Урок мировой художественной культуры

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© А. И. Княжицкий

Сопоставление, сопоставление и еще раз сопоставление

В основе курса МХК, в основе каждого урока по этому курсу - сопоставление учебного материала по разным направлениям. Именно сопоставление материала лежит в основе организации материала, методических основ курса, каждого его звена. Сравнение различных компонентов, выделение этих компонентов по различным направлениям, взгляд на них под разными углами зрения - отличительная черта методики преподавания мировой художественной культуры. Что же конкретно это означает? Что и как сопоставляется?

Первое - сопоставляется - так было и так стало. Выясняется направление эво-


--------------------------------------------------------------------------------

Окончание. Начало в N 6.



стр. 86


--------------------------------------------------------------------------------

люции, живое движение традиции. Непрерывность, возможность мыслить традицией, творить в русле определенной традиции, самому становиться частью традиции, прорастать в будущее своим творчеством, развитием традиции - это и есть история мировой художественной культуры. Причем, говоря о факторах, обусловивших ту или иную тенденцию движения, мы говорим о других разделах истории, иногда достаточно далеких от художественной культуры.

Такие вопросы, как "Что вы видите здесь общего и чем отличаются друг от друга эти колонны (фронтоны, лестницы, здания, полотенца, мелодии, музыкальные инструменты, вазы и так далее, и так далее)" - постоянно повторяются из урока в урок, из года в год. При этом нужно постоянно обращать внимание на самое характерное, на то, что бесспорно остается в сознании, памяти поколений, отдельного человека как высшее воплощение духа культуры народа, как визитная карточка культуры: русская культура - икона, китайская культура - пагода, древнегреческая культура - мраморная статуя... Да, конечно, нелепо было бы сводить великую в своем разнообразии русскую культуру только к иконе, но именно русская иконопись - главный вклад русской культуры в мировую культуру. Так и с другими аналогичными примерами. И размышляя над Троицей Андрея Рублева, мы сопоставляем ее с византийской иконой и с русской иконой XX века, но она остается непревзойденным шедевром в истории иконописи.

Второе - это сопоставление общего и различного у нас - в нашей, отечественной культуре и у них - в культуре мировой: в народных песнях, в облике городов, в трапезе и так далее, и так далее.

Третье - сопоставление того, как в разных областях художественной культуры происходят одни и те же процессы, что общего и в чем различия в произведениях разных искусств, в явлениях разных областей культуры, художественной культуры одного времени, одной эпохи. В школьной практике обнаружился достаточный опыт интегративных уроков, которые посвящены творчеству поэтов, художников, композиторов, архитекторов, режиссеров одного времени, одного направления или произведениям разных художников, посвященным одной теме, одному персонажу. Может быть, потребность в предмете МХК в школе выявилась именно благодаря таким урокам еще в шестидесятые годы. Собственно, только тогда, когда мы осмысляем, какие черты времени, какие настроения, какие концепции мира и человека легли в основу произведений разных искусств, воплотились в них, мы можем говорить о возможности постижения целостного образа времени, о возможности постижения в эпоху.

Мне кажется, здесь говорится о трех китах, на которых держится или может держаться методика школьного предмета "Мировая художественная культура": временное основание (раньше - позже), пространственное (у нас и них) и художественное (в разных искусствах, в разных областях художественной культуры). В этих координатах живет и действует на уроках МХК ученик. Что я здесь вижу, что я слышу, как я это понимаю - пронизывает все движение курса.

Уроки мировой художественной культуры никогда не заменят уроки музыки и изобразительного искусства

Уроки изобразительного искусства и музыки - уроки творчества. Уроки МХК - это уроки медленного рассматривания произведений изобразительного искусства, уроки музыки - это уроки вдумчивого слушания музыкальных произведений. Поэтому при всей разности целей подмена одного другим в учебном плане попросту невозможна. Если на уроках литературы художественное произведение истолковывается суверенно и в литературном контексте, то на уроках МХК уже известное литературное произведение истолковывается в широком контексте произведений других искусств.

Известно, что курс литературы в 5 - 8-х классах строится не на историческом, а на тематическом, жанрово-тематическом

стр. 87


--------------------------------------------------------------------------------

или вообще без всякого принципа. Именно благодаря курсу МХК циклы гуманитарных и эстетических предметов проникаются историческим осмыслением, становятся настоящим путешествием в эпоху. Это тем более важно, что курс МХК, расширяя один из разделов курса истории и следуя вслед за ним, строится по хронологическому принципу и во многом поддерживает этот курс.

Мировая художественная культура и методика ее преподавания неисчерпаемы.

Новый круг интереса к школьному предмету "Мировая художественная культура" обусловлен не столько имеющимися успехами его преподавания, сколько духовными, культурными потребностями нашего современника, современного общества. Невероятное расширение технических возможностей на фоне растерянности перед нерешенностью, нерешаемостью вечных проблем бытия усиливает впечатление обессмысливания жизни человека и человечества. Принадлежность к культуре может помочь найти решение противоречий между пугающим противостоянием целей и средств существования. Значимость культуры для формирования сознания школьника, для формирования общественного сознания сегодня делает МХК предметом предметов.

Именно поэтому эффективность методики преподавания мировой художественной культуры выдвигается на первый план в работе учителей-гуманитариев. Я попытался наметить те основания, без которых невозможно, на мой взгляд, решение конкретных частных задач обучения. Но, разумеется, типы и жанры уроков, внеурочной и проектной деятельности здесь поистине безграничны. Это определяется разнообразием культурного материала, разнообразием форм его освоения, разнообразием вкусов, пристрастий, увлечений наших детей.

Трудно, думается, найти другой такой случай, когда судьба школьного предмета в большей степени зависела бы от нас с вами - от школьных учителей, от нашего педагогического сообщества. И одновременно трудно найти другой такой случай, когда судьба общества в большей мере зависела бы от наличия и состояния школьного предмета, его места в школьном расписании.

Будем надеяться на то, что даже тот, кто мало что принимает близко к сердцу, эту простую мысль воспримет как относящуюся лично к нему. Воспримет и сделает так, чтобы уроки МХК были никак не реже двух раз в неделю и обязательно с 5-го класса, чтобы издавались учебники, пособия, методички, чтобы на деле, а не по удостоверению повышалась квалификация учителя, чтобы мировая художественная культура стала не только предметом, но и образом жизни. Не только в школе, но для каждого на всю жизнь.

стр. 88


Похожие публикации:



Цитирование документа:

А. И. Княжицкий, Урок мировой художественной культуры // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 12 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205322392&archive=1205324210 (дата обращения: 25.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии