Обучение речевым жанрам в курсе школьной риторики

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 20 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Т. А. Ладыженская, Н. В. Ладыженская

Обучение речевым жанрам в курсе школьной риторики 1 .

Понятие о речевых жанрах

Одно из главных понятий школьного курса риторики - речевой жанр.

Еще риторы Древней Греции понимали, что знания общей риторики (ее постулатов, риторических канонов и т.д.) недостаточно для создания эффективного речевого произведения. Поэтому наряду с общей риторикой как ее продолжение стала развиваться частная риторика, где главное внимание уделялось родам, видам, жанрам. Так, Аристотель выделял различные виды ораторской речи: совещательная, эпидейктическая, судебная.

Эта линия развития риторики продолжается и в наше время. Известно, что впервые советский ученый М.М. Бахтин отделил жанры художественной литературы от жанров, используемых в жизни.

Он определил речевые жанры как "относительно устойчивые, тематические, композиционные и стилистические типы высказывания" 2 .

М.М. Бахтин обратил внимание на то, что "даже в самой свободной и непринужденной беседе мы отливаем нашу речь по определенным жанровым формам... К речевым жанрам мы должны отнести и короткие реплики бытового диалога... и бытовой рассказ... и короткую стандартную военную команду, и развернутый детализованный приказ, и довольно пестрый репертуар деловых документов... и разнообразный мир публицистических выступлений... но сюда же мы должны отнести и многообразные формы научных выступлений..." 3 .

Итак, речевой жанр - это разновидность устных и письменных текстов, которые существуют в самых различных сферах общения, воспроизводятся говорящими и пишущими и узнаются по их теме, структуре, языковым (вербальным и невербальным) средствам.

Речевые жанры связаны с теми конкретными ситуациями, событиями, которые встречаются в жизни человека. Именно эти события определяют коммуникативную задачу адресанта.

Например, если мы нуждаемся в помощи, то реализуем речевой жанр просьбы; если хотим поделиться мыслями, рас-

стр. 65


--------------------------------------------------------------------------------

сказать о происшедших событиях, то пишем личное письмо.

Каждый из названных речевых жанров будет различаться по своему содержанию и речевому оформлению в зависимости от речевых ролей адресата и адресанта (по терминологии Т.В. Шмелевой) "образом автора" и "образом адресата" 4 .

Кроме коммуникативной задачи, речевых ролей адресата и адресанта учитываются также такие компоненты речевой ситуации, как: где происходит общение, когда ( в том числе сколько времени оно может продолжаться) и как оно происходит.

Все эти компоненты определяют, что говорит (пишет) коммуникант. Перечисленные компоненты и их связь отражены на схеме:

Компоненты речевой ситуации



Овал в центре с надписью "ЧТО?" по существу обозначает создаваемый и воспринимаемый речевой жанр. Учет всех компонентов речевой ситуации помогает выбрать и реализовать оптимальный речевой жанр, что делает общение уместным, доступным.

Если какой-нибудь важный для данной ситуации компонент не учитывается, то мы можем слышать реплики типа:

* Я тебе не тот (та), чтобы мне запрещать (приказывать, командовать, советовать и т.д.);

* То же мне, нашел время просить;

* Это неподходящее место для доверительной беседы;

* Ваше информационное сообщение мы не услышали, вы говорили слишком быстро и тихо.

Типы речевых жанров в школьной риторике

Для настоящего времени характерно накопление большого фактического материала по вычленению, описанию речевых жанров, их инвентаризации. При этом используются различные подходы к характеристике речевых жанров; в одних работах большое внимание уделяется изучению речевой ситуации (в том числе цели высказывания), в других - особенностям структуры высказываний и их речевого оформления.

Предлагаемая далее типология относится ко всем речевым жанрам, изучаемым в курсе риторики с I по XI класс. При разработке типологий речевых жанров школьной риторики мы учитывали:

* опыт риторики начиная с Древней Греции;

* достижения современной лингвистики (М.М. Бахтин, Г.И. Богин, А. Вержбицкая, О.Б. Сиротинина, К.Ф. Шмелев, Т.В. Шмелева, М.Ю. Федосюк, Н.И. Формановская и др.);

* реалии современной жизни, отражающие востребованность речевых жанров в жизни современного человека (в том числе школьника).

Так, в IX классе мы вслед за ораторами Древней Греции выделяем по более общему родовому признаку устные (совещательные речи, застольное слово, семейная беседа и т.д.) и письменные (официальное письмо, афиша, деловая автобиография) речевые жанры. И действительно, со времен М.В. Ломоносова, который писал, что риторика учит "...о всякой предложенной материи красно говорить и писать", в отечественной риторике изучались как устные, так и письменные речевые жанры.

По основной коммуникативной задаче выделяются

* информационные речевые жанры (объявление, хроника, научный доклад и т.д.);

* воздействующие речевые жанры (похвальное слово, веселый рассказ, запрет и т.д.).

стр. 66


--------------------------------------------------------------------------------

Это деление условно, поскольку в каждом речевом жанре есть информация, если не логическая (фактическая), то эмоциональная. Так, реклама, критическая заметка, отзыв характеризуются наличием и фактической, и эмоциональной информации. Изложенное выше можно изобразить в виде схемы:

Виды речевых жанров



Для школьной риторики важна также характеристика речевых жанров по таким двум основаниям, как принадлежность к функциональному стилю и степень подготовки. Для создания текстов в информационных речевых жанрах, как правило, используются деловой (официально-деловой) или научный стиль. Воздействующие речевые жанры чаще всего реализуются в публицистическом или художественном стиле. В наше время мы часто наблюдаем проникновение элементов разговорного стиля в другие стили, даже в научный.

По степени подготовки (относится к устной речи) можно выделить неподготовленные, частично подготовленные и подготовленные речевые жанры.

В программу курса школьной риторики отбирались те из них, которые:

* необходимы каждому человеку в его речевой практике, дают установку на решение задач нравственно-этического характера;

* актуальны в современной жизни;

* способствуют развитию общеучебных умений;

* развивают креативные способности, общую культуру.

По этим основным учебно-воспитательным задачам мы выделили речевые жанры, которые служат:

1) воспитанию культуры речевого поведения (в частности, этикетные жанры: просьба, вежливый отказ, комплимент и т.д.);

2) подготовке школьников к их будущей деятельности в самых различных сферах, к общению в официальной и неофициальной обстановке (заявление, объяснительная записка, личное официальное письмо, диспут, совещательная речь и т.д.);

3) овладению различными видами учебно-речевой деятельности (пересказ, конспект, тезисы, реферат и т.д.);

4) развитию общительности, воображения, импровизации, юмора и т.д. (сказка, анекдот, веселый рассказ, путевой очерк и т.д.). Эти литературные жанры рассматриваются в курсе риторики с риторических позиций - с точки зрения их уместного употребления в сфере повседневного и делового общения.

Это деление речевых жанров по основной дидактической задаче весьма условно, так как в практике одновременно решается несколько задач. Так, трудно представить себе, что этикетные жанры не будут востребованы школьниками в их будущей профессиональной жизни, а учебные - в процессе непрерывного образования.

Почти все указанные группы речевых жанров используются в той или иной мере в преподавании самых различных школьных предметов, что позволяет реализовать межпредметные связи и подчеркивает интеграционный характер риторики.

В начальной школе преимущество отдается устным этикетным жанрам (приветствие, прощание, благодарность, извинение изучаются в I классе, а более сложные - комплимент, поздравление - в III классе). Кроме того, в начальной школе изучаются рассказ, хроника, заметка и т.д. 5 .

В V-VI классах дети знакомятся с информационными речевыми жанрами (визитная карточка, афиша, объявление); с понятием вторичных текстов (аннотация, предисловие, отзыв). Вместе с тем школьники постигают речевые жанры, используемые в официально-деловой обстановке (заявление, объясни-

стр. 67


--------------------------------------------------------------------------------

тельная записка, личное официальное письмо), а также при групповом общении (интервью, похвальное слово) 6 .

В VI-IX классах основное внимание уделяется учебным речевым жанрам (реферат, доклад, тезисы), а также тем жанрам, которые будут необходимы школьникам в их последующей личной жизни и профессиональной деятельности (дискуссия, газетные жанры, протокол и т.д.) 7 .

При этом мы избегаем слова "сочинение", оно не указывает на конкретный речевой жанр, реально существующий в речевой практике. Это не означает исключения работы над сочинениями в курсе русского языка как одного из упражнений, которое формирует некоторые коммуникативно-речевые умения, навыки правописания и т.д.

Методы и приемы преподавания

Так как риторика - предмет с ярко выраженной практической направленностью, то отбор методов и приемов изучения речевых жанров подчинен основной задаче курса - научить общению.

Для обучения речевым жанрам наиболее эффективно использовать материал учебника, в котором имеются:

* определения речевых жанров с указанием основных жанрообразующих признаков;

* образцы текстов;

* лексические средства, синтаксические конструкции и т.д., характерные для определенных речевых жанров;

* памятки, рекомендации и т.д. по созданию текстов в различных речевых жанрах.

В диалогах персонажей (Риторика, Оли, Коли и прочих) часто актуализируются опорные для данного жанра знания учеников, раскрываются его суть, значение этого жанра в жизни, сфера его употребления, типичные ошибки и т.д.

При обучении используются такие приемы.

=> Знакомство с положительным или негативным образцом (образцами).

=> Риторический анализ положительного образца. Он предполагает постановку по крайней мере следующих вопросов:

* кто адресант?

* кому адресовано (предназначено)?

* зачем, с какой целью создается или воспринимается данный жанр?

* где и когда происходит общение?

* что говорится (пишется), т.е. какова тема высказывания?

* с помощью каких речевых средств (словесных и несловесных) реализован речевой жанр?

Приведем пример такого анализа.

"Дорогие друзья! От имени оргкомитета я приветствую вас на открытии выставки детских фотографий, сделанных школьниками нашего района! Нам всем очень интересно, каким видят мир наши дети. Уже давно фотография считается одним из видов искусств. Я очень надеюсь, что искусство наших детей, их видение мира доставят вам радость!"

(Рисунок. Мужчина с радостной улыбкой, приглашающими жестами на крыльце музея. Говорит в микрофон. Его слушают родители и школьники. Репортер с фотоаппаратом.)

Этот текст - приветственное слово. Его адресант - один из организаторов выставки, адресаты - посетители, дети и их родители. Цель высказывания - заинтересовать, привлечь внимание к экспонатам выставки детских фотографий. Где и когда выступает оратор, в данном случае школьники определят по рисунку. Тема - открытие выставки.

Речевые средства: в приветственном слове употребляется обращение (Дорогие друзья!); собственно приветствие (От имени оргкомитета приветствую вас ), в котором указывается название события (открытие выставки детских фотографий); выражаются отношение к событию и пожелание; оратор использует уместные невербальные средства общения: радостный тон, приветливую улыбку, приглашающие жесты.

Итоговые вопросы:

* Что ритор сказал?

* Что он хотел сказать?

* Что он сказал ненамеренно? Ритор хотел обратить внимание слушателей на детские фотографии как вид искусства, который раскрывает видение мира детьми. Это ему удалось. Ненамеренно он сказал о себе, что готовился к

стр. 68


--------------------------------------------------------------------------------

этому приветственному выступлению: ему удалось произнести краткую и в то же время содержательную, эмоциональную речь.

Вывод: ритору удалось реализовать свою коммуникативную задачу и создать оптимальный в данной ситуации речевой жанр.

=> Риторический анализ образца с типичными недочетами в содержании, речевом оформлении.

"Уважаемые дамы и господа!

Мы очень долго не могли открыть выставку строительных материалов нашей фирмы. То поставщики подведут, то помещение отбирают. А вчера, понимаешь, трубу прорвало. А все-таки я приветствую вас с открытием! Боюсь, что у вас возникает много вопросов по ассортименту, качеству и ценам товаров. Мы будем их решать в процессе! От имени вышестоящего начальства я говорю вам: "Добро пожаловать!"

Опыт показывает, что не всегда целесообразно подробно анализировать негативный образец. Во многих случаях достаточно поставить 3-4 вопроса:

* Что ритор сказал ненамеренно? ( Что он не готовился к выступлению, не заинтересован в этом мероприятии, плохо владеет устной речью и т.д.).

* Какова коммуникативная задача ритора?

* Удалось ли ему ее решить?

* Какие недочеты допускаются в содержании и речевом оформлении? (Уход от темы, неоправданное смешение стилей.)

=> Сравнительный анализ положительного и негативного образцов можно провести вместо подробного анализа обоих образцов. Ученикам дается задание сопоставить варианты двух приветственных слов.

В этом случае целесообразно воспользоваться системой вопросов для положительного образца.

=> Сравнительный анализ двух и более положительных образцов дает возможность выявить множество подходов в реализации замысла и тем самым предупреждает подражание. Важно, чтобы ученики осознали особенности конкретного жанра, а также то, что делает его эффективным в общении.

=> Индивидуальное или коллективное редактирование (устное или письменное) образца с недочетами. При этом ученикам могут быть даны установки: исключите то, что не соответствует теме, стилю высказывания. В данном примере предлагается уточнить, к кому и когда можно обратиться с конкретными вопросами; аргументировать значение этой выставки для возможных клиентов.

=> Создание текстов в устных и письменных речевых жанрах. В пределах одного и того же жанра могут создаваться разные по содержанию, использованию языковых средств, структуре речевые произведения. Поэтому важно обратить внимание учеников на поиск своих средств выражения, нежелательность подражания, употребления штампов.

Возможные ситуации для создания приветственного слова:

* бал выпускников школы;

* юбилей школы;

* вечер встречи выпускников;

* встреча с ветеранами, побратимами и т.д.

Указанные выше основные приемы применяются учителями в различных сочетаниях, например:

1) анализ диалога персонажей учебника, риторический анализ положительного (негативного) образца, знакомство с памяткой и создание первого варианта текста, редактирование его;

2) создание текста без подготовки, риторический анализ этих текстов, обращение к памятке или рекомендациям учебника, редактирование своего первого варианта, запись (озвучивание) исправленного текста, сравнительный анализ автором первоначального и итогового вариантов.

Безусловно, в уроки риторики включаются и другие общепринятые методы и приемы работы, такие, как постановка задачи, формулировка темы (учителем или учеником), подведение итогов, оценивание деятельности учеников и т.д.

Особо отметим, что при подготовке конкретного речевого жанра необходимо опираться на сведения, приобретенные учениками при изучении 1-го блока - "Общение". Это значит, что, создавая текст в том или ином речевом жанре, ученики используют свои знания об этапах

стр. 69


--------------------------------------------------------------------------------

подготовки текста, компонентах речевой ситуации, правилах общения и т.д.

Кроме того, дети опираются на знания, полученные на уроках русского языка: о теме текста, заголовке, основной мысли, абзацном членении текста и т.д.

Подводя итог изложенному выше, мы хотели бы присоединиться к словам Г.И. Богина, что в минимум знаний выпускника школы "необходимо включить... сведения и о речевых жанрах" 8 , активно используемых в речевой практике.


--------------------------------------------------------------------------------

1 См. концепцию и программу "Риторика общения", разработанную Т.Д. Ладыженской // Начальная школа. - 1994. - N7. См. также: Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. - М., 2000.

2 Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Эстетика словесного творчества. - М., 1979. - С. 241-242.

3 Бахтин М.М. Там же. - С. 238.

4 Шмелева Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи. - Саратов, 1997.

5 Детская риторика. I-IV классы. Учебники-тетради, учебные пособия (под ред. Т.А. Ладыженской, 1995-2001). Методические рекомендации к учебникам.

6 Школьная риторика. V, VI, VII классы. Учебные пособия / Под ред. Т.А. Ладыженской, 1995-2000. Методические рекомендации к учебникам.

7 Риторика VIII, IX классы. Учебные пособия / Под ред. Т.А. Ладыженской, 1995-2000 г. Методические рекомендации к учебникам.

8 Богин Г.И. Речевой жанр как средство индивидуализации // Жанры речи. - Саратов, 1997.

стр. 70

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Т. А. Ладыженская, Н. В. Ладыженская, Обучение речевым жанрам в курсе школьной риторики // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 20 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206014893&archive=1206184559 (дата обращения: 16.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии