Обучение старшеклассников приемам косвенного информирования

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 13 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© О. Б. Афанасенко

Современному старшекласснику приходится непрерывно решать много сложных коммуникативных проблем. Общаясь со взрослыми (учителями, родителями), сверстниками, мало или недостаточно знакомыми людьми, подросток стремится привлечь внимание к своей личности, произвести впечатление, утвердиться в глазах окружающих. Очевидно, нельзя быть интересным собеседником, не умея рассуждать, критически осмысливать услышанное, прочитанное или увиденное, выражать свое мнение, не опасаясь нежелательных последствий. Нельзя научиться речевому самовыражению, используя только прямые, "лобовые" способы передачи информации. В приемах коммуникативного воздействия существует множество риторических средств, позволяющих высказывать мысль непрямо, опосредованно. Одним из наиболее распространенных способов косвенного информирования является намек.

стр. 58


--------------------------------------------------------------------------------

Под намеком, понимаются "слова (а также жесты, поступки и др.), предполагающие понимание по догадке" (С. Ожегов). Наряду с понятием "намек", в исследованиях по стилистике и риторике используется термин "аллюзия". В этом случае речь идет о риторической фигуре, то есть намеке, реализованном в словесной (вербальной) форме. Следует отметить, что намек (аллюзия) рассматривается нами вслед за А.К. Михальской, Е.В. Клюевым и др. как троп.

Современная программа развития речи и риторики не предусматривает целенаправленного обучения намеку (аллюзии), однако востребованность его в реальной речевой практике старшеклассника чрезвычайно высока. Во-первых, существует масса случаев, когда выражать свою мысль прямо не только нежелательно, но и невозможно по ряду психологических, этических и других причин; во-вторых, уместный, оригинальный намек дает возможность проявить себя неординарным, остроумным человеком, не лишенным чувства юмора; в-третьих, намек активизирует мыслительную деятельность как намекающего, так и воспринимающего намек, давая простор творчеству и воображению.

С учетом перечисленных достоинств намека мы разработали вариант обучения этому способу непрямого информирования. Обучение проводится на трех уроках развития речи (риторики) в IX классе (после изучения общих сведений об общении и его разновидностях с учетом речевой ситуации).

Первый урок посвящен рассмотрению особенностей ситуации намека. Его цель - сформировать у учащихся понятие о намеке как непрямом, косвенном способе выражения мысли, 1) включающем словесные и другие коммуникативные действия (жесты, взгляды, поступки и т.д.) и 2) содержащем некую "загадку" (подтекст, скрытый смысл), на разгадывание которой, то есть понимание, направлены усилия того, к кому обращен намек. Приведем основные фрагменты урока.

Вводное слово учителя. Любой человек вступает в общение с другим человеком, чтобы проинформировать о чем-либо, обменяться мнениями, воздействовать на собеседника и т.п. Решить эти коммуникативные задачи можно с помощью разных способов речевого воздействия. Каких?

Задание 1. Представьте себе такую ситуацию. Перед лабораторной работой по физике или химии ваш учитель, как обычно, подготовил необходимое оборудование: приборы, реактивы и т. п. Ваш класс задерживается на предыдущем уроке. Педагог, выходя из кабинета на несколько минут, пишет на доске одну из следующих фраз:

1) Аппаратуру не трогать!

2) Цветы не рвать, газоны не топтать!

Подумайте, чем отличаются эти предупреждения. Одинаковой ли будет ваша реакция на них?

В ходе беседы выясняется, что первый вариант - прямое требование, второй по форме представляет собой также прямое требование, а по внутреннему содержанию - скрытую просьбу. Требование, предъявленное в категоричной форме, может спровоцировать негативную реакцию со стороны учеников: всегда найдется кто-нибудь, кто захочет нарушить запрет. Шутливое оформление второй фразы делает ее смысл менее однозначным. Понять ее можно по-разному, однако педагог полагается на догадливость своих учеников, а значит, считает их достаточно взрослыми, способными принимать решение и отвечать за свои поступки. Первое предупреждение отражает отношений подчинения между учителем и учениками, а второе - отношения сотрудничества, партнерства.

Ученики приходят к выводу, что, вступая в общение, люди пользуются прямыми (как в первом случае) или косвенными (как во втором случае) способами речевого воздействия.

Фрагмент сообщающего слова учителя.

Прямым сообщением о своем намерении называют такое, при котором гово-

стр. 59


--------------------------------------------------------------------------------

рящий имеет в виду буквально то, что он говорит.

Косвенное (опосредованное, непрямое) сообщение предполагает утаивание прямой речевой цели; высказывание такого рода имеет скрытый смысл, "разгадать" который предлагается слушателю.

Учитель подводит учащихся к осмыслению такого коммуникативного приема, как намек. Старшеклассники отвечают на вопросы: "Что означает слово "намекать"?" и "Что такое намек?". Ответы сравниваются с определением намека (например, в толковом словаре).

Задание 2. Найдите в толковом словаре С.И. Ожегова определение намека. Запишите его в тетрадь. Определите, как с точки зрения формальной организации может реализоваться намек.

(Определение намека см. на с. 59. С точки зрения формальной организации намек может реализоваться в словесной и несловесной формах.)

Анализ следующих ситуаций позволяет определить, умеют ли старшеклассники понимать, "расшифровывать" намек.

Задание 3. Прочитайте внимательно тексты и определите, в каком из них присутствует намек. Объясните, почему вы так думаете.

Текст 1.

Эмма Павловна. Так значит, у нас сегодня гуляет Майданов. Еще кого нет? Адамяна Женечки? Слава богу! Один раз отдохнуть от его великой учености и такого же великого нахальства. Начали урок! Тишина! Косицкая расскажет нам про бензол и вообще про ароматические углеводороды...

Женя (открыл дверь). Разрешите?

Эмма Павловна. Ну вот, только обрадовалась! Адамян, ты у меня уже отсутствуешь, все, поздно!

Женя. Да я же на минутку опоздал!

Эмма Павловна. Не знаю, не знаю... Иди гуляй с Майдановым. У меня ты отсутствуешь!

Женя. Но это субъективный идеализм, Эмма Павловна! Всякий материалист скажет вам, что я присутствую, что я реальность, а не комбинация ваших ощущений.

Эмма Павловна. Ох, словоблуд! Ну вот что: я уже пометила в журнале "нб". Поэтому ты или испаряешься... или заходишь, но на весь урок делаешься как рыба!

Женя. А что легче, Эмма Павловна, - вам зачеркнуть вашу пометочку или мне отрастить жабры и метать икру?

Смех в классе.

Эмма Павловна. Молчать! Вон из класса!

(Г. Полонский)

Текст 2.

Бывало, входит наш Харлампий Диогенович в класс, сразу все затихают, и так до конца урока. Правда, иногда он заставлял нас смеяться, но это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху самим же учителем. Оно не нарушало дисциплины, а служило ей, как в геометрии доказательство от противного. Происходило это примерно так. Скажем, иной ученик чуть припоздает на урок, ну примерно на полсекунды после звонка, а Харлампий Диогенович уже входит в дверь. Бедный ученик готов провалиться сквозь пол. Может, и провалился бы, если бы прямо под нашим классом не находилась учительская.

Иной учитель на такой пустяк не обратит внимания, другой сгоряча выругает, но только не Харлампий Диогенович. В таких случаях он останавливался в дверях, перекладывал журнал из руки в руку и жестом, исполненным уважения к личности ученика, указывал на проход. Ученик мнется, его растерянная физиономия выражает желание как-нибудь понезаметней проскользнуть в дверь после учителя. Зато лицо Харлампия Диогеновича выражает радостное гостеприимство, сдержанное приличием и пониманием необычности этой минуты. Он дает знать, что само появление такого ученика - редчайший праздник для нашего класса и лично для него, Харлампия Диогеновича, что его никто не ожидал, и уж раз он пришел, никто не посмеет его упрекнуть в этом маленьком опозданьице, тем более он, скромный учитель, который, конечно же, пройдет в класс после такого замечательного ученика и сам закроет за ним дверь в знак того, что дорогого гостя нескоро отпустят. Все это длится несколько секунд, и в конце концов ученик, неловко протиснувшись в дверь, спотыкающейся походкой идет на свое место. Харлампий Диогенович смотрит ему вслед и говорит что-нибудь великолепное, например: "Принц Уэльский". Класс хохочет. И хотя мы не знаем, кто такой принц Уэльский, мы понимаем, что в нашем классе он никак не может появиться... В крайнем случае, если б ему вздумалось прийти именно к нам, нас бы давно предупредили и подготовили класс к его приходу. Потому-то мы и смеялись, понимая, что наш ученик никак не может быть принцем, тем более каким-то Уэльским...

(Ф. Искандер)

(Намек присутствует во втором тексте: педагог косвенно дает понять опоздавшему ученику, что входить в класс следует до прихода учителя.)

Чтобы научить школьников отличать намек от прямых способов информирования и других непрямых сообщений, учениками воссоздается схема ситуации общения, в которой используется намек.

стр. 60


--------------------------------------------------------------------------------

Схема ситуации намека



Задание 4. Составление схемы ситуации намека.

Обобщающее слово учителя. Таким образом, особенностями ситуации общения, в которой адресант использует намек, а адресат "расшифровывает" его, можно считать следующие.

1. Внешнее как речевое, так и неречевое оформление намека не равно его внутреннему содержанию, то есть смыслу. Эта особенность намека называется косвенность.

2. Чтобы строить, использовать намек, с одной стороны, и понимать его - с другой, необходимы некоторые знания и со стороны адресанта, и со стороны адресата. Эта особенность ситуации намека обозначается как общие фоновые знания коммуникантов.

3. Чтобы намек был понят, воспринимающий должен легко опознавать то, к чему его отсылает намекающий. Эта особенность намека - выводимость.

4. Намекающий преследует определенную коммуникативную цель, желая изменить что-то в сознании или поведении собеседника, но это коммуникативное намерение прямо им не называется, а утаивается, поэтому интенция намекающего называется скрытой интенцией.

Подводя итоги урока, учитель еще раз обращает внимание на то, что коммуникативная интенция может быть реализована как прямо, так и косвенно.

Фрагмент итогового слова учителя. Иногда применение опосредованных способов информирования способствует более эффективному общению. Очень часто мы используем в своей речевой практике такое средство непрямого информирования, как намек, который предполагает понимание смысла высказывания по догадке. Основными особенностями ситуации общения, в которой используется намек, являются косвенность, общие знания коммуникантов (их называют фоновыми), выводимость, скрытая интенция.

На втором уроке рассматриваются особенности интенции намекающего. Цель этого урока - выявление основных интенций намекающего и формирование умений определять, распознавать их в процессе общения.

Вводное слово учителя. На прошлом уроке мы убедились, что не всегда прямо высказанная мысль помогает достигнуть поставленной цели. Разберемся, в каких ситуациях использование намека оправданно и результативно, какие цели может преследовать намекающий.

Задание 1.В своей книге "Искусство речи на суде" известный русский оратор П.С. Пороховщиков дает рекомендации по использованию намека в публичной речи. Как вы понимаете следующие рекомендации ?

стр. 61


--------------------------------------------------------------------------------

1. "Оратор должен... не только сам быть умен, но и возбуждать ум в других".

2. "Опытный оратор всегда может прикрыть от слушателей свою главную мысль и навести на нее, не высказываясь до конца".

3. "Не договаривайте, когда факты говорят за себя".

Выполняя это задание, ученики приходят к выводу, что 1) намек активизирует мыслительную деятельность того, к кому он обращен; 2) основная мысль намека не навязывается слушателю, не подается в готовом виде: воспринимающий косвенное сообщение приходит к осознанию его смысла самостоятельно и самостоятельно делает выводы.

Помимо того что намек активизирует мыслительную деятельность, дает возможность выбора действий, вероятно, существуют и другие причины, по которым его использование в определенных ситуациях оправданно и целесообразно.

Задание 2. Почему в отрывке из повести В. Амлинского "Тучи над городом встали" учитель употребляет намек вместо прямого высказывания?

"Все мы любили классного, хотя нельзя сказать, чтобы очень уважали. У нас была странная черта: мы уважали тех, кого боялись. Тех, кто ставил нам "пары" или мог запросто оставить весь класс на шестой урок, тех, кто каждый балл взвешивал на аптекарских весах, тех, кто не забудет задать вопрос о том, чего ты не знал в прошлый раз, тех, кто говорил с нами по-мужски, металлическим, не терпящим возражений голосом. А классный был не такой. <...>

Он нас чуть-чуть опасался. Нет, не побаивался, а опасался. Он не знал, чего от нас ожидать. Один раз мы испугали его как следует. Мы тогда начали мычать, хором, весь класс: "Ммм... ". Сначала он не понял, в чем дело, не знал, откуда это идет, кто виновник... Мычание нарастало, шло всплесками по классу, казалось, даже стены вибрировали. Он беспомощно озирался, хотел закричать, но понял - никто не услышит. Тогда он молча сел и с печальным изумлением посмотрел на нас. Это был странный взгляд. Но я знал этот взгляд. Я сам так иногда смотрел... В зоопарке я так смотрел. Я часто ходил в зоопарк, там были разные животные...

И мы замолчали...

Он не стал жаловаться директору, не стал собирать педсовет, как это сделал бы другой на его месте. Он сделал вид, что этого не было. И потом он никогда не вспоминал об этом случае... <...>

На его последний урок пришло много ребят. Он был рассеян, что-то начинал рассказывать, потом забывал об этом, замолкал. Лицо у него было невыспавшееся, серое, как тетрадная обложка.

Мы ожидали, что он скажет нам что-нибудь на прощание, ожидали каких-то особенных и значительных слов: мы знали, это он умел, недаром он так любил цитировать деятелей французской революции. Мы сидели торжественно и тихо. Но он ушел буднично, назвал номера параграфов, заданных на дом, кивнул и только у дверей чуть задержался. Мы встали, нестройно хлопнув крышками парт; он посмотрел на нас и тихо сказал:

- Когда у вас будет новый классный... не устраивайте этого.

Мы поняли, о чем он говорил".

В представленном тексте реализовано два намека: невербальный намек-взгляд в ситуации, когда класс "мычит", вербальный намек в ситуации прощания учителя с учениками. В первом случае намек-взгляд - единственно приемлемая форма подачи информации, так как в условиях шума любое высказывание было бы просто не услышано; во втором - прямое напоминание о неприятном происшествии не вызвало бы положительных эмоций ни у учителя, ни у учеников. Делается обобщающий вывод, что люди прибегают к помощи намека, если не могут или не хотят выразить свою мысль прямо.

Учитель предлагает поразмышлять над тем, когда, в каких условиях мы не можем или не хотим открыто, прямо высказываться. На основе высказанных мнений составляется памятка.

Задание 3. Составление памятки:

Мы намекаем, если не хотим или не можем...

1) нарушить общепринятые правила этикета;

2) обидеть собеседника;

3) показаться льстецом;

4) открыто идти на конфликт;

5) общаться с кем-либо;

6) открыто просить;

7) открыто делиться информацией при нежелательном третьем лице;

8) открыто подшутить над кем-либо;

9) открыто предупредить о чем-либо.

стр. 62


--------------------------------------------------------------------------------

Очертив круг основных ситуаций, в которых использование намека результативно, ученики определяют соответствующие интенции намекающего. Так, в ситуации, когда прямо высказанная мысль может нарушить общепринятые правила этикета, мы намекаем с целью соблюсти правила приличия; если не хотим с кем-либо общаться, то намекаем, чтобы "отделаться", избежать общения.

Результаты работы оформляются в виде схемы.

Задание 4. Составление схемы "Интенции намекающего".

Так как намек является сильным средством косвенного информирования и его понимание разными людьми осуществляется по-разному, то учителю необходимо сказать о тех ограничениях, которые накладываются на его использование.

Задание 5. Составление памятки:

Не намекай, если...

1) твой намек может оскорбить человека, унизить его в глазах других людей;

2) ты не подумал, какую ответную реакцию может вызвать твой намек;

3) твой собеседник не понимает намеков;

4) перед тобой человек без чувства юмора;

5) твоему собеседнику неприятно вспоминать, думать о том, на что ему намекают;

6) на ум приходит только стандартная, стертая фраза.

Закрепить полученные теоретические сведения можно на следующих текстах, описывающих различные ситуации намека.

Задание 6. Проанализируйте ситуации. С какой целью в них используется намек? Какой из представленных намеков можно назвать некорректным? Объясните, почему вы так считаете.

Текст 1.

"Родители бывают разные. Одни отнесутся к потере банта спокойно, другие поднимут шум и гвалт на весь дом...

Рэмка и Валерка сидели в ванной. А в комнате сидела Катина мама. Что она говорила Валеркиным родителям, мальчишки не слышали. Лишь когда Катина мама уходила, до них отчетливо донеслась ее фраза:

- Имейте в виду, это все улица. Вы еще будете проливать горькие слезы.

Валерка выкрутил лампочку в ванной. Он поступил осмотрительно, потому что в коридоре раздались шаги отца, затем послышался стук в дверь.

- Валерий, открой.

- Не могу, - сказал Валерка, - мы карточки печатаем.

- Хорошо, - сказал отец с многозначительной интонацией. - Когда кончишь печатать, зайди ко мне". (Р. Погодин)

(В этом отрывке отец предупреждает сына, что наказание последует в любом случае, если не сейчас, то потом.)

Текст 2.

"Первое собрание получилось очень торжественным... Я хотел, смертельно хотел стать председателем отряда, носить красные лычки на рукаве и командовать классом. Я считал, что на это имею право - ведь дедушка у меня генерал, не то что у Кешки, к примеру, у него дед - всего-навсего старший сержант, да о чем говорить! Мой дед был самым главным из всех родителей и дедушек нашего класса, и я имел привилегии - разве неясно?



стр. 63


--------------------------------------------------------------------------------

"..." Пухов... протянул руку, поднялся с места и пошевелил губами. Я услышал свое имя.

- "..." У него дедушка генерал.

- Генерал-лейтенант, - сказал я с достоинством. - Но разве в этом дело?

Класс затих. И тут на помощь пришла Галя.

- Конечно, не в этом дело!.. Тебя председателем и без дедушки избирают. Верно, ребята?

- Верно! - заорали ребята. А когда все стихли, я услышал Кешкин голос.

- Нет, не верно! - сказал он.

- А тебе что, завидно? В классе повисла тишина.

- А тебе завидно? - повторил я и неожиданно прибавил: - старший сержант.

Кешка посмотрел на меня.

Он только посмотрел на меня, а я готов был провалиться сквозь землю.

Боже! Какой позор!" (А. Лиханов)

(В этом тексте намек - это взгляд-упрек, укор зазнавшемуся другу.)

Текст 3.

"После третьего урока, когда началась большая перемена и ребята ушли из класса, в дверях появилась практикантка Ерошкина.

- Здравствуй, мальчик, - тревожно сказала она. - Ты дежуришь?

Толик кивнул и улыбнулся Ерошкиной.

- Я напишу на доске примеры, - сказала она, берясь за мелок, - а ты смотри, не стирай!..

Не оборачиваясь, Ерошкина вдруг спросила Толика:

- Урок выучил?

Толик вздохнул и полез за книжкой.

- Так ты не подготовился? - обернулась Ерошкина.

- Сейчас прочитаю, не волнуйтесь, - ответил Толик и криво улыбнулся ей.

- А успеешь? - засмеялась Ерошкина.

- Успею, чего там, - буркнул Толик.

- Ну что ж, - согласилась она и пошла к двери. - Только, пожалуйста, - обернулась на пороге, - только, пожалуйста, приготовь тряпку.

Толик кивнул ей и побежал к уборной. Когда, намочив тряпку, он возвращался назад, загремел звонок, и Толик вошел в класс со всеми.

Он кинул тряпку в ящичек - и обомлел:

примеров Ерошкиной на доске не было...

Он все стоял, ошалело глядя на доску, когда в класс одна за другой вплыли нарядные студентки. За ними горделиво шла Изольда Павловна...

- Ну что ж! - ледяным голосом сказала Изольда Павловна. - Разберемся. Кто дежурный?

Толик поднялся, опустив голову, сознавая свою вину - ив самом деле, подумай он про тряпку раньше...

- О-о!.. - удивилась Изольда Павловна. - Так это ты дежуришь, Бобров! Значит, это ты стер примеры с доски?

- Зачем? - растерянно спросил Толик.

- Ну не знаю, не знаю, - ехидно ответила Изольда Павловна. - Мало ли..."

(А. Лиханов)

(В данной ситуации учитель использует намек-подозрение, который является некорректным по отношению к ученику.)

Текст 4.

"На стене, по розовой, еще не просохшей как следует штукатурке, кто-то нацарапал гвоздем:

Валерка и Рэмка + Катя! = любовь.

Возле надписи стоял Рэмкин друг, Валерка.

- Как это люди сразу обо всем узнают?

- Чего узнают?! - вскипел Рэмка. - Надо уничтожить это быстрее, пока никто не видел.

Рэмка притащил со двора увесистую кирпичину, но Валерка остановил его.

- Чувства не нужно скрывать, - сказал он. - Это набрасывает на них тень.

- Какую еще тень?

- Ну тень - и все...

- Пожалуйста, - бормотал Рэмка. - Пусть про тебя на всех лестницах пишут. Пусть над тобой все ребята смеются. А я тут при чем? Я еще не свихнулся и не спятил. Выдумали еще!

- Знаешь, как я волнуюсь, - сказал Валерка. - Тебе хорошо, ты толстокожий... Ты хоть что-нибудь чувствуешь?

- Чувствую... Спина чешется. - Еще Рэмка чувствовал голод. - В следующий раз хлеба возьму, - решил он, усаживаясь рядом с Валеркой". (Р. Погодин)

(Придавая слову "чувствовать" другое значение, один из собеседников демонстрирует свое нежелание развивать дальше неинтересную для него тему.)

На третьем уроке ученики знакомятся с различными видами намека, особое внимание уделяется рассмотрению словесного намека и его структуре. Цель урока - научить старшеклассников строить, создавать словесный намек (ал-

стр. 64


--------------------------------------------------------------------------------

люзию) и использовать его в определенных речевых ситуациях.

Вводное слово учителя. На первом уроке мы выявили две основных разновидности намека с точки зрения его формальной реализации: 1) вербальные (словесные) намеки, оформленные с помощью слов; 2) невербальные (неязыковые) намеки, которые оформляются с помощью взгляда, жеста, позы и т.п. Однако очень часто намек одновременно воспринимается и по зрительному, и по слуховому каналу. Это так называемый вербально- невербальный, или комбинированный намек. Если же на первый план выходят изменения тембра, тона, громкости голоса, которые приводят к изменению смысла изначально нейтральной фразы, то в этом случае мы имеем дело с паралингвистическим (голосовым) намеком.

Задание 1. Определите разновидности намеков по их формальной реализации. (Выполнить это задание можно на примере текстов, использованных на втором уроке. Так, в текстах 1, 3 используются паралингвистические намеки, в тексте 2 - невербальный, в тексте 4 - вербальный.)

После выполнения этого задания учитель более близко знакомит учеников с вербальным намеком (аллюзией). Прежде чем научиться использовать вербальный намек, нужно понять механизм его создания.

Ученикам предлагается сравнить структуру аллюзии со структурой сравнения.

Задание 2. О людях, которые по любому случаю выдумывают небылицы, говорят примерно следующее.

Вариант 1. "Да, Иванов, сочиняешь ты не хуже самого барона Мюнхгаузена".

Вариант 2. "В твои правдивые рассказы, Иванов, нельзя не поверить, ты только не забывай говорить: "Клянусь своей треуголкой ".

- Какой из двух вариантов, на ваш взгляд, содержит намек? Сравните структуру обоих высказываний.

Ученики определяют, что первая фраза - сравнение, вторая - намек. Структура сравнения включает следующие компоненты: 1) что? (кто?) сравнивается, 2) с чем? (с кем?) сравнивается этот предмет или явление действительности и 3) те признаки сходства, которые позволяют сопоставить два предмета, явления. Структура намека (аллюзии) аналогична структуре сравнения, хотя некоторые компоненты и не выражаются прямо, но легко восстанавливаются по догадке. Результаты анализа оформляются в виде схем.

Задание 3. Составление сопоставительной схемы структур сравнения и аллюзии.



Сообщающее слово учителя. В зависимости от того, с чем сопоставляется тот или иной предмет (явление), вербальные намеки можно разделить на следующие основные виды:

1) намек через сопоставление с известным историческим, политическим, литературным и др. лицами;

2) намек через сопоставление с известным историческим, литературным и др. событиями;

3) намек через ситуацию, участником которой был сам намекающий, то есть через рассказ о себе;

4) намек с помощью чужого текста: легенды, мифа и т.п.

стр. 65


--------------------------------------------------------------------------------

Задание 4. Для анализа намеков по предложенной выше классификации можно использовать тексты, включенные в разработку уроков, а также предложить учащимся найти примеры таких намеков в произведениях художественной литературы.

В качестве контрольного задания старшеклассники должны с помощью намека (вербального) найти выход из следующих ситуаций:

Ситуация 1. Вы впервые приходите в качестве гостя в дом, с хозяевами которого вы едва знакомы. Вас сажают спиной к открытому окну, из которого дует. Вам кажется, что следует закрыть окно.

Ситуация 2. Ваша лучшая подруга приготовила к какому-то торжеству пирог. Пирог сильно недосолен. Соли на столе нет. Вы считаете, что соль необходима.

Ситуация 3. Вас приглашают на вечеринку в компанию, которая вам не нравится. Вы не хотите идти. Откажитесь от приглашения так, чтобы не обидеть пригласившего вас.

(Предложенные ситуации взяты из книги Е.В. Клюева "Риторика".)

Список предлагаемых ситуаций может быть расширен по желанию учителя, некоторые из ситуаций можно предложить разыграть по ролям.

Предлагаемый вариант обучения позволит ученикам понять, что во многих сложных коммуникативных ситуациях их помощником может стать намек, способный косвенно проинформировать о речевом намерении говорящего, избежав тем самым многих неприятных моментов в общении, сделать общение более эффективным, раскрыть творческие возможности личности.

стр. 66

Похожие публикации:



Цитирование документа:

О. Б. Афанасенко, Обучение старшеклассников приемам косвенного информирования // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 13 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205413050&archive=1206184753 (дата обращения: 25.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии