Развитие видов речевой деятельности на уроках русского языка

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 13 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© С. И. Львова

Безусловным достижением современной методики является переосмысление основных целей обучения русскому (родному) языку в школе. Во всех нормативных документах последних лет подчеркивается важность формирования всех видов речевой деятельности, определяющих способность осознанно воспринимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия речевого общения (умения говорить и писать).

Как известно, традиционно в центре внимания учителя на уроке русского языка находилось письмо - его содержательная и нормативная сторона. Методика долгое время находилась в плену иллюзии: казалось, что чем больше на уроках ученик пишет, тем эффективнее проходит процесс усвоения родного языка. Однако при этом нарушался один из основных законов психолингвистики, заключающийся в том, что все виды речевой деятельности в процессе школьного обучения должны формироваться в единстве и во взаимосвязи.

Другими словами, недооценка таких видов речевой деятельности на уроках русского языка, как аудирование и чтение, приводит к тому, что ученик не может полноценно овладеть и навыками говорения и письма.

90-е годы прошедшего столетия вошли в историю методики как период интенсивного внедрения в практику преподавания идеи целенаправленного формирования видов речевой деятельности в процессе обучения родному языку и поиска эффективных путей решения этой проблемы. Это нашло отражение в современных стандартах по русскому языку, в ряде школьных программ по предмету, в учебниках, некоторых учебных и методических пособиях.

Так, в учебниках под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта целенаправленно представлен такой тип упражнения, который называется "Учись читать и пересказывать лингвистический текст". Эта рубрика появилась в учебниках V - IX классов совсем не случайно. Дело в том, что учитель нередко находится во власти еще одной иллюзии: считается, что ученик, пришедший в V класс, владеет навыками чтения, и потому на уроках русского языка не следует

стр. 40


--------------------------------------------------------------------------------

уделять специального времени на совершенствование этих навыков, так как это происходит как бы само собой в ходе разнообразной работы с текстами учебника и других пособий.

Однако приходится учитывать, что навыки зрелого чтения формируются у учащихся не менее шести лет, и, следовательно, эта работа продолжает оставаться одной из важных в V - VII классах. На уроках русского языка чтение должно быть организовано на основе учебно-научного текста лингвистического содержания.

Целенаправленная работа, связанная с пониманием исходного текста, предполагает и развитие навыков слушания (аудирования). Организуя такую работу, нужно помнить о том, что ученики иногда не понимают до 75- 80 % информации, воспринимаемой на слух, и что только 10- 15 % учеников (если их специально не обучали этому умению) могут самостоятельно сформулировать выводы, выразить основную мысль прослушанного сообщения сверстника или лекции учителя.

Чтобы добиться успеха в этом деле, надо не просто уделять внимание чтению и аудированию текстов лингвистического содержания, а целенаправленно отрабатывать у школьников соответствующие умения и навыки. Назовем наиболее важные из них.

* Понимать коммуникативную цель чтения (слушания) текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения.

* Осознавать содержание текста; фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, конспекта, резюме, полного или сжатого пересказа (устного или письменного).

* Определять основную мысль текста, его стиль и тип речи.

* Дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию; выделять информацию иллюстрирующую, аргументирующую.

* Прогнозировать содержание текста по заголовку, по данному началу; предвосхищать возможное развитие основной мысли лингвистического текста.

* Комментировать и оценивать информацию текста.

* Осознавать языковые особенности текста и смысловые трудности его восприятия.

* Заполнять (или самостоятельно составлять) схемы, таблицы на основе текста.

* Использовать информацию текста в других видах деятельности (например, составлять рабочие материалы для использования их при выполнении проектных заданий, при подготовке докладов, рефератов).

Кроме этих, основных, умений, процесс чтения текста предполагает формирование и таких умений, как выразительно читать текст вслух; владеть разными видами чтения: просмотровым (предварительное знакомство с текстом), ознакомительным (должно быть достигнуто понимание основного содержания текста, 70% информации), изучающим (максимально точное и полное понимание текста - до 100% понимания информации); прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заголовки, подзаголовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения), комментировать информацию, используя справочный материал текста (сноски, комментарии к тексту, таблицы, графики).

Чтобы сформировать указанные умения, связанные с пониманием содержания лингвистического текста, нужна систематическая и целенаправленная работа, в процессе которой исходный текст подвергается поэтапному анализу.

Многолетняя практика показывает, что работа с учебно- лингвистическим текстом на уроке русского языка включает, как правило, пять основных этапов. Кратко охарактеризуем их.

1. Подготовительный этап. Его цель - подготовить учащихся к восприятию содержания текста учебника (или текста из других учебных изданий, например, из серии "За страницами учебника..."). Для активизации внимания учащихся, актуализации необходимых для дальнейшей работы знаний и умений, прогнозирования темы и содержания текста учитель

стр. 41


--------------------------------------------------------------------------------

на этом этапе обычно использует следующие приемы:

* уточнение темы и основной мысли текста, с которым предстоит познакомиться на уроке (анализ темы урока, которая позволяет "выйти" на тему учебного текста; анализ названия параграфа учебника или книги, работа с эпиграфом, знакомство с иллюстративным материалом текста - схемами, таблицами, языковыми примерами);

* прогнозирование (предугадывание) содержания текста (задания типа как вы думаете, о чем этот текст; как вы полагаете, какую новую информацию должен этот текст содержать; попытайтесь догадаться, из скольких частей состоит текст, обоснуйте свою точку зрения; выскажите предположение о том, что говорится в первой части текста и т.п.);

* словарная работа, предусматривающая уточнение лексического значения ключевых слов текста, уже известных ученикам по предыдущей работе, или новых терминов, разъяснению которых и посвящен новый текст;

* просмотровое чтение текста (в течение 30 секунд ученики знакомятся с текстом с целью выяснения его темы, основной мысли, структуры, наличия информации, например, дается ли в тексте определение того или иного языкового явления, имеются ли примеры, иллюстрирующие тот или иной языковой факт и т.п.; обращают внимание на графические особенности текста: каким образом выделена ключевая информация - курсивом, жирным шрифтом, разрядкой; имеются ли схемы, таблицы, рисунки и т. п.).

2. Этап ознакомительного чтения текста. Цель работы - достичь понимания основного содержания текста. Прежде всего организуется чтение текста - вслух ( учителем или сильным учеником) или про себя. Для активизации внимания учащихся чтение сопровождается заданиями:

* постановка целевого вопроса, предваряющего чтение текста ( например; читая текст, определите, какая информация в нем является для вас новой, а какие сведения вам уже известны и т.п.);

* уточнение темы, основной мысли текста (определите, правильно ли вы предположили, какова тема текста, его основная мысль; какие ошибки допущены вами и почему);

* разбивка текста на смысловые части и составление плана - простого или сложного (сформулировав пункт плана, ученики аккуратно пишут его на полях или оформляют соответствующую запись в тетрадях);

* маркировка текста (выделение основной информации, подчеркивание непонятных слов и фрагментов текста, деление текста на части, подчеркивание слов, в которых сформулирована основная мысль текста и т.п.); как правило, для такой работы используется карандаш, которым ученик в книге делает необходимые выделения, или прозрачная пленка (папка-файл), которая накладывается на страницу, и нужная информация выделяется обычной авторучкой по этой прозрачной поверхности (такая пленка используется многократно);

* словарная работа на этом этапе в основном касается уточнения тех ключевых терминов, значение которых разъясняется в тексте;

* составление схем, таблиц на основе текста (передайте содержание текста в виде таблицы, объясните, сколько столбцов в ней будет и почему; составьте схему, кратко передав в ней основное содержание текста);

* подбор заголовка, наиболее точно отражающего содержание текста;

* оценка понимания текста (выяснение того, с какими трудностями встретились при чтении текста; в чем необычность в подаче материала; какая работа с этим текстом предстоит в дальнейшем; какая информация осталась непонятной и т. п.);

* ответы на вопросы по содержанию текста.

3. Информационно-смысловая обработка текста на основе изучающего чтения. Цель этого этапа заключается в том, чтобы понять и запомнить данный текст.

Целесообразно организовать работу по частям текста, которые выделены учениками на предыдущем этапе. Каждая

стр. 42


--------------------------------------------------------------------------------

часть подвергается смысловому, структурному и языковому анализу. При этом учащиеся читают вслух или про себя фрагмент текста, определяют его основную мысль, характеризуют значение наиболее важных терминов (новых и уже известных), выделяют главную и второстепенную информацию, анализируют структурные особенности данного отрывка, отрабатывают выразительное чтение фрагмента, пересказывают его, отвечают на вопросы, постепенно письменно фиксируют содержание текста в целом или его фрагментов (в виде обычного конспекта, конспекта-схемы, тезисного плана и т.п.), подбирают собственные примеры, иллюстрирующие основные положения текста, и т.п.

4. Выразительное чтение текста. Цель этого этапа не только в том, чтобы целенаправленно отрабатывать у школьников навыки выразительного чтения научного текста, но и в том, чтобы дети после подробного анализа фрагментов текста получили возможность еще раз внимательно изучить его содержание в полном объеме.

5. Пересказ текста. На этом этапе учитель получает возможность установить, как идет процесс освоения учащимися языка науки, как развивается способность строить достаточно объемное высказывание на лингвистическую тему. Пересказ может быть полным и кратким, устным и письменным. Хотим обратить внимание на то, что время от времени нужно предлагать ученикам (лучше начинать с VII класса) письменное изложение текста из учебника русского языка, знакомя их с основными приемами конспектирования научного текста.

Таким образом, виды речевой деятельности, связанные с пониманием прослушанного или прочитанного текста, требуют развития и совершенствования в основной школе, и соответствующая работа должна быть непременно предусмотрена на уроках родного языка.

Такого же внимания требует и такой вид речевой деятельности, как говорение. Нужно сказать, что процесс создания собственного высказывания в устной форме постоянно сопровождает учебную деятельность ученика. Перечислим наиболее распространенные формы устного высказывания школьников на уроках русского языка.

* Ответы на вопросы учителя (полные или краткие). Основное требование заключается в том, чтобы ответы были доказательными, поэтому ученикам разрешается пользоваться планами ответа (составленными самостоятельно или под руководством учителя, а также данные в учебниках и учебных пособиях), планами языкового разбора, схемами, таблицами и другим наглядным материалом, основное требование к которому - раскрывать системные связи языковых явлений, способствовать осознанию наиболее существенных признаков языковых единиц.

* Устный пересказ лингвистического текста. Как мы уже отмечали, чтение текста непосредственно связано с его пересказом, т.е. с созданием собственного речевого высказывания в устной форме. Воспроизведение прочитанного (или прослушанного) текста на лингвистическую тему - один из самых распространенных типов заданий, поскольку, как правило, учебные тексты сопровождаются серией вопросов, позволяющих проверить понимание прочитанного, знание лингвистической терминологии и владение языком предмета. Пересказ может осложняться разнообразными заданиями: кратко пересказать текст, предельно свертывая содержащуюся в нем информацию; переложить содержание текста, изменяя последовательность в передаче содержащихся в нем фактов;

дополнить пересказ текста иллюстративным материалом и т.п.

* Связное высказывание на лингвистическую тему. С помощью подобных заданий не только формируются навыки говорения, но и проверяется усвоение материала, способность создать текст-рассуждение, текст- доказательство, текст-описание и т.п.

* Инструкция о применении того или иного правила. Такое высказывание предполагает не воспроизведение по памяти какого-либо правила или научного определения, а описание действий, кото-

стр. 43


--------------------------------------------------------------------------------

рые при языковом анализе должны привести к правильному результату. Например, Чтобы не ошибиться в написании безударной проверяемой гласной в корне слова, надо... Чтобы отличить наречие от омонимичных сочетаний слов, необходимо...

* Рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка. Как правило, темой для таких высказываний служат спорные лингвистические вопросы, например: Причастие - это особая форма глагола или самостоятельная часть речи? Нужно ли выделять безлично-предикативные слова (слова состояния) в самостоятельную часть речи? Суффиксом или окончанием является -ть в инфинитиве?

* Формулирование выводов (резюме) по итогам урока, по результатам проведенного языкового анализа, после выполнения упражнения и т.п. Чтобы активизировать деятельность учеников, которым предлагается подобная работа, используются разнообразные стимулирующие вопросы типа Что нового вы узнали? Какие трудности вы испытывали при выполнении этого задания? Почему на следующем уроке нужно продолжить эту работу? Чем мы будем заниматься на следующем уроке? и т.п.

* Сообщение (доклад) на лингвистическую тему. Обычно такая тема выводит ученика за рамки школьного учебника и предполагает использование дополнительной литературы по русскому языку. Доклады уместно заслушивать на уроках-семинарах, которые, начиная с VII класса, целесообразно проводить один раз в 2-3 месяца (примерно 3-4 урока в год). Основными требованиями к организации такой работы являются следующие.

1. Тема урока должна быть сообщена ученикам за 2-3 недели, все ученики должны получить конкретное задание, а несколько школьников (не более трех) получают темы мини- докладов.

2. На протяжении 2-3 недель проводится индивидуальная работа, связанная с подготовкой доклада (формулирование темы, составление плана, обеспечение необходимой литературой и т.д.).

3. На уроке-семинаре нужно организовать рецензирование устных выступлений учащихся.

4. Необходимо создать благоприятную обстановку на уроке: чтение доклада должно принести радость и удовлетворение ученику.

* Защита научной (проектной) работы - одна из форм проведения устного экзамена по русскому языку в IX классе). Индивидуальные занятия с учащимся, который готовит научную работу, проводятся в течение учебного года.

Результативность процесса формирования навыков устной речи во многом зависит от того, насколько хорошо осознают ученики требования к устному высказыванию. Именно поэтому очень полезно приучать школьников к систематическому рецензированию ответов учащихся. Практика показывает, что эффективность такой работы значительно увеличивается, если ребенок приучен давать рецензию, руководствуясь планом, например, таким.

План рецензирования устного ответа

I. Содержание устного высказывания.

1. Соответствие теме.

2. Соответствие основной мысли.

3. Фактическая правильность.

4. Логика высказывания.

II. Языковое оформление.

1. Орфоэпическая, правильность речи (произношение звуков, сочетаний звуков, ударение).

2. Грамматическая правильность употребления форм слов, построения словосочетаний, предложений.

3. Интонационная правильность речи (тон, темп, громкость голоса, четкость произношения, правильная расстановка логического ударения, пауз, мелодики речи - повышения / понижения голоса).

4. Лексическая правильность речи (употребление слова в соответствии с его лексическим значением).

5. Стилистическая целостность высказывания.

III. Выразительность речи.

1. Использование особых риторических приемов (риторическое восклицание, риторический вопрос, риторическое обращение; повтор слов, словосочетаний; именительный представления; анафора, эпифора; параллелизм предложений и т.п.).

2. Уместное использование мимики, жестов, позы.

стр. 44


--------------------------------------------------------------------------------

Практика работы многих учителей показывает, что хорошую помощь школьникам в подготовке выступлений на защите научной работы могут оказать советы, оформленные в виде памятки:

Выступая перед аудиторией с докладом, помните, что:

* нужно учитывать речевую обстановку (возраст слушателей, их интересы, информацию, которой располагают слушатели по теме доклада, количество присутствующих, место проведения встречи и т. п.);

* говорить надо то, что вы сами хорошо поняли и в чем горячо убеждены;

* нужно помнить о теме выступления, постоянно раскрывать ее, углублять;

* лучше отбрасывать все лишнее, второстепенное, ибо мелочи мешают увидеть и понять главное;

* факты украшают выступление, делают его более убедительным;

* нужно постоянно следить за слушателями: если они теряют интерес к докладу, попытайтесь изменить речь, привести интересный факт, задать риторический вопрос, использовать прием ответов-вопросов;

* нельзя говорить слишком долго: это утомит вас и аудиторию;

* не стоит стараться перекричать аудиторию, но нельзя и говорить слишком тихо: это в одинаковой мере раздражает;

* следует избегать слов-паразитов (значит, так сказать, ну и т. п.): это режет слух и мешает восприятию смысла речи;

* ваша речь должна быть орфоэпически грамотна, интонационно богата: по выступлению судят о вас самом и о вашей культуре.

Таким образом, основные правила построения устной речи можно выразить шестью словами: уместно, убедительно, логично, кратко, грамотно и выразительно. Эти слова (и, конечно, памятка) - руководство к созданию собственного высказывания и одновременно ключ к рецензированию прослушанного выступления, план его анализа.

Итак, идея речевого развития учащихся в процессе изучения родного языка является наиболее плодотворной и активно разрабатывающейся в современной науке. Достижения психолингвистики, функциональной грамматики и других отраслей языкознания создают предпосылки для разработки новых подходов в обучении родному языку и нового курса с ярко выраженной речевой направленностью. В течение последнего десятилетия накапливается и осмысляется огромный экспериментальный материал, определяющий основные направления, реализация которых создает условия для интенсивного речевого развития учащихся в процессе изучения родного языка.

Наиболее полноценное воплощение при разработке нового содержания обучения русскому языку находит идея направленности процесса обучения на развитие основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи. Между тем основное внимание на уроках русского (родного) языка по-прежнему в основном сосредоточено на формировании навыков письменной речи, о чем, например, свидетельствует характер контрольных работ по предмету, которые по преимуществу выполняются в письменной форме. Недостаточно полно разработана и система заданий, оценивающих навыки чтения и аудирования текстов лингвистического содержания.

Вместе с тем исследования подтверждают эффективность подхода в обучении, при котором усиленное внимание уделяется чтению, обеспечивающему развитие и совершенствование других видов речевой деятельности. Такая работа строится прежде всего на основе учебно- научного текста лингвистического содержания. В настоящее время разрабатываются разнообразные формы предъявления подобных текстов в учебниках и учебных пособиях, а также разнообразные способы организации работы с ними, обеспечивающие полноценное развитие навыков чтения, аудирования, говорения и письма.

Необходимо особо подчеркнуть, что такая направленность обучения родному языку имеет межпредметное значение и в ближайшее время должна найти отражение и в документах, регламентирующих работу учителя в школе: в нормах оценки знаний, умений и навыков по разным предметам, а также в документах, определяющих основные требования единого речевого режима в школе.

стр. 45

Похожие публикации:



Цитирование документа:

С. И. Львова, Развитие видов речевой деятельности на уроках русского языка // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 13 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205413319&archive=1206184753 (дата обращения: 24.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии