Неполные предложения

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Н. А. Хохлова

Урок, посвященный неполным предложениям, кажется разумным дать после темы "Односоставные предложения" в 8-м классе - с акцентом на понятии о неполном предложении и постановке тире в нем, а также в 11-м классе - с акцентом на стилистике.

I. Проверка домашнего задания - обобщающего сообщения об односоставных предложениях

1. К доске вызывается ученик для письменного воссоздания схемы строения простого предложения:



2. Другой ученик у доски или с места (по его желанию) рассказывает об односоставных предложениях, а все остальные в тетрадях записывают план его сообщения, готовясь к рецензии:

1) содержание соответствует теме "односоставные предложения";

2) стиль и вид речи выдержаны: это научное описание синтаксических конструкций.

Строй простого предложения обладает огромными стилистическими возможностями, эллиптические предложения в сфере живого общения чрезвычайно распространены, придают речи выразительность, динамизм, поэтому важно учить детей правильно использовать такие предложения в речи как устной, так и письменной.

3) Композиция четкая, логически выдержанная: *дано понятие односоставного предложения;

* показаны виды односоставных предложений, приведены примеры;

* сказано, с какой целью односоставные предложения употребляются в речи.

4) Речевые ошибки, допущенные учеником.

5) Можно добавить:

* сравнение / сопоставление с двусоставными предложениями;

* в каких стилях речи чаще всего используются разные виды односоставных предложений.

II. Основная часть урока

После анализа и оценки ответов учащихся переходим к теме урока, которую запишем чуть позже, а пока пропустим 1 строку, запишем предложение и проанализируем его состав:



1) повествовательное,

2) невосклицательное,

3) простое,

4) двусоставное,

5) распространенное

Вопрос: Какую особенность в строении предложения вы заметили?

- Отсутствие сказуемого (при наличии обстоятельства у состава сказуемого).

Учитель. Такое предложение называется неполным. Отсутствие какого-либо члена предложения - это чаще всего синтаксическая норма предложения, его характеристика, поэтому с этого урока мы вносим ее под N 6 в характеристику любого предложения. Все простые пред-

стр. 57


--------------------------------------------------------------------------------

ложения мы будем характеризовать как полные или неполные.

Итак, продолжим характеристику нашего предложения:

6) неполное.

Составим план работы над темой (записываем как рабочие материалы к сочинению - в свободном порядке, а затем цифрами обозначаем логический порядок).

1. Понятие "неполное предложение".

2. Где встречается, используется.

3. С какой целью используется. Учитель сообщает о пунктуационных проблемах в неполном предложении, дети записывают еще один пункт плана работы:

4. Тире в неполном предложении.

В 8-м классе откроем учебник на с. 111, прочитаем предлагаемое учебником сообщение о неполном предложении.

Вопрос ученикам: На все ли вопросы вы получили ответы?

Ученики замечают, что:

- мало сказано о сфере употребления неполных предложений,

- нет ответа на вопрос о цели использования неполных предложений,

- непонятно, когда нужно поставить тире.

Итак, начнем с того, что поняли.

Ответим на вопросы:

1) Какое предложение называется неполным?

- Неполными называются предложения, в которых опущены, но подразумеваются и легко восстанавливаются те или иные члены предложения, как главные, так и второстепенные.

Отсутствие в неполном предложении чаще всего является синтаксической нормой. Неполное предложение может входить в состав более сложной синтаксической конструкции, что позволяет восстанавливать из контекста пропущенные члены предложения, но вставка эта обычно не нужна, потому что ведет к изменению не только структуры предложения, но и его стилистической окраски.

2) Какие члены предложения чаще всего пропускаются в простом предложении?

Посмотрим на запись на доске, сделаем вывод, сопоставляя данные предположения с полными.

Вдруг топот (Пушк.). Все утро тоска (Чех.). Перестрелка за холмами (Пушк.). Под ним струя светлей лазури (Лерм.). Скука у вас. Ему семь лет. Возле дома сад. А он мне: "отвяжись!"

Вывод. В этих предложениях пропущено сказуемое, его можно подставить, это будет сообщение о существовании, нахождении, пребывании, движении, речи.

Подставить слова можно, но не нужно, они пропущены сознательно.

Запишем новое слово и его определение.

Эллипсис - сознательный пропуск в предложении слова, которое легко восстанавливается из контекста.

3) С какой целью используется эллипсис?

Он придает предложению особый динамизм, лаконизм (из греч. - краткость и четкость в выражении мысли. По преданию, лаконичной речью славились спартанцы, жители древней Лаконии), экспрессию (из лат. - выразительность, сила проявления чувств, переживаний).

Таким образом, неполное предложение - часть экспрессивного синтаксиса (запишем это словосочетание в тетрадь).

4) Где используются эллиптические предложения?

Такие предложения эмоционально окрашены и используются:

- в разговорной речи,

- в ораторской речи (публицистика),

- в художественной литературе. В каких типах речи они уместны?

- в описании (вспомним 6-й класс, описание интерьера),

- в повествовании. (Я за свечку - свечка в печку).

(Сравним их с полными предложениями и увидим, как в полном пропадает динамизм повествования.)

стр. 58


--------------------------------------------------------------------------------

5) Когда необходимо поставить на месте пропуска тире?

По Д. Э. Розенталю:

1. Тире ставим в эллиптических предложениях при наличии паузы.



За ночным окном - туман (Блок).
В ответ - полное молчание.

Если нет паузы, нет и тире.
В этом весь ужас.
В доме стук, ходьба.





Как видим, правило очень расплывчатое, мы вступаем в область факультативных знаков (знак - нуль знака). Выбирая тот или иной вариант, автор находит в нем смысловые и стилистические преимущества. Если вы автор текста, то и выбор ваш, но если текст чужой, то вам придется учитывать его стилистику, смысл.

2. При параллелизме конструкций ставим тире (обычно).

Параллелизм - (из греч. - одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи).

Это также элемент экспрессивного синтаксиса, очень сильное средство выразительности.

1 [Здесь - овраги], 2 [дальше - степи], 3 [еще дальше - пустыня], 4 [в другом конце - леса, болота, мох]. (Описание.)

Сравним каждое простое предложение с полным, сделаем вывод о постановке тире.

1 [Мир освещается солнцем], а 2 [человек - знанием].

Какие средства выразительности вы видите в этом предложении?

- параллелизм,

- эллипсис,

- сравнение,

- противопоставление (мнимое!)

1 [Ночи стали темнее], 2 [дни - пасмурнее].

Сравним с полным вариантом (пропущена часть составного именного сказуемого):

1 [за окном бежали кустарники], 2 [дальше - медленно], 3 [ближние - вперегонки]

Сравним с полным вариантом (пропущены два члена предложения: кустарники бежали).

Параллелизм так силен, что может подчинить себе (т. е. отменить) некоторые другие правила, например постановку тире между подлежащим и сказуемым.



И над этим плугом - все мечтанья,
И над этим плугом - вся земля,
И душа - как в первый миг свиданья,
И душа - как парус корабля.

(А. Блок)





(В последнем предложении постановка тире оправдана только параллелизмом.)

Основные типы неполных предложений.

(в слабом классе идем от учительского слова к анализу предложений, в сильном - от анализа к самостоятельному выводу учащихся)

1. Самостоятельно употребляемые простые предложения, в которых отсутствует сказуемое (мы их уже видели).

2. Неполные предложения - устойчивые фразеологические сочетания: С приездом Вас! С праздником Вас!

Сравним с полным: пропущено я поздравляю. Вот я Вас!

Сравним с полным: пропущено накажу. За ваше здоровье! Сравним с полным: пропущено пьем.

Вопрос: Где используются такие предложения?

Почему в подобных ситуациях используем этот тип предложений?

3. В диалоге

В диалоге каждая реплика связана с предыдущей, используются только те члены предложения, которые прибавляют что-то новое к развертываемой в диалоге теме.

Обычно не повторяется то, что уже названо ранее.

- Куда ты уходишь?

- Далеко. (Пропущено я ухожу.)

Задание: 2 ученика ведут воображаемый телефонный диалог (на любую тему), остальные анализируют состав

стр. 59


--------------------------------------------------------------------------------

предложений - реплик, находят неполные предложения, определяя пропущенные члены предложений и объясняя целесообразность пропусков.

4. В сложных предложениях:

а) Бессоюзное сложное предложение.

1 [на горе - дом], 2 [за домом - лес], 3 [между деревьями - тропинка]

(Описание, разговорный стиль может быть в художественной литературе.)

Учитель. Если такое предложение использовано в ремарке, то тире может быть опущено:

1 [У окна - шкаф с книгами], 2 [у стены - диван].

1 [Гвоздь бережет подкову], 2 [подкова - коня], 3 [конь - храбреца], 4 [храбрец - Отчизну].

Все неполные предложения сопоставляем с полными, объясняем постановку знаков препинания, целесообразность выбора неполного предложения.

б) Сложносочиненное предложение.

1 [Все получали письма], а 2 [я не получал] (пропущено дополнение)

1 [Иду я по проспекту], а 2 [из-за угла извозчик] (пропущено сказуемое)

1 [Нужно спать ложиться], а 2 [у них разговоры да смехи] (Чехов)

Снова все неполные предложения сопоставляем с полными, объясняем постановку знаков препинания и целесообразность выбора данного варианта.

в) Сложноподчиненное предложение.

Обычно не повторяется член предложения, являющийся общим по отношению к двум или нескольким его частям. Этот вид предложений наиболее опасен при анализе. Чтобы не ошибиться, каждую часть предложения отдельно проговорите, а при затруднении - запишите.



Перед записью этого предложения учитель может выйти за дверь, затем войти в класс и произнести первую часть сложного предложения [Директор сказал]...

Неполноту высказывания ощутят все учащиеся, потребуют продолжения высказывания.

Посмотрим структуру других предложений:



(Если бы он прислушался), [то узнал бы много нового]

двусоставное, неполное (подлежащее он восстанавливается из придаточного)

В подобных случаях использование неполных предложений предотвращает неоправданный повтор слов, т. е. речевую ошибку.

г) Предложения с прямой речью.

А он мне: "Здесь, брат, люди недобрые"

Сопоставим с полным предложением и заметим, что пропущен глагол со значением речи. Неполное предложение вводит прямую речь.

Вопрос: Где уместны предложения такого типа? (только разговорный стиль)

Почему автор использовал неполное предложение?

5. Предложения-повторы.

Эти господа при всех обстоятельствах жизни думают о себе. Только о себе! (Чехов)

стр. 60


--------------------------------------------------------------------------------

Я ни разу не солгал тебе. Ни разу!

Мелькнул какой-то человек; он стоял по колено в снегу, сойдя с дороги. Мелькнул и исчез. (Повтор отделен другим предложением)

Задание. Найдите неполные предложения. С какой целью они используются?

Вывод. Повторы - это особый вид неполных предложений, они используются для эмоционального усиления речи, для смыслового выделения какой-то части высказывания.

6. Парцеллированные высказывания.

Он все умеет. И дядя Гриша. И доктор тоже.

Задание. Найдите синонимичную синтаксическую конструкцию.

И он, и дядя Гриша, и доктор все умеют.

Сравните выразительность этих высказываний, сделайте вывод.

Запишем слово и наши выводы:

Парцелляция - это такое членение предложения, при котором высказывание делится на несколько интонационно-смысловых единиц.

Пауза создает особый ритм и показывает переход от менее значимой части к более значимой, подчеркивает смысловое и эмоциональное выделение частей.

Парцелляция:

- придает дополнительную динамику речи,

- повышает убедительность высказывания,

- подчеркивает естественное речевое членение.

Сравните:

Пришла зима, снежная, суровая.

Пришла зима. Снежная. Суровая.

Ученики у нас разные. И по характеру. И по развитию.

Задание. Приведите свои примеры парцелляции.

Учитель. Не путайте!

Неполное предложение с умолчанием.

К любым чертям с матерями катись любая бумажка. Но эту... (Маяк.)

Но слушай: если я должна тебе...

Кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена (Пушкин).

Обратите внимание на особый знак-троеточие (три точки). О чем говорит этот знак в данном случае? Когда мы еще его используем? (показываем пропуск в тексте)

Вывод. Умолчание - это оборот речи, в котором предложение сознательно не завершено. Говорящий дает возможность слушателю задуматься и самому продолжить мысль. Умолчание создает простор для подтекста: на месте пропуска-паузы можно предположить самый широкий комментарий.

III. Закрепление

1. Найти неполное предложение, указать целесообразность его использования; определить тип речи. Объяснить знаки препинания.

1 [Лесная птица уже летела], 2 [за ней двинулась болотная], а 3 [уже потом - водяная].

Пропуск определяемого слова устраняет повтор; придает лаконизм речи; повествование.

1 [Наконец я с ним простился]: 2 [отец пожелал мне доброго пути], а 3 [дочь проводила до телеги] (Пушкин).

Пропуск дополнения меня; устраняет повтор, придает речи лаконизм; разговорный стиль, повествование.

1 [Мы сидим возле моста]: 2 [я - на траве], 3 [Алексей - на бревне].

Неполные предложения (части) N 2 и N 3 поясняют и конкретизируют содержание 1-го предложения.

Подлежащее в 1-м предложении (части) имеет обобщающее значение по от-

стр. 61


--------------------------------------------------------------------------------

ношению к подлежащим неполных предложений (2-го и 3-го).

Подлежащее - единое целое, во 2-м и 3-м предложениях (частях) пропущено общее для всех частей сказуемое.

Неполные предложения придают высказыванию динамизм, устраняют повторы.

Стиль разговорный, повествование.



(Можно повторить суффиксы существительных, обозначающих отвлеченные понятия.)



(будущее время, простое глагольное сказуемое, во второй части пропущен inf.)



(можно повторить степени сравнения)

2. Поговорим о пропусках, которые нарушают логику высказывания, искажают его смысл.



(Зачеркнем такое предложение!)

Отсутствие дополнения после первого сказуемого ведет к грамматической ошибке.

Исправим предложение:

а) Художник любуется природой и одухотворяет ее.

б) Художник любуется пейзажем, одухотворяет природу.

Задание: Найти ошибку, исправить (редактирование)

Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта. (Речевая ошибка.)

Вошел мужчина с букетом цветов в скромном костюме. (Речевая ошибка.)

Они досрочно выполнили план по поставке птичьего мяса и молока.

3. Творческое задание.

Создайте текст (8 - 10 предложений), используя неполные предложения разных типов:

- пейзажная или интерьерная зарисовка;

- небольшое повествование.

Читаем три текста, рецензируем.

4. Итоговое повторение.

а) назовите средства экспрессивного синтаксиса, которые вы на сегодня знаете:

узнали ранее
* риторическое восклицание

* риторический вопрос

* многосоюзие

* анафора (одинаковое начало предложений)

* эпифора (одинаковый конец предложения)

новое
* эллипсис

* параллелизм

* умолчание

* парцелляция






б) дайте определение неполного предложения (не менее 10 человек)

в) назовите типы неполных предложений

Домашнее задание (лучше записывать домашнее задание перед тем, как начали новую тему: это поможет учащимся сконцентрировать внимание на теме).

1. Сообщение:

а) о неполном предложении по плану урока;

б) о средствах экспрессивного синтаксиса.

стр. 62


--------------------------------------------------------------------------------

2. По выбору: упражнение из учебника на тему урока или 10 неполных предложений из художественной литературы.

По желанию на оценку:

а) 25 неполных предложений разных типов из художественной литературы:

8 класс - с указанием автора и названия произведения;

11 класс - с указанием автора, названия произведения, издательства, года издания, страницы (готовим учащихся к научной работе);

б) описание или рассказ с использованием неполных предложений и других средств экспрессивного синтаксиса.

стр. 63


Похожие публикации:



Цитирование документа:

Н. А. Хохлова, Неполные предложения // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205322950&archive=1205324210 (дата обращения: 20.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии