Формирование интереса к русскому языку на основе учебного комплекса В. В. Бабайцевой

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© О. А. Сальникова

Проблема формирования интереса к изучению школьного предмета всегда актуальна, так как заинтересованность ученика - один из ведущих мотивов к обучению.

Русский язык среди других учебных дисциплин имеет особое значение, так как интерес к родному языку способствует не только решению частнопредметных задач, но и воспитанию гражданина - человека, понимающего и любящего родной язык, родную культуру.

Большую роль в формировании интереса к предмету играет учебное пособие, выбираемое учителем. В данной статье мы покажем, как реализуется методический принцип формирования интереса к предмету в учебном комплексе В.В. Бабайцевой для школ и классов с углубленным изучением русского языка.

Во-первых, необходимо отметить подчеркнутую на всех уровнях практическую значимость изучаемого предмета. Учащиеся осознают, что их главная задача - овладеть родным языком, научиться использовать все его языковое богатство в различных речевых ситуациях. Это касается не только орфографических и пунктуационных навыков, но и введения языковых единиц в речевую практику. Этому посвящены как отдельные параграфы учебника, так и специальные упражнения сборников заданий. Например, параграфы "Роль существительных в речи", "Роль глаголов в речи" и другие. Уже в систематическом изложении теоретического материала заложена основа развития интереса к предмету. В соответствующих разделах сборников предлагается провести анализ готовых текстов, отрывков из произведений писателей- классиков, даются творческие задания: составление словосочетаний, предложений, текстов, редактирование, продолжение текста по заданному началу.

Кстати, тексты, представленные в сборнике заданий, вызывают повышенный интерес учащихся, так как взяты из произведений, входящих в круг их чтения. Старшеклассникам предложено много лирических стихотворений (А. Ахматовой, М. Цветаевой, А. Блока, В. Маяковского, Р. Рождественского и других поэтов), которые учащиеся не только анализируют, но и заучивают наизусть. Используются публицистические тексты В.Пескова, Д. Лихачева, К. Паустовского и другие, а также статьи на лингвистические темы, дополняющие теоретические знания учащихся, например, тексты М. Панова об истории русской азбуки, (X класс), Н. Ашукина и М. Ашукиной о "крылатых словах" (V класс).

При составлении собственных текстов учащимися большую роль играет предлагаемая тема. Она должна не сковывать фантазию, быть личностно значимой для каждого ученика. Например, "Мои друзья", "Мое хобби", "Кто я? Какой я? ", "Три главных слова в моей жиз-

стр. 60


--------------------------------------------------------------------------------

ни", "Кем я хочу стать?", эссе о школе, сочинения о воинской чести, а также темы, предполагающие выражение своего мнения о прочитанном. Приведу пример - отрывок из книги Константина Паустовского "Золотая роза".

Неожиданно мне приходит на память рассказ штурмана одного из ледоколов о том, что, пробиваясь сквозь финский залив, он увидел на льду замерзшую охапку простых полевых цветов. Они были присыпаны снегом. Кто потерял их здесь, в ледяной пустыне? Очевидно, их уронили с какого-нибудь парохода, когда он ломал первый, тонкий лед.

Образ возник. С непонятной силой он начинает вести к еще неясной сказке.

Нужно разгадать тайну этих замерзших цветов. В разгадке участвуют все. У каждого, видевшего эти цветы, есть соображения по этому поводу.

Учащимся предлагается изложить свои предположения в письменном виде. Это задание вызывает большой интерес учащихся, а написанные ими работы отличаются оригинальностью.

В структуру пособия входят изречения известных людей и сведения из истории слов и выражений, которые представлены внизу страницы. Они привлекают внимание учащихся и ненавязчиво знакомят их с историей языка, приобщают к языковой культуре, расширяют лексический запас. Например:

Грехи молодости. Выражение употребляется в значении "ошибки, заблуждения юности". Возникло из Библии: "Грехов юности моей и преступлений не вспоминай... Господи!"

Как известно, проблемное обучение строится, в первую очередь, на формировании у учащихся потребности разрешить трудный вопрос. Это касается спорных проблем современной лингвистики (причастие и деепричастие - особые формы глагола или самостоятельные части речи; -ть - окончание или суффикс?). В сборнике есть задания, в которых старшеклассникам предлагается сравнить две точки зрения на проблему, приводится аргументация разных авторов и вопросы, помогающие сформировать свое видение языковой единицы. Таким образом, ученики знакомятся с языком как развивающимся явлением, приобщаются к научному поиску, учатся формулировать свою позицию по научному вопросу.

Многие ученики склонны к самостоятельной работе. Но для ее эффективности необходимо обеспечить возможность проверки своих результатов. В сборниках с V по XI класс даны ответы к некоторым, наиболее трудным заданиям, их активно используют учащиеся при домашней работе и самопроверке на уроке.

Предусмотрены и задания разных уровней сложности. Трудные вопросы и упражнения отмечены специальным значком, и часто их выполнение побуждает школьников обращаться к дополнительной литературе и лингвистическим словарям.

Все указанные типы заданий характерны не только для сборников упражнений, но и для рабочих тетрадей. Вообще наличие в учебном комплексе рабочей тетради позволяет учителю экономно использовать учебное время. Ученикам же нравится, что резко уменьшается объем текстов, которые необходимо переписывать, так как наибольшее количество упражнений предполагает только вписывание букв, слов, предложений в напечатанный текст. Рабочая тетрадь прежде всего позволяет отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки. К некоторым упражнениям в рабочей тетради также даны ответы.

Большой интерес учащихся вызывают филологические кроссворды, данные в конце разделов и тем. Ученики не только разгадывают предложенные кроссворды, но и пытаются составлять свои, что им неплохо удается.

Хочется сказать несколько слов и о необычных заданиях, представленных в сборниках. Например: "Расскажите о слове (словосочетании) все, что можете". Предлагаются слова типа расчесываться, фейерверк, грядущее, предчувствуя и т.п. Учащиеся привлекут не только свои лингвистические знания, используют морфемный, морфологический, фонетический разборы, но и обратятся к истории слова, его происхождению, связи с другими словами. Это один из способов комплексного повторения всех разделов программы, формирова-

стр. 61


--------------------------------------------------------------------------------

ния навыков самостоятельной работы, расширения кругозора учащихся.

Или: "Найдите третье (четвертое) лишнее". Эти мини- головоломки заставляют быть внимательными и к морфемному составу слова, и к его морфологическим признакам, значению, употреблению. Например, в ряду слов хорошо, внимательно, по-братски, громко ребята находят лишнее по-братски (наречие не на -о ), на лету, на ходу, на скаку, на крышу - на крышу (не наречие); любить, бить, давить, рубить - бить (единственный глагол 1-го спряжения); произведение, разлив, разность, разносчик - разность (в этом слове раз- - не приставка, а часть корня.

Одно из распространенных заданий - составление слов из букв, входящих в некое слово. Эта популярная ныне лингвистическая игра имеет большое значение в формировании орфографической зоркости. Например, такое задание: "Из слова преподаватель составить глаголы в форме инфинитива", - позволяет подобрать более 30 глаголов, в частности с корнем -да-, вызывающим трудности в написании.

Есть и творческие задания. Например, составить предложение, используя три слова (типа остров, стена, желтеть ) . Не связанные между собой по смыслу, они будят воображение, фантазию, развивают ассоциативное мышление. Или такие задания: составить загадки, отгадками которых будут указанные слова (типа ключ, еж ) , дать юмористические определения слов, придумать четверостишие, используя рифмующиеся слова.

Подобные задания занимают большое место в учебном комплексе. Они помогают активизировать деятельность учащихся на уроке, приобщить их к совместному поиску ответов на вопросы, которые ставит перед нами русский язык, помогают осознать, что "нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык" (К. Паустовский).

стр. 62

Похожие публикации:



Цитирование документа:

О. А. Сальникова, Формирование интереса к русскому языку на основе учебного комплекса В. В. Бабайцевой // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205324831&archive=1206184915 (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии