Булгаковские мотивы в творчестве современных писателей. Урок-семинар по литературе в XI классе

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 13 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Т. П. Малявина

Тема урока, предлагаемая в данной публикации, достаточно широка и требует большой специальной подготовки как со стороны учителя-словесника, так и со стороны учащихся. Следовательно, подготовка к уроку-семинару должна начинаться за две-три недели до его проведения. Готовясь к уроку, учитель заранее распределяет учащихся по группам, предлагает темы докладов (по творчеству М.А. Булгакова, по произведениям современных писателей), назначает рецензентов, помогает школьникам обозначить круг проблем для обсуждения.

На работу по данной теме отводится два часа после изучения творчества М.А. Булгакова, первый из которых посвящен обобщению и систематизации изученного материала и подготовке к сочинению на литературную тему, второй - чтению и обсуждению произведений современной литературы. Уроки могут быть проведены и объединенными, и рассредоточенными во времени, но учащиеся должны воспринимать их как единое целое.

Цель урока:

Путем исследования творчества М.А. Булгакова (на материале романа "Мастер и Маргарита" и повести "Собачье сердце") и анализа произведений современных писателей доказать, что творчество настоящего писателя находит последователей.

Рабочие цели:

* Закрепление и развитие навыков анализа творчества писателя в целом, а также сравнительного анализа художественных произведений.

* Совершенствование таких коммуникативных умений и навыков, как организация и произнесение монологической речи, ведение дискуссии (вопросы и реплики по ходу дискуссии, обоснование собственной позиции по обсуждаемому вопросу), рецензирование литературных произведений и устных ответов одноклассников.

* Развитие интереса к современной литературе.

Оборудование:

Портрет М.А. Булгакова, портреты современных писателей. Аудиокассета с записью фрагмента из "Фантастической симфонии" Г. Берлиоза.

стр. 27


--------------------------------------------------------------------------------

Плакат: Правила ведения дискуссии

* Не перебивайте говорящего, выслушайте его до конца.

* Если вас перебили, не старайтесь перекричать собеседника, замолчите и выслушайте его.

* Хотите прервать собеседника - подайте знак.

* Спорьте честно, не искажая мыслей и слов оппонента.

* Отстаивая свое мнение, говорите ясно, просто, четко.

* Уважайте мнение собеседника.

* Главное в споре - аргументы, логика, убедительность.

* Лучшие доказательства - точные и бесспорные факты, (ссылки на литературные источники (тексты, критические статьи), словари и энциклопедии.

Оформление доски:

Тема, эпиграф к уроку, информация к размышлению, которая представляет собой тезисное изложение выводов по уроку.

Форма урока - семинар.

Первый урок

I. Организационный момент

1. Урок начинается фрагментом "Фантастической симфонии" Г. Берлиоза.

Слово учителя: Звучит музыка... Это "Фантастическая симфония" (до-мажор) Гектора Берлиоза. Его называют во Франции Белым медведем, потому что в России он достиг большего признания, чем на родине.

Гектор Берлиоз является одним из величайших реформаторов в музыке XIX века, и мне не хотелось бы, чтобы для вас, прочитавших роман о Мастере, это имя ассоциировалось только с одним из персонажей. Помните восклицание Ивана Бездомного: "Какой там композитор? Ах, да, да, нет! Композитор - однофамилец Миши Берлиоза!"?

Послушайте... Мне кажется, именно эта фантастическая музыка звучит и на страницах романа Булгакова... Почувствуйте, как внутренне близки эти произведения.

Одна из закономерностей художественной литературы - взаимосвязь с другими видами искусства, другая же - это взаимосвязь традиций и новаторства. И действительно, новое невозможно создать без опоры на старое, уже известное.

2. Сообщается тема урока. Учитель обращает внимание школьников на оформление доски:

Информация к размышлению:

* Каждый настоящий писатель влияет на наши чувства, мысли, на наши души.

* Каждый настоящий писатель не только оставляет свой след в литературе, но и оказывает влияние на писателей, идущих за ним.

Комментарий. Данные тезисы учащимся предстоит доказать в процессе урока путем анализа творчества М.А. Булгакова и произведений современных писателей.

3. Далее учитель предлагает прочитать эпиграф к уроку:

Еще не раз вы вспомните меня

И весь мой мир, волнующий и странный...

Н. Гумилев

Комментарий. Анализ эпиграфа к уроку даст возможность учителю еще раз напомнить учащимся о роли эпиграфа в сочинении как способа конкретизации темы, а также позволит учащимся самостоятельно сделать вывод о том, что при чтении некоторых произведений современной прозы и поэзии мы находим в них мотивы, которые ассоциируются с творчеством М.А. Булгакова и помогают вспомнить его произведения и его героев, заставляют вновь и вновь обращаться к бессмертным творениям Мастера.

II. Доклад на тему "Основные мотивы творчества М.А. Булгакова"

Комментарий. Доклад представляет собой плод коллективной творческой работы первой группы учащихся, каждый из которых на материале произведений М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" и "Собачье сердце" доказывает один из тезисов.

Остальные учащиеся делают записи, фиксируя в тетрадях основные положения в краткой форме (совершенствование

стр. 28


--------------------------------------------------------------------------------

навыка выделения главного!), формулируют вопросы к докладчику, необходимые для последующего обсуждения доклада.

Тезисы доклада в тетрадях старшеклассников выглядят примерно следующим образом.

Основные мотивы творчества М.А. Булгакова.

1. Основное кредо писателя - гуманизм. По Э. Канту: "Все в человеке".

2. Проблема вечных ценностей: самоотверженность в любви, верность дружбе.

3. Еще один аспект проблемы вечных ценностей: поиски истины и добра. Всеобщая связь предметов и явлений.

4. Тема свободы творчества.

5. Сатирическое изображение окружающей действительности, государства, граждан. Особая, "булгаковская" ирония.

III. Организация дискуссии

Комментарий. После завершения доклада учитель организовывает дискуссию по основным положениям, высказанным докладчиком, в процессе которой учащиеся внесут поправки и дополнения к докладу, выскажут свое мнение в адрес коллективной творческой работы, дадут ей обоснованную оценку. Перед началом дискуссии необходимо обратить внимание учащихся на плакат: "Правила ведения дискуссии".

IV. Рецензирование устного высказывания. В заключение дискуссии слово предоставляется учащемуся, который готовил рецензию на выступление представителя первой группы. Рецензент в своем выступлении дает оценку работе группы с учетом мнения одноклассников, принявших участие в дискуссии.

V. Вывод по уроку. М.А. Булгаков, как настоящий Мастер, влияет на наши чувства, мысли, души: он заставляет задумываться над смыслом жизни, помогает определить истинные ценности.

След, оставленный Булгаковым в русской литературе, - это целый мир, наполненный фантазией и реалиями бытия: добрый, возвышенный, мудрый.

Комментарий. В финале урока, пока учащиеся формулируют выводы, снова звучит музыка композитора Берлиоза, создавая эмоциональный фон, атмосферу единения с прекрасным.

Если уроки рассредоточены, то имеет смысл предложить учащимся в качестве домашнего задания написать сочинение- миниатюру на тему "Что мне открылось в произведениях Булгакова", в противном случае можно послушать несколько устных высказываний на аналогичную тему.

Второй урок

I. Организационный момент

Чтобы учащиеся вновь окунулись в атмосферу творчества Булгакова, следует в качестве фона к слову учителя использовать симфонию Берлиоза.

Учитель, сообщая тему и цель урока, вновь обратится к тезисам-выводам, один из которых был доказан на предыдущем уроке, второй ("Каждый настоящий писатель не только оставляет свой след в литературе, но и оказывает влияние на писателей, идущих за ним") предстоит доказать в течение данного урока-семинара.

В качестве объектов сравнительного анализа были взяты следующие произведения: повесть "Внук доктора Борменталя" А. Житинского; роман "Плаха" Ч. Айтматова; роман "Отягощенные злом" А. и Б. Стругацких; повесть "Предсказание" Э. Рязанова.

II. Групповая работа

1. Сообщение второй группы, написанное в жанре рецензии, приводим полностью:

Рецензируемая повесть написана А. Житинским в 1991 г. к столетию со дня рождения Михаила Афанасьевича Булгакова и опубликована в журнале "Аврора" за 1991 год (N 5, с. 20-63). Повесть снабжена подзаголовком "Вариация на тему Булгакова".

А. Житинский обращается к сюжету повести Булгакова "Собачье сердце" не оттого, что ему трудно разработать свой сюжет. Суть не в сюжете повести, а в ее духовном пафосе. Будучи человеком, чуждым любой безнравственности, Житинский и повесть написал весьма нравоучительную. И Булгаков был ему превосходным собеседником.

Тема повести "Внук доктора Борменталя", как и в повести Булгакова, - научный эксперимент по превращению собаки в человека.

стр. 29


--------------------------------------------------------------------------------

Проблематика необычайно широка: это и вопрос нравственности или безнравственности научного эксперимента, и проблемы современной социальной жизни: столкновение "нового" и "старого", моральный облик Человека, национальный вопрос - все это включает в себя небольшая по объему повесть.

Очень интересна галерея персонажей, представленная в повести А. Житинского: это прежде всего доктор Дмитрий Генрихович Борменталь (внук доктора Борменталя - героя повести "Собачье сердце"), Василий Дружков (бывший пес Дружок), Швондер (тот самый, булгаковский) - в настоящее время заслуженный пенсионер, участковый Заведеев, жена и дочь Дмитрия Борменталя.

Сюжет повести абсолютно повторяет булгаковский (эксперимент - удача - последствия эксперимента - печальный финал). Фабула произведения диаметрально противоположна содержанию повести "Собачье сердце": во-первых, Василий Дружков в отличие от Шарикова - герой положительный: не пьет, не курит, процветающий бизнесмен, глубоко благодарный своему создателю. Однако честному предпринимателю, изменившему в лучшую сторону жизнь односельчан, нет места среди людей - жестоких, неблагодарных, бездушных. Вопреки здравому смыслу жители села Дурыныши уничтожают собак (своих помощников и кормильцев) и их руководителя Дружкова.

Автор, по нашему мнению, великолепный стилист: с каким мастерством погружает он нас в булгаковскую атмосферу (это и монолог Борменталя, аналогичный монологу Шарика, где интеллигент уподобляется бездомной собаке; это и реплики Швондера, не изменившегося за прошедшие пятьдесят лет). И в то же время, не прерывая стилистического единства, автор переносит нас в атмосферу девяностых годов - нервную, злобную, наполненную завистью и стремлением к наживе. Однако не все персонажи так страшны, как основная масса жителей села (читайте - страны), есть среди них и добрые: Марина и Алена, душой полюбившие Василия Дружкова, Швондер, пишущий воспоминания о Полиграфе Полиграфовиче. Однако в целом повесть призывает: "Люди, посмотрите на себя! На кого вы стали похожи? Опомнитесь! Станьте людьми!" Бывший пес, Василий Дружков, во много раз человечнее, добрее, благодарнее и достойнее окружающих его людей.

Из сегодняшнего дня Житинский смотрит на те же проблемы, что волновали Михаила Афанасьевича Булгакова три четверти века назад: естественность поведения живого существа - и неестественность окружающей его действительности, право человека на социальный и научный опыт - и ответственность за него. Эксперимент доктора Борменталя оказался неудачным. Но его печальный исход оставляет впечатление не столько горькое, сколько просветленное, хотя доктор и завершает его едким замечанием: "Страна бездарных экспериментов", - ставя свой провал в один ряд с бедами всей страны.

Но осознание пагубности содеянного - тоже приобретение. Тоже надежда на постижение урока и в конечном счете на большую нашу осмотрительность и человечность.

Комментарий. При подготовке рецензии на повесть А. Житинского старшеклассники использовали фрагменты вступительной статьи к публикации повести (автор А. Анейчик).

После выступления представителя группы учащиеся совместно с педагогом делают выводы по результатам сравнительного анализа двух произведений и записывают их в тетрадь:

* Сюжет сохранен, но фабула изменена полностью.

* Сквозной герой - Швондер.

* Повесть представляет собой сатиру на современную действительность (90-е годы).

* Сохранена булгаковская стилистика, наблюдается сходство формы.

2. Сопоставление романа Чингиза Айтматова "Плаха" с романом "Мастер и Маргарита" (самостоятельная работа третьей группы учащихся).

Комментарий. Первое, что привлекает наше внимание, - это наличие библейских сцен в том и другом романах. Но при внимательном прочтении оказывается, что имеется существенное различие в изображении героев: Иешуа Га-Ноцри (у Булгакова) и Иисус (у Айтматова) во многом не похожи друг на друга. Поэтому жанр первого выступления следующей группы - сравнительная характеристика двух литературных персонажей.

Второе выступление по роману, выражающее общее впечатление от произведения и его соотнесенность с миром Булгакова, представлено в жанре отзыва.

Философской основой сюжета в романе Ч. Айтматова, как и в романе М. Булгакова, является концепция "троемирия": в романе существуют, переплетаясь, сталкиваясь, но не сливаясь в единое целое, Мир людей, Мир волков и Мир библейский.

Героя романа (как и булгаковских героев) волнуют поиски истины и вопрос: "Что есть гуманизм?"

3. Четвертая группа представляла слушателям роман "Отягощенные злом" классиков современной фантастики Аркадия и Бориса Стругацких. Тезисы их выступления:

стр. 30


--------------------------------------------------------------------------------

* Жанр произведения (как и у Булгакова) - "роман в романе".

* В романе имеются библейские персонажи (например, Агасфер Лукич или Вечный Жид).

* Один из главных героев Демиург (он же Воланд, он же Гончар, он же Сатана) появляется в нашем мире, чтобы подобно герою романа Булгакова найти Человека.

* Центром исследования человеческих типов становится обычная ленинградская квартира.

* Центральная идея романа - поиски истины.

4. Последняя группа выступила с небольшим сообщением о повести "Предсказание" Эльдара Рязанова, опубликованной в журнале "Юность" (1992, N 1-2).

Во вступительном слове Э. Рязанов отрицает авторство и рассказывает историю рукописи, которая при странных обстоятельствах попадает в руки режиссера. Эта удивительная папка несколько раз должна была погибнуть, но она появляется снова и снова в целости и сохранности - и в памяти возникает булгаковское "Рукописи не горят!".

Книга о счастье любить, о долге, о самопожертвовании. Но главная тема - тема свободы творчества (главное произведение героя повести, над которым он работал всю жизнь, заключено в письменном столе, словно узник, не имеющий надежды на помилование). Для своего выступления группа выбрала жанр аннотации.

III. Выводы по уроку.

Слово учителя. Заканчивая урок, я не могу не обратиться вновь к эпиграфу, с которого мы начали наше путешествие в Литературу. Эти удивительные слова, принадлежащие перу блистательного поэта Серебряного века русской литературы Николая Степановича Гумилева, мы с полным правом можем отнести и к творчеству Михаила Афанасьевича Булгакова - одного из самых загадочных писателей нашего времени:

Еще не раз вы вспомните меня

И весь мой мир, волнующий и странный...

И действительно, читая произведения современных писателей, мы иногда замираем, пораженные неожиданным открытием: вот она - мысль, яркая, волнующая, как у Булгакова; вот образ, странный и загадочный, как у Булгакова... И открываются двери в мир фантазии, где мы встретим одухотворенных героев, праведников и грешников, таких разных и таких похожих друг на друга во все времена.

Мы уже говорили, о том, что Булгаков оставил свой след в литературе. Но, будучи Мастером, он, как и положено настоящему писателю, не только оставил свой след в литературе, но и оказал огромное влияние на творчество многих современных писателей.

Примечание. В качестве объекта самостоятельной работы учащихся можно использовать романы Г.Л. Олди (О. Громов и Д. Ладыженский) "Войти в образ", "Ожидающий на перекрестках", "Сумерки мира" и другие.

стр. 31


Похожие публикации:



Цитирование документа:

Т. П. Малявина, Булгаковские мотивы в творчестве современных писателей. Урок-семинар по литературе в XI классе // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 13 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205411190&archive=1206184753 (дата обращения: 20.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии