Углубленное изучение русского языка в малых группах

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© З. У. Габуева

Главное стратегическое направление развития системы образования - решение проблемы личностно ориентированного обучения. Оно "предусматривает по сути своей дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития школьника, а также подготовки его по данному предмету, его способностей и задатков" 1 . Каждый ученик должен быть вовлечен в процесс активной познавательной деятельности. Выполнить эту задачу помогает технология обучения в сотрудничестве, которая "обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала всеми учениками, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу. Соперничество, высокомерие, грубость, авторитарность, столь часто порождаемые традиционной педагогикой и дидактикой, несовместимы с этой технологией" 2 .

Методы и формы занятий в малых группах (12-15 человек), представленные в статье, не исключают возможности подобной работы в полном классе, но при условии хорошей организации и высокого уровня знаний, умений и навыков учащихся, их готовности работать по заданным алгоритмам.

Варианты организации обучения в сотрудничестве - индивидуально-групповая и командно-игровая работа.

В первом случае ученики разбиваются на группы в четыре человека (обязательно разные по уровню обученности). Учитель объясняет новый материал, а затем предлагает ученикам закрепить его в группах. Задание выполняется либо по частям (каждый ученик занят своей частью), либо "по вертушке" (каждое последующее задание выполняется следующим учеником). При этом выполнение каждого задания ученик объясняет вслух, и его контролирует вся группа.

После окончания работы во всех группах учитель дает тест на проверку понимания нового материала. Задания теста учащиеся выполняют индивидуально, вне группы. Конечно, при этом учитель дифференцирует сложность заданий для сильных и слабых учеников. Оценки за выполнение индивидуальных заданий суммируются, и группе объявляется общая оценка. Таким образом, каждый, стараясь выполнить свои задания, как бы соревнуется сам с собой, т.е. со своим ранее достигнутым результатом. И сильный ученик, и слабый могут принести группе одинаковые оценки. Такой метод чрезвычайно эффективен для усвоения нового материала каждым учеником.

Другой подход к организации обучения в сотрудничестве - "встреча экс-

стр. 48


--------------------------------------------------------------------------------

пертов". Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты. Каждый член группы находит материал по своей части темы. Учащиеся, работающие над одним и тем же вопросом, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания. Так как единственный путь освоить материал всех фрагментов - это внимательно слушать партнеров по команде и делать записи в тетрадях, то дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свое задание, ведь это отразится на их итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика ответить на любой вопрос.

Ученики в группах общаются в процессе совместной деятельности. Для этого они должны видеть друг друга (столы расставляем соответственно).

При подготовке к очередному уроку по русскому языку нужно:

1. Выделить 1-2 задания, требующих после обычного объяснения определенных действий со стороны учеников для усвоения нового материала (задание должно быть одно на группу).

2. Разбить класс на группы. В каждой группе должны быть сильный, средний и слабый ученики. Надо предоставить возможность ученикам самим определить роль каждого в выполнении задания, а также предусмотреть руководителя группы.

3. Если задание предусматривает ответы на вопросы по новому материалу, надо сформулировать по 2-3 вопроса для каждого ученика. Члены группы выслушают друг друга, составят общее мнение по каждому вопросу, а затем представят ответы на обсуждение класса.

4. Заранее наметить, кто будет докладчиком от группы.

5. Оценка ставится одна на всю группу.

6. Учитель спрашивает руководителя группы, насколько активно каждый ученик принимал участие в работе, как члены группы помогали друг другу.

7. На протяжении всей работы учитель следит за активностью учащихся и помогает любой группе, если необходимо. При этом надо оставаться доброжелательным, говорить тихо и приучать учащихся во время групповой работы вести обсуждение тихими голосами.

Групповая работа проводится на разных этапах урока.

Проверка домашнего задания

При обучении в сотрудничестве основная задача добиться полного осмысления ранее пройденного материала, по которому было дано домашнее задание, и цель этого задания - проверить, действительно ли все учащиеся поняли данный материал. Поэтому прежде чем проверять, необходимо предоставить ученикам еще одну возможность прояснить не понятые в ходе выполнения домашнего задания детали. Для этого учащиеся в начале урока могут задать вопросы учителю (до опроса). Организуем группы, те же, в которых учащиеся работали на предыдущем уроке, когда пытались разобраться общими усилиями в новом материале. Теперь они могут проверить друг у друга правильность выполнения домашнего задания, вместе разобраться в трудных местах, попросить учителя помочь.

Учитель по своему выбору может спросить любого ученика. Каждый ученик может дополнять высказывания своего товарища. Отдельно учитывается и оценивается факт взаимопомощи.

Усвоение нового материала

Возможны два варианта организации работы по усвоению нового материала.

Вариант 1

Каждой группе предлагается одна проблема, один текст и серия вопросов (заданий), на которые должна ответить эта группа. Учащиеся обсуждают про-

стр. 49


--------------------------------------------------------------------------------

блему и договариваются между собой, кто и в каком вопросе будет разбираться, с тем чтобы, если у кого-то из группы возникли затруднения по поводу какого-то вопроса, быть в состоянии объяснить доходчиво товарищу его суть. Каждый должен понять весь материал и быть готовым ответить на любой вопрос.

Когда группы готовы, учитель организует общее обсуждение, в котором участвуют все учащиеся, отвечая на вопросы, дополняя друг друга.

Вариант 2

Учащимся всех групп предлагается одинаковый материал - четыре вопроса. Соответственно составляются группы по четыре человека. Далее, после изучения предложенного учителем материала, учащиеся, анализирующие один и тот же вопрос, собираются в одну группу для совместной работы. Затем они возвращаются в свои группы и обсуждают возможные способы решения общей проблемы и оформления результата.

Что я всегда имею в виду при планировании по методу обучения в сотрудничестве?

1. Определяю учебно-воспитательную задачу урока.

2. Определяю объем материала, который учащиеся смогут освоить в малых группах за отведенное время.

3. Делю задание на целесообразные части, если это возможно, и формулирую задания для каждой группы лаконично и четко.

По окончании работы не только провожу ее обсуждение, но и выясняю, как учащиеся сотрудничали друг с другом.

Групповой зачет

При использовании этой формы каждый учащийся получает возможность, во-первых, устно проговорить весь заданный материал, во-вторых, к концу зачета независимо от домашней подготовки усвоить тему.

Зачет назначается на сдвоенном уроке. Заранее дается домашнее задание: устно подготовить ответ на 6-8 вопросов.

Каждая группа составляет опросную ведомость.

Учащиеся один за другим отвечают на 1-й вопрос, затем на 2- й, и ведомость начинает заполняться оценками. Ответ на каждый вопрос звучит столько раз, сколько человек в группе. Итоговые оценки выводятся в конце урока под контролем учителя.

Урок-семинар

Семинар - традиционная форма урока. Его организация и проведение обычно сводится к следующей схеме:

1. Определение темы.

2. Подготовка вопросов для обсуждения.

3. Распределение заданий и тем.

4. Обсуждение вопросов.

5. Выполнение заданий.

6. Подведение итогов.

Уже в процессе подготовки к семинару учитель назначает руководителя-консультанта, который будет выполнять контролирующую и координирующую функции: следить за ходом подготовки каждого члена группы, оценивать его работу, устанавливать взаимосвязь учащихся и учителя. Эффективности работы консультантов способствует подготовленная учителем карточка, содержащая задания к семинару. В ней указано, какой материал необходимо повторить. Для самопроверки приведены дифференцированные задания, правильное выполнение которых оценивается баллами "3", "4", "5". В случае если ученик затрудняется выполнить задание, он имеет возможность обратиться за помощью к руководителю- консультанту. Ответы на все вопросы учащиеся готовят заранее, а на семинаре эти вопросы распределяются по группам. Важно, чтобы тема обобщающего урока позволила разделить учебную информацию на подтемы для работы в группах.

Уроки, основанные на взаимообмене заданиями

Такое занятие требует не менее двух учебных часов.

1. Подготовка учебного материала:

а) три блока дидактических карточек, помеченных разными цветами (синим, красным и зеленым), по 4 карточки в каж-

стр. 50


--------------------------------------------------------------------------------

дом. Карточка состоит из двух частей: 1-я включает в себя вопросы, на которые надо ответить, во 2-й предлагаются письменные задания, выполнение которых подтверждает понимание данной темы;

б) листки учета - для учителя и для руководителя группы;

в) подбор литературы (учебной, справочной).

2. Организация работы учебной группы.

Учащиеся делятся на группы по числу карточек в блоке. Члены каждой группы получают карточки, помеченные одним цветом, и самостоятельно выполняют задания. Учитель помогает тем, кто не справляется (личное общение учителя и ученика). Выполнив задания своей карточки, учащиеся меняются с членами другой группы (получают карточку другого цвета). Задача каждой группы - отработать все карточки.

3. Учет:

а) учет в тетради: ученик отмечает цвет карточки и выполняет письменное задание;

б) учет в "Листке учета" ведет руководитель группы.

4. Контроль:

а) введение в "Листок учета" отметки о цвете карточки позволит четко организовать работу;

б) выставляются оценки;

в) в конце урока каждая группа защищает письменную работу по карточке своего цвета;

г) контрольная работа на 10-15 минут (диктант или тест).

5. Алгоритм работы по методике взаимообмена заданиями (есть в каждой группе):

а) возьмите карточку и отметьте в своей тетради цвет;

б) подготовьте первое задание устно;

в) выполните второе задание;

г) поменяйтесь карточкой с тем учеником из другой группы, кто готов это сделать;

д) выполните задания новой карточки;

е) сверьте выполненные задания, обсудите результаты в группе;

е) руководителю группы заполнить "Лист учета".

Разнообразные формы групповой работы заняли достойное место на уроках русского языка. Они обеспечивают высокую эффективность организации труда учеников, возможность вовлечь каждого в процесс познания, воспитать такое важное качество, как ответственность, в данном случае за качество знаний как своих, так и остальных ребят в группе.

Высокие результаты связаны с активностью учеников.

Работа в группах делает урок интереснее, живее.

Приведем некоторые разработанные нами материалы.

К уроку-обобщению по теме "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными"

Карточки

Первая часть во всех карточках одинаковая:

I. Ответьте на вопросы устно:

1) На какие виды делятся сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными? Расскажите о каждом из них.

2) Как расставляются знаки препинания при однородных придаточных, если они соединяются сочинительными союзами?

3) Как расставляются знаки препинания, если рядом окажутся союзы что и если, что и когда, так что и хотя и др.?

4) Когда в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными ставится точка с запятой?

Вторая часть всех карточек содержит задание:

II. Выполните задания письменно.

Задания на синей карточке:

1) Из трех простых предложений составьте и запишите одно сложноподчиненное с двумя придаточными.

Горы состоят из твердых каменных пород. Они все-таки постепенно разрушаются. На месте прежних высоких гор теперь нередко находят низкие холмы и даже равнины (хотя..., так что).

2) Учебник 3 , с. 56, упр. 133 (1).

Задания на красной карточке:

Дидактический материал 4 , с. 74, упр. 156 (12, 5). Пользуйтесь алгоритмом.

стр. 51


--------------------------------------------------------------------------------

Листок учета

Урок-обобщение по теме "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными"

Фамилия, имя учащегося
Оценка за отдельные задания
Общая оценка

Домашнее упр.
Устный опрос
Письменные задания

1
2
3
4
Руководителя группы
Учителя

I
II
III

1. Ковригина
4
5
5
4
4
5
4
4
4
4

2. Круопис
4
3
3
4
4
3
4
3
4
3

3. Шанаурова
5
4
5
4
5
4
4
5
5
5

4. Воякина
5
5
4
4
5
4
4
4
5
4

5. Жмакин
5
3
5
4
3
3
3
4
5
3


Задания на зеленой карточке:

1) Запишите, расставляя знаки препинания, предложения в следующем порядке:

а) с последовательным подчинением;

б) с параллельным подчинением;

в) с однородным подчинением.

Когда я писал мне хотелось хоть в какой-то мере объяснить другим то что было тогда на душе у меня самого.

Я в этом крае где жарко ночью где изнывают под солнцем дни где вечный ветер рвет море в клочья дружу с верблюдами и людьми.

Она засмотрелась на небо полное греющего тепла словно там находилось счастье которое было сделано природой изо всех своих чистых сил чтобы счастье от нее снаружи проникало внутрь человека.

2) Спишите, расставляя знаки препинания. Что соединяют сочинительные союзы? Как расставляются знаки препинания в этих предложениях?

Лес еще не шумел потому что было очень рано и ветер еще только нарождался.

Как далеко мы видим в день осенний когда редеет утренний туман и тополей безлиственные тени лежат как шпалы поперек полян.

К уроку-зачету по теме "Сложноподчиненные предложения"

Синяя карточка:

I. Ответить на вопросы устно:

1) Какие группы сложноподчиненных предложений вы знаете?

2) Как определить вид придаточного?

3) Какие придаточные предложения поясняют слово или словосочетание в главном предложении, а какие - все главное предложение?

4) Что общего у всех придаточных предложений?

II. Выполнить задания письменно:

1) Дидакт. мат., упр. 101 (1, 2, 11).

2) Ответьте на вопросы, употребляя в ответах предложения с придаточными изъяснительными:

О чем рассказывает зоология?

В чем заключается сходство придаточных определительных с определениями?

3) Исправьте и объясните ошибку в построении предложения:

Я понятия не имел, что сколько еще времени надо ехать до нужной остановки.

Красная карточка:

I. Ответить на вопросы устно:

1) Какова особенность каждого вида придаточных?

2) Какие придаточные называются определительными? Изъяснительными?

3) Какие придаточные называются обстоятельственными? Перечислите их разряды.

4) Расскажите о пунктуации в сложноподчиненном предложении.

II. Выполнить задания письменно:

1) Дидакт. мат., упр. 106 (2, 3, 5, 6).

Лист учета знаний по теме "Сложноподчиненные предложения" (зачет)

Фамилия, имя учащегося
Оценка за отдельные задания
Общая оценка

Домашнее упр.
Устный опрос
Письменные задания

Руководителя группы
Учителя

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
I
II я
III

1. Каверина



4
5
5
5
4
5
4
5
5
5
5
5
5
5-
5
5
5

2. Гаврилина


3. Бражников



3
5
4
4
5
5
4
5
5
4
3
5
4
5
4
4
4

4. Кулакова



5
5
5
4
5
5
3
5
4
4
5
5
5
4
4
4
4


стр. 52


--------------------------------------------------------------------------------

2) Спишите, расставьте запятые, вставьте пропущенные буквы. Объясните, где придаточное сравнительное, а где - сравнительный оборот. Какое между ними различие?

И цепью русские палатки как на ночлеге журавли белеют смутно уж в(дали).

Этот свежий осе(н, нн)ий ветер умеет нежно разговаривать с охотником как сами охотники часто болтают между собой от избытка радост(?)ных ожиданий.

3) Дидакт. мат., упр. 146 (1, 3, 6, 7).

Зеленая карточка:

I. Ответить на вопросы устно:

1) Какие предложения называются сложноподчиненными?

2) При помощи чего присоединяются придаточные предложения к главным?

3) В чем разница между союзом и союзным словом?

4) Какова роль указательных слов в главном предложении?

II. Выполнить задания письменно:

1) Дидакт. мат., упр. 80 (1, 2, 6).

2) Составьте сложноподчиненные предложения с придаточным определительным, используя данные заготовки:

скала, над которой;

город, откуда.

3) Исправьте предложение, заменив одно придаточное определительное причастным оборотом:

Около балкона сидела собака, которая надеялась получить косточки, которые принесли ей ребята.

Использованная литература

Урок русского языка на современном этапе. - М., 1992.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования // Ред. Полат Е.С. - М., 2000.

Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.

Леднев В. С. Содержание общего среднего образования: проблемы структуры. - М., 1990.

Современная гимназия: взгляд, теоретика и практика / Под ред. Полат Е.С. - М., 2000.

Леонтьев А. А. Психология общения. - М.,1997.

Гершунский Б. С. Философия образования. - М.,1998.

Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.

Семенюк А. А. Уроки углубленного изучения русского языка в 9 кл. - М., 1994.

Мартынова С. С. Формы и приемы групповой работы на уроках и во внеурочное время // Русский язык в школе. - 1990. - N 3.

Дидактический материал к учебнику русского языка. IX кл. / Озерская В.П., Богданова Г.А., Разумовская М.М. и др. - М., 1990.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Полат Е.С. Основные тенденции развития систем образования // Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2000. - С. 12.

2 Там же. - С. 15.

3 Ссылки в карточках даются на учебник С.Г. Бархударова и др. "Русский язык" для IX класса.

4 Мы используем пособие: Дидактический материал к учебнику русского языка. IX класс. - М., 1990.

стр. 53

Похожие публикации:



Цитирование документа:

З. У. Габуева, Углубленное изучение русского языка в малых группах // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205323610&archive=1205324210 (дата обращения: 25.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии