Монгольская этноязыковая группа
Генетически родственные народы, говорящие на монгольских языках, относятся к центрально-азиатскому типу североазиатской расы большой монголоидной расы. Верующие - главным образом ламаисты.
Начало монгольской этнической общности положено в XIII в. благодаря объединению под властью Чингисхана части племен на территории МНР и Северо-Восточного Китая. В XV в. произошло разделение монгольских народов на западную и восточную группы, а в XVI в. - на северную и южную. Северные ("халха") проживали на территории нынешней МНР, а южные - КНР. Позднее образовались три народности: собственно монголы, буряты и калмыки и ряд других этнических групп со своими языками и диалектами.
Общее количество монгольских народов - около 6,5 млн. чел.
Литература
Археология и этнография Монголии. - Новосибирск, 1987; Викторова Л. Л. Монголы. Происхождение народа и история культуры. - М, 1980; Проблемы монгольского языкознания. - Новосибирск, 1988.
Буряты, самоназвание бурят, буряад - коренное население Бурятии, Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Иркутской обл. и Агинского Бурятского автономного округа Читинской обл. Общая численность бурят - около 500 тыс. чел. В РФ из них проживает 421 тыс. чел. (1989), в том числе в Бурятии - 249,5 тыс. чел., в Усть-Ордынском а.о. - 42,4 тыс. чел. Живут также в Монголии - около 70 тыс. чел., и небольшими группами в КНР. Большинство бурят считаются православными, но сохранили шаманство. Буряты Забайкалья - ламаисты.
Процесс складывания бурятского этноса особенно ускорился после присоединения к России (середина XVII в.). После победы Октябрьской революции 1917 г. были образованы Бурят-Монгольская автономная область в составе дальневосточной республики (1921) и Монголо-Бурятская автономная область в составе РСФСР (1922). В 1923 г. обе они объединились в Бурят- Монгольскую АССР, которая в 1958 г. была преобразована в Бурятскую АССР, а в 1992 г. - в Республику Бурятия.
Бурятский язык делится на четыре территориально-диалектные группы: западную, промежуточную, восточную и южную.
Письмо на языке бурят существует с XVII в., когда они начали пользоваться старомонгольской письменностью, так называемым монгольским письмом. В 1931 г. письменность была переведена на латиницу, а в 1939 г. - на русскую графическую базу. В основу литературного языка положен восточный (хоринский) диалект.
Литература
Вятки на К. В. Очерки культуры и быта бурят. - Л., 1969; Затее в В. Н. Формирование и расцвет бурятской социалистической нации. - Улан-Удэ, 1961; Грамматика бурятского языка. Фонетика и морфология. - М., 1962; Шагдаров Л. Д. Развитие бурятского литературного языка в советскую эпоху. - Улан-Удэ, 1965; Бураев И. Д., Шагдаров Л. Д. Бурятский язык // Государственные языки в Российской Федерации. - М., 1995.
Калмыки , самоназвание хальмг возводят к тюркскому термину, означающему "остаток", которым обозначают ойротов, не принявших ислам.
--------------------------------------------------------------------------------
* Начало очерков М. И. Исаева см.: "Русская словесность", 2001, N 6, 7; 2002, N 1 - 8, 2003, N 1.
стр. 65
--------------------------------------------------------------------------------
Численность калмыков в РФ - 165,8 тыс. чел., в том числе в Калмыкии - 146,3 тыс. чел. Живут также в Астраханской, Волгоградской, Ростовской обл., Ставропольском крае, Сибири. Небольшие группы калмыков проживают и на Кавказе, в Средней Азии, Франции (около 1 тыс. чел.), США (около 2 тыс. чел.), Швейцарии, Германии и др. Общая численность калмыков - 177 тыс. чел. (1989). Верующие - буддисты-ламаисты, часть - православные.
Предками калмыков считаются западные монголы - ойроты, часть которых в начале XVII в. переселились в Россию и приняли русское подданство, получив земли для кочевья в низовьях Волги и Урала. К середине XVII в. на этих землях оказалось 280 тыс. чел., в состав которых вошли различные этнические подразделения ойротов, сохранившие свою хозяйственно-культурную специфику вплоть до начала XX в., консолидируясь в единый народ.
В советское время в 1920 г. была образована Калмыцкая автономная область, которая в 1935 г. была преобразована в Калмыцкую АССР, а в 1943 г. (в разгар ВОВ) ликвидирована в связи с депортацией калмыков в Среднюю Азию. В 1957- 1958 гг. калмыки были возвращены, а их АССР восстановлена. В 1990 г. Калмыцкая АССР объявила свой суверенитет, а с 1992 г. она называется "Калмыцкая Республика - Хальм Танч".
Калмыцкий язык имеет два говора: дербетский и торгутский.
С 1648 по 1924 г. калмыки пользовались так называемой заяпандитской письменностью, на которой имеется обширная литература. С 1924 по 1931 г. существовало у калмыков письмо на русской графической основе, переведенное затем (1931) на латиницу. Однако с 1938 г. снова введена письменность на кириллице (русской графике).
Литература
Бартольд В. В. Калмыки // Соч. - М, 1968. - Т. 5; Пальмов Н. Н. Очерк истории калмыцкого народа за время его пребывания в пределах России. - Астрахань, 1922; Ашилова Д. О. Этническая антропология калмыков (соматологическое исследование). - Элиста, 1976; Тодаева Б. Х. Калмыцкий язык // Языки народов СССР. - М., 1968. - Т. 5; Пюрбеев Г. Ц. Грамматика калмыцкого языка. Синтаксис. - Элиста, 1977; Грамматика калмыцкого языка. Фонетика и морфология. - Элиста, 1983; Бардаев Э. Ч. Современный калмыцкий язык. Лексикология. - Элиста, 1985.
Тунгусо-маньчжурская этноязыковая группа
К этой группе относятся народы, говорящие на родственных языках тунгусской группы, - эвенки, эвены, негидальцы и маньчжурской группы - маньчжуры (Северо-Восточный Китай), нанайцы, удэгейцы, ульчи, орочи, ороки.
Нанайцы, самоназвание нанай, пани ("местный; здешний человек"); устаревшее название - гольды; малочисленная народность (12 тыс. чел.), проживающая в основном в Хабаровском крае на Амуре (Нанайский, Хабаровский, Комсомольский р-ны), а также на Сахалине и, частично, в Маньчжурии (4,2 тыс. чел.).
Относятся к байкальскому типу североазиатской расы большой монголоидной расы. В этногенезе нанайцев участвовали потомки древнего амурского населения и различные тунгусоязычные элементы.
Территория расселения нанайцев (Нижний Амур, Уссурийский край, Приморье) была включена в состав России по Айгунскому (1858) и Пекинскому (1860) договорам, и с того времени началось заселение русскими этих земель. Началась активная христианизация коренного населения, большое влияние на него оказывает русская культура.
В 1930 г. был создан Нанайский р-н, тогда же был введен в практику этноним нанайцы, нанай.
Нанайский язык делится на средне-амурское наречие, сунгарийский, уссурийский и курурмийский диалекты. В 1931 г. создана письменность (на латинице), в основу которой легло среднеамурское наречие; в 1963 г. письменность переведена на русскую графическую базу.
Литература
Смоляк А. В. Этнические процессы у народов Нижнего Амура и Сахалина. Сер. XIX - нач. XX в. - М., 1975; Столяров А. В. Нанайский язык // Красная книга языков народов России. - М., 1994.
стр. 66
--------------------------------------------------------------------------------
Негидальцы, от негда "береговой, крайний" (на языке эвенков и ульчей), самоназвание элькан бэйэнин, на бэйэненин "здешний, местный", амгун бэйэнин "алегунский". Живут в Хабаровском крае, по рекам Амур и Алегунь, главным образом в р-нах Николаевский, Ульчский. Численность - около 620 чел. Часть негидальцев в значительной степени ассимилировалась с ульчами и нивхами. Относятся к байкальскому типу североазиатской расы большой монголоидной расы с примесью центрально- азиатского расового типа. Традиционные верования - анимизм, шаманизм; в конце XX в. были крещены.
Традиционные охотники-рыболовы, негидальцы в XIX в. под влиянием русских начали заниматься огородничеством, в частности, включили в свой рацион картофель. Национальное самосознание отличается большой устойчивостью.
На негидальском языке говорят около 220 чел. (1979, перепись). Отличаются говоры негидальцев нижнего течения р. Амгуни (и Амура) и ее среднего течения (в фонетике и лексике), что отчасти объясняется влиянием соответственно ульчского языка и эвенкийского языка. Негидальский язык бесписьменный.
Литература
Штернберг Л. Я. Гиляки, орочи, гольды, негидальцы, айны. - Хабаровск, 1933; Певнов А. М., Хасаинова М. М. Негидальский язык // Красная книга языков народов России. - М.. 1994.
Ороки, самоназвание улыпа, ульча, ольча ("оленные"), ороками их назвали айны, вслед за ними - японцы и нивхи; соседи- русские стали именовать их "орочонами". Живут в Сахалинской обл., преимущественно в восточной части острова. Численность ороков сокращается все время: если в 1897 г. насчитывалось их 749 чел., то по переписи 1989 г. - 283 чел, (уточненные данные на сентябрь 1989 г. - 196 чел., а на октябрь- 191 чел.).
Относятся ороки к байкальскому типу североазиатской расы большой монголоидной расы, отмечается примесь центрально-азиатского расового типа.
Специалисты полагают, что этническую основу ороков составили местные и тунгусские (эвенкийские) этнические элементы, смешавшиеся с группами ульчей и нивхов. Несмотря на принятие христианства, для ороков характерна вера в духов природы (воды, земли, неба, тайги, огня).
Язык ороков не имеет диалектного членения, бесписьменный.
Среди тунгусо-маньчжурских языков орокский язык относится к южной группе и сближается с ульчским и нанайским.
Литература
Смоляк А. В. Южные ороки // Советская этнография. - 1965, N1; Васильев В. И. Основные черты этнографии ороков // Советская этнография. - 1929, N 1; Маевич А. Ф. Ороки: прошлое и настоящее. - Познать, 1991; Петрова Т. Н. Язык ороков (ульта). - Л., 1967; Петрова Т. Н. Орокский язык // Языки народов СССР. - М., 1968. - Т. 5; Озолина Л. В. Орокский язык // Красная книга языков народов России. - М., 1994.
Орочи, самоназвание орочили, орочисел ("оленные"), нани (заимствовано у амурских нанайцев, "местный житель"). Живут в Хабаровском крае, дисперсно, в основном на р. Тумнин. Численность - 915 чел.
Орочи относятся к байкальскому типу североазиатской расы большой монголоидной расы. В традиционных религиозных верованиях орочей вся окружающая природа населялась духами (в тайге, на небе, в реках, горах).
Язык орочей часть специалистов считают диалектом удэгейского языка, а орочей и удэгейцев - двумя группами единой народности. В 1930-е гг. полагали, что удэгейский может рассматриваться как единый для обоих этносов литературный язык.
Орочи - бесписьменный народ, а их язык используется только в быту, да и то лишь лицами старшего поколения.
Литература
Маргаритов В. П. Об орочах Императорской гавани. - СПб., 1888; Парокин В. Г. Орочи. - М., 1964; Аврорин В. А., Лебедева Е. П. Орочский язык // Языки народов СССР. - М., 1968. - Т. 5; Гирфанова А. Х. Орочский язык // Красная книга языков народов России. - М., 1994.
стр. 67
--------------------------------------------------------------------------------
Удэгейцы, самоназвание удээ, удэхэ, удихэ - малочисленный народ Севера.
Общая численность - 2011 чел. (1989). В РФ - 1902 чел., в том числе в Хабаровском (697 чел.) и Приморском (766 чел.) краях. Расселены по правым притокам рек Уссури, Хунгари, Анюй и др. Относятся к североазиатской расе большой монголоидной расы. У удэгейцев преобладают традиционные верования - анимизм, шаманизм.
В этногенезе удэгейцев северной группы преобладают палеоазиатские элементы, у южных удэгейцев - древнекорейские, тюркские, маньчжурские элементы.
Взаимодействие удэгейцев с русскими началось в 1860-х гг., что было связано с освоением русскими Уссурийского края.
Удэгейский язык бесписьменный, не имеет диалектного членения. В 1930-е гг. был создан удэгейский алфавит, но письменность не привилась.
Литература
Ларькин В. Г. Удэгейцы. - Владивосток; Москва, 1958; Суник О. П. Удэгейский язык // Языки народов СССР. - Л., 1968. - Т. 5; Гирфанова А. Х. Удэгейский язык // Красная книга языков народов Российской Федерации. - М., 1994.
Ульчи, самоназвание нани ("местные люди") - малочисленный народ, живущий в Хабаровском крае (нижнее течение Амура). Численность ульчей - около 3 тыс. чел.
Ульчи еще в конце XIX - начале XX в. находились на стадии разложения первобытно-общинного строя (система родства ирокезского типа). Хотя ульчи были обращены в православие, фактически они продолжали придерживаться традиционных верований (анимизм, шаманство).
Этнические корни ульчей уходят в глубокую древность - они близки с нанайцами. Большое влияние на развитие этнической культуры оказали контакты с русским народом, которые начались с середины XIX в.
Письменность для ульчей была создана в 1930-е гг. сначала на латинской графике, затем - на русской. Однако литературный язык у ульчей не получил развития.
Литература
Смоляк А. В. Ульчи. - М., 1966; Кормушин И. В. Ульчский язык // Красная книга языков народов Российской Федерации. - М., 1994.
Эвенки, самоназвание эвенки, орочен (орочон) илэ ("оленные люди"), бирары ("речные"), мата ("гость", "путник"), манегры и др. Живут на широком пространстве от побережья Охотского моря на востоке до Обско-Иртышского междуречья на западе и от Северного ледовитого океана на севере до Прибайкальска и р. Амур на юге. Численность эвенков 29975 чел. (1989). Из них считают родным язык своего этноса почти одна треть, примерно столько же - русский язык. Степень владения родным языком сильно колеблется у разных групп эвенков, у которых наблюдается не только развитое двуязычие, но и трехъязычие (например, эвенко-русско-якутское или эвенко-русско-бурятское). В наибольшей степени эвенки сохранили владение родным языком в Эвенкийском автономном округе Красноярского края.
В эвенкийском языке выделяют восточное, западное и среднее наречия с рядом диалектов и говоров. На нем существует письменность, он служит языком обучения в подготовительных классах и преподается в качестве отдельного предмета в начальной школе.
Эвенки живут и на севере КНР.
Весь этнос антропологически относится к байкальскому варианту континентальной расы большой монголоидной расы.
Верующие - православные.
Литература
Васильевич Г. М. Эвенки: Историко-этнографические очерки (XVIII - начало XX в.). - Л., 1969; Булатова Н. Я. Эвенкийский язык // Красная книга языков народов России. - М., 1994.
Эвены, самоназвание эвэи, орочел ("оленные"), устарелое тунгусы, ламуты, Живут на севере Сибири, в отдельных районах Магадана, Камчатской обл. и Хабаровского края, а также в северо-восточных районах Якутии. Эвены относятся к байкальскому варианту континентальной расы большой монголоидной расы.
стр. 68
--------------------------------------------------------------------------------
Численность эвенов - 17,2 тыс. чел. (1989).
Происхождение эвенов (как и эвенков) связывают с тунгусскими племенами, поглотившими корякский и юкагирский этнические элементы.
В эвенском языке выделяются восточное, западное и среднее наречия с диалектами и говорами. Опорным для литературного языка стало восточное наречие. Письменность была разработана в 1931 г. (на латинской графической основе), а в 1936 г. переведена на русскую графику.
Литература
Попов У. Г. Эвены Магаданской области. - М, 1961; Петров А. А. Эвенский язык // Красная книга языков народов России. - М., 1994.
Уральские народы и их языки
Уральские народы - крупное генетическое объединение, включающее две этноязыковые семьи - финноугорскую и самодийскую.
Уральские народы живут на обширной территории, от северной Норвегии до Таймырского п-ова на Севере и до северной части Югославии, Венгрии и Мордовии на Юге. Кроме того, отдельные поселения финно-угорских народов имеются в Сибири, на нижней Волге и на Кавказе.
Как считают специалисты, прародиной уральцев с V по III тысячелетия до н.э. находилась в северной части Западной Сибири, в районе между Обью и Уральскими горами. Позже эта общность распалась, и отдельные ее части переместились в другие районы.
Литература
Хайду П. Уральские языки и народы. - М., 1985. - Перевод с венгерского; Основы финно-угорского языкознания: В 3 т. - М., 1974. - 1976.
Финно-угорская этноязыковая семья
Народы этой семьи, проживающие на территории бывшего СССР, составляют пять групп: прибалтийско-финская (финны, эстонцы, карелы, вепсы, водь, ливы, ижорцы), волжская (мордва, марийцы), пермская (удмурты, коми-зыряне, коми- пермяки), угорская (ханты, манси), саамская (саамы).
Прибалтийско-финская этноязыковая группа
Вепсы, самоназвание белея, вепсь, велся, людиникад, тягалажат, официальное дореволюционное русское название чудь, в бытовой русской речи используются названия чухарь и кайваны (с некоторым пренебрежительным оттенком).
В РФ живут группами на юге Карелии (юго-западное побережье Онежского озера), в северо-восточных районах Ленинградской и северо-западных районах Вологодской областей. Численность - 12,5 тыс. чел. (1989), из которых 49% живут в Карелии. Верующие вепсы - православные.
Язык вепсов имеет три диалекта: северный, средний и южный.
В конце XIX - начале XX вв. предпринимались попытки создать письменность для вепсов, но письмо не привилось. Попытки повторились в 30-х гг., на латинском алфавите вепсская письменность внедрялась в школьное обучение. В период второй мировой войны, однако, эта деятельность была прервана и возобновлена лишь в конце 1980-х гг.
Литература
Хямялайнен М. М. Вепсский язык // Языки народов СССР. - М., 1968. - Т. 3; Исаев М. И. Сто тридцать равноправных (О языках народов СССР). - М., 1970; Зайцева М. И. Грамматика вепсского языка. - Л., 1981; Зайцева М. И., Муллонен М. И. Словарь вепсского языка. -Л., 1972.
стр. 69