Карточки по лексике для Х класса

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 13 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Н. А. Зайцева

Предлагаемые лексические упражнения позволят десятиклассникам закрепить орфографические и пунктуационные навыки.

Карточки повышенной трудности отмечены буквой А.

Лексика с точки зрения происхождения (исконно русские слова; слова, заимствованные из старославянского и других языков)

К-1. Определи, являются ли выделенные слова исконно русскими или заимствованными. Расставь недостающие знаки.

1. Вдруг в окно раздался стук такой громкий и необычный что Савелий побледнел и пр...сел от испуга (Чехов). 2. Я напротив того мнения что для человека мыслящего нет захолустья. По крайней мере я стараюсь по возможности (не) зар...сти как говорит(?)ся мохом не отстать от века (Тургенев). 3. Над морем красавица-дева сидит и к другу ласкаяся так говорит Достань ожерелье спустися на дно сегодня в пучину упало оно! (Лермонтов).

К-2. Укажи среди выделенных слов старославянизмы. Расставь знаки препинания.

1. Поэт идет открыты вежды (Пушкин). 2. И пращ и стрела и лукавый кинжал щадят победителя годы (Пушкин). 3. Но я уже в клиник... заметил кто злится на свою боль тот (не) пременно ее победит! (Л.Толстой). 4. Заяц двигался мелкими прыжками глодал кору тальника затем чего (то) испугался и проворно убежал в кусты (Арсеньев). 5. Муки! (Не) боюсь я от него (н..) каких мук и буду знать что (от) него страдаю (Достоевский).

К-3. К приведенным ниже исконно русским словам подбери однокоренные слова, старославянские по происхождению.

Борода - ..., волосы - ..., ворота - ..., город - ..., голос - ..., дорогой - ..., норов - ..., однажды - ..., один - ..., порох - ..., смородина - ..., бередить - ..., волочить - ..., короткий - ..., молоко - ..., хоронить - ..., чужой -...

К-4. В приведенных ниже примерах найди старославянизмы. Укажи, какие из них являются для современного русского языка старославянизмами по происхождению и употреблению, какие - только по происхождению.

1. Может быть политика здравая и может быть политика гибельная (Салтыков-Щедрин). 2. Недавно шел первый снег, и все в природе находилось под властью этого молодого снега (Чехов). 3. Беспечные, вам чужд времен могильный глас (В. Иванов). 4. Читайте, завидуйте, я - гражданин Советского Союза (Маяковский).

К-5. В приведенных отрывках из "Письма к Гоголю" В.Г. Белинского найдите все иноязчные, слова, выпиши их и, пользуясь словарями, объясни их происхождение и значение.

1. Проповедник кнута, апостол невежества, поборник обскурантизма и мракобесия, панегирист татарских нравов - что вы делаете! Взгляните себе под ноги, - ведь вы стоите над бездной... Что вы подобное учение опираете на православную церковь, это я еще понимаю: она всегда была опорою кнута и угодницей деспотизма, но Христа-то зачем вы примешивали тут? Что вы нашли общего между ним и какою-нибудь, а тем более православною церковью? Он первый возвестил людям учение свободы, равенства и братства и мученичеством запечатлел, утвердил истину своего учения. И оно только до тех пор и было спасением людей, пока не организовалось в церковь и не приняло за основание принципа ортодоксии.

Карточки группы А

К-1. Определи, к какой группе слов относятся выделенные старославянизмы (1. Церковно-книжные слова. 2. Отвлеченно-книжные. 3. Общеупотребительные).

1. Будущее светло и прекрасно (Чернышевский). 2. И дым Отечества нам сладок и приятен (Грибоедов). 3. По манию твоей руки помчатся грозные полки (Рылеев). 4. Ты сердца единый избранник (Некрасов). 5. И в час ночной, когда, столпясь при алтаре, вы ниц лежали на земле, я убежал (Лермонтов). 6. В его одежде заметны были вкус и опрят-

стр. 52


--------------------------------------------------------------------------------

ность (Лермонтов). 7. Выйду на озеро в синюю гать. К сердцу вечерняя льнет благодать (Есенин). 8. Мы должны быть ангелы, херувимы и серафимы. Мы братья и сестры милосердия (Панова).

К-2. Найди старославянизмы и определи их стилистическую функцию (1. Служат средством исторической стилизации. 2. Используются для создания торжественного стиля. 3. Используются в пародии или сатире.

1. Ужасен он в окрестной мгле! Какая дума на челе! Какая сила в нем сокрыта! А в сем коне какой огонь! (Пушкин). 2. И ныне здесь, в забытой сей глуши, в обители пустынных вьюг и хлада, мне сладкая готовилась отрада: троих из вас, друзей моей души, здесь обнял я (Пушкин). 3. И он узрел свой старый дом. Покои темные кругом уставил златом и среб-ром... (Лермонтов). 4. Чей глас умолк на братской перекличке? (Пушкин). 5. И вот вожделенная минута наступила... Как ни были забиты обыватели, но и они восчувствовали... Многие разинули рты, чтобы возроптать (Салтыков-Щедрин). 6. Пусть, духом, мести обуян, восстанешь ты и, свергнув бремя, вещав державные слова, предашь мечу гнилое племя, по ветру их рассеешь семя и воцаришь свои права! (И. Аксаков).

К-3. Какие из выделенных слов являются исконно русскими по происхождению? Расставь знаки препинания. Составь схемы сложных предложений.

1. Без веры в свои способности в свои силы нельзя браться (н..) за одно дело. 2. Дорога в...лась с холма на холм и было отрадно знать что идешь не просто по дорог... а по Валдайской возвыш(н,нн)ости где не так уж д...леко от тебя из земли из деревя(н,нн)ой часовни выбивается родник который называется Волга (О. Берггольц). 3. Степь под ветром могуче и мерно дышала во всю свою широченную грудь п...янящим и всегда (не) много грус...ным ар...матом скоше(н,нн)ой травы. 4. В Гороховой улице в одном из больших домов народонаселения которого стало бы на целый уездный город лежал утром в постел... на своей квартире Илья Ильич Обломов (Гончаров).

К-4. Укажи, по каким приметам можно отнести выделенные слова к старославянизмам (1. Фонетическим. 2. Словообразовательным. 3. Семантическим). Спишите, расставляя знаки препинания.

1. Блажен воспел я кто доволен в сем свете жребием своим обилен здрав покоен волен и счастлив лишь самим собой (Державин). 2. Как (н..) гнетет рука судьбины как (н..) томит людей обман как (н..) браздят чело морщины и сердце как (н..) полно ран каким бы строгим испытаньям вы (н..) были подчинены что устоит перед дыханьем и первой встречею весны! (Тютчев) . 3. Здравствуй пестрая осинка ранней осени краса здравствуй Ельня здравствуй Глинка здравствуй речка Лучеса (Твардовский). 4. Грядущие годы таятся во мгле... (Пушкин).

К-5. Какие из выделенных слов являются исконно русскими по происхождению? Расставь знаки препинания, составь схемы сложных предложений.

1. Надо честно жить много трудиться и работать и крепко любить и беречь эту огромную землю которая зовется нашей землей. 2. Стоит жить что (б) в землю врезать след (по) глубже (по) заметней что (б) твое осталось дело словно дуб тысяч...летний (Джалиль). 3. Жизнь жива и прекрасна энергичною работою жизнь не бремя а крылья творчество и радость а если кто пр...вращает ее в бремя то в этом он сам виноват (Вересаев).

К-6. Приведенные ниже слова распредели по группам:

1) слова, заимствованные целиком;

2) слова с заимствованным корнем, но с русскими приставками или суффиксами;

3) слова с русскими корнями, но с заимствованными приставками или суффиксами.

Абордаж, агроучеба, акула, аквалангист, анкета, апельсиновый, аспирантский, авансом, авантюра, антинародный, бантик, бальный (танец), байдарочные (гонки), барабанщик, бархатистый, бульдозер, бульдозерный, бульдозерист, буфетчик, гуманист, дирижер, игротека, космонавт, куражиться, листаж, русифицировать, типаж, тонизировать, трафаретный, хвостизм.

Активный и пассивный запас.

Историзмы и архаизмы (фонетические, лексико- семантические, морфологические, синтаксические)

К-1. Среди выделенных слов укажи общеупотребительные, диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы.

стр. 53


--------------------------------------------------------------------------------

1. Полк шел переменным аллюром, и лошади заметно припотели. 2. Сокровища музыки неисчерпаемы. 3. Сейчас же сбегу в страну мокасин - лишь сбондю рубль и бульдог (Маяковский). 4. Задыхаясь, тянет он повод и выводит на баз усталого коня. 5. Кто это тебя шкарябнул? 6. Пароход отходил, чтобы пристать к соседнему дебаркадеру. 7 . Князю лебедь отвечает: "Свет о белке правду бает" (Пушкин).

К-2. Среди выделенных слов укажи общеупотребительные, разговорно-просторечные, диалектные, профессиональные.

1. Поет, как вздумает, певень. 2. Я и черемуху возле посадил, кужлявенькая. 3. Ты очень въедливый. 4. Драка - драка, не игрушка; хоть огнем горит лицо, хоть и немец красной юшкой разукрашен, как яйцо (Твардовский). 5. Вечер медленно переходил в ночь. 6. Матросы толпятся на баке, слушая пессенников (Станюкович).

К-3. Спиши, расставляя знаки препинания. Укажи диалектные слова.

1. Поп говорит Балде Ладно (Не) будет нам об...м накладно. Поживи (ка) на моем подворье окажи свое усердие и проворье (Пушкин). 2. Он останавливал свою тележку где(нибудь) в кустах около деревн... а сам отправлялся по задворьям да по задам (Шолохов). 3. Ему казалось что он сам еле вырвался из (под) знам...ни м...тежного куреня (Шолохов). 4. Конечный пункт охотников это большие коблы один из них представляет остров величиной с квадратную сажень. Охотники измученные мокрые от пота и воды с радостью взб...раются на этот кобел.

К-4. Выдели в каждой группе слов историзмы.

1. Книга, дом, полон, колчан. 2. Вещать, один, опричник, бренный. 3. Оный, каждый, посадские, рязанский. 4. Лицей, обет, заветы, конфликты. 5. Переполох, околоток, коллега, вага (тяжесть). 6. Бира, личба (счет), доход, прибыль. 7. Сей, вельможа, льзя (можно), острог. 8. Пуще, паче, зело, стольник. 9. Чревоугодие, артикул, перепись, писец.

К-5. Укажи, какие из выделенных слов являются лексическими архаизмами.

1. И волю, и степь свою не отдадим за злато роскоши нарядной. 2. И оратай вышел в поле. 3. Пожарный огнь их домы истребил. 3. Софья схватила с кровати черный плат, накинула на голову.

К-6. Выдели в каждой группе слов архаизмы. Объясни, чем они отличаются от историзмов.

1. Кафтан, сокольничий, алтын, вельми.

2. Обаяние, волшебный, лобзание, пламенный.

3. Шествовать, воздвигнуть, глаголить, внушить. 4. Баталия, опричнина, дружина, дивизия. 5. Гимназист, холоп, витязь, отроковица (девочка-подросток). 6. Грядущее, шинкарь, мытарь (сборщик податей). 7. Идеал, пристав, дщерь, стрела. 8. Городовой, дума, копье, уста. 9. Бурса, балда, наипаче (особенно).

К-7. Найди предложение, в котором выделенное слово можно отнести к фонетическим архаизмам. Укажи архаизмы в остальных предложениях.

1. Еду в Москву за деньгами. Обнищали зело. 2. Сыновья и братья, мужья и отцы отдавали свои жизни на поле брани против врагов Отчизны. 3. Огоньки камина отражались в зерцалах. 4. Мне не пришлось зреть остывающей любви.

К-8. Найди предложение, в котором есть морфологический архаизм. Определи архаизмы в других предложениях.

1. Нас пригласили в актовую залу. 2. Спасая живот, волк забежал в деревню. 3. Ведь недавно люди на конке ездили. 4. Утомительный зефир принес прохладную влагу.

К-9. Среди выделенных слов найди архаизмы и историзмы.

1. Собором положили в последний раз отведать силу просьбы (Пушкин). 2. Так точно дьяк в приказах поседелый спокойно зрит на правых и виновных (Пушкин). 3. Вчерашний раб, татарин, зять Малюты, зять палача и сам в душе палач, возьмет венец и бармы Мономаха (Пушкин). 4. Смотрит в поле, инда очи разболелись глядючи (Пушкин). 5. Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы, как в ваши каторжные норы доходит мой свободный глас (Пушкин). 6. В сенях, на лестницах появились, протирая опухшие глаза, боярские дети из мелкопоместных, худородных - стольники, приписываемые Софьей к Петрову дворцу. 7. Мушкетов бы прислали неломаных и огневого зелья к ним.

стр. 54


--------------------------------------------------------------------------------

К-10. Найди в пушкинских строках архаические черты, не соответствующие современному литературному языку: а) фонетические; б) лексико-семантические; в) морфологические; г) синтаксические. Подбери синонимы из современного литературного языка.

1. Нас было много на челне;

Иные парус напрягали,

Другие дружно упирали

Вглубь мощны весла.

2. Она ласкаться не умела

К сестре, ни к матери своей.

3. Он любовался красотой

Одежды бранной и простой.

4. Владимир, в гриднице высокой,

В кругу седых богатырей,

Между двенадцати сынами,

С толпою названных гостей

Сидит за браными столами.

5. И вдруг из сени темной рощи,

Как в час весенней полунощи

Из облак месяц золотой,

Выходит ратник молодой.

Меч острый на бедре сияет,

Копье десницу воружает;

Надвинут на чело шелом,

И гибкий стан покрыт щитом;

Зарею латы серебрятся

Сквозь утренний в долине пар.

6. В долгах, бывало, утопая,

Заимодавцев убегая,

Готов я всюду был лететь.

Эмоционально-экспрессивная лексика

К-1. Спиши текст, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Подчеркни необщеупотребительные слова и выражения с эмоционально- экспрессивной окраской. К какой сфере употребления ты их отнесешь?

Стасик ворошил угли в корыте. Охапыч с Кутей покуривали на бревне у забора. Кутя как всегда по торжеств (н,нн) ому случаю нацепил орден. Борька йог тихо (н..) (к) кому (не) обращаясь нес (не) интересную ахинею ц...тировал каких(то) тибетских попов и старых китайцев. Поди проверь. Рядом с ними сидел Финн. Имени у него и то путем не было все Финном звали. (В) роде живал он там. Трудился в к...мандировк... электромонтером что (ли). Клеклый он был какой (то) малорослый мороковатенький. И глаза бутылочные.

Может Финн трепал про Финляндию а может и нет во всяком случае в выходной иногда зайдет на кладбище попить одет под иностранца пальто замшевое джинсовый к...стюм часы на руке с тремя головками на другой браслетик как у хиппаря натурального кепочка кожа(н,нн)ая.

У Мишки на его жизнь был свой взгляд. Приблизительно такой. В Финляндии он был. Только (не) монтером. А оттуда его попросили за пьянку. Специальности (н..) какой учит...ся поз...но и (н..) чем потная лысина, а под ней все пусто пропито. Прослышал от кого (нибудь) что на кладбище кормушка хорошая подмазал кого надо часики пообещал или рубашечку и пр...стал к покойничкам. А тут (не) тут(то) было. (Н..) силенки (н..) ухватки (н..) умения (н..) чего нет. В к...мпанию (н...) берут механикой кладбищенской (не) делятся. А из (н...) чего (н...) чего и получается оградку за пятерку покрасить да скамейку сколотить вот и вся его халтура (С. Каледин. Смиренное кладбище).

К-2. Спиши текст, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Подчеркни необщеупотребительные слова и выражения с эмоционально- экспрессивной окраской. К какой сфере употребления ты их отнесешь?

Махора пр...нялась было за вязанье но горячее весеннее солнце пр...пекало размаривало кл...нило в дрему. Поднялась нынче Махора до з...ри. Вчерашним днем к вечеру прош...л по хутору шальной вихрь. Куролесил он (не) долго со свистом и пылью и наделал беды повалил сено в Махорином дворе. Остатнее сено стояло (не) твердо грибком обдерга(н,нн)ое за зиму со всех сторон. Вихрь его св...лил. И утром прогнав со двора скотину на попас Махора взялась перекладывать сено. Работать одной было (не) сподручно самой и на стог подавать и укладывать и топтать. Пр...ставила она к стожку лес...ницу и лазила по ней. А годы уже (не) велели ей (в) верх и (в) низ ск...кать. Шестьдесят годков пять лет на пенсии. Через силу см...тала стож...к пр...крыла его толем жердями пр...давила что (б) до зимы стоял. Стож..к (то) стоял а хозяйка к магазину едва ноги донесла. И теперь дремала на солнышке отдыхая.

Хлеба пр...везли нынче много. И белого и темного всякого набрались. Махора взяла шесть буханок. Приближался выходной дети могли в гости нагрянуть. Буханки в авоську пол...жила перекинула через плеч... словно меш...к и пошагала домой.

стр. 55


--------------------------------------------------------------------------------

Соседка кума Раиса догнала ее. Хоть и были они в годах ровными но Раиса телом крупнее ростом выше ходила (по) солдатски топ (топ) и голос трубой (Б. Екимов. Привет издалека).

Определи тип и стиль текста. Докажи свое мнение.

(Эти две карточки можно использовать для домашнего задания сильным ученикам.)

Карточка А. Спиши, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Укажи слова эмоционально- экспрессивной оценки. К какой сфере употребления ты их отнесешь?

Но и Пушкин был есть и будет единстве(н,нн)ым писателем который мог своим божестве(н,нн)ым вдохновением проникнуть в гиган...скую душу Петра и понять почувствовать ее сверх...естестве(н,нн)ые размеры.

...Чаще всех других мыслей возвращался Пушкин к мыслям о Петре. Он следует за ним на к...рабельные верфи на самую грот-мачту и на ассамблею и в шатер разбитый на полтавском поле и к токарному станку и на его пирушки и в Сенат и в Академию и на берега Прибалтики. И (по) всюду орли(н,нн)ый взор Пушкина улавливает те краткие быстрые как молния черты из которых создается истин(н,нн)ая характеристика Северного Великана.

Странно думать о том как на ра...стоян.. века идут пара... лельные судьбы об...их великих людей. Петр застает Русь уже ...бросившей татарское иго уже переболевш... смутное время но дикой лохматой грязной (не) грамотной и почти беспомощной отставш... от Европы на пять веков. Он один несет на своих плечах все тяжкое бремя ро...сийское. Он лично (не) брезгуя сословиями подб...рает себе помощников правда талантливых, - все лучшее что мог он найти но (н..) кто из его питомцев (не) достигал ему в духовном росте выше щиколотки.

Пушкин застал русскую литературу в младенческом и корявом виде пышные выдуманные лжеславянские речения подр...жания францу...кой лжетрагдеии и рыцарским романам дурацкие оды на рождение сына у вельможи бе...зубые эпиграммы в пятьдесят строк александрийского стиха побитый палкою Тредиаковский и остатки силлабического стих...сложения... Пушкин один (на) ново вспахивает и обсеменяет ниву изящного слова. Один без помощников. Все будущие плоды выр...стут от его трудов. Оба они (не) перестают учит...ся (Куприн).

Зачет по теме

Ребята разбиваются на группы по три человека. У каждого своя карточка с заданием. Выполнив задание, он обменивается карточкой с товарищем. В результате такой работы ученик выполняет три задания и повторяет несколько тем. Группа сильных учеников работает по индивидуальным картам.

К-1. Спиши, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Укажи устаревшие слова. К какой группе ты их отнесешь?

Один раз возвратясь к себе домой он наш...л на столе у себя письмо откуда и кто пр...нес его (н..) чего (н..) льзя было узнать трактирный слуга отозвался что пр...несли-де и (не) велели сказывать от кого. Письмо начиналось очень решительно име(н,нн)о так. Нет я должна к тебе писать! Потом говорено было о том что есть тайное сочувствие между душами эта исти(н,нн)а а скрепле(н,нн)а была (не) сколькими точками занимавшими почти (пол)строки (Гоголь).

Определи тип и стиль текста. Докажи свое мнение.

К-2. Спиши текст, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Укажи заимствованные слова. Подбери и запиши к ним современные русские.

Самые опытные экскурсоводы советуют знакомит...ся с Лондоном при помощи собстве(н,нн)ых ног так как места паломничества туристов ра...пол...же(н,нн)ы в городе компактно и если вы в состояни... самостоятельно разобраться со схемой столиц.. то (н..) какой гид вам (не) нужен.

Сократи предложение до главной мысли. Запиши.

К-3. Спиши текст, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Укажи диалектизмы. Запиши синонимичные им литературные слова.

У Настасьи Степановой-то жены шкатулка малахитова осталась. Со всяким женским пр...бором. Кольца там серьги и протча по женскому обряду. Сама Хозяйка Медной горы одарила Степана этой шкатулкой как он еще жениться соб...рался.

стр. 56


--------------------------------------------------------------------------------

Настасья в с...ротстве р...сла (не) пр...выкла к этакому-то богатству да и не шибко любительница была моду выводить. С первых годов как жили со Степаном надевывала конечно из этой шкатулки. Только не к душе ей пр...шлось. Наденет кольцо... Ровно как раз (в) пору (не) скатывается а пойдет в церкву или в гости куда замается. Как закова(н,нн)ый палец-то в конце нали посинеет. Серьги навес...т хуже того. Уши так оттянет что мочки ра"пухнут (Бажов).

К-4. Спиши текст, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Укажи заимствованные слова. К каким из них можно подобрать синонимы - исконные русские слова?

Я решился во что (бы) то (н..) стало поступить в университет и стал всеми силами заботиться о средствах пр...готовиться к экзамену. С утра до вечера в продолжени.. пяти дней шатался я по рынку, скупая у букинистов книги; мне удалось купить их за весьма деш...вую цену, и я с жаром принялся читать историю, географию, грамматику (Некрасов).

Определи тип речи. Докажи свое мнение.

К-5. Спиши, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Укажи устаревшие слова. К какой группе ты их отнесешь?

Мне отрадно и весело шатат...ся по городским улицам особливо в базарный день когда они кипят народом.. Мне мил этот общий говор толпы он л.. екает мой слух пуще лучшей итальянской ари... (не) смотря на то что в нем (не) редко звучат самые стра(н,нн)ые самые фальшивые ноты. Взгл...ните на эти заг...релые лица они дышат умом и сметкою и вместе с тем каким (то) (не) поддельным простодушием (Салтыков-Щедрин).

Определи тип и стиль текста. Докажи свое мнение.

Выпиши заимствованные слова, подбери к ним синонимы.

К-6. Спиши текст, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Укажи диалектизмы. Запиши синонимичные им общеупотребительные слова.

Пошли раз двое наших заводских траву смотреть. А покосы у них дальние были. За Северушкой где (то). День праз...ничный был и жарко - страсть. Парун чистый. А оба в горе робили на Гумешках то есть. Малахит руду добывали лазоревку то (ж). Ну когда и королек с витком поп...дали и там протча что подойдет.

Один-то молодой парень был (не) женатик, а уж в глазах зеленью отливать стало. Другой постарше. Этот и вовсе изробле(н,нн)ый. В глазах зелено и щеки будто зеленью подернулись. И кашлял завес тот человек (П. Бажов).

Карточки группы А

К-1. Спиши, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Укажи группу устаревших слов.

К ночи зав...рнул мороз и звезды пок...зались на небе. Снег валивший (на) кануне мокрыми хлопьями застыл так что дорога стала вдруг отличная. (Не) уклюжий но крепко сколочен(н,нн)ый тарантас наш гремит по шос...е лошади бегут ровной основательной рысью без кнута и понуканий даже как будто охотно бегут и сознают что дело делают. Ямщик (с) верх полушубка надел халат с высоким стоячим воротником а (с) верх воротника еще нав...зал себе бог знает для чего тряпичку. Он (не) мечется на облучке (не) вскакивает (не) передергивает бе...пр...ста(н,нн)о вож...ами но и (не) сидит уныло повесив голову как (не) выспавшийся почтовый ямщик. Наш вольный ямщик с...дит на своем широчайшем обтянутом кожею передке как будто на д...ване просто без кокетства так что всякому видно что он и выспался как следует и поужинал (в) меру и способен просидеть шесть часов (с) ряду (не) вставая с места и что езда в сущности ему (не) работа а скорее пр...вычка.

Хорошо ездить с купцами на вольных лош...дях! Давно я (не) ездил так покойно. Лежиш... себе на сене закрытый войлоком да прослушиваешься к грому колес (В. Слепцов).

Определи тип и стиль текста. Докажи свое мнение.

К-2. Спиши текст, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Укажи термины. К какой профессии ты их отнесешь?

Можно возразить что будучи очище(н,нн)ы от насл...ения веков фрески и иконы наших храмов являют глазам гораздо более яркие краски более жизн...радостные мотивы орнаментов чем принято думать. Да но

стр. 57


--------------------------------------------------------------------------------

если в жиз...радос...ном характере некоторых росписей и сказывалось веяние прароссианства то время работало против Него гася звонкость красок копотью свечей и лампад (не) избежных и (не) от...емлемых атрибутов культуры. Создавался единый колорит как нельзя более соответствовавший и ни...ким ходам и крошечным оконцам и общей минорной га...ме богослужения. И наибольшего единства и выразительности достигло это соединение имен(н,нн)о в интерьере Василия Блаженного с его членением внутреннего пространства на множество изолирова(н,нн)ых ячеек откуда богослужение (не) было видно а только слышно и где обстановка пр...дельно способствовала внутренней уед...не(н,нн)ой молитве.

Да и вообще разве (не) пор...жает в облик.. русских св...тилищ(?) любого века от переда(н,нн)ого нам Византией однокупольного храма до ампирных церквей XIX столетия контраст между внешностью и внутренностью формой и содержанием? Русский храм гармоничен пока мы созерцаем его (с) наружи будь то белоснежный куб с золотыми шеломами или пестрый теремообразный цветок изг...бающийся своими деревя(н,нн)ыми или каме(н,нн)ыми лепестками. (В) нутри он г...рмоничен то (же) хотя и совсем другой г...рмонией. Но между этими двумя г...рмониями - разрыв взаимное (не) понимание затаенная вражда (Д. Андреев).

Укажи заимствованные и устаревшие слова. Определи тип и стиль текста.

К-3. Спиши текст, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Найди устаревшие слова. К какой группе слов ты их отнесешь?

В жаркий летний день молодой боярин князь Никита Романович Серебря(н,нн)ый под...ехал верхом к деревне Медведевке верст за тридцать от Москвы. За ним ехала толпа ратников. Князь провел целых пять лет в Литве.

Светел был июльский день но князю после пятилетнего пребывания в Литве он пок...зался еще светлее. От полей и лесов так и ве...ло Русью. Без лести и кривды радел Никита Романович к ю(н,нн)ому Иоанну. Твердо держал он свое крес...ное целование и (н..) что (не) пошатнуло бы его крепкого стоятельства за государя. Хотя мысли и сердце его давно просились на родину но если теперь уже пр...шло ему повеление вернут...ся на Литву (н..) увидя (н...) Москвы (н...) родных он без ропота поворотил бы коня и с прежним жаром кинулся бы в новые битвы. Впрочем он (н..) один так мыслил. Все русские люди любили Иоанна всею землею. Казалось с его праведным царствованием настал на Руси золотой век и монахи перечитывая летописи (не) находили в них государя равного Иоанну (А.К. Толстой).

Обучение старшеклассников приемам косвенного информирования

стр. 58

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Н. А. Зайцева, Карточки по лексике для Х класса // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 13 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205413283&archive=1206184753 (дата обращения: 20.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии