Вакханка, мадонна, Татьяна

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 13 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© И. Б. Александрова

Каждый человек способен переживать тоску по идеалу. Но не каждому дано воплотить это чувство в художественный образ, очищающий, просветляющий душу Красотой.

А.С. Пушкин - Поэт, которому гармоничная красота подвластна. Это творец, постигший чуткой душой ясный звук "божественного глагола" и в слове запечатлевший дыхание Вечного. Но пришел Пушкин к своему открытию не сразу. Венера, вакханка, богородица, мадонна, Татьяна - вот вехи образного постижения поэтом идеального начала мира, творения своего эстетического идеала.

В творчестве Пушкина лицейского периода появляются два контрастных, противопоставленных друг другу образа - смиренной, но "величавой жены" и "волшебного", "сладострастного" "демона" (об этом поэт напишет в стихотворении 1830 г. "В начале жизни школу помню я"). "Святое" ("полные святыни словеса"), "строгое" ("строгая краса"), "правдивое" ("правдивые разговоры") противопоставлено демоническому, "лживому" ("сомнительный и лживый идеал"), - причем "великолепное" ("великолепный мрак чужого сада"), "прекрасное" царствует в душе Отрока.

"Демон", вызывавший "слезы вдохновения" у юного поэта, - это, возможно, скульптурное изображение Венеры или вакханки; "смиренная жена", по предположению Льва Парийского, - это "чудотворный образ Пресвятой Богородицы, который находился тогда рядом с Лицеем в Знаменской церкви". Лицо Венеры, вакханки и лик Богоматери - вот две ипостаси отроческой Музы Пушкина.

Иван Иванович Лапшин, размышляя о стихотворении "В начале жизни школу помню я", заметил: "...Пушкин показывает в подростке зарождение греховных чувств под влиянием эстетических впечатлений" 1 . Действительно, "женообразный, сладострастный, сомнительный и лживый идеал" сложился не без влияния французской поэзии рококо, в частности стихотворений Эвариста-Дезире де Форжа Парни. Об этом позже писал сам Пушкин, отмечая "влияние Парни и сластолюбивой поэзии на Батюшкова, Вяземского, Давыдова, Пушкина и Баратынского" 2 - стихотворцев, творчество которых было близко молодому поэту. Перу Батюшкова принадлежит стихотворение "Вакханка", прочитав которое Пушкин заметил: "...подражание Парни, но лучше подлинника, живее". Особенно высоко оценил поэт строки "нагло ризы подымали и свивали их клубком" (на полях против них - "смело и счастливо!") 3 . Пушкин, продолжая тему, создает стихотворение "Торжество Вакха". Поэт предложил свой перевод последнего четверостишия подлинника Парни, не нашедшего отражения в произведении Батюшкова:

Их вдохновенные движенья

Сперва изображают нам

Стыдливость милого смятенья,

Желанье робкое - а там

Восторг и дерзость наслажденья.

(Т. 1, с. 55.)

стр. 16


--------------------------------------------------------------------------------

Спутница божества - образ языческий, мифологический, дыхание вакхической стихии. Это вестница "прекрасного чувственного мира", служительница культа наслаждения. Однако вакханка Пушкина, безусловно, не столь проникнута оргиастическим настроением, экстазом, как персонаж стихотворения Батюшкова. Она скорее воплощает первые мечты о "сладком запретном плоде", об искушающей прелести Женщины, о приобщении к Тайне, которой еще не владеет Отрок (вспомним, что Пушкин этого периода любил "примерять на себя" маску "монаха", "чернеца", "расстриги", мечтающего о земных радостях) 4 . Вакханка - это явление самой Жизни, исполненной любви и красоты, преодоление смерти, победа над ней. Это отзвук анакреонтической музыки, струящейся в стихах Парни, Грекура, Грессе, Шолье. Это и дыхание "легкой поэзии", запечатленное Сумароковым, Херасковым, Богдановичем, Нелединским-Мелецким, Львовым, Муравьевым.

Появление этого образа в высокой степени обусловлено литературным контекстом эпохи, когда лирика только начала осознаваться как самостоятельный род литературы, отличный от поэзии вообще. Любовный мотив становится как бы "сигналом" появления лирических нот в стихотворении, ибо именно любовное переживание человека способно сочетать "единственность" и "общечеловеческий смысл"; "завершенность", "целостность" и "принципиальную фрагментарность", недосказанность 5 .

В 1824 г. Пушкин пишет стихотворение "Ты богоматерь, нет сомненья". Женский образ, творимый поэтом, соединяет в себе черты "лица" и "лика".

...Ты мать Амура,

Ты богородица моя!

"Мать Амура", воплощение божества "земного круга", которому "послушна красота", - это скорее дань литературной традиции мадригала. Но "богородица" - образ для мадригала, стихотворения комплиментарного, светского характера, явно необычный; это признак, неожиданное отражение постепенно складывающегося национального, православного самосознания поэта. Это новое представление о красоте - новый Идеал.

В 1821-1824 гг. Пушкин изучает Библию, читает Коран и наряду с этим берет уроки "чистого атеизма" у англичанина Гетчинсона. В письме к брату (от 4 декабря 1824 г.) поэт отметит: "Библия для христианина то же, что история для народа". Позднее, беседуя с А.О. Смирновой, Пушкин укажет, что "сумма вероятностей атеизма сводится к нулю" 6 .

Образ "волшебного демона, лживого, но прекрасного" мог быть интересен раннему Пушкину. В 1830 г. это уже поэт, переживший явление Музы - "гения чистой красоты" (образ восходит к произведению В.А. Жуковского "Я Музу юную, бывало":

Цветы мечты уединенной

И жизни лучшие цветы -

Кладу на твой алтарь священный,

О Гений чистой красоты!..).

Душа зрелого Пушкина приняла Дар пророческого видения, связи с Богом: в 1826 г. было написано стихотворение "Пророк". (Вот как совершилось таинство творческого рождения "Пророка", по признанию самого поэта в беседе с О.А. Смирновой. "Я как-то ездил в монастырь Святые Горы - чтобы отслужить панихиду по Петре Великом. Служка попросил меня подождать в кельи. На столе лежала открытая Библия и я взглянул на страницу - это был Иезекииль... Я прочел отрывок, который перефразировал в "Пророке". Он меня внезапно поразил, он меня преследовал несколько дней, и раз ночью я встал и написал стихотворение" 7 .)

"Угль пылающий" в груди - Божественное Слово - побудил поэта ступить на трудный путь нравственного очищения. И тогда появляется новый эстетический идеал - "святой" образ Мадонны.

Это не образная реминисценция, отсылающая к лирике Данте или Петрарки

стр. 17


--------------------------------------------------------------------------------

("Так благородна, так она чиста...", "Амур с мадонной - роковой союз..."). Это воплощение чистого света "Величавой жены" - Матери Спасителя.

Искусствоведы спорят, какая именно мадонна вдохновила А.С. Пушкина на создание одноименного сонета. Была ли это мадонна кисти Рафаэля, как предполагает Борис Козмин? 8 Или блистательный мастер из Перуджи сотворил чудо, вызвавшее благоговейный восторг русского поэта? (По одной из версий, Пушкин увидел икону с ликом Мадонны в лавке антиквара, пришел в восхищение и пожелал приобрести этот живописный шедевр. Но покупка оказалась не по карману...) Наверное, это важный вопрос. Однако более значимо то, что поэт избирает иной образ для поклонения - не лицо, но лик. Лик, запечатленный в Библии - той Книге, о которой Пушкин писал: "В ней каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли... и такова ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром, или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее божественное красноречие".

Этот лик Пушкин ищет и в земном мире. Сонет обращен к Наталии Николаевне Гончаровой, которую поэт называл "моя мадонна".

"Пречистая" и "божественный спаситель" являются поэту в мечтах "одни, без ангелов, под пальмою Сиона", "в простом углу", "средь медленных трудов". Величие вечной истины и "простота" - вот качества мироощущения Пушкина в 1830 г.

Пушкин открывает для себя новый жизненный идеал: "Блажен, кто находит подругу - тогда удались он домой. О скоро ли перенесу я мои пенаты в деревню - поля, сад, крестьяне, книги; труды поэтические - семья, любовь,.. религия, смерть" (Т. III, с. 941).

Этот идеал уже был запечатлен на страницах "Евгения Онегина":

Милее мне теперь хозяйка,

Мои желания - покой,

Да щей горшок, да сам большой...

Поэт утверждал свое, национальное (примечательно, что письма Пушкина к жене написаны по-русски), овеянное светом православия отношение к Семье, супружеству. Супруга - это Хозяйка Дома; светская дама и духовный друг; мать; Женщина. Это Прекрасная Дама, и красота ее - того свойства, каким отмечен "чистейшей прелести чистейший образец". Такая Красота победительна. "Спасти хочу земную Красоту!" - и мы знаем, что все его творчество, это и вправду - спасение, вящее утверждение красоты,.. земной... и небесной", - пишет Юрий Айхенвальд ("Гаврилиада" // "Заветы Пушкина", М., 1988. С. 42) 9 .

Преклонение перед образом мадонны знаменует собой поворот к новой жизни, возможный только после очищения красотой святости. "...Созерцая сияние вечной божественной красоты, он подлинно в эти минуты "молился" сердцем, и свободный и счастливый радовался своему духовному полету, возносившему его над всем миром" - писал митрополит Анастасий о Пушкине 10 (Пушкин в его отношении к религии и Православной Церкви, с. 5). Кто стал любимой спутницей Пушкина - странника, рыцаря идеи Красоты, сопрягающей национальное и общечеловеческое? Имя ей - Татьяна.

Да, именно неблагозвучное с точки зрения современников поэта, "мещанское" имя отмечает героиню, вочеловечившую идею необходимости слияния православного, национального, и "западнического" в личности. Это образ, воплотивший в себе обретенную гармонию двух начал: подсознательного, провидческого, национального ("преданья старины глубокой", "сны", "предсказания", "видения") и рационального, подчиняющего себе судьбу ("она казалась верный снимок du comme il faut ", "но и следов Татьяны прежней не мог Онегин обрести"),

Провидческое, национальное в образе Татьяны имеет свои истоки в древнерусской и средневековой литературе. Ярославна, жена князя Игоря, способна

стр. 18


--------------------------------------------------------------------------------

заклинать стихии воды, воздуха, света; это она, русская княгиня, наделена умением врачевания и духовного видения ("полечу, рече, зегзицею по Дунаеви, омочу бебрян рукав во Каяле-реце, утру князю кровавые его раны на жестоцем его теле"). У Февронии Муромской есть дар "мудрости святых мужей" - исцелять людей и творить чудеса ("Радуйся, Феврония, ибо уж в девичестве владела данным тебе от Бога даром исцелять недуги... ибо по твоему благословению за одну ночь маленькие деревца выросли большими и покрытыми ветвями и листьями!").

Эстетика древнерусского и средневекового искусства отдавала предпочтение нравственным достоинствам человека, воспринятым в призме житийного взгляда на мир, допускавшего присутствие чудесного наряду с реально существующим. Более того, реальный мир оказывался подвластным благому влиянию мира духовного, неовеществленного. Способность к чуду (провидческий дар, "святая мудрость"), любовь, освященная законом, верность - это главные качества идеального женского образа в отечественной литературе прошлого.

Семья, "семейственная неприкосновенность" становятся основой "духовной независимости", "крепости" 11 человека и для А.С. Пушкина ("Без политической свободы жить очень можно; без семейственной неприкосновенности (inviolabilite de la famille) невозможно: каторга не в пример лучше" - так отреагировал поэт на известие о перлюстрации его личной переписки чиновниками почты (XV, 154). "Семейственные" отношения не должны нарушать ни вмешательство властей (социум, внешнее), ни отказ от православного поведения (внутреннее, воля самого человека). Личность, внутренне свободная, тем не менее нравственно ответственна за свои действия. Слова, которые произносит Татьяна: "Но я другому отдана - я буду век ему верна", обозначают для Пушкина главный принцип семейных отношений: оберечь того, кто дан Богом и кому был произнесен обет верности перед ликом Создателя, от волнений, беды, боли души. Так Пушкин художественно воплощает идею семьи - основы для творения гармоничной, ясной, нравственной, светлой жизни в любви и творчестве. (По мнению Ю. Лотмана, поэт и здесь создает образ, нетипичный для современной ему романтической литературы, в которой присутствует описание "роковой" страсти или несчастливой, трагической любви, а семейное счастье воспринимается как "опасная для вдохновения проза" 12 .)

Совет "учитесь властвовать собой", данный Онегиным для ситуации любовной игры, для поведения в светском обществе, воспринят героиней как нравственная аксиома при творении судьбы. Иначе и быть не могло: "Татьяна любит не шутя", а потому каждое слово любимого человека обретает силу закона, внутреннего императива, жизненного девиза. И, получая власть над Судьбой, любимая героиня Пушкина становится для него воплощением окончательно определившегося идеала Женщины - и временного, в рамках эпохи, и нетленного, причисленного к Вечности...

Таким образом, эстетический идеал Пушкина менялся: Венера - вакханка - язычница, у которой принципиально отсутствует понятие о грехе, уступает место другому образу, воплотившему в себе святую красоту. Созерцание Мадонны со Спасителем на руках, узнавание в реальной женщине божественного прекрасного начала ведет к постижению самого себя и открытию в себе нового, "чистого", "внутреннего человека".

Через очищение красотой и приобщение к нравственным нормам, известным, но не соблюдаемым прежде, совершается преображение души. Вот почему Татьяна становится любимым женским идеалом поэта. Это характер глубоко национальный, решенный в традициях отечественной литературы. И в то же время Татьяна наделена умением "властвовать собой" и своей судьбой (это черта скорее Онегина - "западника" по своему мироощущению).

стр. 19


--------------------------------------------------------------------------------

Гармония, или, вернее, гармонизация противоречий, собранных в едином образе, красота сотворенной на этой основе личности - заслуга Пушкина-художника. Признание свободы воли и наряду с этим утверждение "безусловной нравственной ответственности человека" 13 становится важным этическим принципом, утверждаемым в творчестве. Судьба, определяемая глубокими древними, природными истоками и, с другой стороны, православными представлениями о бытии личности, может быть признана иллюстрацией нового мироощущения, в основе которого - человек гармоничный, живущий в согласии с миром и совестью. Человек, не позволяющий себе увидеть в "миллионах двуногих тварей" лишь орудие; не бросающий вызов Богу, а несущий в душе святое начало Творца...


--------------------------------------------------------------------------------

1 Лапшин И.И. Заветы Пушкина. - М., 1998. - С. 305.

2 Здесь и далее цит. по: Пушкин А.С. Собр. соч. - М., 1949. - Т. 11. - С. 496.

3 Пушкин А.С. Указ. соч. - Т. 12. - С. 277.

4 Русские писатели. Биобиблиографический словарь. - Ч. 2.- М., 1990. - С. 174.

5 Литературный энциклопедический словарь. - М., 1994. - С. 185.

6 Цит. по: Пушкин в его отношении к религии и Православной церкви. - М., 1997. - С. 9, 12.

7 Там же. - С. 14.

8 Козмин Б. "Прекрасное должно быть величаво" // Слово. - 1990. - N 1. - С. 28-36.

9 Айхенвальд Ю. "Гаврилиада" // "Заветы Пушкина". - М., 1988. - С. 42.

10 Пушкин в его отношении к религии и Православной церкви. - М., 1997. - С. 5.

11 Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин. - Л., 1981. - С. 206-207.

12 Там же. - С. 200.

13 Лапшин И.И. Указ. соч. - С. 306.

стр. 20

Похожие публикации:



Цитирование документа:

И. Б. Александрова, Вакханка, мадонна, Татьяна // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 13 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205412935&archive=1206184753 (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии