ОРФОГРАФИЯ ИГРАЮЧИ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 20 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© А. А. БОРОДИНА

НЕ с существительными. Карточки для индивидуальной работы

Чтобы правильно написать НЕ с существительным, детям нужно знать ответы на три вопроса:

1. Что обозначает слово?

2. Употребляется ли слово без НЕ?

3. Если да, то какой к нему можно подобрать синоним?

К сожалению, для некоторых малочитающих детей все три вопроса слишком сложны. Чтобы выполнить программу, то есть разобраться с каждым словом параграфа, предлагаю для индивидуальной работы (можно поручить провести ее родителям в начале изучения темы) карточки со словами, которые не употребляются без НЕ: небрежность, небылица, невзгоды, невежа, невежда, невидимка, невольник, негодование, недуг, ненастье, непоседа, непреклонность, непримиримость, неприязнь, неряха, неуч (16 карточек) - и те, которые употребляются и без НЕ: неаккуратность, неблагозвучие, невежливость, невнимание, невнимательность, недоверчивость, недруг, нездоровье, необразованность, неодобрение, неорганизованность, непогода, непорядок, неправда, непредусмотрительность, неприветливость, неприятель, нерасположение, нерешительность, несамостоятельность, несерьезность, несчастье, неточность, неудача, неурожай (25 карточек).

Все эти слова взяты из соответствующего параграфа учебника - и больше там слов на это правило нет. Слова на карточках пишу я сама или родители.

Задание N 1

Разложи слова на две кучки: в левую клади те, которые без НЕ не употребляются, в правую те, что могут употребляться без НЕ.

Проверь: в левой кучке получилось 16, в правой - 25 слов.

Задание N 2

Слова, которые без НЕ не употребляются, отложи подальше. К оставшимся 25 словам подбери синонимы. Для этого разложи на столе двумя вертикальными рядами карточки, на которых написано "Синоним", - так, чтобы слева от каждого ряда оставалось место. После этого возьми карточки с 25 словами, в которых НЕ является приставкой, читай вслух каждое слово, находи для него на столе синоним и клади слово слева от синонима.

Синонимы: подозрительность, болезнь, беспорядок, грубость, антипатия, отсутствие удачи, отсутствие организованности, отсутствие аккуратности, приблизительность, враг, враг (sic!), какофония (или отсутствие благозвучия, режущее слух неприятное сочетание звуков), отсутствие внимания, низкий урожай, отсутствие предусмотрительности, зависимость (или отсутствие самостоятельности), грубость, грубость (sic), ложь, робость, горе, отсутствие образованности, легкомыслие, рассеянность, осуждение (или порицание), дождь.



НЕ с существительными. VI класс. Домино

После того, как сыграны первые игры с карточками, можно сыграть в домино, требующее от ребенка выполнения уже не одного, а последовательно двух действий.

Карточки домино раздаются двоим игрокам (или раскладываются на столе, чтоб играл один под контролем взрослого, но это не так интересно). Лучше сыграть теми же карточками еще несколько раз, чтобы ребенок разобрался со всеми словами...

Если слово, написанное на карточке, без НЕ не употребляется, значит, НЕ является в нем частью корня - тогда после

стр. 71


--------------------------------------------------------------------------------

карточки можно положить любую другую, начинающуюся формулой: "Нет слова без НЕ". Если лее слово без НЕ употребляется, тогда к нему надо подобрать синоним из числа написанных на карточках. Право положить карточку с фразой "Нет слова без НЕ" имеет любой игрок (кто первый сообразил), синоним же, разумеется, кладет тот, у кого он есть. Взрослый подсказывает ребенку, если тот не видит синонима. Цель играющего первым избавиться от своих карточек. Тайная цель игры - произнести вслух несколько раз, что "ненастье: настье - нет такого слова, значит, НЕ пишем слитно"; и "невнимание: внимание - есть такое слово, невнимание; синоним - отсутствие внимания".

Если ребенок сообразит, он может продолжать ряд не только вниз, но и вверх. В процессе игры может случиться, что два синонима оказались на противоположных концах еще не оконченной цепочки - тогда взрослый может исправить положение, поменяв местами уже выложенные карточки.

Домино получилось не очень интересным - но таков подбор слов в соответствующем параграфе учебника. Когда ребенок справится с упражнениями, можно будет составить для него что-нибудь покрасивее, взять синонимы покороче, без "отсутствия" (невнимание - рассеянность, неудача - провал и т.п.), можно сразу из нескольких частей речи (ведь после существительного изучается НЕ с прилагательными, в VII классе - с наречиями, а порядок действий при написании НЕ с этими частями речи одинаков. Следовательно, можно в игре ввести все три части речи сразу, тем более что синонимы тогда можно подобрать более красивые и естественные (неаккуратно - грязно, несерьезно - шутя...).

Ниже приводится один из вариантов того, как могут разложиться карточки домино. Поначалу можно попробовать играть 12-ю карточками; если это окажется легко, можно объединить два или три набора.



стр. 72


--------------------------------------------------------------------------------



Славянка

Игры этого типа существуют давно, используют материал не только славянских, но и многих других языков, в том числе совсем экзотических и придуманных. Использование же слов родственных языков, на мой взгляд, может служить сразу нескольким целям. Некоторые слова из славянских языков помогут детям увидеть синонимы в родном языке (родина - вiтчизна (укр.) - отчизна ); другие раскроют внутренний смысл русских слов, обновят привычные значения; третьи просто порадуют и пробудят интерес к языку вообще...

При составлении комплектов слов по словарям я выбираю те слова, которые мне кажутся интересными, красивыми, забавными, полезными (например, помогают почувствовать такое явление, как полногласие-неполногласие: болото - блато - сербскохорв.); при этом приходится отбрасывать те из них, которые "нарушают" правила русской орфографии, чтоб не показывать детям какое-нибудь "жы-шы"...

Первое, что я говорю детям, раздав таблички, - это то, что я тоже не знаю ни одного из представленных здесь языков. Незнание не может помешать им догадаться, какое русское слово какому переводу соответствует. Играть можно индивидуально и командой (тогда табличка должна быть крупнее), можно раздать детям ксерокопии табличек, чтобы слово с его переводом они соединяли карандашом, а можно написать все на 20 карточках, чтоб они складывали эту таблицу, тогда легко указывать на ошибки, добиваясь правильного выполнения задания. Если слова пишутся на карточках, каждую из них нужно обязательно подписать, чтоб не возникло путаницы между

языками, если вдруг дети что-нибудь уронят или внезапный порыв ветра смешает недоделанную таблицу...



Славянка

Соедините карандашом слово с его переводом.

Неверные варианты стирайте ластиком.

Белорусский язык

зорка
бахрома

ложак
декабрь

махры
звезда

обуща
зевок

плавень
зной

прозявка
кнут

пута
кровать

снежань
кролик

спека
ласт

трус
обувь


Украинский язык

блискавка
брод

брiд
винт

вiтчизна
зрение

гвинт
еж

зiр
кушанье

iжак
май

iжа
молния

пугач
раковина

травень
родина

черепашка
филин


Сербскохорватский язык

бисер
буква

гребло
ванна

губитак
жемчуг

кубура
клей

купатило
кондитер

лепак
лоб

сластичар
лопата

слово
миска

супник
пистолет

чело
утрата


стр. 73

Похожие публикации:



Цитирование документа:

А. А. БОРОДИНА, ОРФОГРАФИЯ ИГРАЮЧИ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 20 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206016889&archive=1206184559 (дата обращения: 23.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии