ОБУЧЕНИЕ АРГУМЕНТИРОВАНИЮ В XI КЛАССЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 20 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Н. И. МАХНОВСКАЯ

Урок 3. Аргументация в разнообразных речевых жанрах повседневного общения.

До сих пор мы рассматривали аргументацию в жанрах дискуссионного общения (см. учебники VIII - X класса). Однако следует обратить особое внимание учащихся на то, что "аргументация есть всепроникающая черта человеческой жизни" (Г. Джонстон). Этой проблеме мы посвящаем урок, который так и называется: "Аргументация в разнообразных речевых жанрах повседневного общения".

Знакомим учащихся с функциями аргументации в различных жанрах повседневного общения. Отмечаем, что структура аргументации в повседневной жизни, в быту может заметно меняться и представлять лишь элементы аргументативного текста, например его аргументы.

Работа включает три структурные части: выявление функции аргументации в а) жанрах делового общения; б) информационных и информационно- аналитических жанрах; в) жанрах речевого этикета.

Предлагаем типологию заданий (с ответами учащихся) для каждой структурной части.

1. Проанализируйте текст заявления. Найдите элементы аргументации. В какой грамматической форме выражен аргументативный элемент? Какова, на ваш взгляд, его функция в тексте заявления?

Директору школы-
гимназии N 45 г. Москвы
Анисимову В. П.
ученика На класса Сергеева А.
Заявление

Прошу освободить меня от занятий в школе с 15.01.02 по 18.01.02 в связи с поездкой на соревнования по теннису в г. Санкт-Петербург.

13.01.02 (Подпись) Сергеев А.

Учащиеся отмечают, что грамматическая форма элемента аргументации в заявлении выражена именем существительным в форме творительного падежа с предлогом ("в связи с поездкой..."). В анализируемом тексте заявления элемент аргументации необходим для того, чтобы просьба ученика об освобождении его от занятий была удовлетворена, а также для того, чтобы отсутствие ученика на занятиях считалось законным, так как причина, указанная в заявлении, важна и убедительна.

2. На собрании в XI классе решался вопрос о выдвижении кандидатуры от класса в школьный центр самоуправления. Представьте, что вы - секретарь собрания и ведете протокол. Выписку из протокола о решении собрания необходимо сдать председателю школьного комитета по самоуправлению. Сделайте эту выписку. Введите элементы аргументации в текст. Какие из предложенных ниже речевых стереотипов вы выберете? Почему? Какую функцию, на ваш взгляд, выполняют элементы аргументации в тексте протокола (выписки) ?

Речевые стереотипы введения элементов аргументации

На основании... Учитывая...
Согласно Учитывая, что
постановлению...
Согласно... В связи с тем, что...
Исходя из... В связи с...
В соответствии с.. Вследствие...
...потому что... Из-за того, что...
...так как... Из-за...
По причине... Ввиду...
Приведем возможные варианты фрагментов протокола собрания и выписки из него с элементами аргументации.


--------------------------------------------------------------------------------

Продолжение. Начало см. в N 2, 3.

стр. 49


--------------------------------------------------------------------------------

Из протокола собрания

Выступили

В. Зайцев: "Я считаю, что лучшей кандидатуры, чем Пашков Павел, нет. Во- первых, человек очень самостоятельный. Во-вторых, надежный. Умеет требовать с себя и с других. Думаю, что меня все поддержат".

А. Кравцова: "Конечно, надо поддержать Павла. Он - лицо нашего класса. Мы всегда прислушиваемся к его мнению".

О. Сивцов: "Я - "за"! Павел - достойный человек. Я думаю, что если он будет задействован в школьном самоуправлении, то работа продвинется намного вперед. Он - человек дела. В этом мы с вами не раз убеждались".

Фрагмент выписки из протокола собрания

Постановили:

На основании результатов голосования

выдвинуть кандидатуру П. Пашкова в школьный комитет самоуправления.

В тексте протокола при рассмотрении второго вопроса о выдвижении кандидатуры П. Пашкова в школьный комитет самоуправления в речи выступающих (В. Зайцева, А. Кравцовой, О. Сивцова) аргументация необходима для убеждения одноклассников в том, что П. Пашков - достоин избрания.

В тексте выписки из протокола аргументация необходима для того, чтобы подчеркнуть "законность" выбора выдвинутой кандидатуры: на основании единодушного голосования коллектива.

3. Представьте, что вы пропустили уроки (урок) по важной причине. Вы не предупредили (не смогли предупредить) классного руководителя. Напишите объяснительную записку классному руководителю. Аргументируйте свое отсутствие на уроках (уроке). Каково будет ваше коммуникативное намерение? Какие средства вы выберете для его реализации?

Учащиеся вводят элементы аргументации в текст объяснительной записки и выявляют их функцию. Для выполнения задания предлагаем учащимся использовать данную ниже форму объяснительной записки и начало текста- объяснения.

Классному руководителю 11 а класса
школы-гимназии N 205 г. Москвы
Колобановой Л. Н.
ученика 11 а класса Сизова А.
Объяснительная записка 27 января 2002 года меня не было в школе, так как...

(Подпись) А. Сизов

(Дата)

Обращаем внимание на то, что функция аргументации в жанре объяснительной записки важна и необходима для того, чтобы объяснить свое поведение (поступок) и избежать конфликта или же разрешить его.

4. Рассмотрите данную ниже схему. Дополните ее известными вам жанрами делового общения. Составьте сообщение на тему "Функция (роль) аргументации в жанрах делового общения".



Учащиеся дополняют схему известными им жанрами, такими как: деловая переписка, приказы, распоряжения. Приводят примеры включения элементов аргументации в эти жанры, выявляют их функцию и делают сообщения на заданную тему.

Аргументация в информационных и информационно-аналитических жанрах

5. Прочитайте фрагмент из интервью, данного Юрием Вяземским (ведущим телепередачи "Умники и умницы") газете "Труд" от 20 - 26 декабря 2001 года.

Как отвечает Ю. Вяземский на провокационный вопрос журналиста? Какие

стр. 50


--------------------------------------------------------------------------------

аргументы он находит в защиту своего тезиса? В чем особенность его аргументации? Какова, по-вашему, цель данного интервью? Как она его характеризует?

<...> - ...Мама - преподаватель английского языка. Она была преподавателем от Бога, ученики к ней ходили на исповедь, за советом: жениться - не жениться, разводиться - не разводиться. И актрисой была почище и Жени, и меня, и папы. Во время уроков, чтобы что-то объяснить, она готова была сыграть и английскую королеву, и Ричарда III - да кого угодно, лишь бы ученики поняли, что по-английски нужно говорить так, а не эдак.

- Юрий Павлович, задам вопрос, прозвучавший в одной из передач "Умники и умницы". Как вы считаете, может ли всемогущий Бог создать камень, который он не смог бы сдвинуть с места?

- В принципе вопрос провокационный, и ответить на него невозможно. Но я готов пойти на эту провокацию: да, может. Знаете, почему? Господь - это тайна, которая находится за пределами всякой логики. С логической точки зрения создать такой камень нельзя, но в божественном мире нет тех координат, которыми мы пользуемся, - "да" и "нет", черного и белого, жизни и смерти. Там все выше этого. Так что мой ответ - заумный <...>.

Обращаем внимание на структурную четкость аргументации Ю. Вяземского. На провокационный вопрос журналиста ("Может ли всемогущий Бог создать камень, который он не смог бы сдвинуть с места?") Ю. Вяземский отвечает, четко формулируя тезис: "Да, может". Учащиеся отмечают в тексте особенности перехода от тезиса к аргументам и от аргументов к выводу. "Мостиком", скрепляющим тезис и аргументы, является вопрос: "Знаете, почему?" Говорящий акцентирует внимание на аргументах, которые собирается выдвинуть, вызывает желание у интервьюирующего (и читателей) услышать ответ на вопрос. Его аргументы не опираются на законы элементарной логики. Учащиеся пришли к выводу, что так, как отвечает Вяземский, может сказать только очень тонкий, глубокий, мудрый, духовно богатый человек - человек высокой культуры.

6. Посмотрите видеозапись лекции для учащихся XI класса по курсу риторики (тема "Аргументация - всепроникающая черта человеческой жизни"). Выделите основные положения, аргументируемые преподавателем. Как аргументирует эти положения лектор? В чем особенность его аргументации? Как в аргументации проявляется индивидуальный стиль лектора?

Закрепляем навыки риторического анализа речевого поведения выступающего публично. Обращаем особое внимание на аргументацию основных положений в структуре звучащего текста. Одновременно оцениваем умение учащихся слушать и слышать публичную речь. В случае, если отсутствует видеозапись, учитель может прочитать лекцию сам или предложить сделать это ученику- ассистенту.

7. Приготовьте доклад на тему "Без аргументации в жизни не обойтись" (или на другую тему, выбранную вами). Продумайте свою аргументацию. Как вы введете ее в текст доклада? Какие языковые средства выберете для ее введения?

8. Напишите рецензию на прослушанные вами лекцию или доклад (см. предыдущие задания). Введите аргументацию в текст рецензии. Какую роль, на ваш взгляд, выполняет аргументация в вашем тексте?

Учащиеся пишут рецензию на прослушанную лекцию и доклад, вводят аргументацию в текст рецензии и определяют ее функцию в конкретном тексте.

Введение развернутой аргументации в текст рецензии позволяет определить особенности этого жанра и сравнить с отзывом, где аргументация представлена в сжатой форме (элементы аргументации) или же вовсе отсутствует.

9. Рассмотрите данную ниже схему. Приготовьте сообщение на тему "Функция (роль) аргументации в информационных и информационно-аналитических жанрах".

При подготовке сообщения закрепляем умение делать вывод (микровывод), подводить итог.

стр. 51


--------------------------------------------------------------------------------



Аргументация в жанрах речевого этикета

10. Проанализируйте данные ниже выражения, входящие в различные жанры речевого этикета. Какие выражения, по-вашему, более вежливы? Почему? Сделайте вывод о роли аргументации в этикетных жанрах.

В процессе анализа выражений, входящих в различные этикетные жанры, учащиеся приходят к выводу, что выражения с элементами аргументации более вежливы (ср.: "Спасибо: ты мне очень помог"; "Извините, пожалуйста, я не хотел вас обидеть"; "К сожалению, я не смогу прийти: мне надо встречать родителей"; "Не могу согласиться, потому что..."). Отмечаем, что элементы аргументации в этикетных жанрах помогают снять возникающее напряжение в отношениях собеседников, иногда - разрядить конфликтную ситуацию, смягчить отказ, вежливо возразить.

11. Введите аргументацию в этикетное высказывание в следующих ситуациях общения. Разыграйте эти ситуации.

1. Вам подарили книгу, о которой вы давно мечтали. - Выразите благодарность.

2. Вы обидели друга. - Принесите извинения.

3. Вас пригласили в гости. Вы по какой-то причине не можете прийти. - Вежливо откажитесь.

4. Как-то в разговоре ваш собеседник заявил: гуманитарные науки никакой пользы не приносят. Возразите своему собеседнику.

Приведем возможные варианты выполненных заданий.

1. Спасибо тебе! Ты не представляешь, как ты мне помог!

2. Прости, пожалуйста, я не со зла. Вовсе не думал, что ты обидишься.

3. Спасибо за приглашение. Быть среди твоих друзей - это честь для меня. Но, к сожалению, я не смогу прийти: мне надо дежурить в больнице, потому что сестре сделали операцию.

4. Все, что Вы сейчас сказали - это любопытно. Однако я не могу согласиться с Вами, потому что гуманитарные науки были и останутся основой духовного развития общества...



стр. 52


--------------------------------------------------------------------------------

Итогом работы может послужить задание, которое учащиеся выполняют дома. Задание: соберите материал (примеры, иллюстрации из жизни) о том, в каких жизненных ситуациях вам необходима была аргументация и как люди аргументируют в той или иной ситуации. Всегда ли удается аргументировать успешно? К чему приводят неудачи в аргументации? Что, по-вашему, человеку необходимо для того, чтобы аргументация была успешной?

На основе собранного материала подготовьте сообщение на тему "Аргументация вокруг нас".

Учащиеся иллюстрируют свои высказывания примерами из жизни, собственными наблюдениями. Обращаем внимание на структуру сообщения, его композиционные особенности. Предлагаем сделать риторический анализ прослушанных сообщений.

стр. 53

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Н. И. МАХНОВСКАЯ, ОБУЧЕНИЕ АРГУМЕНТИРОВАНИЮ В XI КЛАССЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 20 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206016019&archive=1206184559 (дата обращения: 23.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии