на медленном огне ( = смысл не в том, что "это блюдо едят", а в том, что "едят в разогретом на медленном огне виде");

- деепричастный оборот представляет собой фразеологическое сочетание: "Семь лет они работали = не покладая рук = над выведением нового сорта пшеницы (исключением являются застывшие выражения, выступающие в роли вводных словосочетаний: по совести говоря, судя по всему и т.п.);

- перед деепричастным оборотом стоит усилительная частица "и": Костя всегда перчит суп и не попробовав его;

стр. 49


--------------------------------------------------------------------------------

- деепричастный оборот состоит из деепричастия + зависимого слова который: И наконец будет поворот налево, пройдя по которому метров тридцать = вы окажетесь у почты;

- деепричастный оборот стоит в ряду однородных необособляемых членов предложения: На совещании он говорил уверенно и = не обращая внимания на реплики с мест.

В зависимости от смысла обособляются либо не обособляются обороты, начинающиеся словами начиная с..., исходя из..., смотря по..., в которых деепричастие утратило глагольное значение и стало синонимично производному предлогу. Например:

1) Буду дома = начиная с семи часов ( = здесь начиная синонимично после, его можно опустить), но если оборот начиная с... вносит в предложение значение уточнения, попутного пояснения или он не связан с понятием времени, то его надо обособлять: Многое здесь изменилось, = начиная с сервиса. ( = здесь оборот поясняет, что прежде всего изменилось).

2) Таблица составлена = исходя из последних данных ( = здесь исходя из... синонимично "на основании"), но если этот оборот обозначает "кто-то действует, исходя = опираясь = учитывая что-либо", то его надо обособлять: Исходя из вышеперечисленного, = внедрение нового датчика на участке контроля представляется перспективным.

3) Действуйте = смотря по обстоятельствам ( = здесь оборот "смотря по..." имеет значение "в соответствии с чем-либо" и выступает в роли предлога), но если этот оборот имеет значение уточнения или присоединения, то он обособляется: Приходилось действовать осторожно, = смотря по обстоятельствам.

Далее расскажем учащимся о факультативном обособлении обстоятельств, выраженных именами существительным и наречиями, пояснив значение слова факультативный - возможный, необязательный, выбираемый по желанию. Действительно, возможность обособления таких обстоятельств зависит от степени распространенности оборота и его близости к основной части предложения, от наличия добавочных оттенков значения, от места по отношению к поясняемому слову и, наконец, от стилистической задачи. Обратим внимание и на то, что чаще всего такие конструкции образуются именами существительными с предлогами (предложными сочетаниями) благодаря, ввиду, в зависимости, во избежание, вопреки, в отличие, в связи, в силу, в случае, вследствие, подобно, согласно, по причине, при условии, при наличии, за неимением и т.п.; как правило, обособляется оборот несмотря на..., однако при тесной смысловой связи с господствующим словом обособления нет: 1. Савельич, = согласно с мнением ямщика, = советовал воротиться (А. С. Пушкин). Но: Рейс из Стокгольма ожидается = согласно расписанию. 2. Каждую летнюю зарю Герасим, несмотря на слепоту, = ходил в поля ловить перепелов (И. Бунин). Но: Явился дежурный администратор, х вызванный -> = несмотря на поздний час.

Обстоятельства, выраженные наречиями - одиночными или с зависимыми словами, - могут обособляться для смыслового выделения или попутного пояснения; сигнал к обособлению - если по смыслу они могут быть приравнены к придаточному предложению или деепричастному обороту: И вот, = неожиданно для всех, = юниор показал результат на долю секунды лучший, чем у нынешнего чемпиона ( = здесь неожиданно для всех можно приравнять к придаточному уступительному:...хотя никто этого и не ожидал, юниор показал результат...).

В следующем за этими разъяснениями тренировочном задании будем отрабатывать главным образом случаи необособления и факультативного обособления обстоятельств, а также трудный случай обособления деепричастного оборота, когда он стоит после противительного союза а: если, в зависимости от контекста, союз а включается в состав деепричастного оборота, то запятая ставится только перед а, а если при помощи союза а в предложении противопоставляются однородные сказуемые, то и до и после а ставятся запятые: Надо выяснить причину участившихся наводнений

стр. 50


--------------------------------------------------------------------------------

в районе предполагаемой застройки, выяснив ее, принять окончательное решение о судьбе проекта. Но: Надо выяснить все причины участившихся наводнений, выяснив их, не ждать сложа руки губительного для района паводка.

Задание 5

Укажите условия обособления/необособления обстоятельств. Поставьте знаки препинания в предложениях II части задания.

I.1. Попугайчики и канарейки в любое время могли выйти из клетки, полетать в свое удовольствие, а проголодавшись, с удовольствием возвращались в свои стены. 2. Ваня стоял среди огромного зеленого поля под огромным голубым небом и старался не жмурясь смотреть на солнце (В. Крупин). 3. И день и ночь по снеговой пустыне / Спешу к вам голову сломя (А. С. Грибоедов). 4. По совести говоря, можно было бы сделать лучше. 5. С молодежной вечеринки можно уйти и не попрощавшись с другими гостями. 6. Звоните мне начиная с семи часов. 7. Все надели чистые робы, начиная с капитана. 8. В кают-компании накрыли праздничный стол исходя из имеющихся запасов. 9. Исходя из вышесказанного, мы приходим к следующему выводу... 10. Разведчики действовали смотря по обстоятельствам. 11. Работают они ненормированно, смотря по обстоятельствам. 12. Направо узкий коридор, пройдя который вы попадете на съемочную площадку. 13. Она всегда говорит уверенно и не глядя в план своего выступления. 14. Кожица шляпки маслят, в отличие от кожицы других грибов, легко отделяется. 15. В отличие от своей старшей сестры Володя интересовался химией, а не литературой. 16. Самолеты санавиации, несмотря на сложные метеоусловия, вывозили раненых, женщин и детей из зоны землетрясения. 17. Улетевшие несмотря на затянувшуюся теплую осень, птицы вовремя добрались до Галапагосских островов, места своих зимних гнездовий. 18. Жена его неожиданно выскочила вперед и, вся в слезах, ударилась в ноги барину (Л. Н. Толстой).

II. 1. Валентин Распутин говорил что не пережив эти события такую книгу не напишешь. 2. С пригорка было видно как поднимая пыль идет по дороге стадо. 3. Опубликованы произведения молодого писателя прочитав которые можно определить его творческое кредо. 4. Посреди комнаты я увидела свою дочку с ее подругой которые лежа на полу разрисовывали стенгазету. 5. Он стал приносить книги и кассеты по истории Междуречья а просмотрев их делал выписки отбирая материал для дипломной работы. 6. Фигурист Игорь Бобрин никогда не останавливался на достигнутом а преодолевая усталость от состязаний боль от ушибов на тренировках усложнял свою программу доводя ее до истинного артистизма. 7. Ужинали не спеша и почти молча (С. Громов). 8. Начиная с рассвета весенний лес гремит птичьими голосами. 9. Не мудрствуя лукаво юные вундеркинды рассуждают о сложнейших вопросах происхождения жизни на Земле. 10. Алеша длинно и как-то прищурив глаза смотрел на Ракитина (Ф. М. Достоевский). 11. Князь Андрей взглянул на Тимохина который испуганно и недоумевая смотрел на своего командира (Л. Н. Толстой). 12. Он сидел вытянув ноги. 13. Определив тему сочинения но не составив план не спешите писать набело. 14. Поцеловав руку священника старик припал к дверному косяку и в первый раз за все время после известия о смерти сына заплакал бурно содрогаясь (М. Шолохов). 15. Честно говоря меня мало прельщают ваши условия. 16. В течение следующих месяцев начиная со среды на юрфаке будут семинары по деловой риторике. 17. Архитекторы разработали проект киноцентра исходя из запланированной стоимости. 18. Проект киноцентра разработан исходя из запланированной стоимости. 19. Производите биржевые операции смотря по конъюнктуре дня. 20. Невзирая на потери наши войска доблестно наступали на Северо-Западном фронте. 21. Благодаря тщательной подготовке к коммерческим переговорам представители фирмы "Музинидис- тур" получили самые престижные лоты на обслуживание туристов.

Суть понятия "уточнение", правда, как нам видится, на интуитивном уровне старшеклассники усвоили в VIII классе, однако они склонны принимать за уточнение и некоторые необособленные определения и приложения, и даже однородные члены предложения. Но для пунктуационной грамотности необходимо, чтобы пишущие различали эти синтаксические явления, так как пунктуация при них - не одинаковая. Например, необходимо различать:

- необособляемые согласованные определения, стоящие перед определяв-

стр. 51


--------------------------------------------------------------------------------

мым словом - не личным местоимением (Наконец-то получила ваше = письмо!).

Обособляемые при помощи запятых уточнения, конкретизирующие определение-местоимение песню теперь редко исполняют с эстрады). И не разделяемые запятыми неоднородные определения (В Голландии и в странах зимы бывают мягкими и малоснежными);

- обособляемое при помощи тире пояснительное определение, имеющее большую смысловую нагрузку (Рядом с этими домами высятся другие здания - ). И обособляемое при помощи запятой определение, стоящее после определяемого слова, которое имеет еще и препозитивное определение

- обособляемый пояснительный член предложения, включаемый союзом или (По резюме, или развернутой характеристике профессиональных достижений специалиста, может быть решен вопрос о его окладе). И не разделяемые запятой однородные члены предложения с одиночным союзом или (Изучите эту тему самостоятельно по учебнику Кудряева = или по пособию Рогожина);

- обособляемый посредством тире присоединительный член предложения, имеющий большую смысловую нагрузку (Морозы стоят здесь - ), обособляемый при помощи запятой присоединительный член предложения (Автор представил очередную часть своего захватывающего романа, !). И не разделяемые запятой два однородных члена предложения с союзом и (Авторы представили учебник );

- "лексически конкурирующие" присоединительные члены предложения и вводные слова типа главным образом, например, в частности, особенно: Даже в крупных городах, например в Москве, многие держат домашних животных. - Погода у нас непредсказуема: например, = год назад в это время уже цвела черемуха, а сейчас лежит снег. Если ученики не различают вводные слова (словосочетания) и присоединительные обороты, то они допускают две пунктуационные ошибки: ставят запятую после присоединительного слова и не закрывают запятой вводные слова.

Следовательно, несмотря на кажущуюся "легкость" понятия "уточнение", на занятиях в X -XI классах необходимо разъяснить учащимся: 1) в чем различие между уточняющими членами предложения и необособленными определениями, приложениями; 2) что такое пояснительные и присоединительные обороты, а затем поупражнять учеников в нахождении уточнений, пояснений и присоединений в предложениях и в расстановке знаков препинания в предложениях, осложненных этими оборотами.

Напомним учащимся, что обособление - это один из способов актуализации части высказывания, а также уточнения, конкретизации ее. Уточняющие члены предложения конкретизируют или поясняют значение других членов предложения, а не содержат дополнительного попутного сообщения. По смысловому значению различие между уточнением и пояснением не всегда четко прослеживается: уточнением считают отношения целого и части (Внизу, у подножия лесного холма, притаился родничок), а пояснением - отношения тождества (Целый день, с рассвета до заката, гудят в поле трактора). Обособленные определения, приложения и обстоятельства связаны с поясняемыми словами связью согласования, управления или примыкания, а уточняющие члены предложения связаны с уточняемыми словами особым видом связи - уточнением (пояснением). Она может выражаться союзами то есть, или (= то есть), иначе; словами а именно, особенно, даже, главным образом, в том числе, в частности, например и др., которые вносят в уточнение смысловые оттенки добавления, усиления, ограничения, присоединения и др. 1 Часто уточняются (поясняются, конкре-


--------------------------------------------------------------------------------

1 Бабайцева В. В., Максимов Л. Ю. Синтаксис. Пунктуация: Учеб. пособие для студентов. - М., 1981. - С. 161 - 162.

стр. 52


--------------------------------------------------------------------------------

тизируются) члены предложения, выраженные местоимениями или наречиями (Все вокруг, даже пепельница из розовой раковины, говорило о мирной и долгой жизни [Паустовский]; Когда-то, в школьные годы, она увлекалась астрономией). Чаще всего уточняются обстоятельства времени и места (В начале века, в 1917 году, никто и не подозревал, что на свет явился гений экономической теории), реже - обстоятельства образа действия (Тоскливо, по-волчьи, выла пурга), определения (У толстого, в четыре обхвата, ствола многовекового дуба не росла даже трава), подлежащие (Эпитет, или художественное определение, является средством поэтической выразительности).

И уточняющие, и поясняющие члены предложения обособляются ( Там, = на горизонте, = алый отблеск заката стирает грань между морем и небом; Юра подобрал эпиграф, который отлично иллюстрировал главную мысль его сочинения, но никак не мог вспомнить, чье это четверостишие тютчевское или фетовское). Но уточнения могут быть и необособленными (если в предложении они теряют уточняющее значение: Далеко = за болотом = прокричал филин; "Ваш = проверенный практикой = метод борьбы с сорняками заслуживает внимания или если в предложении имеются вводные слова: Надо дополнить, скорее, привести еще два-три примера из текста для подтверждения этого тезиса). При пояснительных определениях не ставится вторая запятая, если перед ними можно ввести слова а именно, то есть и др.: С добрым чувством надежды на новую, лучшую = жизнь он подъехал к своему дому (Л. Толстой). Кроме того, поясняющий член предложения может выделяться скобками, если он представляет собой попутное пояснение: Их дачный участок всего шесть соток был спланирован так продуманно, что на нем и домик стоял, и выращивалось всего много, и спортивная площадка была.

Присоединительные члены предложения несут дополнительную информацию и обособляются, включая в свой оборот присоединительные слова да и, даже, особенно, например, в частности, причем, в том числе, главным образом и др., которые нельзя путать с вводными - другие смысловые оттенки, другая пунктуация! Например: Многие художники, и главным образом = Айвазовский, посвятили свое творчество изображению моря (в предложении присоединительный компонент). И Сатирическое изображение афериста дано Гоголем в "Ревизоре", но, = главным образом, = в "Мертвых душах" (предложение с вводным словосочетанием). Присоединительный оборот может и не выделяться, а только отделяться от предшествующей части предложения, если он тесно связан по смыслу с последующей частью: При разработке такой темы трудно, да и невозможно = предвидеть все детали.

Как видим, для ясного и точного, адекватного выражения мысли, а значит, и для правильной пунктуации необходимо различать уточняющие, поясняющие и присоединительные члены предложения.

Завершим нацеленный на формирование пунктуационных умений экскурс в синтаксическую теорию напоминанием учащимся об особенностях обособления дополнений, которые часто включаются в предложение словами кроме, вместо, помимо, за исключением, сверх того и т.п. - оно факультативное. Обязательно обособляются дополнения с кроме, если они имеют значение "за исключением того-то", а если оборот обозначают "в добавок к тому-то", "сверх того-то", то обычно он запятыми не выделяется: Кроме дикого зверя, = есть в этих местах и разная птица, и богатые рыбой озера. Но: Кроме основной работы = я еще выполняю и общественную. Теперь предложим ученикам потренироваться.

Задание 6

Укажите уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения и объясните поставленные при них знаки препинания. Поставьте знаки препинания в примерах II части задания.

I. 1. Внизу, у подножия насыпи, там, где обыкновенно с несмолкаемым грохотом день и ночь работал исполинский завод, была необычайная, жуткая тишина (А. Куприн). 2. Сейсмо-

стр. 53


--------------------------------------------------------------------------------

граф показывал, что приближается землетрясение разрушительной силы - более семи баллов. 3. В поселке Купавна, Ногинского района, Московской области, открылся цех производства лекарств марки "Ферейн". 4. Ни одного - ни санного, ни пешего, ни звериного - следа не было за околицей. 5. Всех отвечающих за пожарную безопасность нашего института просим собраться в конференц-зале. 6. Писатели второй половины XIX в., точнее И. С. Тургенев, осторожно, с оговорками называли Пушкина национальным поэтом... (А. Твардовский). 7. Мне нравится искусство танца, а именно балет. 8. Александр Македонский покорил (но не разорил!) и другие империи - сирийскую и персидскую. 9. В романе показаны старые, исчезающие и новые, зарождающиеся явления социальной жизни. 10. По оканчивающей части инфинитива, или неопределенной формы глагола, мы называем его спряжение. 11. Трудно или, лучше сказать, скучно на семинаре было тем студентам, которые не разбираются в изобразительно-выразительных средствах языка. 12. Изможденные жарой, музыканты играли нехотя и недолго, да и отдыхающим было не до концерта на раскаленном пляже. 13. Обстоятельства образа действия могут быть выражены и словосочетаниями, например сравнительными оборотами. 14. Сотрите, пожалуйста, с доски, вы, например, молодой человек! 15. Здесь ничего не растет, кроме осоки. 16. Пошли мы раз в горы за орехами да и заблудились. 17. Внучка у него добрая, красивая, да и работает не покладая рук.

II. 1. Сейчас ночью после выхода танков из боя казалась невероятной попытка наших прорваться за линию фронта на северо-западе (А. Проханов). 2. У самого окна на письменном столе рядом с лампой из малахита лежит старинный бронзовый барометр. 3. Вскоре корабль вышел на чистую воду вне несомых Нилом песков и подходил к видной издалека белой полосе пены за островом Фарос (И. Ефремов). 4. Летом вечерними зорями на вершину кургана слетает из подоблачья степной беркут (М. Молохов). 5. Иные лучшие мне дороги права; Иная лучшая потребна мне свобода... (А. Пушкин). 6. Всех желающих совершить морскую прогулку на катере просим собраться у причала. 7. За окном прогрохотала первая электричка значит начинается новый день точнее самые ранние его часы. 8. Кирилл еще не получил ни одного приглашения то есть ни одного ответа на свое резюме. 9. Об Асе он вспоминал редко и то вскользь (И. С. Тургенев). 10. Вдруг рванул ветер и с такой силой что чуть не вырвал у Егорушки узелок и рогожку (А. Чехов). 11. По средствам массовой информации и прежде всего по телевидению можно оперативно узнать о курсе валют на международном рынке. 12. Опытный спринтер оказался метров на двенадцать или около того впереди других велосипедистов. 13. Ответа на свой вопрос я не находила да и признаться не искала его в то время. 14. Любая даже сама сложная проблема может быть изложена простым и доступным языком. 15. Это вещество вопреки мнению специалистов не может воздействовать на психику животных даже в больших количествах. 16. Никаких других следов присутствия "снежного человека" вопреки нашим предположениям здесь не оказалось. 17. Кроме пескариков в сети плескались и другие мелкие рыбешки. 18. Канадская нефть приносит прибыль иностранным главным образом американским монополиям. 19. Некоторые грибы очень ядовиты например бледная поганка.

Для проверки сформированности пунктуационных умений в предложениях с разными обособленными членами предложим: 1) диктант в виде текста художественного стиля речи, небольшой по объему, но с коэффициентом трудности = 4,0; 2) тест в виде текста научного стиля речи.

1. Диктант

Сегодня надо побывать на горном пастбище, и мы, чтобы добраться туда к полудню, затемно вышли из дома. Ночью земля, еще не растратившая дневное тепло, согревала нас. Не взяв ничего, кроме хлеба, мы шли налегке_ и вскоре оказались_ на ведущем в горы_ уступе. Справа, внизу, гудел океан. Он дохнул на нас холодом, и мы, озябшие, почти побежали, стараясь скорее обогнуть уступ_ и укрыться от холода. Над океаном показался первый луч солнца, и, окрасив алым грань между небом и морем, зачался рассвет. На рассвете родился мороз... Воздух, чуть-чуть морозный, был совершенно прозрачен; море, совсем голубое, охватывало Туманную гору, а горный камыш все хорошел и хорошел, серебристый в инеевых кружевах... На сопке_против Орлиного Гнезда_ стояла единственная пиния, отчетливо черная на фоне голубого неба и моря. Закаленная в постоянной борьбе с тайфунами, вся-то она была в узелках, и каждый узелок - след удара тайфуна -

стр. 54


--------------------------------------------------------------------------------

держал победоносную веточку_ с длинными острыми темно-зелеными хвоинками. Ствол этой пинии, весь в искривлениях, каким-то чудом держался на самом краешке крохотного уступчика скалы_ и, освещенный восходящим солнцем, отбрасывал тень на желтое пастбище_ с кровавыми пятнами умерших азалий. За пастбищем - лощина, покрытая ярко-зеленой травой, дубовым кустарником - маньчжурской разновидностью дуба, орешником с малахитовой листвой, тронутой по краям позолотой. Умиротворенные тишиной и красотой_ первого морозного утра, мы поднимаемся к Орлиному Гнезду, а серебристое, все больше и ярче, но совсем негреющее солнце_ бежит то слева, то справа от нас. Еще одно усилие - преодолеть по камешкам бойкую студеную речонку - и мы доберемся до цели. (По М. М. Пришвину.)

2. Тест

Лоббизм

Лоббизм в российском п_рламенте как и в подавляющем больш_нстве предст_ви-тельных орг_нов власти других стран безусловно существует. Однако основное отличие российского п_рламентского лоббизма от его за рубежных анал_гов в том то и состоит что эта деятельность до сих пор (не, ни) как не регл_ментирован_а.

Думский лоббизм бывает трех основных видов географический правительствен_ый и "суб_ективный". Самый распространен_ый традиционный и наименее эф_ективный из них р_гиональный лоббизм защита интересов конкретного р_гиона а чаще о_дельно взятого изб_рательного округа.

Между представителями различных лоббистских груп_ идет постоян_ое соперн_чество естествен_ое продолжение конфликтов между государствен_ыми ведомствами.

Активность депутатов зан_мающихся лоббированием в основном огранич_вается периодом рас_мотрения и принятия федерального бю_жета. В этот период зал заседаний ком_итета оказывается за за частую слишком мал чтобы вместить пож_лавших уча_твовать в работе над главным финансовым документом года.

Не сложно заметить что де_тельность лоббистов усил_вается из года в год и теперь их голоса звучат не только в бю_жетном ком_итете но и при обсуждени_ законов затрагивающих интересы р_гионов. Таковы например законы о свободных экономич_ских зонах закон о переч__не участков недр для согл_шений о р_зделе продукции и т.д.

В России в отличи_ от других стран практически отсу_ствуют сколько нибудь эф_ективные отр_слевые об_единения финансово промышлен_ых структур. В целом мало результативна де_тельность в Думе даже таких извес_ных об_единений как Ас_оциация российских банков или Союз нефтепромышлен_иков России. Понятно в условиях ж_сткой к_нкуренции друг с другом и отсу_ствия осознан_ого пон_мания общности интересов ком_ерческие структуры пр_дпочитают действовать как самостоятельные а следовательно моб_лизуются только для решения собствен_ых сию минутых проблем_. Так к примеру повышен_ая активность в Думе одного из банков была связан_а с де_тельностью думской комис_ии по вопросу не посредствен_о затрагивающему интересы представителей дан_ого банка.

Чаще всего Думу либо задействуют как промежуточный или дополнительный фактор лоббирования своих интересов в правительстве либо к помощ_ депутатов пр_бегают структуры не имеющие достаточной под_ержки в исполнительной власт_. Бывает что предст_вители бизнес_а временно об_единяются для проведения того или иного решения.

Нельзя (не, ни) отметить что провести закон через Думу очень не просто. _делать это можно либо оп_раясь на под_ержку автор_тетного ком_итета либо обладая огромным п_рламентским опытом и колос_альными личными связями. Но (не, ни) первое (не, ни) второе (не, ни) третье вовсе (не, ни) г_рантирует закону бе_бедной жизни. Если закон под_ерж_ный одной фракц_ей проваливается то ее лидеры должны либо пойти на компромис_ с другими думскими об_единениями либо вообще отказат_ся от этого закона.

Каждый принятый закон плод согл_сований обсуждений скандалов. В Думе широко распр_странен закон__дательный барт_р. Сегодня мы прог_лосовали за ваш закон завтра буд_те любезны по_держать наш. Помехой закон_дательному барт_ру бывает не дисц_плинирован_ость депутатов лид_ры фракц_и обо всем дог_ворились а несколько р_довых депутатов и на г_лосова-ние то не явились и карточ_к своих не оставили. Програм_а провале_а переговоры приходит_ся нач_нать с начал_.

стр. 55

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Л. Ф. Казакова , ПУНКТУАЦИЯ ОБОСОБЛЕННЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ* // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 20 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206018531&archive=1206184486 (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии