Личностно ориентированное обучение на уроках повторения в VII классе

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Н. П. Шульгина

Термин "личностно ориентированное образование" фиксирует многие инновационные подходы и разнообразные требования к образованию. Это и признание "основной ценностью образования становление личности как индивидуальности в ее самобытности, уникальности и неповторимости", и наличие альтернативных форм образования в виде различных типов образовательных учреждений, и предоставление каждому ученику "права выбора собственного пути развития на основе выявления его личностных особенностей, жизненных ценностей и устремлений" 1 .

Мы рассматриваем личностно ориентированное обучение как адаптивную систему, в которой через организацию единой для всех, но разнородной образовательной среды (в рамках урока) создаются условия для внутренней дифференциации каждого ученика на основе его личностных проявлений. Реализовать личностно ориентированное обучение на уроках русского языка нам помогают создание речевой среды, способствующей развитию "языкового чутья" школьников и воспитанию высоконравственной, духовно богатой личности, и определение индивидуальной траектории обучения для каждого ученика, способствующей проявлению его познавательных интересов, личностно значимых ценностей и жизненных установок.

В практике нашей работы личностно ориентированный урок, целью которого является создание условий для проявления познавательной активности учащихся, состоит из следующих этапов.

1. Постановка задачи учителем. Чтение текста (текстов), сообщение заданий. Инструктаж по выполнению.

2. Самостоятельная работа школьников в группах, парах, индивидуально (по их собственному желанию). Индивидуальная помощь учителя.

3. Ответы учеников. Дискуссия.

4. Вывод учителя или подготовленного в индивидуальном порядке ученика.

5. Выставление отметок. Вместе с учениками мы ищем наиболее эффективные пути усвоения знаний,

стр. 49


--------------------------------------------------------------------------------

поощряем интересные находки, анализируем ошибки и стимулируем учеников к осознанию их причин, обсуждаем меры по их устранению и т.п.

При этом для нас очень важна форма обсуждения. Мы сторонники равноправного диалога, где каждый ученик высказывает свое мнение по обсуждаемой проблеме, не боясь быть непонятым, непринятым, не боясь ошибиться. Для нас очень важным является совместный со школьниками поиск и анализ оптимальных условий решения учебных задач, а учитель здесь - координатор и организатор диалога.

Многолетний опыт работы показывает: чем активнее на уроке наши ученики, тем свободнее мы, учителя. Нас не сковывает неподготовленность отдельных ребят к уроку, не смущают нестандартные вопросы. Мы стремимся использовать их в своих целях. Конечно, в таких условиях труднее "управлять" классом, но зато равнодушных и скучающих нет, каждый знает, что его услышат, серьезно и уважительно отнесутся к его мнению.

Шестой год учителя общеобразовательных школ г. Курска и автор этих строк работают по учебнику русского языка под редакцией М.В. Панова. Опытом работы по данному учебнику мы уже неоднократно делились на страницах наших предметных изданий (Русский язык: приложение к газете "Первое сентября". - 2000. - N 34, 43; 2001. - N 35).

При всех достоинствах этого учебника в нем отсутствуют разделы повторения и обобщения материала в начале и конце учебного года. Так как мы глубоко убеждены, что такую работу проводить необходимо, то самостоятельно разработали систему повторения в начале учебного года в VII классе (Русская словесность. - 2001. - N 5. - С. 44-51), а также дидактические материалы к урокам повторения в конце учебного года в VII классе и предлагаем вниманию коллег этот дидактический материал.

Стремясь раскрыть индивидуальные возможности своих учеников, на уроках повторения и обобщения изученного по русскому языку в VII классе мы предлагаем каждому из них возможность выбора: это и выбор текста для анализа по содержанию, жанру и т.п.; заданий; формы ответа (устно или письменно, у доски или с места, развернутый рассказ, краткое резюме или анализ ответа товарища, исправление замеченной ошибки и т.п.). Особое внимание обращаем на то, как ученик восполняет пробелы в теоретических знаниях: работает с учебником, словарем, опорными карточками к текстам; оказываем необходимую помощь или подсказываем, где ее можно получить.

Одну из главных задач уроков повторения и обобщения мы видим в создании психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с каждым учеником в отдельности с учетом его индивидуальных познавательных возможностей, потребностей, интересов. Такие возможности предоставляет нам работа с текстом.

Один из уроков мы построили на пушкинском материале. Готовясь к нему, мы обратились к пособию для учащихся VII класса "Пушкин на уроках русского языка" 2 . К предложенным в пособии текстам мы добавили свои задания, составили памятки, опорные таблицы и т.п.

Карточка 1

Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль.

Куницын был одним из любимых учителей А.С. Пушкина и его товарищей в Царскосельском лицее. Пушкин, на формирование воззрений которого оказал влияние Куницын, вспоминает о нем в одном из проникновенных своих стихотворений, посвященном лицейской годовщине:

Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена...

(Вл. Лидин)

Каково лексическое значение слова дань? К какому словарю нужно обратиться для справки? Подберите синонимы к этому слову. Как вы понимаете выражение "дань сердца"?

стр. 50


--------------------------------------------------------------------------------

Для справки: Дань, -и, ж. 1. В старину: подать с населения или налог, взимаемый победителем с побежденного народа. 2. перен., чего. То должное, что нужно воздать кому-чему-н (книжн.). 3. перен., чему. Неизбежная уступка чему-н. Отдать дань (чему) - оценить в полной мере.

Как вы понимаете выражения: "он создал нас", "воспитал наш пламень", "поставлен им краеугольный камень", "чистая лампада возжена"? К каким словарям нужно обратиться для справок?

Для справки: Краеугольный камень (мн. ч. не употр.). Высок. Основа, сущность чего-н. (Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка).

Объясните, почему стихотворение определено В. Лидиным как одно из самых проникновенных. Что значит слово проникновенный? Употребите это слово в 3-5 своих словосочетаниях.

Попробуйте подобрать синонимичную замену слову возжена. Получается ли равноправная замена? Какой стилистический оттенок имеет выбранное Пушкиным словом и как этот выбор связан со всей тональностью стихов?

Подготовьтесь к выразительному чтению этого текста: выберите нужный тон; определите место коротких и длинных пауз; отметьте слова, на которых следует сделать логическое ударение. Найдите рифмующиеся слова.

Попробуйте запомнить это стихотворение.

Памятка. Внимание к рифмующимся словам помогает быстрее выучить наизусть поэтический текст.

Устно ответьте на вопрос: "За что А.С. Пушкин воздает "дань сердца" своему учителю?" Используйте цитирование.

Опорная карточка

Чтобы сделать цитату частью вашего высказывания, нужно:

а) подготовить ее появление предыдущим текстом;

б) цитату можно включить в текст одним из способов: по правилам прямой или косвенной речи, с помощью вводных слов и вводных предложений;

в) после включения цитаты в текст нужно построить высказывание так, чтобы последующая часть содержала комментарий, отклик на те мысли, которые сформулированы в цитате.

Обратите внимание: каким образом цитата включена в текст В. Лидина? Как она оформлена? Введите цитату другими известными вам способами.

Запишите второе предложение данного текста. Графически объясните постановку знаков препинания. Дайте характеристику сложному и второму простому предложениям.

Для справки. Порядок характеристики сложного предложения: по цели высказывания (повеств., побудит., вопросит.), по интонации (восклицат. или невосклицат.), по наличию предикативных основ (простое или сложное), из скольких предикативных конструкций состоит сложное предложение, чем они связаны (интонацией, сочинительным или подчинительным союзом, союзным словом), определить вид сложного предложения (бессоюзное сложное, сложносочиненное, сложноподчиненное).

Порядок характеристики простого предложения: по цели высказывания, по интонации, по наличию предикативных основ, по составу предикативной основы (односоставное, двусоставное), по виду односоставного предложения (определенно-личное, неопределенно-личное, безличное, назывное), по наличию второстепенных членов (распространенное, нераспространенное), чем осложнено (обращение, вводное слово, однородные члены, причастный или деепричастный обороты).

Докажите, что слово посвященном - непредикативная форма глагола - причастие. Выполните морфологический разбор этого слова.

Образец доказательства: Слово ...- непредикативная форма глагола - причастие, так как оно относится к существительному (...), обозначает действие как свойство, присущее предмету. Это слово не является сказуемым, оно употребляется, когда в предложении есть другой глагол, выполняющий роль сказуемого (Русский язык. 7 класс: Под ред. М.В. Панова. - М., 1998. - С. 167).

стр. 51


--------------------------------------------------------------------------------

Памятка. Порядок морфологического разбора глагола.

1. Укажите начальную форму (инфинитив).

2. Определите:

а) грамматический класс глагола (по виду, залогу, по переходности - непереходности);

б) тип спряжения;

в) форму глагола: для предикативных форм - наклонение, время, число, лицо (род); для причастий - действительное или страдательное, время, полная или краткая форма (для страдательных причастий); род, число, падеж (для полной формы).

3. Укажите, как выражена форма глагола.

(Русский язык. 7 класс: Под ред. М.В. Панова. - М., 1998. - С. 204-205.)

Укажите, какое из слов имеет устаревшую форму: камень - пламень. В каком значении употреблены слова? Просклоняйте оба существительных в современной форме.

Карточка 2

Запишите текст, вставляя пропущенные орфограммы. Графически объясните выбор буквы, схемой - постановку знака препинания.

По пушкинским местам

Посетите Тригорский и Михайловский парки в сентябре, когда отл..тают золотые и ж..лтые листья, когда все кругом усп...коилось и пр..тихло в пр...ддверии пер...мены врем...ни года. Из Тригорского вы увид...те син...ю, голубую, серебристую ленту Сороти, изогнутую, как натянутый лук.

Здесь, на древн...й славянской земле, украш...ной памятными камнями и зелеными крутоярами - останками кр...постных в...лов, записал Александр Сергеевич народные ска...ки.

Там лес и дол в...дений полны;

Там о заре прихлынут волны...

Они приходят, эти волшебные строки, они приходят, облагорож...ные его добрым гением, приходят, чтобы уже н...когда-н...когда не ум...рать, строки, к...торыми ус...лан наш путь в мир сказок, к к...торым нельзя пр...выкнуть, как к своему лицу, строки, к...торые всегда волнуют, ч...стица нашего "я", искрящ...йся ливень удивительный души поэта, к...торому н...когда не иссякнуть (С. Гейченко).

Сгруппируйте слова по орфограммам. Например, "Безударная проверяемая гласная в корне слова" - отлетают, в...дений и т.п. (вставьте буквы, обозначьте орфограмму).

Подчеркните полные причастия как члены предложения. Выпишите из текста 1 -2 причастия, докажите, что это непредикативная форма глагола - причастие. Выполните морфологический разбор страдательного и действительного причастий.

Образец доказательства. Слово ... - непредикативная форма глагола - причастие, так как относится к существительному (...), обозначает действие как свойство, присущее предмету. Это слово не является сказуемым, оно употребляется, когда в предложении есть другой глагол, выполняющий роль сказуемого.

Памятка. Порядок морфологического разбора глагола (см. карточку 1).

Просклоняйте словосочетание искрящийся ливень, выделяя окончания.



Выпишите 2-3 причастных оборота с определяемыми словами. Начертите схемы.



Выполните синтаксический разбор предложения: Из Тригорского вы увид...те синюю, голубую, серебристую ленту Сороти, изогнутую, как натянутый лук.

Если я предложу нарисовать [лук], что вы нарисуете?

Транскрибируйте: когда отл...тают золотые и ж...лтые листья.

стр. 52


--------------------------------------------------------------------------------



Прочитайте этот текст выразительно: выберите нужный тон, ритм. Обратите внимание на обилие запятых в этом тексте. Какую интонацию они предполагают?

Карточка 3

1. Запишите высказывание Д.С. Лихачева, расставляя пропущенные знаки препинания. Передайте смысл высказывания своими словами.

Ценя прекрасное в прошлом защищая его мы тем самым как бы следуем завету А.С. Пушкина Уважение к минувшему вот черта отличающая образованность от дикости...



Пользуясь данными в проверочной карточке схемами, объясните, какие обороты обособлены и почему. Почему в предложении нужны именно эти знаки препинания? Чьи слова передает прямая речь? Сделайте вывод: каким образом цитата вводится в речь.

Найдите в данном высказывании синонимы. К какой части речи они относятся?

Найдите в данном тексте антонимы. К какой части речи они относятся? С какой целью автор использует антонимы в этом тексте?

Скажите, от каких слов и каким способом образованы причастия и деепричастия, использованные в высказывании.

Какое из слов, образованное как причастие, выступает в роли другой части речи. Поясните, какая это часть речи. Какие еще слова в высказывании перешли из одной части речи в другую? Составьте предложения с этим словами так, чтобы можно было сопоставить их в роли разных частей речи.

Опорная карточка

Уважение к. минувшему - минувшее столетие.

Просклоняйте письменно имя существительное уважение, обозначьте окончания. К какому склонению относится это существительное и в чем особенность его склонения?

Опорная карточка

Сравните:

Падеж
1-е скл.
2-е скл.
3- е скл .
- ия
- ие
-ий

Р.п.
-
-
и
и
-
-

Д.п.
е
-
и
и
-
-

П.п.
е
е
и
и
и
и


Выполните морфологический разбор слов: ценя 1 , уважение 3 , образованность 2 .

Как видно из приведенного материала, личностью ориентированная среда на уроке русского языка - это прежде всего развивающая речевая среда. Кроме того, это и предоставление ученику возможности работать с материалом разного уровня сложности, ориентация на диалог и создание атмосферы доброжелательности. Это и возможность учителя при фронтальной работе в классе гибко и динамично включать каждого ученика в работу над изучаемой темой; знать и умело использовать его индивидуальные особенности, активно использовать в ходе урока субъективный опыт учащихся, поощрять самостоятельность, инициативу, творчество учеников, признавая за каждым из них право на ошибку, но с обязательным анализом ее причин, определением путей ее устранения.

Проводимая нами работа не на словах, а на деле способствует становлению у наших учеников таких важных в современном мире умений, как умения самостоятельно приобретать и творчески использовать полученные знания; строить отношения сотрудничества с другими людьми.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного образования. - М., 2000. - С. 15.

2 См.: Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Пушкин на уроках русского языка: Пособие для учащихся 7 класса. - М., 1999.

стр. 53

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Н. П. Шульгина, Личностно ориентированное обучение на уроках повторения в VII классе // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205324259&archive=1206184915 (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии