ТЕМА ДОМА В ЛИТЕРАТУРЕ XX В. ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК В XI КЛАССЕ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 20 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Т. В. ФЕДОРОВА

В XI классе после изучения творчества отдельных писателей возникает необходимость проведения обобщающего урока. Однако если первый урок по теме носит обзорный и преимущественно лекционный характер, то предмет и форма обобщающего урока должны быть иными. На завершающем этапе изучения литературы определенного периода XX века важно подчеркнуть, что в многообразии литературных явлений существует общность. Структурообразующим центром урока становится проблемный вопрос, содержащий в своей основе языковой концепт. Например, в качестве проблемного к уроку-обобщению "Литература 30 - 40-х гг." можно предложить следующий вопрос: "Как трактуется тема Дома в творчестве писателей?" Поясним постановку вопроса. Обращение к концепту "дом" позволяет затронуть широкий спектр тем: человек и Родина, человек и История, человек и Природа, человек и Вечность - выйти на проблему личности, ее "самостоянья". При решении поставленной проблемы учащиеся работают непосредственно с текстом, обращая пристальное внимание на деталь, средства художественной изобразительности; совершенствуется умение учащихся анализировать текст в единстве формы и содержания. Выбор указанного направления дает возможность осветить основные темы и мотивы творчества писателей, указать на точки соприкосновения, тем самым выстроить контекст эпохи. Форма обобщающего урока может быть различной, но, как показывает практика, наиболее результативной является семинар.

Предварительная подготовка организуется следующим образом: формируются проблемные группы, которые разрабатывают один из вопросов:

1. Раскройте семантический потенциал слова "дом", используя толковый, этимологический, фразеологический словари, словарь синонимов.

2. Найдите фрагменты из произведений М. Булгакова, в которых разворачивается тема Дома. На основе анализа выбранных эпизодов ответьте на вопрос: "Каким предстает образ Дома в произведениях писателя?"

Аналогичные вопросы (3, 4) предлагаются третьей и четвертой группам по произведениям М. Шолохова и А. Платонова соответственно. Вопросы N 2 - 4 рекомендовано раскрывать по плану:

- хозяева дома,

- местоположение дома,

- интерьер,

- атмосфера дома.

Каждая группа учащихся готовит раздаточные материалы для остальной части класса: это самые яркие, по мнению учащихся, значимые для раскрытия данного вопроса фрагменты произведения, представленные через подбор художественных деталей.

В начале урока ставится проблемный вопрос, обозначенный выше. Далее обсуждается спектр значений слова "дом". Учащиеся, работавшие в первой группе, уточняют предмет разговора: дом - это не только жилище, но и хозяйство, семья, род.

Следующая группа знакомит класс с трактовкой темы дома в творчестве М. Булгакова. Для анализа предлагаются фрагменты из повести "Собачье сердце" (описание квартиры Преображенского), романов "Белая гвардия" (дом Турбиных) и "Мастер и Маргарита" (особняк Маргариты, подвал Мастера, квартира Берлиоза, символический образ дома-покоя в финале, знаменитая фраза Воланда: "Люди как люди... квартирный вопрос только их испортил"). Выводы, к которым приводит класс вторая проблемная группа, можно представить в обобщенном виде. Настоящие хозяева дома способны вдохнуть жизнь в окружающие предметы, сохранить огонь (печь, камин - очаг). "Для Булгакова дом, очаг, лампа - символизируют материальные основы человеческого бытия, а не только быта" (М. Чудакова). Через сохранение Дома человек оказывается причастным Вечности и Истории. Дом -

стр. 32


--------------------------------------------------------------------------------

пространство, противоположное улице. В доме - уют и покой, на улице - толпа и суета. В Доме хозяин обретает способность к творчеству, но лишь немногим героям писатель дает право обладания Домом. Итак, Дом у Булгакова - связующая нить между бытом и бытием.

Третья проблемная группа рассматривает тему дома в повести "Котлован". Для анализа предложено описание котлована, быта строителей, описание разрушенного дома, в котором Чиклин находит Настю, описания деревенских домов в эпизоде "шествия" медведя-молотобойца в поисках кулаков. Учащиеся выделяют два типа домов: деревенский дом как символ прошлого и котлован "общепролетарского" дома как символ настоящего. "Сельское пространство уже отмечено знаками конца света: "замерший свет"... Деревня приготовилась к смерти" ("Русская литература XX века", учебник для общеобразовательных учебных заведений под ред. В. В. Агеносова). Эта мысль подчеркивается не только с помощью тропов, но и на содержательном уровне. Людей лишают Дома, а значит, обрекают на смерть, выводят в безграничное и потому гибельное пространство (сплав по реке). В разрушенных домах царит смерть, там нет очага (дом Насти), автор намеренно подчеркивает отсутствие уюта в котловане. Человек оторван от прошлого, от Истории, выброшен в настоящее. В этом настоящем попытка построить "общепролетарский" дом оборачивается рытьем могилы: "Так могилы роют, а не дома..." Обратим внимание, что дом изначально роют. Смещен не только вектор пространства (верх-низ), но и вектор времени. Последовательно проводя тему дома, автор подчеркивает мысль о трагическом разломе времени, о "смысле и цене фундаментальных разрушений в национальной и мировой истории" (указ, учебник).

Четвертая проблемная группа предлагает для анализа фрагменты из романа- эпопеи М. Шолохова "Тихий Дон". К работе привлекаются описания куреней Мелеховых, Астаховых, Коршуновых, финальная сцена. Учащиеся отмечают, что пространство дома не замкнуто, оно расширено за счет "база". Именно на базу происходят важнейшие события в жизни героев. Хозяин Дома у Шолохова - человек-труженик. Пространство Дома распахнуто и в другом измерении: навстречу Вселенной. "Он (Григорий) стоял у ворот родного дома, держал на руках сына... Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром". "Это" не только сын, но и Дом. Интересно, что с героем мы расстаемся на пороге, а не внутри дома. Автор намеренно не показывает нового дома Григория, не говорит о его будущем. Особое внимание стоит обратить на расположение мелеховского куреня: "Воротца... база ведут... к Дону. На восток - ...степь. С юга - меловая хребтина горы. На запад - улица..." Дом казака оказывается внутри символического пространства:

- "река" ассоциируется с мифологической Летой и выступает как символ Времени;

- "гора" вызывает библейские ассоциации как символ причастности Истине;

- "степь" издавна служила одной из ведущих характеристик человеческой души, ее независимости, непостижимости, необъятности (фольклорная традиция, творчество Н. В. Гоголя);

- "улица" - символ непрерывного течения времени, настоящего.

Таким образом, тема Дома в поэтике Шолохова несет колоссальную нагрузку. Неслучайно именно с описания куреня начинается роман-эпопея. Этот образ является центральным, связующим звеном категорий Вечности, Истории, Души Человеческой, Истины.

В конце урока учащиеся самостоятельно формулируют ответ на проблемный вопрос. Они приходят к выводу, что сферы художественных интересов А. Платонова, М. Булгакова, М. Шолохова соединяются в вопросе о судьбе человека на фоне Истории, неразрывности прошлого, настоящего и будущего. Хозяином Дома становится Человек, который пытается осмыслить мир, привести его в гармонию в собственном сознании. И главное, он пытается обрести или сохранить Дом - то, что свяжет его с Вечностью.

стр. 33

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Т. В. ФЕДОРОВА, ТЕМА ДОМА В ЛИТЕРАТУРЕ XX В. ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК В XI КЛАССЕ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 20 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206017207&archive=1206184559 (дата обращения: 20.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии