Примерное планирование работы. По учебному комплексу В. В. Бабайцевой для классов и школ с углубленным изучением русского языка. VIII класс

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 13 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Л. Д. Беднарская

II ЧЕТВЕРТЬ

21 + 7 = 28 часов

Урок 37. Второстепенные члены предложения.

У., пар. 206. С., з. 126, 127. Н/д: з. 130, 139. Р. т., з. 30.

Систематизируются сведения о второстепенных членах предложения, обращается внимание на соотношение второстепенных членов предложения и компонентов словосочетания. (Р) Знания о второстепенных членах оживляются при анализе текста з. 127. Выполняя домашнюю работу, учащиеся вспоминают способы выражения определений.

Урок 38. Определение. У., пар. 207. С., з. 128, 129, 131. Н/д: з. 135. Р. т., з. 31, 32.

Проводится подробная работа по вопросам з. 128. Дается весь комплекс сведений по анализу согласованного и несогласованного определения. (Р)Большее внимание уделяется употреблению определения в предложении, его функциональной нагрузке.

(Р) Вопросы стимулируют наблюдения учащихся за языковыми фактами, умение делать лингвистические обобщения и выводы: о положении определения в прямом и инверсивном порядке слов, о его роли в художественном тексте (з. 131).

(Р) Задание 129 развивает умение подбирать синтаксические синонимы на уровне словосочетания, систематизирует знания о грамматических связях определений в предложении.

Урок 39. Определение. С., з. 132, 133, 134, 136(а). Н/д: з. 136 (6), 137. Р. т., з. 33, 34.

(Р) Обобщающий урок направляет внимание учащихся на роль определений разного вида в тексте. Повторяются сведения о стиле.

Задание 133 предлагается для обобщающего повторения. (Р) На уроке проводится подготовка к мини-сочинению (з. 136). Коллективно подбираются эпитеты к описанию детства. Работа продолжается дома в письменной форме.

Урок 40. Приложение. У., пар. 208. С., з. 140 (письменно 1-4, остальное устно), 141, 143. Н/д: з. 142. Р. т., з.35, 36, 37.

После подробного анализа по образцу и рассуждений (з. 140) учащиеся знакомятся с частотным способом выражения приложения в сочетаниях собственного и нарицательного имен существительных. Дифференциация главного и зависимого компо-

стр. 53


--------------------------------------------------------------------------------

нентов в таких словосочетаниях вызывает затруднения.

Правило. При сочетании собственного и нарицательного существительных, обозначающих людей, главным словом является собственное, а нарицательное - приложением (Композитор Иванова сочинила новый балет.). При сочетании собственного и нарицательного существительных, обозначающих животных или неодушевленные предметы, главным является нарицательное, а собственное - приложением (Мне понравился балет "Спящая красавица". Собака Полкан забежала на кухню.).

Задание 142(Р)формирует знания о том, что некоторые приложения слились с определяемым словом и образовали сложные существительные: царь- девица, Москва-река, диван-кровать, жар-птица, генерал- майор и т.д. В этих сочетаниях склоняются не оба компонента, а только один: подошел к царь-девице, ср.: снял шапку-ушанку. Легче вспомнить слитные существительные из фольклорных текстов или литературных сказок.

Урок 41. Дополнение. У., пар. 209. С., з. 144(1-4), 146, 148. Н/д: з. 147, 145. Р. т., з. 40.

Восьмиклассники должны понять на основе анализа конкретных предложений, что дополнение обозначает предмет-объект, на который направлено действие, выражаемое глаголом. В з. 146 обращается внимание на структуру и семантику соответствующих словосочетаний. Эта же работа проводится на более сложном языковом материале (з. 148), одновременно повторяется орфограмма "Правописание не с разными частями речи", сложные случаи вычленения главных членов предложения и определений.

Урок 42. Дополнение. С., з. 149 (1-5 письменно, остальное устно), 150, 141. Н/д: з. 152, 153, 154. Р. т., з. 41, 42.

Закрепляются знания о дополнении. Обращается внимание на трудные случаи вычленения дополнения: на так называемый "объектный инфинитив" (з. 150), на синкретичные случаи: дополнение со значением определения, зависящее чаще всего от отглагольных существительных, которые совмещают семантику предмета и действия (з. 151).

(Р) Дома продолжается тренировочная работа, ориентирующая также на повторение сведений по культуре речи и фразеологии, предусматривается работа с фразеологическим словарем. Это могут быть краткие справки или небольшие доклады о значении фразеологизмов, в основе которых лежат отношения между действием и объектом действия.

Урок 43. Основные виды обстоятельств.

У., пар. 210. С., з. 155, 156, 169. Н/д: з. 157, 171. Р. т., з. 43.

Обычно обстоятельство не вызывает особых затруднений, важно только предъявить вопросы, с помощью которых вычленяются обстоятельства, системно:

Образ действия, способ (как? каким образом? каким способом?)

Степень (в какой степени?)

Место (где? куда? откуда?)

Время (когда? с каких пор? до каких пор?)

Причина (почему? отчего? по какой причине?)

Цель (зачем? для чего? с какой целью?)

Условие (при каком условии?)

Уступка (несмотря на что?)

Сравнение (как?)

Эту систему помогает сформировать з. 155. Задание 156 нацеливает на порядок анализа обстоятельства в предложении. Выполняя з. 169, восьмиклассники повторяют трудные случаи выражения членов предложения синтаксически нечленимыми сочетаниями.

Урок 44. Синтаксические функции инфинитива. У., пар. 211. С., з. 168, 170, 159. Н/д: придумать предложения по образцу задания 168 (5-7 предложений). Р. т., з. 44.

(Р) Предваряя системное повторение членов предложения, учащиеся обобщают сведения об инфинитиве в роли главных и второстепенных членов предложения. Каждое предложение подробно анализируется. Затем в роли разных членов предложения используются фразеологизмы (з. 170). Выполняя з. 159, учащиеся анализируют обстоятельства, повторяют схему их анализа.

Урок 45. Сравнительный оборот. С., з. 160, 163, 164. Н/д: з. 165, 162. Р. т., з. 39.

Выполняя задание 160, учащиеся видят, что семантика сравнения может выражаться разными языковыми формами: придаточным предложением, полным и неполным, сравнительным оборотом, обстоятельством сравнения. В этом задании представлены сложные случаи выражения составного именного сказуемого с частицей как (8 - 9). Работа усложняется в з. 163: учащиеся сами распределяют предложения по способу выражения в них сравнения. Задание 164 обобщающее и творческое.

Урок 46. Члены предложения с двойным значением (синкретичные). С., з. 166, 168 (1-5), 167. Н/д: з. 172. Р. т., з. 45, 46.

(Р) Это урок, углубляющий знания восьмиклассников. Задание 166 выполняется с подробным анализом синкретичных членов

стр. 54


--------------------------------------------------------------------------------

предложения по образцу. Можно повторить несколько примеров из з. 168. Урок завершается анализом текста (з. 167).

Обратим внимание на морфологическое выражение того члена предложения, от которого зависит синкретичный член предложения. Чаще всего это отглагольное существительное, которое своей двойной морфологической природой влияет на двойное значение зависящего от него члена предложения. Двойное значение члена предложения может быть вызвано пропуском сказуемого или обособленного члена, ср.: Ноты (, лежащие) на рояле (,) были раскрыты, возможен вопрос от подлежащего: ноты какие? и где?

Урок 47. Повторение. С., з. 173, 174. Р.т., кроссворд 2.

(Р) В качестве повторения и обобщения предлагается анализ текста-рассуждения. Задание 173 можно дать на дом.

Уроки 48-49. (Р) Классное сочинение.

В качестве классного сочинения-рассуждения можно предложить следующие темы: "Наши поступки следуют за нами", "То, что идет от сердца, до сердца и доходит", "Ты в ответе за тех, кого приручил (А. де Сент-Экзюпери)" и т.д. Сочинение предполагает использование в качестве аргументов сведений из литературных источников.

Односоставные предложения

Урок 50. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения. У., пар. 212, 213. С., з. 175, 176, 177 (1-5). Н/д:з. 177 (6-9). Р.т., 3.47.

Цель урока - дать общее структурно-семантическое понятие о сущности односоставных предложений. После беседы по материалам пар. 212 анализируются пары предложений (з. 175).(Р) Материалы заданий показывают, что определенно- личные предложения функционируют в динамичном повествовании разговорного стиля.

Теоретический вывод урока: в определенно-личном предложении можно восстановить подлежащее, но оно не нужно, так как личное окончание глагола-сказуемого указывает на единственно возможное подлежащее.

Урок 51. Обобщенно-личные предложения. С., з. 178, 179, 181. Н/д: з. 180. Р. т., з. 48.

(Р) Учащиеся сопоставляют определенно-личные предложения с обобщенно-личными, отмечают их структурное сходство и семантическое различие, делают вывод о том, что обобщенно-личные предложения употребляются в рассуждении, выступая в нем в роли вывода, реже - тезиса.

Урок 52. Неопределенно-личные предложения. У., пар. 214. С., з. 183, 184, 185, 190. Н/д: з. 186. Р. т., з. 50.

(Р) Сопоставляя двусоставные и односоставные неопределенно-личные предложения (з. 183), учащиеся сделают вывод о том, что неопределенно-личные предложения оформляют тип речи повествование, когда говорящему не важна конкретная информация о действующем лице, а внимание акцентируется на действии. Необходимо обратить внимание на формы выражения неопределенно- личного значения: 3 лица мн. ч. настоящего и будущего времени и мн. ч. прошедшего времени. Выполняя задание 184, учащиеся повторяют сведения о составном глагольном сказуемом, о глагольных связках. Задание 190 - тренировочный словарно-орфографический диктант с комментарием.(Р) Развитие речи - редактирование (з. 185).

Урок 53. Неопределенно-личные предложения. Повторение. С., з. 188, 187, 189, Н/д: з. 192. Р.т., з. 49.

(Р) Материал закрепляется в форме заданий, включающих лингвистический эксперимент, углубленный анализ семантики ключевых слов в стихотворении, рассуждение на лингвистическую тему.

Урок 54. Повторение и обобщение. С., з. 191, 193. Н/д: з. 194. Р.т., з. 51, 52.

(Р) Урок-обобщение предусматривает анализ текста и творческую работу. Лингвистическое обоснование выбранной автором неопределенно-личной формы повествования представляет известную трудность; понадобятся полученные на последних уроках сведения об односоставных личных предложениях. Задание 193 дает возможность теоретически сопоставить неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения.

Урок 55. Безличные предложения. У., пар. 215. С., з. 195, 196, 200. Н/д: з. 197. Р. т., з. 54, 57.

Учащиеся делают вывод о том, что в безличных предложениях, в отличие от односоставных личных, подлежащее восстановить нельзя, но субъект-деятель может быть выражен формами род. или дат. падежей. Наблюдаем семантические разновидности безличных предложений: выражение состояния окружающей среды и человека, неизбежность, отсутствие чего-либо.

стр. 55


--------------------------------------------------------------------------------

(Р) Выполняя з. 196, восьмиклассники вырабатывают навык определения сказуемого в отрицательных безличных предложениях. Восприятие слов нет, не было, не будет в качестве сказуемых обычно вызывает затруднения. В конце урока делается вывод о том, что безличные предложения используются в описании.

Урок 56. Повторение. Сопоставление односоставных личных и безличных предложений. С., з. 198 (2-5), 201, 206. Н/д: з. 199. Р. т., з. 53, 55.

Выполняя з. 198, восьмиклассники анализируют составные глагольные и составные именные сказуемые, подробно описывают функционирование их связок, определяют их частеречную принадлежность. (Р) Задание 201 развивает умение подбирать синтаксические синонимы, развивает языковую и речевую компетенции.

Урок заканчивается орфографической работой - тренировочным диктантом с комментарием.

Урок 57. Повторение и обобщение изученного. С., з. 202, 203, 205. Н/д: з. 209 (1). Р. т., з. 56, 58.

Урок обобщает сведения об односоставных глагольных предложениях, об их функционировании в определенных типах речи. (Р)Восьмиклассники учатся сходное синтаксическое значение выражать при помощи синонимичных синтаксических форм. Выполняя з. 205, они исследуют оттенки синтаксических значений, формируемых односоставными глагольными предложениями. Предварительно обсуждается мини-сочинение (з. 209).

Урок 58. Повторение и обобщение изученного. С., з. 207, 208. Н/д: з. 209 (2).

Это урок углубления. Выполняя з. 207, восьмиклассники исследуют несколько направлений: повторяют алгоритм разбора простого предложения, вспоминают трудные случаи выражения подлежащего и сказуемого, а также определяют морфологическую принадлежность слов все, все. Вторая часть урока посвящена подготовке к контрольному диктанту.

Урок 59. Назывные предложения. У., пар. 216. С., з. 210, 212 (1), 213 (1, 3), 214. Н/д: з. 211.Р.т., з. 60.

(Р) Сначала назывные предложения представляются в микроконтексте (предложении), а затем в тексте. Одновременно оживляются сведения учащихся об авторстве известных им литературных произведений, о пунктуации в диалоге, морфемном составе слова (в игровой форме).

Учащиеся должны понять, что назывные предложения формулируют описания, называя явления и предметы.

Урок 60. Трудные случаи в анализе назывных предложений. С., з. 216, 218, 219 (1, 2). Н/д: з. 219 (3, 4). Р. т., з. 59.

Урок углубления. Материалы заданий представляют предложения, вызывающие затруднения при их анализе. В з. 216 дано предложение Что это? Учитель объясняет, что это - подлежащее (то, что нужно конкретизировать), а что - новая информация - занимает позицию сказуемого. Значит, в предложении Это Клара это - подлежащее, а Клара - сказуемое. Здесь же представлены назывные предложения (2), напоминающие названия, которые предложениями не являются.

В з. 218 восьмиклассники знакомятся с синкретичными по составу предложениями. Предложение У стены - диван может быть осознано как двусоставное неполное с опущенным сказуемым, выраженным глаголом местонахождения (находится, стоит), так как в нем налицо состав сказуемого у стены. Однако по современной классификации, представленной в Академической граммати-ке-70, обстоятельство, начинающее предложение, относится одновременно ко всей грамматической основе: подлежащему и нулевому бытийному сказуемому, значит, оно может быть представлено как назывное с детерминантным членом предложения (относящимся не к одному из главных членов, а к обоим сразу и представляющим тему высказывания).

Предложение Диван у стены может быть определено только как двусоставное неполное с опущенным сказуемым местонахождения, обстоятельство у стены может относиться только к сказуемому, однако, занимая позицию рядом с подлежащим, это обстоятельство места несет еще и значение определения, поэтому такие члены предложения с двойным значением подчеркиваются как обстоятельства и определения - двойной чертой.

Уроки 61-62. Контрольный диктант и его анализ.

Диктант N 1 Что значит учиться языку?

Художественный язык стихиен. Можно издать реформу правописания, но ввести в порядке реформы новые слова, а тем более запретить старые - нельзя. Надо ждать, когда это произойдет само по себе, в лучшем случае можно только угадать такую возможность.

стр. 56


--------------------------------------------------------------------------------

Стихию можно изучать, исследовать, открывать в ней некие закономерности, но обучать этим же закономерностям гораздо труднее.

Язык - это время: XIV, XVIII, начало и середина XIX века. Нельзя обучаться времени, его можно только постигать...

Человек рождается со своим языком, вернее со своим слухом к нему, так же как со своим голосом - с тенором, басом или дискантом. Выбор от него не зависит, единственное, что он может, - расширить диапазон своего голоса, овладеть в той или иной мере новыми для него верхними или нижними регистрами.

Толстой и Достоевский, как бы они ни были обогащены во время своей творческой жизни, - это они сами, их сразу же узнаешь, их никогда ни на каком этапе развития не спутаешь друг с другом.

Если говорить о себе, то я часто поступаю так: слушаю или читаю кого-то а думаю о том, как бы сказал по этому поводу я сам.

Для меня самый близкий язык - язык Чехова, но и его читаю только таким образом. Наверное, иначе вообще нельзя: раз язык - это время, а время Чехова прошло, как же можно следовать за чеховским языком? Повторить язык невозможно, как бы он ни был хорош (С. Залыгин).

Грамматическое задание.

I. Выписать двусоставные, определенно-личные, безличные предложения и дать их синтаксический анализ.

II. 1 вариант: проанализировать первое составное именное сказуемое; 2 вариант: проанализировать первое составное глагольное сказуемое.

Незнакомые слова могут быть написаны на доске.

Диктант N 2

Русская осень

В природе есть праздники. Ледоход. Первая зелень. Первый снег. Первые соловьи. Первая капель после морозов. И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды. В эти дни кажется, что земля начинает даже светиться. Вы замечали, наверное: идешь по лесу - свет. Думаешь, пятна солнца, а это два желтых клена стоят между елками. Теплый красный свет идет от осины. Березняки наполнены белым матовым и пронзительно-желтым светом. А глянет солнце - свет во сто крат умножается. В такой час чувствуешь себя на земле именинником.

Обостренный слух ловит дальнее теньканье птицы, замечаешь синюю струйку костра между ветками, замечаешь синий холод лесной речушки, пухлые стежки на поляне, никем не сорванный красный гриб...

В картинах российской осени есть немного щемящей грусти. Но это светлая грусть, без которой невозможна большая любовь. Осенью мы лучше видим и глазом, и сердцем. Прозрачны дали. Чиста и прозрачна вода в озерах. Чище и тоньше звучат редкие голоса птиц. Все устоялось и замерло для того, кажется, чтобы собраться с мыслями, полюбоваться на свое отражение в холодной синей воде. Таково состояние природы. Таково состояние и души человека, увидевшего осенний праздник цвета и тишины...

Размышляя в такие часы, понимаешь, почему художников во все времена тянули к себе молчаливые стога на осенних полянах. В стогах - труд. Стога - кладовая благополучия на завтрашний день. Потому так приятен сердцу вид безымянной российской поляны, которую, может быть, еще не раз придется увидеть, но которую, увидав однажды, обязательно будешь помнить... (В. Песков).

Грамматическое задание. Произведите синтаксический разбор трех односоставных предложений по выбору.

Уроки 63-64. (Р) Сочинение. Н/д; Р. т., Кроссворд 2.

Примерные темы сочинений: "Как хороши, как свежи были розы!.."; "Любите братьев наших меньших"; "О чем поведал старый дуб"; "Сыплет черемуха снегом"; "О чем поют ручьи весной"; "Когда плачут деревья?"; "Природа не прощает ошибок".

Может быть предложена и филологическая тема в соответствии с изучением литературного произведения.

стр. 57

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Л. Д. Беднарская, Примерное планирование работы. По учебному комплексу В. В. Бабайцевой для классов и школ с углубленным изучением русского языка. VIII класс // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 13 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205412854&archive=1206184753 (дата обращения: 23.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии