Тренировочный урок по теме "Обращение"

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Л. М. Храмова

Цель:

- применение знаний на практике

- создание условий для развития коммуникативной культуры

Ход урока

1. Согласование деятельности: знакомство учеников с планом урока; определение учениками задач урока.

2. Мотивация: напутствие учителя (притча).

3. Разминка: сгруппировать слова, написанные на доске. Фронтальная работа.

4. Индивидуальная работа: работа со словарем.

5. Самостоятельная работа: цифровой диктант.

6. Обобщение изученного:

- проверка домашнего задания;

- работа с перфокартой;

- восстановление текста.

7. Проверочная работа.

8. Творческая работа. Сочинение-миниатюра.

9. Рефлексия.

Материал урока

1. План урока.

1. Повторение (корни с чередованием, н-нн в суффиксах прилагательных и причастий). Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.

2. Обобщение изученного: роль обращений, знаки препинания, использование в речи. Формы работы: выразительное чтение, перфокарта, восстановление текста.

3. Проверочная работа: тест, работа с текстом.

4. Подведение итогов.

Определение учениками задач урока (возможные ответы ребят: учиться сотрудничеству, закреплять знания по орфографии и пунктуации, заполнять рабочую карту).

Образец рабочей карты:

Виды работ
Своя оценка
Оценка одноклассника/учителя

1. Цифровой диктант



2. Перфокарта



3. Тест



4. (и т.д. по плану урока)



Количество баллов



Среднее арифметическое








2. Напутствие учителя: притча.

Один молодой человек пришел к своему духовному учителю и сказал:

- Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: "Я принимаю радость в свою жизнь", но радости в моей жизни нет.

стр. 63


--------------------------------------------------------------------------------

Мудрец положил перед юношей ложку, кружку, свечу и попросил:

- Назови, что ты выбираешь из них.

- Ложку, - ответил юноша.

- Произнеси это пять раз.

- Я выбираю ложку, - послушно повторил юноша пять раз.

- Вот видишь, - сказал мудрец, - повторяй хоть миллион раз в день, она не станет твоей. Надо...

Что же надо?

(Вариант: надо протянуть руку и взять ложку.)

Напутствие учителя: вот и вам сегодня надо "взять" свои знания и применить их на практике. Совершить действие.

3. Фронтальный опрос.

Задание: сгруппируйте слова, написанные на доске:

прикоснусь

предложение

выращенный

не был

не расстелив

вязаный

некошеный

загорел

сломаны

росинка

ничем

никогда

туманный

нескошенный

(Слова можно сгруппировать по частям речи, по орфограммам, по синтаксической роли в предложении.)

- найдите корни с чередованием, объясните написание слов;

- назовите часть речи, которая может выступать в роли обращения;

- приведите пример, когда одно и то же слово может выступать и в роли подлежащего, и в роли обращения.

4. Индивидуальная работа со словарем

Правописание н-нн в суффиксах прилагательных и причастий - одна из трудных орфограмм. Найдите в словаре правила, объясняющие правописание слов с н-нн.

Проверьте себя, все ли слова, написанные на доске, можете объяснить.

5. Цифровой диктант - самостоятельная работа

Ученики в два столбика записывают только цифры, затем в рабочую карту ставят себе оценку. Меняются тетрадями, сверяют ответы с доской и ставят в рабочую карту оценку, которую получил товарищ после проверки.

1
построенный

2
жареный

3
гусиный

4
съеденный

5
изучены

6
некрашеный

7
непокрашенный

8
еще не крашенный






6. Обобщение изученного

Проверка домашнего задания (чтение найденных отрывков из стихотворений, в которых есть обращения, определение роли обращений).

Работа с перфокартой (учитель читает предложения, ученики определяют, есть ли в них обращения. Ставят точки в соответствующие строки).

Предложения:

1. Дорога нас в дальние дали зовет.

2. Пой, гармоника, вьюге назло.

3. Желаю вам здравствовать.

4. Не улетай, лебедушка.

5. Ты иди по этой тропке.

6. Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду расскажи.

7. Помнишь, Алеша, дороги Смоленщины?

(Ученики ставят себе оценку в рабочую карту; сверяют с ответами на доске; выставляют оценку после проверки.)

Восстановление текста (в стихотворении пропущены распространенные и нераспространенные обращения, нужно как можно точнее подобрать обращения, помня о роли обращений в речи).



Почему ты не спишь,
неуемный мой малыш?
Ведь кругом такая тишь.
Ну, мой маленький. Не плачь!
Завтра мы достанем мяч.
Как проснешься поутру,
так затеем мы игру.
Вот, сыночек, ты и спишь,
Тихо носиком сопишь...





стр. 64


--------------------------------------------------------------------------------

- Прочтите про себя, определите тему, основную мысль.

- Обратите внимание на рифму, ритм.

- Найди нужные обращения, передающие нежность.

- Прочти выразительно вслух стихотворение.

Проверочная работа

Тест (отпечатан для каждого ученика, дано определенное время на его выполнение, после чего ученики ставят себе предполагаемую оценку в рабочую карту и сдают тест учителю. Пока учитель проверяет тест, ученики пишут творческую работу).

1. В каком корне пишется буква Е?

А) бл...стел

Б) расст...лал

В) прод...раюсь

2. В каком слове НН?

А) вяза...ый

Б) отключ...ый

В) глинян...ый

3. В каком предложении есть обращение?

А) Ты доволен?

Б) Милый пойдем в кино!

В) Степаныч приехал.

4. Найдите распространенное обращение.

А) Милая девочка как живешь?

Б) Рад тебе братушка!

В) Хороши вы ночи!

5. Найдите причастие.

А) почитанный

Б) горячий

В) стриженый

Творческая работа

Здесь - минисочинение в жанре письма с включением в работу описания природы, прочитанного учителем.

* Представить себя в санатории, зимнем лагере.

* Решить, кому пишешь: маме, бабушке, другу.

* Помнить о том, что каждое обращение - образ того, к кому обращаешься.

* Рассказать о пережитом так, чтобы адресант почувствовал то же самое.

Текст для изложения

Тихое утро. Плавно кружатся в воздухе снежинки. Все кругом неподвижно, будто чего-то ждет. Маленькие кустики закопались в снег по самые верхушки. Старые тополя покрыты инеем, будто заснули на зиму, и снится им радостная, цветущая весна.

Рефлексия

Ученики по своему желанию читают сочинения вслух и сдают работы на проверку. Затем в рабочую карту ставят оценку, полученную за тест (учитель раздает проверенные работы), и выводят среднюю оценку, которую учитель ставит в журнал.

Учитель благодарит учеников за работу, за вдохновение и воодушевление, присутствовавшие на уроке, за то, что поставленные задачи решены, связывает результат работы с притчей.

Комментарий к уроку.

В школе N 348 в течение ряда лет шел эксперимент под названием "Современный урок - урок развития". Результат - структура урока, единая для всего образовательного пространства школы. Суть структуры может быть понята благодаря знакомству с уроком Л. М. Храмовой, учителя русского языка, представленного выше. Также были наработаны своего рода правила к подобного рода урокам, например:

Развивай умения - знания проверяй.

Помни: сильного надо растить, слабому - помогать.

Учи так, чтобы ученик стал твоим собеседником.

И другие...

Благодаря прошедшим в школе дебатам под названием "Современный учитель не работает на пределе актуальных возможностей" или "Традиционный урок не является уроком развития", в которых принял участие каждый учитель, была принята теория урока, с одной сто-

стр. 65


--------------------------------------------------------------------------------

роны, а с другой - была воспринята стратегия урока развития и разработана тактика сотрудничества.

Особое значение имеет, насколько учебный процесс включает обучение формам деятельности на уроке, а именно: работе в паре, группе; с учебным материалом (составлению таблиц, планов, кластеров и т. д.), оцениванию и рефлексии. Оценивание на уроке - особый вид деятельности. В нем обязательно должны принимать участие ученики. Правда, сначала с ними надо согласовать "правила игры". На каждый урок делается рабочая карта, один из вариантов которой представлен в материалах к уроку.

Мы убедились, что динамика от примитивной (понравилось - не понравилось, хорошо - плохо) до креативной (сочинение синквейна, умение формулировать задачи на следующий урок) самооценки происходит быстрее в тех классах, где сами учителя обладают умением творчески рефлексировать и дают образцы подобного вида деятельности.

Обязательным условием нашего урока является проговаривание - внутреннее или "внешнее" (по Л. Выготскому: "Осмысленное слово есть микрокосм человеческого сознания"). Речь учителя обретает особый статус - она должна быть образцом на всех этапах урока. Поэтому особое значение имеет практический семинар в течение всего года "Способы переработки информации и правила ее предъявления".

На программу нашего развития, о которой речь шла выше, на понимание, каким должен быть урок, оказали серьезное влияние труды Симонова В. П., Капустина Н. П., Селевко К. Г.

(Комментарий к уроку - В. Н. Васильевой, директора школы N 348 Невского района Санкт-Петербурга.)

стр. 66


Похожие публикации:



Цитирование документа:

Л. М. Храмова, Тренировочный урок по теме "Обращение" // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205323006&archive=1205324210 (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии