От слова - к словесности

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 13 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Р. И. Альбеткова

Важнейшая задача словесника - научить школьников эстетическому восприятию художественного произведения. И, прежде всего, надо возродить интерес к чтению. Этого нельзя добиться ни угрозой двойки, ни пятеркой за прочитанную книгу, единственное средство - помочь ребятам полюбить чтение, научить их наслаждаться красотой художественного слова. Потому что любовь, красота и творчество - конструктивные силы, ведь, как сказал Тургенев, "только любовью держится и движется жизнь".

Еще в 20-е годы XX века выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский показал, что чтение художественного произведения дает возможность раскрыть огромные внутренние силы личности, пробудить в ней дух творчества, потому что чтение - творческая деятельность. При квалифицированном чтении человек не только впитывает в себя духовный опыт человечества, не только эстетически осваивает окружающую действительность и собственную сущность, он создает себя как творческую личность. Но это только возможность, которую надо реализовать, - научить школьников "образному анализу". Такой анализ - не разложение текста по полочкам, а умение замечать во время чтения семантику различных языковых средств, идти от слова - к смыслу. Это умение не приходит само собой, здесь требуется целенаправленное воздействие педагога.

Многие учителя стремятся открыть ребятам путь к пониманию произведения, и помочь им должен новый предмет, входящий в школу, - словесность. В 2000 г. изданы учебники "Русская словесность. От слова к словесности" Р.И. Альбетковой для V- IX классов и А.И. Горшкова - для Х-XI классов. Этот предмет - связующее звено между русским языком и литературой - изучает законы употребления языка и сущность художественного произведения как явления искусства слова. Подзаголовок учебников - "От слова к словесности" - и говорит о том, каким путем мы постигаем явления словесного искусства: идем к их смыслу от языковой формы, от слова. А для этого необходимо понимать специфику поэтического языка и природу художественного произведения.

В учебниках раскрываются богатейшие ресурсы языка - материала, из которого создается произведение, а произведение рассматривается как единство художественного содержания и его словесного выражения. Работая по этим учебникам от V до XI класса, учащиеся постепенно приобретают умение эстетически воспринимать произведение в соответствии с его природой. И, если читатель научится самостоятельно проникать в смысл через языковую ткань, произведение сможет оказать на него преобразующее воздействие. При этом происходит творческое освоение родного языка.

На уроках русского языка и культуры речи учащиеся знакомятся со строем языка: узнают о стилях языка, о богатстве лексики, о законах фонетики, словообразования и грамматики. Своеобразие обращения к различным языковым явлениям при изучении словесности состоит в том, что здесь ребята учатся не только при чтении замечать в произведении языковые средства, но и понимать, какое значение приобретает текст благодаря употреблению того или иного средства, как оно служит выражению мысли автора. Наконец, школьники учатся использовать опыт мастеров слова в собственных высказываниях, добиваясь не только их правильности, но и выразительности.

На уроках словесности уже в V классе, где в центре изучения - слово, его значение и возможности, учащиеся получают первые представления об употреблении слова в разговоре и в книге, о назначении и признаках разговорного и литературного языка и говорят о зависимости смысла высказывания от того, какая разновидность языка в нем употреблена - разговорный язык или литературный.

стр. 44


--------------------------------------------------------------------------------

В учебнике показано, как стилистические ресурсы лексики служат выражению смысла высказывания. Так, говоря о языке басни на примере басни Крылова "Мартышка и Очки", ребята замечают в речи Мартышки признаки разговорного языка: фразеологизмы и слова с разговорной и даже просторечной окраской (тьфу, пропасть! проку на волос нет, слыхала, дурак, врак, хватила) и понимают, что благодаря этому в басне создается живая юмористическая сценка.

Пятиклассники увидят, что игра омонимами и многозначными словами создает юмор, а синонимы помогают нарисовать динамичную картину, что антонимы говорят о противоречиях в жизни, а устаревшие слова служат изображению прошлого и могут придать тексту возвышенную или ироническую окраску. Ребята поучатся замечать стилистическую и эмоциональную окраску синонимов и поиграют многозначным словом; составят рассказ об увиденном средствами разговорного языка и приказ директора школы о праздновании Нового года, используя признаки официально-делового стиля; опишут картину Васнецова "Три царевны подземного царства" с помощью антонимов и картину "Витязь на распутье" - с помощью устаревших слов.

В завершающем первый концентр изучения словесности VI классе ребята знакомятся с важнейшими законами употребления языка в зависимости от условий высказывания. Шестиклассники овладевают первоначальным представлением о стилистической окраске слов и выражений, которая говорит об условиях их употребления в речи, и развивают умение понимать смысл текста, обращая внимание на его стилистическую окраску. Ребята учатся пользоваться словарями, обнаруживают значение диалектизмов, неологизмов, устаревших и заимствованных слов в произведениях словесности, используют эти разновидности лексики в собственных высказываниях. Например, в одном из упражнений им предлагается подумать, для чего употреблены заимствованные слова в сказке Лермонтова "Ашик-Кериб", в другом - составить описание дома Пашкова, созданного В.И. Баженовым, используя приведенные в учебнике фотографию памятника и толковый словарик специальных слов: балюстрада, карниз, колонна, пилястра, фронтон и др.

Грамматические категории на уроках словесности рассматриваются в аспекте их стилистических возможностей. Шестиклассники увидят, что род имени существительного может указывать на то, в каких условиях это слово употребляется: врач - нейтральное, врачиха - разговорное. Имена собственные, созданные писателями из существительных нарицательных, обладают часто яркой эмоциональной окраской, характеризуют героя или предмет: Поле Чудес в Стране Дураков, Мойдодыр, Айболит, Тянитолкай. Особое значение имеют устаревшие формы падежа существительных. У Пушкина в предложении Том о заре прихлынут волны на брег песчаный и пустой... - старинная форма предложного падежа с предлогом, имеющая значение времени, помогает создать образ сказочной древности. В другом стихотворении Пушкина устаревшее употребление родительного падежа: Навстречу северной Авроры - наряду с поэтической лексикой (прелестный, красавица, сомкнуты негой взоры) - придает тексту поэтическую эмоциональную окраску. Школьники подумают, почему Пушкин пишет: Из темного леса навстречу ему идет вдохновенный кудесник, а Некрасов: Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел...

Богатыми стилистическими возможностями обладает глагол. Так, для пословиц характерно употребление всех форм глагола в переносном значении: Правда глаза колет - наст. вр.; Сердцу не прикажешь - буд. вр.; Расти большой, да не будь лапшой - повелит, накл.; Шутку шутить - людей веселить - инфинитив. Глаголы здесь как бы утрачивают значение времени и означают: всегда, постоянно. Это помогает выразить мысль о постоянных свойствах людей, их привычках, действиях, взаимоотношениях.

Сочетание разных форм глагола придает высказыванию разговорную окраску, что используется при изображении речи героев. Например, в повести "Станци-

стр. 45


--------------------------------------------------------------------------------

онный смотритель" мы слышим устную речь Самсона Вырина и представляем себе этого героя: А я-то, старый дурак, не нагляжусь, бывало, не нарадуюсь; уж я ли не любил моей Дуни, я ль не лелеял моего дитяти; уж ей ли было не житье? Да нет, от беды не отбожишься, что суждено, тому не миновать.

Школьники не только знакомятся с выразительными возможностями литературного и разговорного языка, но и учатся употреблять языковые средства для выражения собственных мыслей. Они перескажут отрывок из произведения, где речь рассказчика основана на свойствах книжного языка, а речь персонажа - разговорная, сочинят рассказ или сценку по личным впечатлениям средствами разговорного или книжного языка и многое другое.

На втором этапе изучения словесности, в VII-IX классах, учащиеся совершенствуют умение понимать выразительные возможности разнообразных ресурсов языка и творчески употреблять их в своей речи.

В центре курса VII класса - проблема стиля. Рассматривая стиль как разновидность употребления языка, школьники углубляют знания о свойствах разговорного языка с его разновидностями ("общий" разговорный язык, просторечие, территориальные, социальные и профессиональные диалекты) и литературного языка с его функциональными стилями (официально-деловой, научный, публицистический). Эти знания необходимы для формирования умения создавать высказывание в соответствии с условиями, а также для понимания художественного текста, где стилистическая окраска является средством выражения мысли автора. Как смысл высказывания создается посредством его стилистической окраски, ребята увидят, сравнив две фразы, сообщающие об одном факте: Прекрасный рыцарь низвергся с колесницы и получил жестокую рану - Красивый парень сверзился с повозки и расквасил рожу.

Умение понимать роль стилистической окраски слов развивается в упражнениях. Вот ребята читают сказку С.Г. Писахова "Морожены песни": Песня мерзнет колечушками тонюсенькими - колечушко в колечушко, буди кружево жемчужно-бральянтово отсвечиват цветом радужным да яхонтовым. Девки у нас выдумшшицы. Мерзлыми песнями весь дом по переду улепят да увесят. На конек затейно слово с прискоком скажут. По краям частушки навесят. Коли свободно место окажется, приладят слово ласковое: "Милый, приходи, любый, заглядывай". Учащиеся заметят признаки северного диалекта, разговорного языка, эмоциональную окраску слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами, необычные сравнения и эпитеты - и поймут, что благодаря этим средствам писатель создает образ сказителя, влюбленного в родной Север, тонко чувствующего красоту, и передает эти чувства читателю.

В VII классе закладывается представление о втором значении термина стиль, о стиле как единстве элементов художественной формы произведения. Рассматривая ряд произведений, в которых описывается осень, семиклассники увидят, что для стиля стихотворения Некрасова "Железная дорога" характерны разговорные выражения - здоровый, ядреный воздух; выспаться можно; на речке студеной и народно-поэтические слова - дороженька, с матушки-Волги, родимую Русь. Они помогают показать, что народ - не только создатель всей материальной культуры от железной дороги до великолепных дворцов, но и творец поэтического мира, утвердить, что народный взгляд на природу достоин высокой поэзии. По- другому описывает осень Бунин в стихотворении "Листопад". Там нет ни разговорных, ни народнопоэтических выражений, оно создано средствами поэтически окрашенной общелитературной лексики, сложного синтаксиса и выражает мысль о величии и красоте жизни. И совсем иной стиль стихотворения Пушкина "Осень", где, используя славянизмы - хлад, страждут, поэтическую лексику - листы, нагих ветвей, пышное природы увяданье, багрец и золото, олицетворения - страждут озими, будит лай собак уснувшие дубравы и другие языковые средства, поэт рисует

стр. 46


--------------------------------------------------------------------------------

величественную картину царственного умирания природы и говорит о торжестве жизни и творчества, преодолевающего все преграды.

Читая рассказ Чехова "Злоумышленник", школьники откроют, что смысл его создается посредством стилистической окраски слов. Писатель, противопоставляя просторечную окраску речи Дениса Григорьева и официально-деловую окраску реплик следователя, выражает мысль о том, что народ и власть буквально говорят на разных языках, и это вызывает горький смех сквозь слезы, ведь автор видит и слепую разрушительную силу, которая таится в непросвещенном народе, и жестокость не видящей человека власти.

Семиклассники узнают, что стиль определяется родом и жанром, что есть стиль эпохи, стиль народной поэзии, стиль Библии, индивидуальный стиль писателя. Они учатся воспринимать произведение в его жанрово-родовой специфике. С этой целью в учебнике приведены сведения о важнейших категориях словесности - роде, виде и жанре, о законах, которые свойственны эпическим, лирическим и драматическим произведениям, об особенностях языка и композиции сказки, былины, пословицы, басни, рассказа, стихотворения, поэмы, пьесы.

Учащиеся осваивают значение стилизации - воспроизведения черт чужого стиля - на примере повести Гоголя "Тарас Бульба", где стиль народной поэзии служит воспеванию героизма запорожцев. А Д. Кедрин в стихотворении "Зодчие" соединяет черты стиля летописи и народной поэзии для раскрытия мысли о взаимоотношении творца и власти. Здесь стилизация помогает не только создать колорит старины, но и показать значительность события, передать трагедию: Соколиные очи / Кололи им шилом железным, / Дабы белого света / Увидеть они не могли... / Их клеймили клеймом, / Их секли батогами, болезных, / И кидали их, / Темных, / На стылое лоно земли.

Для понимания категории стиля семиклассники почитают стихи из книги "Парнас дыбом" и создадут собственные стилизации - летописную повесть, эпическую поэму, басню и другие произведения на тему скороговорки "Ехал Грека через реку". Составление "Толкового словаря диалекта учащихся", написание в официально-деловом стиле "Закона об использовании шпаргалок", доклада в научном стиле "Баба Яга - пленительный женский образ русских сказок", описание картины (по приведенным в учебнике репродукциям) в разговоре с приятелем и в сочинении - эти и другие творческие работы помогут школьникам на собственной речевой практике убедиться, что в искусстве слова смысл высказывания определяется тем, какими языковыми средствами выражена мысль.

Рассматривая приведенные в учебнике репродукции картин разных художников на одну тему - "Снегурочку" Врубеля и Васнецова, иллюстрации Билибина и Шварца к "Песне про ... купца Калашникова", ребята увидят, что стиль существует как в словесном, так и в изобразительном искусстве, и поучатся замечать черты стиля художника.

Главный стержень изучения словесности в VIII классе - выработка умения понимать, как язык в художественном произведении служит средством воплощения точки зрения автора. Об этом мы говорим с V класса, но теперь эта проблема становится центральной. На многих примерах учащиеся увидят, что писатель в произведении, изображая события, картины, речь героев, всегда передает свое отношение к изображаемому, свои мысли о самом важном для человека - об устройстве мира, о добре и зле, о смысле жизни.

В учебнике показано, как авторская позиция выражается языковыми средствами, и дается понятие о семантике: При употреблении языка слова сохраняют свои лексические значения, но смысл высказывания оказывается богаче, чем смысл входящих в него слов. Значение, которое приобретают слова, словосочетания, предложения в тексте, называется семантикой. Она создается всеми средствами языка: фонетическими, словообразовательными, лексическими, морфологическими, синтаксическими.

Восьмиклассники рассмотрят, как смысл высказывания создается средст-

стр. 47


--------------------------------------------------------------------------------

вами фонетики - интонацией и звукописью - и средствами словообразования. Подумают о роли синонимов, омонимов, паронимов и антонимов, устаревших, заимствованных и новых слов, тропов и поэтических фигур. Убедятся, что идея выражается посредством стилистической окраски языка, сравнивая описание храма Василия Блаженного в научно- популярном тексте из книги искусствоведа и в отрывке из поэмы Кедрина "Зодчие": в них описывается один и тот же памятник архитектуры, но смысл совершенно различен.

Мало заметить в произведении то или иное средство языка, важно понять его семантику. Например, в "Песне о вещем Олеге" мы заметим множество метонимий: села и нивы - это часть вместо целого (страна); обрек мечам - орудие вместо действия; в... броне - материал вместо предмета (кольчуга); могильной засыплюсь землею - вместо умру - внешний признак вместо события; грядущие годы таятся во мгле - вместо события, которые произойдут в грядущие годы... - и многое другое. Зачем поэт использует этот троп? Дело в том, что метонимия в пушкинское время воспринималась как архаизм, придающий тексту окраску старины и высокой речи, потому что этот троп активно употреблялся в одах XVIII в. И в балладе поэт с его помощью создает красивую легенду о Древней Руси.

Значение такой поэтической фигуры, как инверсия, показано на примере лермонтовских строк Белеет парус одинокой / В тумане моря голубом. Обычный порядок слов выглядел бы так: "Одинокой парус белеет в голубом тумане моря". Но поэт прибегнул к инверсии, потому что она помогает передать чувство: выделяет эпитет одинокой, важный для понимания смысла стихотворения, придает речи поэтичность, красоту.

Умолчание с возникающей при этом паузой в трагедии "Борис Годунов" усиливает эмоциональное звучание и позволяет читателю догадываться о содержании пропущенного:

Марина! Ты не знаешь,

Как больно тем ты сердце мне язвишь -

Как! Ежели... о страшное сомненье!

Опираясь на суждения В.В. Виноградова, школьники определят в произведениях Пушкина роль церковнославянизмов: где они являются средством изображения отдаленной эпохи ("Полтава"), где - помогают создать стилистическую и эмоциональную окраску текста ("Отцы пустынники и жены непорочны..."), где - влились в русский язык как его неотъемлемая часть ("Осень", "Медный всадник").

Рассматривая поэму Лермонтова "Песня про ... купца Калашникова", которая, по словам Белинского, свидетельствует о кровном родстве духа поэта с духом народа, восьмиклассники поймут, что постоянные эпитеты, инверсии, параллелизмы и другие языковые средства придают тексту народно-поэтический колорит. Такая окраска языка говорит о том, что утверждаемый поэтом нравственный идеал - это народная правда, выработанная веками. Но Лермонтов не просто использует традиционные фольклорные средства изобразительности, он создает собственные образцы в духе фольклора. О Кирибеевиче он скажет: Побледнел в лице, как осенний снег. В народной поэзии эпитеты к слову "снег" иные: белый, холодный, а здесь - осенний. Значит, первый, только что выпавший на черную землю, отчего он кажется еще белее. И эпитет не только рисует картину, но и говорит о внезапности той перемены, которая произошла с героем, о грядущей его гибели, как осень предвещает зимнее умирание природы, передает мысль автора о неизбежности расплаты за преступление. Так слово становится многозначным, что характерно для поэзии.

С целью понимания авторской позиции учащиеся познакомятся с формами повествования в эпическом произведении - от лица "всеведущего" автора и от лица рассказчика-участника или свидетеля событий, со стилизацией и сказом. Они увидят, как в повести "Капитанская дочка" стилистические особенности языка рассказчика, включение несобственно-прямой речи героя, воспроизведение разговорного языка в прямой речи персонажей, использование архаизмов в письмах и документах позволяют передать авторское отношение к изображаемому.

стр. 48


--------------------------------------------------------------------------------

На примере рассказа Зощенко "Монтер" ребята по стилистической окраске языка учатся понимать точку зрения автора, отличную от позиций рассказчика и героя. Автор использует сказ для создания образа рассказчика, далекого от автора, наделяет героев смешной речью, в которой нарушены нормы литературного языка ( сыматься, пущай , одной рукой поет, затаил грубость и др.) Смеясь над монтером с его нелепой фразой - Теноров нынче нету! - и рассказчиком, оценивающим событие с классовой позиции, мы понимаем мысль автора о том, как опасно воинствующее невежество.

В учебнике приведены отрывки из произведения Б. Зайцева "Преподобный Сергий Радонежский" и из романа Д. Балашова "Ветер времени", в которых рассказывается об одном эпизоде из жизни святого. Сравнивая особенности их языка, учащиеся заметят, что в романе Балашова, как в речи рассказчика, так и в прямой и несобственно-прямой речи героя, много устаревших слов (коих, делателей, ведомо, лепшего), старинные средства словообразования (сожидает, возможет), повторы (и значит... и значит), и это помогает нам перенестись в воображении в далекую эпоху и понять сложность внутреннего мира героя и мысль автора о трудности и величии подвига святого. А Зайцев строит рассуждение от лица "всеведущего" автора и средствами современного литературного языка выражает мысли человека XX века о значении подвига святого Сергия, о его попытке отделить духовную деятельность от житейских отношений. Сравнивая эти тексты с отрывком из "Жития Сергия Радонежского", составленного Епифанием Премудрым в XV веке, учащиеся увидят, что, следуя почти точно за повествованием агиографа, современные авторы делают из рассказанного эпизода совершенно другие выводы, чем автор "Жития".

Школьники познакомятся со своеобразием субъекта речи в лирике и увидят, что в стихотворении Пушкина "И.И. Пущину" образ лирического героя создан средствами книжной лексики с высокой эмоциональной окраской ( бесценный, судьбу благословил, уединенный, огласил, святое провиденье и др.), и это служит выражению мысли автора о дружбе как великом благе, проявлении мировой гармонии. Ребята учатся замечать, как расширяется и углубляется значение слова в лирике благодаря стиху, который выступает как главный способ выражения мысли, учатся чувствовать значение ритма, рифмы, звуковой организации стихотворной речи. Так, в стихотворении Лермонтова "Парус" слова сопоставляются друг с другом, и в них открывается сверхзначение, они не просто рисуют картину, но всем своим звучанием говорят о гармонии, о прекрасном, о том, к чему стремится мятежный лирический герой. Подобные наблюдения поднимут на новую ступеньку умения учащихся проникать в смысл через поэтическое слово, воспринимать красоту и глубину поэзии.

На уроках словесности восьмиклассники развивают свое умение понимать авторскую точку зрения в драматическом произведении (эта работа начата с V класса). Ведь в драме автор отсутствует, герои разговаривают и действуют как бы сами по себе. Однако в пьесе раскрыты и характеры, и отношение к ним автора, и достигается это благодаря использованию различных ресурсов языка в диалогах и монологах. Так, школьники заметят в речи Хлестакова гиперболы: арбуз - так уж в семьсот рублей, представить себя автором - так уж всего, что ему известно понаслышке. С этим связана другая особенность его речи - градация: начав с маленькой лжи, он рисует все более невероятные картины вплоть до тридцати пяти тысяч курьеров. И в этом выявляется главное свойство характера Хлестакова - желание казаться значительнее, чем он есть. Третья особенность речи Хлестакова - алогизм, выявляющий легкость в мыслях необыкновенную героя, который действует и говорит внезапно, как диктуют обстоятельства. Ведь именно под влиянием обстоятельств он начинает вести себя как настоящее значительное лицо - это ярко проявляется в его реплике: Без чинов, прошу садиться, а также в сцене взяток. Все это служит средством выражения мысли Гоголя: Хлестакова принимают за

стр. 49


--------------------------------------------------------------------------------

ревизора вопреки всему, что он говорит и делает, его сделало ревизором всеобщее внимание и поклонение, потому что абсурден мир, в котором чин значит больше, чем личность.

В IX классе, завершающем второй концентр изучения нашего предмета, главное - выработка понимания законов употребления языка как материала словесности и художественного произведения как явления искусства слова. Учащиеся способны теперь полноценно воспринимать произведение: понимать, как эстетический идеал автора проявляется в отборе и организации языкового материала, из которого создается художественная действительность, и постигать личностный смысл прочитанного.

Девятиклассники углубят свои знания о семантике средств художественной изобразительности. Например, они увидят, какую роль играет гипербола в драматическом произведении, где используется разговорный язык - Мильон терзаний, Сто раз вам повторять! ("Горе от ума"), в былине, в "Слове о полку Игореве" - Колю, туръ, поскочяше, своимъ златымъ, шеломомъ посвъчивая, тамо лежать поганыя головы половецкыя, в оде Ломоносова - Сквозь все препятства он вознес / Главу, победами венчанну, / Россию, грубостью попранну, / Собой возвысил до небес, в романе "Евгений Онегин" - Все, чем для прихоти обильной / Торгует Лондон щепетильный <...>, / - Все украшало кабинет / Философа в осьмнадцать лет. Учащиеся заметят, как алогизм служит созданию образа Ивана Ивановича в повести Гоголя. Каким эмоционально богатым может быть гротеск, например в романе "Мастер и Маргарита": здесь и смешное - в изображении сеанса магии в "Варьете", и величественный полет Воланда со свитой в финале. Как использование бурлеска в романе Ф. Искандера "Сандро из Чегема" помогает показать значительность того, что кажется незначительным, и наоборот: Подобно тому, как на скотном дворе стоит сделать неосторожный шаг, как тут же угодишь в коровью лепешку, так и в те времена, говорил дядя Сандро, бывало, носа не высунешь, чтобы не шмякнуться в какую-нибудь историю. Как этимологизация помогает нам задуматься над сущностью и взаимосвязями явлений - нимфозорию... рассмотрели в самый сильный мелкоскоп и сейчас в публицейские ведомости описание, чтобы завтра же на всеобщее известие клеветой вышел (Лесков). Как обогащается смысл стихотворения Бунина "И цветы, и шмели, и трава, и колосья..." благодаря ассоциативности языковых средств, напоминающей о евангельской притче и картине Рембрандта "Возвращение блудного сына".

Полученные школьниками ранее знания приводятся в IX классе в систему, в центре которой - проблема словесного художественного образа. С самого начала изучения словесности школьники учились видеть три свойства художественного образа (результат творчества, конкретная картина и мысль автора) в произведении. Теперь это понятие углубляется. Образ предстает как результат творчества, как единство внутренней формы, возникающей из буквального значения слов, и художественного содержания, которое создается при употреблении языка в произведении. Мы говорим о различных видах художественного образа. Это слово-образ (слова с определенной стилистической окраской, тропы), образ-картина (пейзаж, интерьер, портрет), образ героя, образ рассказчика, образ речи персонажа эпического и драматического произведения, лирический герой и образ- переживание в лирике. Девятиклассники знакомятся с образами художественного пространства и художественного времени, углубляют свое представление об образе автора - носителе идеи, высшей точки зрения, с которой оценивается изображаемое, учатся видеть, как этот образ проявляется в отборе и организации языковых средств.

На многих примерах в учебнике показано, что слово в произведении, сохраняя свое предметно-логическое значение, становится носителем более глубокого и более широкого значения: происходит "приращение" его смысла. При этом не только специальные средства художественной изобразительности - например, олицетворение Улыбкой ясною природа / Сквозь сон встречает утро года, - но и

стр. 50


--------------------------------------------------------------------------------

употребленные в прямом значении слова о дяде Онегина: Лет сорок с ключницей бранился, / В окно смотрел и мух давил - служат созданию художественной действительности, картины, освещенной светом эстетического идеала, и потому становятся образными. Такая "общая образность" языка возникает как в произведениях, созданных в условной манере, так и в тех, что основаны на правдоподобии.

Школьники увидят, как в стихотворении "Вновь я посетил..." реальная дорога, изрытая дождями, стала означать еще и путь в будущее, а три сосны выросли в образ-символ, воплотивший судьбы человечества, это произошло потому, что в произведении становятся значимыми все стороны языка. Здесь важно, что эпитет младая роща - славянизм, помогающий осветить картину высокой эмоцией. Благодаря метафоре зеленая семья и сравнению кусты, как дети в словах возникает символический смысл, связанный с понятиями дома, семьи, рода. Этот смысл усиливает и аллитерация, повторение звуков главного слова: Две другие друг к дружке ближе. Слова: могучий поздний возраст, перерастешь, старую главу их заслонишь - не утратили своего прямого значения, но речь уже идет не о молодой поросли сосновой рощи, а о человеческих поколениях, которые придут на смену ныне живущим: Здравствуй, племя, / Младое, незнакомое! О значительности смысла этой фразы свидетельствует ее строение с паузами после каждого слова, с инверсией, обращением, восклицательной интонацией.

Так, вникая в слова, отобранные и организованные поэтом для воплощения его раздумий о жизни, учащиеся постигают мысль поэта о взаимоотношении поколений: сейчас взрослые хранят детей, а потом молодые бережно заслонят стариков, и это оптимистический взгляд в будущее, вера в торжество гуманизма, в победу над мраком ночи.

Умение школьников воспринимать произведение как явление искусства через языковую ткань формируется при сопоставлении произведений на одну тему: повествования о призвании варягов в "Повести временных лет" и в "Истории Государства Российского" Н.М. Карамзина, в "Истории государства Российского от Гостомысла до Тимашева" А.К. Толстого и в "Истории одного города" М.Е. Салтыкова- Щедрина. Каждый из писателей высказал собственное отношение к изображаемому, передал свою мысль средствами языка.

Это же выявляется и в лирических произведениях. Вникая в особенности языка стихотворений Пушкина и Ахматовой с одинаковым заглавием "Царскосельская статуя", ученики поймут, что Пушкин при виде прекрасной статуи, напоминающей об античности, выразил восторг перед гармонией и вечной красотой, а в стихотворении Ахматовой восхищение красотой неотрывно от ревности, от любви к поэту, воспевшему эту статую.

Девятиклассники познакомятся с законами исторической жизни поэтического слова, с тем, как от эпохи к эпохе расширялись возможности искусства слова, менялись стили, способы выражения авторской точки зрения. Так, для языка древнерусской литературы важны принцип абстрагирования, этикет и канон, определяющие своеобразие языковых средств, например сравнения или метафоры в "Слове о полку Игореве". В классицизме язык подчиняется жанру (теория трех штилей) и передает абстрагирующую мысль - это показано на примере изображения Петра I и пейзажа в произведениях Ломоносова. Державин открывает новый принцип отбора языковых средств для изображения конкретной картины - таковы образ Фелицы, картины природы и быта. Новые средства нашли в языке сентименталисты и романтики для изображения внутреннего мира человека. Это выявляется в произведениях Карамзина, Жуковского, Пушкина, где слово становится многозначным, выражает таинственные движения души, вызванные изображаемым предметом, за прямым значением выступает целый комплекс чувств и мыслей личности - таковы слова: "Любви, надежды, тихой славы..." в послании Пушкина "К Чаадаеву". В реалистических произведениях используется предметное слово, в котором возникает психологическое и обобщающее значение, несущее мысль

стр. 51


--------------------------------------------------------------------------------

автора. Для понимания такого произведения чрезвычайно важно рассмотреть формы языкового выражения содержания, определить субъекта речи. Например, мы поймем смысл эпизода, где Онегин принимает вызов на дуэль, если заметим, как повествование от автора сменяется несобственно-прямой, а затем и прямой речью героя и завершается горьким восклицанием автора: И вот общественное мненье! / Пружина чести, наш кумир! И вот на чем вертится мир!

Рассматривая тему, учащиеся познакомятся с тем, как основополагающие принципы стиля эпохи проявлялись в произведениях живописи, скульптуры, архитектуры, репродукции которых приведены в учебнике, и это поможет глубже проникнуть в законы искусства слова.

Такие знания позволят выработать умение воспринимать произведения разных эпох в соответствии с их художественной природой. Это не только расширяет читательские возможности, открывая школьникам богатство великой литературы прошлого, но и учит понимать людей разных культур, вести диалог. Ведь, как писал Д.С. Лихачев, история культуры - это "история не только создания новых, но и обнаружения старых культурных ценностей. И это развитие понимания других культур в известной мере сливается с историей гуманизма. Это развитие терпимости в хорошем смысле слова, миролюбия, уважения к человеку, укрощения ненависти к другим народам". Излишне говорить, насколько это актуально в наше время.

Третий концентр изучения нашего предмета - Х - XI классы - обобщение, приведение в систему знаний учащихся о законах словесности, развитие и совершенствование умений эстетического восприятия художественных произведений в соответствии с возросшими возможностями учащихся. В учебнике А.И. Горшкова, который вошел в школу в 1995 г. и заслужил премию Правительства РФ в области образования, дается стройная система свойств языка как материала словесности, углубляется и расширяется понятие о произведении словесности. В частности, в старших классах при работе с этим учебником на новую ступень поднимутся знания учащихся об образе автора и способах выражения авторского сознания в художественном произведении, об эстетической функции языка, о возможностях различного словесного выражения темы, о структуре текста, о том, как средствами языка создается композиция произведения, и о других важнейших свойствах искусства слова. В результате выпускники должны приобрести умение самостоятельно проникать в смысл произведения путем лингвостилического анализа, образцы которого приведены в учебнике.

стр. 52

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Р. И. Альбеткова, От слова - к словесности // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 13 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205411311&archive=1206184753 (дата обращения: 18.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии