Использование словарей на уроках внеклассного чтения по русскому языку

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Е. П. Петрухина

Современное развитие лингводидактики требует особого внимания к социальным функциям русского языка как средства общения и воздействия, познания действительности, а также хранения и усвоения знаний. Именно с помощью языка юный гражданин приобщается к национальной культуре.

Естественно предположить включение в систему обучения русскому (родному) языку уроков внеклассного чтения, которые помогут организовать самостоятельную работу школьников над анализом текста с дальнейшим отчетом об этой работе на уроке.

Следовательно, должна быть определена система таких уроков в каждом классе, связь этой системы с содержанием основного курса русского языка. Покажем это на примере урока внеклассного чтения, посвященного В.И. Далю.

Имя Владимира Ивановича Даля знакомо со школьной скамьи каждому русскому человеку. Оно ассоциируется чаще всего с "Толковым словарем живого великорусского языка", который являлся и является настольной книгой для многих поколений русских людей.

Следует отметить, что автор Толкового словаря был человеком талантливым во многих отношениях, следовательно, сама жизнь "собирателя слов" должна быть предметом пристального внимания на уроках родного языка. Биография В.И. Даля поможет школьнику увидеть поистине необыкновенную жизнь, страницы которой способны воздействовать на умы и чувства подрастающего поколения.

Эпиграфом к уроку могут послужить слова отца Владимира Ивановича, сказанные им в 1812 г., - наказ его детям: "Гордитесь тем, что вы русские". Эти слова определили жизненный путь Даля. Весь ход урока, его дидактические материалы раскрывают эпиграф. Целесообразно в качестве текста для чтения и анализа предложить учащимся V-VII классов материалы о В.И. Дале из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. Словарная статья после некоторых сокращений может быть представлена в следующем виде:

Даль Владимир Иванович родился 10 ноября 1801 года в Екатеринославской губернии, в Луганском заводе (отсюда псевдоним Даля Казак Луганский). Отец его был датчанин, многосторонне образованный, лингвист (знал даже древнееврейский язык), богослов и медик. Мать - немка, знавшая несколько языков. Отец Даля принял русское подданство, был горячим русским патриотом.

Окончив курс в морском корпусе, Даль несколько лет служил во флоте, но страдал морской болезнью и вышел в отставку. Он поступил в Дерптский университет, который и окончил по медицинскому факультету. Походная жизнь сталкивала военного доктора с жителями разных областей России, и материалы для будущего Толкового словаря, которые он начал собирать очень рано, все росли.

В 1831 году Даль участвовал в походе против поляков и отличился при переправе через Вислу. За неимением инженера Даль навел мост, защищал его при переправе и затем сам разрушил. От начальства он получил выговор за неисполнение своих прямых обязанностей, но император Николай I наградил его орденом. По окончании войны Даль поступил ординатором в военно-сухопутный госпиталь в Петербурге. Он сошелся с Пушкиным, Жуковским, Крыловым, Гоголем, Языковым, князем Одоевским...

Семь лет Даль прослужил в Оренбурге; за это время сопутствовал в 1837 году наследнику (впоследствии императору Александру II) в его поездке по краю.

В 1836 году Даль приезжал в Петербург и здесь присутствовал при кончине Пушкина, от которого получил его перстень- талисман.

В 1838 году Даль был выбран за свои естественно- исторические работы в члены-корреспонденты Императорской академии наук. В 1846 году вышли "Сочинения Казака Луганского". В это же время он составил для военных заведений учебники ботаники и зоологии и напечатал ряд повестей и очерков.

С 1849 по 1859 год был управляющим нижегородской удельной конторой, что доставило ему возможность собрать разнообразный этнографический материал. В Нижнем

стр. 54


--------------------------------------------------------------------------------

Даль приготовил к изданию сборник пословиц и довел обработку словаря до буквы П.

После переселения Даля в Москву начал выходить в свет его Толковый словарь и напечатан другой его труд "Пословицы русского народа".

Даль отдал собранные им песни П.В. Киреевскому, сказки - А.Н. Афанасьеву. Богатое, лучшее в то время собрание лубочных картин Даля поступило в Императорскую публичную библиотеку.

В последние годы своей жизни Даль занимался переложением Библии на простонародный язык.

Умер 22 сентября 1872 года, приняв еще в 1871 году православие (до тех пор был лютеранином).

Задания к тексту

1. Прочитайте текст. К какому стилю речи он относится? Докажите.

2. Как можно озаглавить текст? Подберите такой заголовок, который отражал бы основную мысль текста.

3. Докажите, опираясь на текст, что Даль верой и правдой служил Отечеству.

4. Что помогало Далю в его желании создать словарь?

5. Найдите в Толковом словаре С.И. Ожегова значение следующих слов и запишите их в тетрадь: псевдоним, богослов, ординатор, талисман, удельная (контора), лубочные (картины), лютеранин.

6. Докажите, опираясь на текст, мысль о том, что В.И. Даль был щедрым человеком.

7. О чем говорят следующие воспоминания друга В.И. Даля писателя П.И. Мельникова-Печерского? "В Москве... (Даль) работал, работал неутомимо, иногда до обмороков. Он часто, бывало, говаривал: "Ах, дожить бы до конца Словаря! Спустить бы корабль на воду"".

8. В отчете Русского географического общества за 1848 год по вопросу о работе Даля над словарем сказано: "В словаре Даля большая часть слов суть бытовые, обиходные, употребляемые народом ежедневно. Важность этих слов для этнографии бесспорна: они касаются многих обычаев народных, поверий, суеверий и проч. и весьма часто объясняют их..."

Пользуясь Толковым словарем С.И. Ожегова, объясните значение слов поверье, обычай, неверие. Составьте словарную статью к слову этнография.

9 * . Какое первое слово по дороге к месту службы записал мичман В.И. аль в свою известную записную книжку и что оно означает? Для ответа на этот вопрос обратитесь к книге М.А. Булатова и В.И. Порудоминского "Собирал человек слова".

10. Подготовьтесь пересказать заинтересовавшую вас словарную статью из словаря В.И. Даля. Докажите, что словарь построен по алфавитно-гнездовому принципу, а во главе "гнезда" ставится имя или глагол.

11. Текст о В.И. Дале взят из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. Чем отличается энциклопедическая словарная статья от словарной статьи словаря В.И. Даля?

12. Объясните сущность названия словаря В.И. Даля, опираясь на пояснение, которое помещено на титуле: " Словарь назван толковым, потому что он не только переводит одно, слово другим, но толкует, объясняет подробности значения слов и понятий, им подчиненных".

13. Составьте и запишите словарный диктант, опираясь на текст.

В тетрадях учащихся будут записаны следующие слова: датчанин, французский, немецкий, английский, университет, участвовал, ординатор, впоследствии, член- корреспондент и др.

При подготовке к уроку внеклассного чтения по русскому языку из предложенного перечня вопросов учащиеся должны выбрать не менее половины. Они должны также активно участвовать в обсуждении тех вопросов, которых не готовили заранее.

В процессе подготовки и проведения урока внеклассного чтения учитель с помощью системы вопросов развертывает программу самостоятельной работы учащихся над словом и текстом, программирует обращение к определенным типам словарей, учит работать со словарной статьей как образцом научного стиля.


--------------------------------------------------------------------------------

* Знак "*" обозначает вопрос повышенной трудности.

стр. 55


Похожие публикации:



Цитирование документа:

Е. П. Петрухина, Использование словарей на уроках внеклассного чтения по русскому языку // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205324336&archive=1206184915 (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии