Напутствие Б. Пастернака

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 13 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© О. Ф. Ладохина

Что же сделал я за пакость,

Я, убийца и злодей?

Я весь мир заставил плакать

Над красой земли моей.

Обычно этими строками из "Нобелевской премии" Б. Пастернака я открываю урок, посвященный роману "Доктор Живаго". Искренность, обнаженность страданий художника настраивает моих школьников на волну больших страстей и высоких мыслей.

Еще двадцать минут назад их заботами были рациональная математика, вычисления интегралов и дифференциалов, а сейчас их сердца устремляются навстречу изысканному мастеру слова. Теперь они ждут этого слова, ждут встречи с прекрасным...

Прелюдией первого урока по роману было посещение дома Б. Пастернака в сосновом бору, где создавалось это произведение. В Переделкине нас ожидала идиллия: бесконечное поле, усыпанное январским снегом, незамерзающий ручей с горбатым мостиком, писательский дом с огоньками герани на окнах и радушная хозяйка музея Ирина Александровна Ерисанова.

Закрылись дубовые двери, и мир повседневных забот отступил, и мы окунулись в волшебную атмосферу творчества и озарений.

Три месяца тому назад,

Лишь только первые метели

На наш незащищенный сад

С остервененьем налетели,

Прикинул тотчас я в уме,

Что я укроюсь, как затворник,

И что стихами о зиме

Пополню свой весенний сборник.

У портрета Б. Пастернака экскурсовод читала стихи, и переделкинский отшельник ее голосом говорил с нами. Его глазами мы смотрели на здешние сосны, раскачивающиеся под окном, на березовую рощу, где так любил гулять он.

По скрипучим половицам мы поднялись в кабинет писателя. Здесь мои одиннадцатиклассники могли увидеть потрепанные тома Шекспира, Гете, Петефи на языке оригинала, экскурсовод рассказала, что не желавший творить по методу соцреализма художник был вынужден зарабатывать на хлеб насущный литературными переводами. Но какими переводами! В блестящей интерпретации Б. Пастернака приходят к нам "Гамлет", "Ромео и Джульетта", "Фауст".

Но заветной мечтой писателя была большая проза, роман о судьбе России, переломных годах истории страны глазами творческой личности. Хозяйка музея не стала подробно рассказывать о сюжете повествования, о героях произведения, особенностях стиля писателя. Она сказала: "Подумайте, что значил этот роман для Б. Пастернака? Ответ на этот вопрос я хотела бы услышать при следующей нашей встрече".

На первых уроках по роману "Доктор Живаго" мы пристально вглядывались в мир детства трех мальчиков: Миши Гордона, Ники Дудорова и Юры Живаго. "Скрещение" их судеб - впереди, а на первых страницах романа автор хотел показать, что его в первую очередь интересует обычная жизнь человека, которая порой оказывается в кругу враждебного взрослого мира. Особенно обнаженно это чувствует ребенок. Например, Миша Гордон, "одиннадцатилетний мальчик с задумчивым лицом и большими черными глазами", преисполнился презрения к взрослым. А Ника Дудоров возмущался ходом вещей на свете.

И только Юра Живаго ведет себя иначе: он тайно связан с миром природы и вступает с ней в незримый диалог. Первый раз мы это замечаем во время похорон матери: "На дворе бушевала вьюга, воздух дымился снегом. Можно было подумать, будто буря заметила Юру и, сознавая, как она страшна, наслаждается производимым на него впечатлением". Это качество еще больше раскрывается, когда мальчик вместе с дядей приезжает в Дуплянку - имение фабриканта Коло-

стр. 37


--------------------------------------------------------------------------------

гривова: "Здесь была удивительная прелесть!.. Над лужайками слуховой галлюцинацией висел призрак маминого голоса, он звучал Юре в мелодических оборотах птиц и жужжаниях пчел".

Именно его, романтика и созерцателя, Б. Пастернак сделал главным героем своего произведения. На наших глазах в первой части романа происходит рождение поэта. По словам И. Бродского, пишущий стихотворение пишет его потому, что "стихосложение - колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения". Первые поэтические опыты Юры в гимназические годы дали ему ощущение бесконечности мира, тесной связи с духовным началом. Сказалось здесь и влияние дяди, бывшего священника, который после поездки в Европу по-новому осмыслил идеи христианства.

Именно такому герою Б. Пастернак мог доверить личные размышления о происходящих событиях. Все значимые страницы жизни России первой трети XX века нашли художественное воплощение в романе: Первая мировая война, три революции, война гражданская - все те эксперименты с жизнью, с судьбами народа и страны, которые затевались из самых чистых, благородных идеалов. И все это мы видим глазами творческой личности, человека ранимого и восприимчивого ко всякой фальши. Сердце поэта чутко реагирует на диссонанс между возвышенными лозунгами революционеров и теми неисчислимыми страданиями, которыми обернулись для страны переломные события начала века.

Но главный герой ко всему еще и врач. Живаго считал: "Искусство не годится в призвание... в практической жизни надо заниматься чем-нибудь полезным". Когда у Анны Ивановны сделались судороги, то она просила прислать к ней не врача, а студента Юру. Он прочел экспромтом ей целую лекцию, догадавшись, что больной нужен от него душевный разговор, чтобы кто-то ее успокоил. После этого посещения ей стало легче.

Поэт и врач в одном лице - явление уникальное. И то, и другое занятие - потребность души героя, что свойственно только для духовно богатого человека.

На следующем уроке мы остановились на описании жизни девочки из другого круга - Лары Гишар. Несколько раз сведет судьба Юрия Андреевича с дочкой бельгийского инженера и обрусевшей француженки. Лара хотела бы на мир смотреть зачарованно, но еще гимназисткой она стала любовницей преуспевающего адвоката Комаровского, а замуж вышла за фаната-революционера Антипова. Неожиданно для Лары и Юрия колесо судьбы на протяжении всего романа будет соединять их снова и снова. И поэтому тема следующих заданий была связана с поисками в тексте "Доктора Живаго" эпизодов, связанных со "скрещением" их судеб.

Какая гармония звучит в стихотворении "Зимняя ночь" - самом пронзительном произведении главного героя. Поэт рисует безграничное пространство, в котором царствует метель, и ей он противопоставляет одинокую свечу, демонстрируя могущество стихии:

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

В далекой юности Юра обратил внимание на свет, проникавший на улицу из глазницы московского окна. ""Свеча горела на столе. Свеча горела..." - шептал Юра про себя начало чего-то смутного". Не было бы этой строчки, если бы жених Лары не зажег свечу и не поставил на подоконник в то время, когда мимо дома в Камергерском переулке проезжал Юрий Живаго.

Через годы, когда между Юрием и Ларой состоится объяснение, у стихотворения появится продолжение, построенное на контрасте, которое навевает поэту воспоминание о лете:

Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.

Рефрен "свеча горела" создает впечатление кружения метели. Свеча в стихотворении - это символ любовной встречи, символ веры, которую невозможно разрушить снежной стихией. Че-

стр. 38


--------------------------------------------------------------------------------

ловеческая душа плачет в момент встречи с любовью: "И воск слезами с ночника / На платье капал". Метель всесильна, но вынуждена отступить перед величайшим таинством:

На свечку дуло из утла,

И жар соблазна

Вздымал, как ангел, два крыла

Крестообразно.

Стихия и человеческие чувства, по мысли Б. Пастернака, могут быть гармоничны. Чувства людей, теряющихся в потоке жизни, противопоставлены природной стихии. Любовь главных героев была "вольная, небывалая, ни на что непохожая... Они любили друг друга потому, что так хотели все кругом: земля под ними, небо над их головами, облака и деревья".

Разговор о любви в романе завершался творческой работой на тему: "Первая и последняя встреча влюбленных".

Следующие уроки были посвящены одному из важных этапов в жизни главного героя - пребыванию в партизанском лагере, где он сталкивается с делением людей на красных и белых. Ребята хорошо понимают, что писателя волнуют прежде всего чувства человека, вовлеченного в этот роковой водоворот. Мы вспоминаем повесть Пушкина "Капитанская дочка", где главный герой также оказался перед выбором в трагические минуты жизни. Символ бурана у автора стал выражением стихии народного мятежа. Он неотделим от ужаса пугачевского бунта. "Бессмысленный и беспощадный", он явит сущность главных героев: озлобленность одних и готовность к милосердию других. И в романе "Юрий Живаго" вся натура главного героя, воспитанная христианской культурой, протестует против бессмысленной жестокости гражданской войны.

Строки из стихотворения М. Волошина "Гражданская война" станут темой творческой работы "Молюсь за тех и за других".

И. Бродский в "Нобелевской лекции" говорил: "Чем богаче эстетический опыт индивидуума, чем тверже его вкус, тем четче его нравственный выбор, тем он свободнее - хотя, возможно, и не счастливее". Действительно, настоящий художник практически всегда одинок и не признан в своем Отечестве. И доказательством этому служат последние годы жизни Б. Пастернака: поспешное исключение из Союза писателей после присуждения Нобелевской премии, угрозы в оскорбительной форме о лишении гражданства, высказывание А. Ахматовой, что роман - "это гениальная неудача".

На следующем уроке учащиеся подготовили сообщения, посвященные судьбе романа "Доктор Живаго" по сборнику документов "А за мною шум погони..." под ред. В.Ю. Афиани и Н.Г. Томилиной. Эпиграфом этого урока стали строчки поэта: "Грядущее на все изменит взгляд".

Завершающий урок мы провели в литературной гостиной и пригласили на эту встречу нашу старую знакомую - экскурсовода музея в Переделкине Ирину Александровну Ерисанову. После чтения стихов, ответов на вопросы школьников, она поведала случай из жизни поэта, когда Б. Пастернак пытался помочь опальному драматургу, еще недавно купавшемуся в лучах славы и в одночасье потерявшему все: членство в Союзе писателей, материальное благосостояние, друзей. Поэт предложил ему писать дневник, зная на собственном опыте, что творчество помогает выжить и остаться самим собой. В дневнике драматурга так и не появилось ни одной строчки, просто власть неожиданно вернула ему все то, что недавно отняла.

После этого рассказа мы вернулись к вопросу, прозвучавшему в Переделкине. Приступая к написанию романа "Доктор Живаго" в условиях неусыпной цензуры, Б. Пастернак хотел честно и непредвзято исследовать, что же произошло с его страной, почему за революционные преобразования заплачено такой дорогой ценой. В то время как официальная советская литература говорила о рождении нового человека, писатель чувствовал какую-то фальшь во всем этом и свое бесконечное одиночество:

Я один, все тонет в фарисействе. Жизни прожить - не поле перейти.

стр. 39


--------------------------------------------------------------------------------

В роман Б. Пастернак вложил весь свой творческий и жизненный опыт, всю свою душу. Творчество помогало ему выжить, помогало сохранить самого себя. Удивительным оптимизмом веет от этих строк из "Доктора Живаго": "... Смерти нет. Смерть не по нашей части. А вот вы сказали: талант, это другое дело, это наше, это открыто нам. А талант - в высшем широчайшем понятии есть дар жизни".

Беречь этот дар жизни, познать, развить в себе талант - все эти мысли мне хотелось донести до моих учеников.

И пусть напутствием им на долгом и трудном пути познания самих себя, своих возможностей и талантов звучат слова Б. Пастернака:

Цель творчества - самоотдача,

А не шумиха и успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

стр. 40

Похожие публикации:



Цитирование документа:

О. Ф. Ладохина, Напутствие Б. Пастернака // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 13 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205413013&archive=1206184753 (дата обращения: 24.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии