Воспитание любви к слову в процессе работы над словарем

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 13 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Ж. В. Филимонова

Воспитание любви к слову понимается нами как формирование умения и желания глубоко вникать в содержание значения слова, высказывания, совершенствовать форму выражения своих мыслей, потребности говорить красиво, выразительно, лаконично, остроумно. Лингвисты (В.Г. Костомаров, Н.Д. Бурвикова, Н.А. Николина, Е.А. Агеева), литературоведы (Л.Я. Гинзбург), методисты (М.Т. Баранов) говорят о речевой деятельности как о "самоутверждении личности", "словесном самомоделировании" 1 , самовыражении, утверждении себя как творческой личности 2 и вытекающей отсюда необходимости формирования представления о богатстве выразительных средств русского языка, развитой синонимии 3 , вообще внимания к слову, оттенкам его значений, для реализации себя как творческой личности, создания индивидуальной речевой манеры. Таким образом, одно из направлений содержания обучения русскому языку - воспитание любви к слову. Работа над словарем - также неотъемлемая часть процесса обучения вообще и вышеупомянутого направления в частности, особенно при изучении русского языка как неродного. Органичное сочетание этих двух направлений обязательно. В данной статье мы хотим представить один из вариантов работы по воспитанию любви к слову в процессе работы над словарем с иностранными военнослужащими - курсантами СНГ гуманитарного профиля.

Первое же занятие (на любом курсе обучения) начинается с ознакомления с качествами хорошей речи (или их повторения) вообще и ее правильности, соблюдения нормативного аспекта в частности. Обучаемые знакомятся с различными видами норм (орфоэпическими, словообразовательными, лексическими, морфологическими, синтаксическими, орфографическими и пунктуационными) и справочной литературой, в которой они отражены и которой учащиеся будут пользоваться в процессе обучения. Наиболее актуальным и используемым обучаемыми, для которых русский язык не является родным, становится толковый словарь. Конечно же, в первую очередь им предъявляется Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, способный удовлетворить все запросы учащегося на данном, начальном, этапе обучения.

Тем не менее мы считаем необходимым обязательное знакомство учащихся с Толковым словарем живого великорусского языка В.И. Даля по следующим причинам: это первый словарь живого великорусского языка (формируется системность представления о русской лексикографии);

продолжается знакомство с выдающимися деятелями науки о языке (в данном случае - с лексикографом В.И. Далем);

поучительно знакомство с В.И. Далем как с человеком, всей своей жизнью утверждавшим величие русского духа (этому же способствует работа с текстом "Я думаю по-русски!") 4 ;

в словаре обильно представлены пословицы и поговорки, отражающие менталитет русского народа.

Заметим, что последние две причины тесно связаны с одной из главных целей обучения русскому языку как неродному - формированием бикультурной языковой личности.

Необходимо отметить, что перед началом работы со словарем В.И. Даля целесообразно провести предварительное знакомство со справочником: разъяснить учащимся различия в составе алфавита, в орфографии; особенности построения словарной статьи; рассмотреть портрет В.И. Даля.

стр. 69


--------------------------------------------------------------------------------

В ходе работы над словарем обучаемым предлагаются следующие задания:

прочитайте словарную статью (нами на занятии рассматривалась статья "Друг");

какие значения данного слова указаны в этой статье? Какие синонимы вы можете подобрать к нему в родном языке?

как иллюстрируются значения слов? (с помощью пословиц и поговорок);

объясните значение пословиц и поговорок. Есть ли у вашего народа похожие пословицы и поговорки? Произнесите их, переведите на русский язык.

Так, например, к русским пословицам, приводимым В.И. Далем в словаре, обучаемые - армяне - подбирают следующие эквиваленты из пословиц родного языка:

Друзьям и в одной могиле не тесно. Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает (рус.) - Смерть с друзьями - это свадьба (арм.).

Все друзья, толоконнички, а толоконце съев, да розно все! (рус.) - Друг широких дней (арм.).

На друга надеяться - самому пропадать (рус.). - Если за тебя смотрят глаза другого - свои можешь вырвать (арм.; ирон., неодобр.).

Старый друг лучше новых двух (рус.). - Старые друзья не изменяют (арм.).

Хочется отметить, что данный вид работы увлекает учащихся: им приятно осознавать не только богатство и выразительность и своего родного, и изучаемого языков, но и свою компетентность, свое умение понять мудрость другого народа, выраженную в слове, и подобрать эквивалент в сокровищнице мудрости своего народа.

Затем внимание учащихся обращается на областные слова (пометы "сиб.", "прм."), профессионализмы (в частности, на поговорку "Суворов не велел с австрийцами дружиться" с пометой "солдт.") и сообщается о том, что из двухсот тысяч слов своего "лексикона" восемьдесят тысяч Даль записал впервые.

В конце занятия, отвечая на вопрос об особенностях Толкового словаря живого великорусского языка, обучаемые указывают на большое количество пословиц, поговорок, загадок, отражающих национальную картину мира русского народа, и самостоятельно приходят к выводу о величии работы, проделанной В.И. Далем, значимости его труда.

Результатами этой небольшой, но необходимой работы со словарем являются:

- повышение у обучаемых внимания к слову, оттенкам его значения;

- обострение интереса к пословицам и поговоркам как русского, так и своего народа, формирование уважения к изучаемому языку и его стране;

- появление стремления к лаконичному выражению собственных мыслей;

- осознание не только важности самих словарей, но и величия труда их создателей (в данном случае - В.И. Даля), что и является важными составляющими воспитания любви к слову.

В заключение хочется сказать, что проведение данной работы обусловлено не знаменательной датой (200-летие со дня рождения В.И. Даля), а насущной необходимостью и должно производиться системно и систематически.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Гинзбург Л.Я. О литературном герое. - Л., 1979. - С. 165.

2 См.: Андрющенко НА. Эстетика речевой деятельности: Дис. ... канд. филос. наук. - СПб., 1995; Николина Н.А., Агеева Е.А. Языковая игра в структуре современного прозаического текста // Русский язык сегодня: Сб. статей. - М., 2000; Вып. 1.

3 См.: Методика преподавания русского языка / Под ред. М.Т. Баранова. - М., 1980.

4 См.: Токарева Т.Е. Основы текстовой деятельности. Учебник русского языка. - М., 1997. - С.8-19.

стр. 70

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Ж. В. Филимонова , Воспитание любви к слову в процессе работы над словарем // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 13 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205411526&archive=1206184753 (дата обращения: 25.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии