ЕГЭ и обучение русскому языку в старших классах

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Т. Н. Сокольницкая

Единый государственный экзамен по русскому языку внес значительные изменения в процесс обучения русскому языку в старших классах и стал серьезным испытанием для учителей, выпускников и родителей. Уже в 2006/07 учебном году экзамен в такой форме стал обязательным для выпускников таких крупнейших мегаполисов, как Москва и Санкт-Петербург. В 2007 году единый государственный экзамен по русскому языку сдавали около 900000 выпускников нашей страны. Причем если Москва впервые включилась в эксперимент так масштабно только в 2007 г., то в Санкт-Петербурге ЕГЭ по русскому языку проводится уже с 2004 г. За эти годы в системе обучения русскому языку в старших классах школ Санкт-Петербурга произошли серьезные перемены. Изменился сам процесс обучения, появились новые технологии, множество методических пособий.

стр. 47


--------------------------------------------------------------------------------

Прежде всего, стоит отметить повышение интереса старшеклассников, их родителей, администрации образовательных учреждений, городской администрации к такому учебному предмету, как русский язык. В большинстве школ Санкт-Петербурга в старших классах уроки русского языка стали обязательными. Это можно считать самым большим позитивным изменением. До введения ЕГЭ обобщающее повторение школьного курса русского языка долгое время осуществлялось в IX классе, а в X - XI классах во многих общеобразовательных учреждениях русский язык вообще не изучался.

Другая положительная тенденция - своеобразный "методический бум". Так, в Санкт-Петербурге начиная с 2004 г. прошло несколько конференций, множество семинаров и круглых столов различных уровней, на которых ученые, методисты, учителя обсуждали проблемы, связанные с ЕГЭ по русскому языку и подготовкой к нему. В методических журналах было опубликовано множество интересных материалов, касающихся единого экзамена.

За это время многие учителя Санкт-Петербурга повысили свою квалификацию в области подготовки к ЕГЭ и проверки части "С" и освоили технологии, обеспечивающие повторение курса русского языка на завершающем этапе обучения. До введения ЕГЭ подобные технологии активно разрабатывались и применялись чаще всего на подготовительных курсах в вузах. В школах, вузах, учебных центрах открылись многочисленные курсы, готовящие выпускников к сдаче ЕГЭ. Появились методики и технологии, обеспечивающие интенсивную подготовку к экзамену. На книжных прилавках Санкт-Петербурга в большом количестве представлены учебные пособия, сборники контрольно-измерительных материалов, тесты, вопросы и ответы, по которым можно готовиться к ЕГЭ начиная с V класса.

Повысился интерес учителей к развитию речи старшеклассников. В связи с необходимостью подготовки учащихся к части "С" ЕГЭ проводятся упражнения в составлении собственного сочинения-рассуждения на основе исходного текста. Эти упражнения направлены на совершенствование умений адекватного восприятия и воспроизведения исходного текста, а также на совершенствование умений создания собственного речевого произведения. Таким образом на уроке русского языка в старшем классе появился текст - как речевое произведение и как лингвистический феномен. Учитель обратился к анализу текста - смысловому, обеспечивающему адекватное восприятие, и языковому, выявляющему роль языковых единиц в создании художественного образа, в реализации авторского замысла.

Период перехода на новую форму аттестации по русскому языку совпал с активным изданием и переизданием учебников и учебных пособий по русскому языку для старших классов. Были переизданы действующие учебники по русскому языку для X - XI классов (Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: X - XI кл.; Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах). Появились новые, позволяющие готовить выпускников общеобразовательных и профильных филологических классов на основе современных методик и технологий обучения (Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Русский язык. X - XI класс: Учебник-практикум; Болотова Г. А., Дручинина Г. П., Онипенко Н. К. От системы к тексту. X класс. Учебное пособие для факультативных занятий в общеобразовательных учреждениях гуманитарного профиля; В. В. Бабайцева. Русский язык. X - XI классы. Учебник для общеобразовательных учреждений филологического профиля; Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Курцева З. И., Чиндилова О. В. Русский язык. X класс. Учебник для общеобразовательного и профильного гуманитарного уровней и др.).

Учитель-предметник, работающий в старших классах, получил возможность выбрать оптимальный набор учебников и учебных пособий, учитывая специфику своего класса.

Сегодня, когда выпускники школ Санкт-Петербурга сдали ЕГЭ по русско-

стр. 48


--------------------------------------------------------------------------------

му языку уже в четвертый раз и сдали успешно, можно сказать, что учителя, работающие в старших классах, освоили методики и технологии, обеспечивающие подготовку к ЕГЭ.

Таков видимый положительный эффект введения ЕГЭ по русскому языку. Но существуют и очевидные негативные тенденции. Во многих школах занятия по русскому языку в старших классах превратились в уроки "натаскивания на ЕГЭ" и репетиций ЕГЭ. Занятия по развитию речи стали занятиями по отработке умений написания сочинения-рассуждения на основе исходного текста. Постепенно из урока русского языка в старшей школе уходят в прошлое такие необходимые его составляющие, как совершенствование практической орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, совершенствование умений и навыков устной речи, систематическое повышение культуры устной и письменной речи, работа над жанрами и стилями речи и многое другое.

Эти факты не могут не вызывать серьезные опасения: на старшей ступени общеобразовательной школы завершается формирование языковой личности школьника, практической орфографической и пунктуационной грамотности, речевой культуры, коммуникативных способностей. Это важнейший этап обобщения и систематизации знаний о языке. Цели и задачи обучения русскому языку в старшей школе значительно шире, чем просто "натаскивание на ЕГЭ". В соответствии с целями обучения, сформулированными в образовательном стандарте по русскому языку, учебный процесс в старших классах должен отражать компетентностный подход к обучению. Данный подход предполагает овладение целой системой знаний, умений, навыков и личностных качеств.

Единый же государственный экзамен - это только форма, в которой осуществляется контроль знаний, умений и навыков выпускников по предмету. Анализ контрольно-измерительных материалов за 2003 - 2007 годы свидетельствует о том, что год от года меняются содержание и форма тестовых заданий, расширяется перечень знании, умении и навыков, которые в них проверяются, происходят серьезные качественные изменения и в части "С". Изменения в КИМах - процесс закономерный, обусловленный потребностями времени. Тесты ориентированы на компетентностный подход к обучению русскому языку, но проверяют пока далеко не все составляющие обозначенных компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает "овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы" (Е. А. Быстрова).

Старшая ступень средней школы - это тот период, когда происходит активный процесс становления коммуникативной компетенции языковой личности школьника. Тексты, которые создают учащиеся на этом этапе, отличаются разнообразием жанров и стилей, служат различным целям общения как в устной, так и в письменной форме. В это время старшеклассники активно осваивают новые жанры учебной коммуникации (доклады, сообщения, рефераты, сочинения, рецензии, отзывы и др.).

На едином государственном экзамене по русскому языку умения и навыки текстовой деятельности, входящие в коммуникативную компетенцию, проверяются на основе работы с минитекстом (задания части "А") и в ходе выполнения заданий и написания сочинения-рассуждения на основе исходного текста. Пока в цели экзамена не входит проверка умений и навыков, связанных с устной речью, с диалогической речью, и многих других. Тем не менее эти умения и навыки являются необходимой составляющей коммуникативной компетенции выпускника. Следовательно, учитель должен работать со старшеклассниками над их освоением, над освоением других важнейших умений, связанных с жанрами учебной коммуникации, с жанрами делового общения.

Современные учебники русского языка для старшей школы отражают все мно-

стр. 49


--------------------------------------------------------------------------------

гообразие лингвометодических подходов к проблеме развития речи и дают учителю множество интересных возможностей для организации планомерной и последовательной многоаспектной работы по совершенствованию письменной и устной речи старшеклассников в различных жанрах.

Учебник для X - XI классов А. И. Власенкова и Л. М. Рыбченковой содержит раздел, посвященный тексту, его основным признакам, способам их реализации, строению текстов различных типов и стилей речи; теоретические сведения о жанрах учебной коммуникации и упражнения по составлению конспектов, рефератов, по подготовке устных и письменных выступлений; упражнения по анализу текста, направленные на совершенствование умений адекватного восприятия текста.

В учебнике-практикуме для старших классов А. Д. Дейкиной и Т. М. Пахновой представлена система упражнений, обеспечивающая совершенствование умений адекватного восприятия текстов различных стилей речи и создания собственных текстов различных жанров, в том числе текстов сочинений. Особым достоинством этого учебника являются образцовые тексты и текстовые фрагменты, предлагаемые для анализа.

В учебнике для 10 класса Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, ЛЮ. Комисаровой, З. И. Курцевой, О. В. Чиндиловой содержатся теоретические сведения о тексте как объекте лингвистического исследования и продукте речевой деятельности, о его смысловых и структурных единицах; о языковых способах и средствах организации текста; об особенностях речевого общения в устной и письменной форме, а также упражнения, направленные на формирование и совершенствование коммуникативных умений на основе данных теоретических сведений.

У современного учителя есть возможность выбрать учебник, учебное пособие или их комплекс, рабочие тетради, методику и технологию, обеспечивающие эффективный процесс обучения русскому языку в старших классах, процесс становления и совершенствования ведущих компетенций языковой личности выпускника. Формой же проверки эффективности обучения является единый государственный экзамен, именно формой, а не целью.

стр. 50


Похожие публикации:



Цитирование документа:

Т. Н. Сокольницкая, ЕГЭ и обучение русскому языку в старших классах // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205322870&archive=1205324210 (дата обращения: 20.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии