Работа над речевыми ошибками

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 13 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Т. М. Воителева

Материалы к уроку.

Под речевыми ошибками в методике понимаются нарушения употребления слов с точки зрения их значения, а также их форм, грамматических конструкций с точки зрения установленных норм литературного языка в области орфоэпии, лексики и грамматики.

Речевая ошибка, как отмечает А. А. Леонтьев, - это "своего рода сигнал "шва" в речевом механизме, разошедшегося под влиянием тех или иных обстоятельств" 1 .

К речевым недочетам относятся недостатки речи, связанные с нарушением требований коммуникативной целесообразности, неудачным подбором выразительных средств речи: лексические повторы и употребление лишних слов, штампы, бедность и однообразие синтаксических конструкций, нарушение видовременной соотнесенности форм глагола и др. 2

В. В. Виноградов, говоря о речевых недочетах, указывал, что причиной их является "и неполное усвоение норм литературного выражения, и недостаточно бережное отношение к языковой традиции, и неумение, а иногда и нежелание разобраться в смысловых качествах разных слов, и влияние "дурной моды", разных жаргонов, и желание щегольнуть словом или фразой, которые кажутся острыми и выразительными, и многое другое, что свидетельствует о слабой культуре речи, о неразвитости "чутья языка"". Поэтому так важна систематическая работа над уточнением смысла слов, выявлением правильности употребления той или иной грамматической формы слова в сочетании с другими словами.

Среди речевых мы выделяем собственно речевые (лексические и стилистические) ошибки, связанные с неправильным употреблением слова, и грамматические, в основе которых лежит нарушение норм управления и согласования.

К лексическим относятся ошибки, связанные с непониманием значения слова, неоправданным употреблением в одном контексте однокоренных слов, употреблением слова в несвойственном ему значении, смешением паронимов, тавтологией.

Например: "Сверкающий белоснежный снег украл поля и луга. АС. Грибоедов умело составил свою комедию. В пути их предостерегали разные случайности. Эти черты характера характеризуют Левинсона как сильную личность. Он становится писателем, и пишет книги. С большим эпосом, говорит Маяковский о поэзии. В поэме показана сладостная жизнь чиновников. В пьесе показана низменная жизнь низов общества. На следующее утро Гаврик стал очень рано. У учителя вызывает чувство несправедливости положение бедных".

Стилистические ошибки (недочеты) связаны с целесообразностью, уместностью употребления языковых средств в речи. Основным критерием "определения стилистических норм является соответствие или несоответствие использованных языковых средств ситуации общения" 3 .

К стилистическим недочетам относятся: неоправданное использование слов иной стилевой окраски, немотивированное употребление диалектной и просторечной лексики, неуместное употребление эмоционально-экспрессивной лексики, штампов.

Например: "Дикой грозит купцам, ругается, обзывает их. Плюшкин - настоящий скупердяй. На столе у него были кучи разного барахла. Тарас Бульба болел о судьбе своей родины. С первых страниц произведения автор знакомит нас с главными героями. Недалеко от нашего дома расположен лесной массив. Мы не попали в зоопарк вследствие того, что он был закрыт". Грамматические ошибки характеризуются нарушением структуры языковой единицы: неверным словообразованием и формообразованем, нарушением норм управления и согласования. В соответствии с этим все грамматические ошибки разделяются на следующие виды: словообразовательные, морфологические и синтаксические 4 .

стр. 47


--------------------------------------------------------------------------------

Словообразовательные ошибки связаны с неправильным образованием слова.

Например: "В комедии показано бюрократство (вм. бюрократизм) чиновников. А. Н. Островский изображает покорство (вм. покорность) Катерины. Красность ягод (вм. красный цвет, краснота) привлекла внимание ребят".

Морфологические ошибки свидетельствуют о неумении учащихся образовывать формы разных частей речи.

Например: "Молодые люди часто ездиют (вм. ездят) охотиться на уток. Более лучше (вм. лучше, более хорошо) озеро было видно с пригорка. Волчонка (вм. волчата) были совсем маленькие. Ихняя (вм. их) одежда вся промокла".

Среди ошибок, связанных с нарушением грамматических норм в структуре словосочетания, выделим следующие группы.

1. Ошибки, связанные с нарушением норм согласования:

а) согласование подлежащего и сказуемого: "За ночь прорубь покрылся тонкой коркой льда. Высоко в небе виднелись стая уток. Часть птиц уже улетели на юг. Высоко вспыхнула пламя костра";

б) согласование определения и определяемого слова: "В голуб ом дал и загорались огни. Дети... ели варен ую картофель".

2. Ошибки, связанные в нарушением норм упавления:

Например: "Касаться к этой теме Насте было неприятно. Андрей встал на стороне врагов. Мальчик долго смотрел вслед поезда (вм. вслед поезду). Владимир обрадовался приездом друга (вм. образовался приезду). Он был удивлен этим словам (вм. этими словами)".

Наличие подобных ошибок свидетельствует, на наш взгляд, о недостаточно сформированном умении учащихся соотносить лексическое и грамматическое значения слов, с затруднением определения рода имен существительных. Особенно это касается разносклоняемых (имя, пламя и др.) и несклоняемых (кино, пальто) имен существительных, имен существительных на мягкий знак (картофель, мышь), существительных с отвлеченным значением (жизнь, треск) 5 .

Ошибки, связанные с нарушением норм управления слов, свидетельствуют о неумении строить глагольные словосочетания, применять полученные знания на практике, о недостаточном внимании и самоконтроле со стороны школьников в процессе создания высказывания.

В построении предложения наиболее часто встречаются следующие ошибки.

1. Использование разных видовременных форм глаголов.

Например: "Онегин долго странствует по свету и наконец вернулся домой. В лесу холодней и быстро потемнело",

2. Нарушение порядка слов в предложении.

Например: "Князя Андрея сестра осталась в Богучарове. Созданная книга начинающим автором имела большой успех".

3. Ошибки, связанные с неправильным употреблением местоимений, затрудняющие понимание смысла высказывания.

Например: "Пушкин показал образ Татьяны в своем развитии. В комедии изображена жизнь чиновничества, среди которых были взяточники и казнокрады. Мать просила Павла пригласить его друзей к себе".

4. Ошибки в правилах употребления причастного и деепричастного оборотов.

Например: "Зайдя в комнату, его там не оказалось. Выйдя на опушку леса, мне показалось, что в кустах кто-то прячется. Шум реки, доносившейся снизу, не давал покоя. Большинство людей, живущие на земле, не знают названия всех цветов".

5. Ошибки в преобразовании прямой речи в косвенную.

Например: "Аркадий сказал, что меня зовут Аркадий Николаевич Кирсанов. Собакевич спросил, какая будет ваша последняя цена. Когда Ларру спросили, за что он убил девушку, он ответил, что почему он должен объяснять всем свои поступки".

6. Ошибки в построении сложных предложений.

Например: "Книга рассказывает о жизни замечательного русского художника Валентина Серова, которую мне подарила мама" (придаточное предложение стоит не на месте). "Ребята свернули в лес, который тянулся до реки, по которой плавали теплоходы" (загромождение предложения союзными словами).

стр. 48


--------------------------------------------------------------------------------

Чтобы избежать ошибок в построении словосочетаний и предложений, необходимо проводить систематическую работу по их предупреждению в процессе усвоения языковых понятий. Целесообразно использовать упражнения, в основе которых лежат наблюдение над готовой конструкцией, работа по образцу, приемы редактирования, конструирования и др.

Так, при работе над номинативными и коммуникативными единицами большое внимание следует уделять анализу этих единиц с точки зрения не только синтаксического построения, но и целесообразности употребления.

Приведем примеры упражнений.

Упражнение 1. Объясните, как характеризуют речь человека данные глаголы и словосочетания. Укажите их лексическое значение, сферу употребления. Составьте предложения с двумя из этих слов.

Буркнул, ответил, промямлил, выдавил из себя, пробормотал, отчеканил, процедил сквозь зубы, пробубнил.

Упражнение 2. Составьте и запишите словосочетания со следующими управляющими словами, укажите падеж управляемых слов.

Заинтересовать - заинтересоваться, задумать - задуматься, беспокоить - беспокоиться, смотреть - присматриваться, увидеть - увидеться.

С некоторыми словосочетаниями составьте предложения.

Упражнение 3. В следующих предложениях поставьте сказуемое в нужном числе. Объясните, почему выбранный вами вариант предпочтителен.

1. Вдруг под ногами вспыхнул... множество огней и ослепил... Лизу (К. Федан). 2. Студенчество всех стран прибыл... на Всемирный фестиваль молодежи. 3. Большинство людей хотел... что-нибудь делать (М. Горький). 4. Несколько рыбачьих баркасов заблудил...сь в море (А. Куприн). 5. Много огней и раньше и после манил... не одного меня своей близостью (В. Короленко).

Упражнение 4. Прочитайте. Укажите ошибки в построении предложений. Исправьте и запишите предложения.

1. Дом, который стоит на берегу реки, освещался лучами солнца, в котором давно никто не жил. 2. Увидев приближающегося Аркадия, лицо ее осветилось радостью. 3. Ноздреву отведена роль разоблачителя Чичикова, который срывает все его маски, но сам является не меньшим подлецом. 4. Чичиков говорил, что давненько я не брал в руки шашек. 5. Базаров ответил Павлу Петровичу, что строить - не наше дело.

Работу по предупреждению речевых ошибок, формированию речевой культуры в целом следует проводить не только в процессе анализа построения словосочетаний и предложений, но и в процессе работы над текстом. Здесь большое внимание необходимо уделять средствам связи предложений. Известно, что, наряду с интонацией, средствами связи между предложениями являются синонимы, лексические повторы, местоимения (она, она, они) и местоименные слова (такой, иной, другой), выражающие определенные синтаксические отношения между рядом стоящими предложениями. Связующими элементами в тексте могут быть и другие средства: союзы, вводные слова, различные обстоятельства, соотнесенность видо-временных и модальных форм сказуемых, порядок слов, логическое ударение и др.

Особое место занимают речевые недочеты в построении текста, связанные с недостаточным владением речеведческими понятиями, что приводит к неумению правильно выделять абзац, совершать логический переход от одной микротемы к другой, нарушению стилистического единства высказывания.

В качестве примера рассмотрим с точки зрения построения сочинение ученика V класса на тему "Волки в зоопарке".

В воскресенье мы с родителями пошли в зоопарк. Я долго ждал этого дня. Погода была ясная. Ветер качал деревья. Начиналась весна.

Когда мы подошли к клетке, волки вышли на прогулку. Волки внимательно смотрели на посетителей. Один волк нюхал воздух. Другой волк пошел поесть. Волки были серого цвета. С них слезает шерсть клоками. Это началась весенняя линька. На груди у волков шерсть белая, а лапы были черные.

Волки мне нравятся, но не очень. Это злые звери. Волки едят других животных и ненавидят человека.

стр. 49


--------------------------------------------------------------------------------

Ученик использует разные типы речи: повествование (1 -и абзац, 1 - 4 предложения 2-го абзаца), описание (5 - 8 предложения 2-го абзаца), рассуждение (последний абзац).

Работа имеет ряд речевых недочетов, связанных с построением высказывания.

В сочинении выделены не все абзацы. Так, не выделен абзац, в котором идет описание волков. Само описание поверхностное, ему недостает стройности. Нет логической связи между предложениями (во втором абзаце, в описании животных). Автор неудачно использует в качестве средств связи лексический повтор (слово "волки"). В работе встречается нарушение видовременных форм глагола (1. "Волки были серого цвета. С них слезает шерсть клоками". 2. "На груди у волков шерсть белая, а лапы были черные").

В целом сочинение страдает бедностью и однообразием синтаксических конструкций (используются в основном простые, недостаточно распространенные предложения), невыразительностью речи; тема раскрыта неполно, поверхностно.

Основной причиной речевых ошибок и недочетов является, на наш взгляд, отсутствие опоры на механизмы речи (отбор слов, упреждение и удержание, контроль и критика текста), недостаточное внимание вопросам культуры речи на уроках русского языка.

Анализ речевых недочетов и грамматических ошибок, организация работы по их предупреждению способствуют формированию умений школьников осмысленно подходить к отбору языковых средств для построения высказывания, основой которых является не только знание лексических и грамматических значений слова, его сочетательных способностей, но и учет целесообразности употребления в определенном контексте.

---------------

1 Леонтьев А. А. Внутренняя речь и процессы грамматического порождения высказывания // Вопросы порождения речи и обучение языку. - М., 1967. -С. 32.

2 См.: Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. - М.: Просвещение, 1988. - С. 123.

3 Кожина М. Н. Стилистика русского языка. - М.: Просвещение, 1993. - С. 36.

4 Капинос В. И., Сергеева Н. И., Соловейчик М. С. Развитие речи: Теория и практика обучения: 5 - 7 кл. - М.: Линка-Пресс, 1994.

5 Фомичева Г. А. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах. - М.: Просвещение, 1981.

стр. 50

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Т. М. Воителева , Работа над речевыми ошибками // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 13 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205415289&archive=1206184559 (дата обращения: 25.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии